ной базы данных. В образовательные учреждения и муниципальные органы управления образованием программное обеспечение администратора поставляется вместе с пакетом шаблонов рабочих отчетов, подготовленных в соответствии с требованиями органов управления образованием. При этом набор отчетов может быть расширен без изменения основного программного обеспечения.
В образовательных учреждениях и органах управления образованием локальная база данных и программное обеспечение доступа к базе данных поставляется в виде общего установочного дистрибутива. Установочный дистрибутив позволяет произвести установку программного обеспечения для пользователей разного уровня. При первом запуске станции администратора производится настройка параметров работы системы.
На станции администрирования реализована функция автоматического распределения учащихся по местам в аудиториях пункта проведения экзамена. Распределение производится в соответствии со схемой приписки образовательных
учреждений к пунктам проведения экзамена, формируемой на подготовительном этапе единого государственного экзамена. Информационно-образовательная система предполагает производить распределение учащихся децентрализовано на уровне муниципальных органов управления образованием, без участия регионального центра обработки информации. Алгоритм распределения составлен в соответствии с требованиями нормативных документов по единому государственному экзамену.
В заключении отметим, что разработанная информационно-образовательная система мониторинга качества образования может осуществлять сбор данных более широко путем включения в информационную модель качества обученности выпускников общеобразовательной школы дополнительных параметров, что позволит более подробно производить оценку качества обученности выпускников, и тем самым будет способствовать более эффективному управлению качеством образования.
Библиографический список
1. Текст Послания Президента Российской Федерации. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.smi.ru /09/11/12/909694117.Йт1
2. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф. Талызина [и др.] - Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1987.
3. Управление качеством образования: монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
4. Заявка на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (Алтайский край). - Барнаул, 2007.
5. Байденко, В. И. Национальная система оценки качества образования в России: основные направления и проблемы создания / В.И. Байденко,
Н.А. Селезнева, А.И. Субетто // Качество образования: концепции, проблемы качества, управление : тезисы всероссийской научнометодической конференции / под общ. ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 1998.
6. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. - 2003. - № 5.
7. Каракозов, С.Д. Педагогическое проектиование информационных систем управления образованием / С.Д. Каракозов, В.М. Лопаткин // Пол-зуновский вестник. - 2005. - № 1.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
9. Головишников, К. В. Региональная информационная система обеспечения единого государственного экзамена как первый этап внедрения системы мониторинга качества образования / К.В. Головишников, В.В. Печатнов // Вестник БГПУ. - 2004. - Вып. 4.
Статья поступила в редакцию 25.01.10
УДК 159.928.23
А.В. Маркер, аспирантка САПЭУ, г. Иркутск, E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
В статье раскрываются основные аспекты изучения мотивационной сферы подростков с математическими способностями. При этом, автор характеризует как учебные, так и широкие социальные мотивы данной категории школьников. Материал, приведенный в статье, является базой, необходимой для дальнейшего этапа эмпирического исследования и тренинговой работы.
Ключевые слова: подростки с математическими способностями, учебные мотивы, широкие социальные мотивы.
Исследование мотивационной сферы подростков с математическими способностями проводилось на базе учебного заведения классического типа - МОУ СОШ №10 г. Ангарска Иркутской обл. Особенность ее специфики: углубленное изучение математики в профильных классах, с 5-го по 11-й класс. Эмпирическую выборку составили 125 школьников математических профильных классов в возрасте от 11 до 16 лет.
Параметрами диагностики мотивационной сферы являлись: мотивы, связанные с содержанием учения (интенсивность познавательной потребности, побуждение к узнаванию новых фактов, расширение кругозора и т.д.); мотивы, связанные с процессом учения (направленность на получение знаний, учебная направленность, побуждение к проявлению интеллектуальной активности и т.д.); мотивы общения, уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности.
В диагностический комплекс, составленный для исследования особенностей мотивационной сферы подростков профильных математических классов вошли 4 тестовые методики: методика «Познавательная потребность» (В.С. Юрке-вич), тест - опросник направленности учебной мотивации [1],
методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников [2], методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н. Казанцева), методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюко-ва).
Тест-опросник направленности учебной мотивации, разработанный Т.Д. Дубовицкой, предназначался для исследования направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности школьников при изучении ряда учебных предметов. Анализируя результаты, необходимо учитывать, что низкий уровень внутренней мотивации находится в переделах от 0 б. до 5 б., средний уровень внутренней мотивации от 6 до 14 баллов, высокий уровень внутренней мотивации от 15 до 20 баллов.
Подростки с математическими способностями анализировали школьные предметы естественного (биология), гуманитарного (русский язык, литература), математического профиля (математика, алгебра, начертательная геометрия).
На рисунке 1 приведены средние показатели по классам, демонстрирующие уровень внутренней мотивации к предме-
там различного профиля. Видно, что внутренняя мотивация к предметам математического профиля находится на близком к высоким показателям уровне и сохраняется в течение всего процесса обучения. Однако, внутренняя мотивация к предме-
там гуманитарного и естественнонаучного профилей носит нестойкий характер, меняется в процессе обучения, и, как правило, находится у учащихся профильных математических классов на среднем уровне.
