Управляющие процессы
Процесс обучения математике
Каждый из выделенных процессов декомпозируется на сеть микропроцессов, который, в свою очередь, может быть подвергнут декомпозиции. Например, процесс обучения теории включает в себя обучение математическим понятиям, обучение математическим предложениям, обучение математическим методам и др.
В каждом из процессов особый интерес представляют такие характеристики, как результативность, эффективность и гибкость. Результативность - это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Результативность процесса: определяется тем, достигается цель процесса или нет; показывает, насколько результаты процесса соответствуют потребностям и ожиданиям потребителей. Эффективность - это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Эффективность определяется через затраты времени и ресурсов, которые должны быть минимальны. Гибкость процесса - это при-спосабливаемость к изменениям условий за счёт внешних и внутренних причин. Гибкость выражается в способности про-
Библиографический список
Процессы обеспечения
Рис. 2. Сеть основных процессов обучения математике
цесса узнавать об изменениях внешних условий и быстро реагировать на изменения, при этом подвергая перестройке, не снижающей результативности и эффективности.
Чёткое выделение и осуществление процессов позволяет сформировать подходы к их мониторингу и измерению. В ходе мониторинга происходит постоянное наблюдение за отдельным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Анализ классификации используемых в квалиметрии методов позволяет выделить такие методы, которые могут применяться для измерения и оценивания процессов обучения: измерительный, регистрационный, расчётный, экспертный.
Следует заметить, что предлагаемый подход не предполагает радикального изменения путей осуществления обучения, а призван способствовать единству взгляда на различные компоненты этого процесса. Для практики обучения такой подход имеет существенное значение, поскольку позволяет встроить процесс обучения в создаваемые образовательными учреждениями системы менеджмента качества.
1. Закон Российской федерации «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3.
2. Литтл, А. Новое в оценке образовательных результатов : международный аспект / А. Литтл, М.Э. Локхед, В. Чайнапа и др.; под. ред. А. Литтл, Э. Вулф. - М.: Просвещение, 2007.
3. О’Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О’ Коннор, И. Макдермотт; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
Статья поступила в редакцию 25.01.2010
УДК 371
В.В. Печатное, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,
E-mail: pvv@uni-altai. ru
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В работе изложены особенности проектирования, разработки и использования информационно-образовательной системы мониторинга качества образования на основе предложенной автором информационной модели качества обученности выпускников общеобразовательной школы.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, информационная система, информационнообразовательная система, мониторинг, качество обученности.
Во втором Послании Федеральному собранию 12 ноября ние 2010 года, а он объявлен Годом учителя, мы, во-первых, 2009 года президент России Д. Медведев заявил, что «В тече- разработаем и введем новые требования к качеству образова-
ния» [1]. Сегодня под качеством образования понимают качественные изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершению определенного этапа [2]. Понятие «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания [3, с. 20].
Пересмотр требований к качеству образования происходит не случайно, так как оценка качества образования в средних общеобразовательных учреждениях происходит достаточно узко - с помощью мониторинговых исследований по отдельным предметам, а в 11 классе с помощью единого государственного экзамена и базовых итоговых экзаменов [4, с. 68-69]. Президент России Д. Медведев сообщил, что в будущем будет введен мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенции и способностей, таким образом, список документов, показывающий достижения ученика, будет расширен, что позволит более широко диагностировать качество обученности учащихся и выявлять критерии, обеспечивающие рост качества образования.
Касаясь понятия управления качеством образования, заметим, что оно рассматривается в научной литературе в различных контекстах. Например, в тезисах всероссийской научно-методической конференции В.И. Байденко,
Н.А. Селезнева, А.И. Субетто [5] рассматривают понятие управления качеством образования в широком и узком смысле: в широком смысле определяют данное понятие отношением соответствия законодательной и нормативной базы в области образования, социального института образования, образовательных систем и социальных норм качества императивам и логике общественного развития в социоприродном, национально-этническом, социально-экономическом и других измерениях; в узком смысле - управление качеством подготовки обучаемых (управление качеством обучения). В нашей статье понятие управление качеством образования мы будем рас-
сматривать в контексте управления качеством подготовки обучаемых путем описания особенностей проектирования, разработки и использования информационно-образовательной системы мониторинга качества образования.
В соответствии с законодательством РФ [6] информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационная система, спроектированная для нужд управления образованием, определяется нами как информационно-образовательная система.
В работе С.Д. Каракозова, В.М. Лопаткина определено понятие информационной системы управления образованием как «комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей руководителей образования» [7]. В нашей работе, придерживаясь подхода С. Д. Каракозова, В.М. Лопаткина, в основу проектирования информационно-образовательной системы мониторинга качества образования была положена разработанная нами информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы (см. рис. 1). Говоря о качестве обученности, отметим, что в данной статье будем придерживаться определения «обученности», приведенного в Педагогическом энциклопедическом словаре [8, с. 175], и понимать под обученностью систему знаний, умений и навыков, соответствующую ожидаемому результату обучения. Определяющими параметрами обученности являются образовательные стандарты, на основании которых происходит обучение в образовательных учреждениях. Таким образом, само понятие качество обученности мы определили как уровень усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, указанными в государственных образовательных стандартах.
Рис.1. Информационная модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы
Первые попытки проектирования информационнообразовательной системы мониторинга качества образования описаны в работе К.В. Головишникова, В.В. Печатнова [9]. Ниже мы остановимся на особенностях разработки и использования информационно-образовательной системы мониторинга качества образования в настоящее время.
При разработке информационно-образовательной системы для обеспечения информационного наполнения была использована схема, предполагающая организацию кустовых межрайонных пунктов первичной обработки информации. Данная схема сбора и обработки информации является многоуровневой. На каждом из уровней, располагается ряд центров, отвечающих, во-первых, за получение информации от ниже-
стоящих центров и ее объединение, во-вторых, за подготовку ции в вышестоящую организацию. Схема, используемая в своей части информации и, в-третьих, за передачу информа- Алтайском крае, представлена на рисунке 2.
e-mail,
дискета
ОУ
МОУО
л
ОУ
ОУ
ОУ
МОУО
/■ л
ОУ
e-mail,
дискета
ОУ
МОУО
л
ОУ
ОУ
Рис. 2. Схема сбора информации на этапе подготовки к ЕГЭ
Следует отметить, что каждый из указанных центров отвечает за подготовку информации в закрепленных за ним нижестоящих центрах:
1. Уровень РЦОИ (региональный центр обработки информации).
2. Уровень ППОИ (межрайонный первичный пункт обработки информации).
3. Уровень МОУО (муниципальный орган управления образованием).
4. Уровень ОУ (образовательное учреждение).
Разработка информационно-образовательной системы
основывалась на следующих принципах:
• сервисы информационно-образовательной системы различной функциональной направленности должны быть
• отдельные блоки информационно-образовательной системы должны быть максимально независимыми друг от друга;
• поток информации между региональным центром обработки информации и организаторами единого государственного экзамена должен быть минимизирован;
• на уровне регионального центра обработки информации и на уровне организаторов должно использоваться одинаковое программное обеспечение.
С учетом вышеуказанных принципов были выделены уровни реализации информационно-образовательной системы мониторинга качества образования (см. рис. 3).
____ Internet
Федеральная БД
Рис. 3. Схема направления потоков информации в информационно-образовательной системе мониторинга качества образования
15З
Из рисунка 3 видно, что информационно-образовательная система имеет два уровня реализации:
• региональный, назначением которого является обеспечение деятельности регионального центра обработки информации и подготовки статистических материалов;
• пользовательский, назначение которого состоит в обеспечении деятельности организаторов единого государственного экзамена на уровне образовательных учреждений и органов управления образованием, а также составление рабочих отчетов для образовательных учреждений и органов управления образованием.
Региональный уровень информационно-образовательной системы реализуется в виде цепи взаимодействующих блоков, центральным звеном которой является региональная электронная база данных. Как уже отмечалось, в региональной базе данных хранится информация, соответствующая федеральным требованиям к формату обмена информацией на этапах подготовки, проведения и анализа результатов единого государственного экзамена, а также информация, соответствующая требованиям регионального и муниципальных органов управления образованием. В базе собираются сведения об административно-территориальных единицах, органах управления образованием, образовательных учреждениях, учителях, учебниках, учащихся, результатах единого государственного экзамена. При этом федеральный формат представления данных по образовательным учреждениям и учащимся расширен в связи с требованиями регионального и муниципальных органов управления образованием. Также дополнительно включены данные по учителям в соответствии с функциональными задачами по мониторингу состояния системы образования в регионе. Региональная база данных работает под управлением СУБД ПгеВЫ 2.1.