Ъ\
[Ъ
Ё1Е
□ Показатели внутренней мотивации к учебным предметам математического профиля
□ Показатели внутренней мотивации к учебным предметам
гуманитарного профиля
□ Показатели внутренней
8 9
6
7
10
11
Рис. 1. Уровень направленности и развития внутренней мотивации подростков с математическими способностями
Учащимся профильных математических классов в процессе диагностического исследования также предлагалось отследить любимые и нелюбимые предметы, выделить причины отнесения их в данные категории, и продумать ответы на вопрос: «Для чего необходимо учиться?».
К числу любимых предметов большинство школьников отнесли математику, информатику, физику, геометрию и т.д., что соотносится с характером способностей. Лишь небольшое количество в качестве предпочитаемых предметов предпочли выделить русский язык и литературу. Выяснилось, что эта категория школьников с математическими способностями использует возможности дополнительного образования - дети занимаются в драматических кружках, творческих вокальных коллективах, а следовательно знание основных классических произведений и грамотное владение русским языком необходимо для их творческой деятельности.
Анализ причин выбора школьниками учебных дисциплин позволил получить следующие наиболее популярные ответы: «предмет интересен», «легко усваивается», «необходим для будущей работы и для поступления в ВУЗ».
Если анализировать отношение к нелюбимым предметам, то в качестве основных причин можно выделить следующие: «предмет незанимательный», «предмет неинтересен», «предмет не приносит удовольствия при его изучении», «имеются проблемы с учителем». Таким образом, у большинства учащихся отношение к предмету формируется с позиций взаимоотношений с учителем, при наличии интереса к изучаемой дисциплине и «нужности» предмета для собственного будущего.
В свою очередь, анализируя школьную мотивацию учащихся можно сделать вывод о том, что ведущими мотивами, не зависимо от возраста подростков с математическими способностями, являются мотивы осознание социальной необходимости обучения в школе и мотивы общения. Осознание социальной необходимости показывает выраженное стремление школьников быть образованными. Они учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учебы для собственного успешного будущего. При этом, следует отметить, постепенное развитие данного мотива. Так, к моменту обучения в 11-ом классе показатели мотива осознания социальной необходимости обучения в школе возрастают.
Мотив достижения показывает выраженность желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного. Подростки профильных математических классов учатся, желая доказать, что способны на многое. Следует отметить, что наиболее высокие показатели демонстрируют учащиеся 8-ого, 9ого, 10-ого классов. Вероятно, это связано с формированием самоопределения. Так, Л.И. Божович считала, что переходный подростковый период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое обозначают термином «самоопределение». Самоопределившийся человек имеет относительно устойчивую систему ценностей, знает чего хочет, и более или менее представляет, как этого добиться. Таким
образом, старшеклассники, определяя для себя профессиональную перспективу, выстраивая собственную иерархию жизненных ценностей, ставят мотив достижения на одно из ведущих мест.
Познавательный интерес у испытуемых не выражен. Можно даже говорить о спаде познавательного интереса к моменту обучения в старших классах. Невыраженный интерес вероятно можно объяснить четким определением круга изучаемых предметов. При этом подача материала учащимся достаточно интенсивна и сопровождается разнообразными формами самостоятельной работы, а это, в свою очередь, может снижать стремление познавать новую дополнительную информацию. Следует отметить, что результаты данной шкалы пересекаются с данными методики «Познавательная потребность» (В.С. Юркевич). В данном случае большинство учащихся демонстрировало умеренную познавательную потребность.
Стоит отметить, что мотив социального одобрения весьма значим для школьников среднего звена. Авторитет семьи начинает ослабевать к началу обучения в 10-м классе, что обусловлено особенностями взросления. Эти данные пересекаются с показателями по шкале «Боязнь наказания со стороны семьи и школы». Школьники среднего звена подчеркивают то, что посещение школы и учеба обусловлены влиянием педагогов и родителей, тогда как учащиеся 10-ого и 11-ого класса демонстрируют низкие показатели по данной шкале.
Таким образом, ведущими мотивами подростков с математическими способностями являются мотивы осознания социальной необходимости и мотивы общения. Мотив одобрения актуален для учащихся среднего звена. В свою очередь, внеучебная школьная мотивация не значима для учащихся, в силу характера способностей.
В целом, обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
1. Подростки с математическими способностями, практически на протяжении всего школьного обучения, демонстрируют средний уровень направленности на получение знаний, что может быть обусловлено особенностями подросткового возраста. Однако, в 10-м, 11-м классах направленность на получение знаний у учащихся профильных математических классов возрастает.
2. Ведущими мотивами на протяжении всего процесса обучения у подростков с математическими способностями остаются: осознание социальной необходимости обучения в школе, мотив самореализации, мотив общения.