Для управления информацией, хранимой в базе данных, использована станция администратора. Основными функциональными возможностями станции администрирования являются:
• импорт информации в базу данных, получаемой от органов управления образованием и образовательных учреждений;
• экспорт информации в федеральном формате для передачи в федеральную базу данных;
• экспорт информации для передачи в органы управления образованием и образовательные учреждения;
• определение уровней доступа к базе данных для групп пользователей;
• ведение справочников по административнотерриториальным единицам, органам управления образованием, образовательным учреждениям, пунктам проведения экзамена, учителям, учащимся и др.;
• создание рабочих отчетов для образовательных учреждений и органов управления образованием.
Станция администрирования позволяет подключаться к базе данных группам пользователей с различным уровнем доступа, для ведения соответствующих справочников. Механизм разграничения прав реализован на двух уровнях:
• на уровне клиентского программного обеспечения, ограничением доступа отдельных групп пользователей к запрещенным справочникам (интерфейс программы автоматически настраивает на работу только с разрешенными справочниками);
• на уровне базы данных, разграничением прав доступа к различным операциям (добавление, удаление, изменение информации, выполнение прикладных процедур и функций обработки информации).
Станция администрирования реализована в среде программирования Бе1рЫ 7.0 и может использоваться на компьютерах, работающих под управлением операционной системы 9х/ЫТ/2000/ХР/У1!з1а.
Блок оперативного информирования предназначен для информирования организаторов единого государственного
экзамена об информационном наполнении базы данных. Основная задача данного блока - мониторинг поступления информации в подготовительный период единого государственного экзамена. Данный блок представляет собой раздел Web-сервера Apache, использующий технологию построения динамических web-страниц с использованием скриптов языка-интерпретатора PHP 4.0.
Для создания статистических отчетов на основе информации, хранимой в базе данных, использует генератор отчетов. Данный модуль реализован в среде программирования Delphi 7.0 и может работать под управлением операционной системы Windows 9x/NT/2000/XP/Vista. Модуль использует для создания двух групп отчетов:
1. Отчеты по результатам единого государственного экзамена для органов управления образованием и учащихся.
2. Отчеты о состоянии системы образования в регионе.
Основные отчеты первой группы:
• протокол результатов единого государственного экзамена для образовательных учреждений;
• протокол результатов единого государственного экзамена для регионального органа управления образованием;
• средний балл по образовательному учреждению, административно-территориальной единице и региону в целом;
• протокол результатов по учащимся, претендующим на получение золотых или серебряных медалей;
• протокол выполнения отдельных заданий контрольно-измерительных материалов и др.
Основные отчеты второй группы:
• образовательные учреждения, являющиеся основными поставщиками педагогических кадров;
• возрастной контингент учителей;
• оснащенность образовательного учреждения компьютерной техникой;
• количественный состав учителей различных категорий;
• кадровое обеспечение системы образования региона
и др.
Отчеты первой группы размещаются на электронной доске отчетов, откуда могут быть получены организаторами единого государственного экзамена по каналам сети Internet. Электронная доска представляет собой закрытый раздел web-сервера регионального центра обработки информации единого государственного экзамена Алтайского края, имеющий несколько уровней доступа:
• доступ для пунктов первичной обработки информации единого государственного экзамена;
• доступ для муниципальных органов управления образованием;
• доступ для учащихся.
В реализации электронной доски отчетов используется технология создания динамических web-страниц с использованием скриптов языка-интерпретатора PHP 4.0. В связи со спецификой данного блока и необходимостью интеграции его с региональной базой данных был разработан свой механизм аутентификации и определения уровня доступа к содержимому электронной доски отчетов.
Пользовательский уровень информационно-
образовательной системы представляет собой локальную копию региональной базы данных, информационный состав которой ограничен в зависимости от уровня использования базы данных. Так, например, в базе данных муниципального органа управления образованием аккумулирует информация об учителях и учащихся всей административной единицы, на территории которой расположен орган управления образованием. А в базу данных образовательного учреждения собирается информация об учителях и учащихся только данного образовательного учреждения. В качестве клиентского программного обеспечения, используемого для администрирования и ведения локальной базы данных, выступает копия программного обеспечения станции администратора региональ-
ной базы данных. В образовательные учреждения и муниципальные органы управления образованием программное обеспечение администратора поставляется вместе с пакетом шаблонов рабочих отчетов, подготовленных в соответствии с требованиями органов управления образованием. При этом набор отчетов может быть расширен без изменения основного программного обеспечения.
В образовательных учреждениях и органах управления образованием локальная база данных и программное обеспечение доступа к базе данных поставляется в виде общего установочного дистрибутива. Установочный дистрибутив позволяет произвести установку программного обеспечения для пользователей разного уровня. При первом запуске станции администратора производится настройка параметров работы системы.
На станции администрирования реализована функция автоматического распределения учащихся по местам в аудиториях пункта проведения экзамена. Распределение производится в соответствии со схемой приписки образовательных
учреждений к пунктам проведения экзамена, формируемой на подготовительном этапе единого государственного экзамена. Информационно-образовательная система предполагает производить распределение учащихся децентрализовано на уровне муниципальных органов управления образованием, без участия регионального центра обработки информации. Алгоритм распределения составлен в соответствии с требованиями нормативных документов по единому государственному экзамену.
В заключении отметим, что разработанная информационно-образовательная система мониторинга качества образования может осуществлять сбор данных более широко путем включения в информационную модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы дополнительных параметров, что позволит более подробно производить оценку качества обученности выпускников, и тем самым будет способствовать более эффективному управлению качеством образования.
Библиографический список
1. Текст Послания Президента Российской Федерации. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.smi.ru /09/11/12/909694117.Йш1
2. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф. Талызина [и др.] - Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1987.
3. Управление качеством образования: монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
4. Заявка на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (Алтайский край). - Барнаул, 2007.
5. Байденко, В. И. Национальная система оценки качества образования в России: основные направления и проблемы создания / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто // Качество образования: концепции, проблемы качества, управление : тезисы всероссийской научнометодической конференции / под общ. ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 1998.
6. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. - 2003. - № 5.
7. Каракозов, С.Д. Педагогическое проектиование информационных систем управления образованием / С.Д. Каракозов, В.М. Лопаткин // Пол-зуновский вестник. - 2005. - № 1.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
9. Головишников, К. В. Региональная информационная система обеспечения единого государственного экзамена как первый этап внедрения системы мониторинга качества образования / К.В. Головишников, В.В. Печатнов // Вестник БГПУ. - 2004. - Вып. 4.
Статья поступила в редакцию 25.01.10
УДК 159.928.23
А.В. Маркер, аспирантка САПЭУ, г. Иркутск, E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
В статье раскрываются основные аспекты изучения мотивационной сферы подростков с математическими способностями. При этом, автор характеризует как учебные, так и широкие социальные мотивы данной категории школьников. Материал, приведенный в статье, является базой, необходимой для дальнейшего этапа эмпирического исследования и тренинговой работы.
Ключевые слова: подростки с математическими способностями, учебные мотивы, широкие социальные мотивы.
Исследование мотивационной сферы подростков с математическими способностями проводилось на базе учебного заведения классического типа - МОУ СОШ №10 г. Ангарска Иркутской обл. Особенность ее специфики: углубленное изучение математики в профильных классах, с 5-го по 11-й класс. Эмпирическую выборку составили 125 школьников математических профильных классов в возрасте от 11 до 16 лет.
Параметрами диагностики мотивационной сферы являлись: мотивы, связанные с содержанием учения (интенсивность познавательной потребности, побуждение к узнаванию новых фактов, расширение кругозора и т.д.); мотивы, связанные с процессом учения (направленность на получение знаний, учебная направленность, побуждение к проявлению интеллектуальной активности и т.д.); мотивы общения, уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности.
В диагностический комплекс, составленный для исследования особенностей мотивационной сферы подростков профильных математических классов вошли 4 тестовые методики: методика «Познавательная потребность» (В.С. Юрке-вич), тест - опросник направленности учебной мотивации [1],
методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников [2], методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н. Казанцева), методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюко-ва).
Тест-опросник направленности учебной мотивации, разработанный Т.Д. Дубовицкой, предназначался для исследования направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности школьников при изучении ряда учебных предметов. Анализируя результаты, необходимо учитывать, что низкий уровень внутренней мотивации находится в переделах от 0 б. до 5 б., средний уровень внутренней мотивации от 6 до 14 баллов, высокий уровень внутренней мотивации от 15 до 20 баллов.
Подростки с математическими способностями анализировали школьные предметы естественного (биология), гуманитарного (русский язык, литература), математического профиля (математика, алгебра, начертательная геометрия).
На рисунке 1 приведены средние показатели по классам, демонстрирующие уровень внутренней мотивации к предме-