3. Мотивация достижения у подростков с математическими способностями имеет позитивную динамику. При переходе из класса в класс большинство подростков отдают предпочтение достижениям в учебной деятельности. К моменту обучения в 11-ом классе мотивация достижения достигает наиболее высокого уровня развития. При этом, мотивы, связанные с содержанием и процессом учения начинают прояв-
ляться уже в младшем подростковом возрасте и остаются ведущими на протяжении всего школьного обучения.
4. Школьная мотивация, обусловленная престижностью учебы в классе и семье, и мотивация, обусловленная социальным одобрением, снижается у учащихся профильных математических классов по мере перехода из класса в класс.
5. Высокий уровень внутренней мотивации учебной деятельности подростки не демонстрируют. Однако, высокие показатели внутренней мотивации выявлены к дисциплинам математического профиля (математика, начертательная геометрия), что обусловлено характером способностей. Библиографический список
6. У учащихся математических классов мотивы самосовершенствования и самоопределения начинают формироваться в младшем подростковом возрасте. Возможно, это обусловлено наличием высокого уровня произвольности и целеустремленности, что в дальнейшем позволяет также детям развить чувство взрослости и уверенности в себе.
Перспективой данного исследования будет дальнейшее эмпирическое изучение мотивов и потребностей подростков, обучающихся по традиционной школьной программе, с целью выявления особенностей мотивационной сферы школьников с математическими способностями.
1. Дубовицкая, ТД К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. -2005. - №1.
2. Лепешова, Е. Методика диагностики типа школьной мотивации // Школьный психолог. - 2007. - №9.
Статья поступила в редакцию 28.01.10
УДК 37.01
Е.А. Елизова, преп. КГУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected] УРОК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ
В статье исследуется проблема понимания сущности урока как педагогического текста. На основе герменевтического подхода автор выделяет коммуникативно-риторическую ситуацию - «единицу» анализа урока; раскрывает архитектоническое строение коммуникативно-риторической ситуации; выявляет условия континуальности урока как педагогического текста.
Ключевые слова: герменевтика, текст, урок, педагогический текст, диалог, дискурс, коммуникация, коммуникативнориторическая ситуация.
Науке о понимании много лет. Это - герменевтика. Обзор работ за последние одиннадцать лет в области герменевтики отечественного образования показал, что значительный вклад в развитие этой науки сделали И.И. Сулима, М.М. Ару-тюнян, А.Ф. Закирова, Н.Г. Фролова и др. Для более глубокого понимания термина «герменевтика» воспользуемся методом компонентного анализа слова, направленного на понимание его смысла, представленного в работе Н.Г. Фроловой [1]. С помощью данного метода автор разбивает слово на минимальные семантические единицы. В слове герменевтика их три: «herm» - вход, выход; «еп» - закрытый, скрытый, находящийся внутри, в пределах чего-либо; «eu» - благо, хорошо, добро, правильно. Автор трактует термин герменевтика как «раскрытие (прояснение) ранее сокрытого» [1, с. 8]. Герменевтика - это наука о прочтении, понимании и интерпретации текстов. Причем, понятие текста в контексте данной статьи рассматривается не столько в лингвистическом аспекте, сколько в онтологическом, бытийном измерении.
В современной науке проблема понимания изучается, в основном, в философском и психологическом аспекте. Однако имеются обоснованные доказательства важности герменевтического метода исследования для педагогики. В своем предназначении педагогическая герменевтика призвана преодолеть противоречие между объективностью и субъективностью в образовании, предметностью и надпредметной (метапредмет-ной), составляющей в обучении и воспитании через понимание этих явлений.
В педагогике феномен понимания возникает в непосредственной связи с познанием и общением. Предметом понимания является момент связи значения и смысла, единство образа и понятия, приводящее к появлению образа, обогащенного мыслью. Сегодня наука о понимании - герменевтика -формируется под влиянием психологии и психолингвистики [З; 5], объединяя в единый узел психологию познания и общение через слово, язык, текст.
Понятие «текст» происходит от латинского text, texo, которое, в свою очередь, восходит к teuk - «вести», teks - «изготовлять», teik - «предначертание». Отсюда следуют смыслы слова «текст» - ткать, строить, сооружать, изготовлять, составлять, слагать, сочинять, вплетать, переплетать, сочетать. Из приведенного глагола образуется ряд значений: сплетение, строение, структура, ткань, связь, связное изложение [З, с. 173; 4, с. 279]. Выявленные значения помогают дать опреде-
ление понятию «текст». Текст - это внешняя последовательность связно изложенных знаков или образов, имеющая внутреннюю архитектоническую структуру, обладающую смыслом. И внутренняя структура, и смыслы имеют сокровенную, скрытую природу. Декодировка открытия сокрытого в тексте происходит через понимание. Благодаря сокровенной смысловой связи составные разрозненные элементы текста, языковые средства и участники коммуникации скрепляются, связываются в единое целое (ткань).
Текст, наряду с пониманием, является предметом исследования герменевтики. Предметом исследования педагогической герменевтики выступает педагогический текст, представляющий собой единство, с одной стороны, педагогических знаков, а, с другой - упорядоченное и завершенное семантическое целое. Педагогический текст, с одной стороны,-знаковая структура. А, с другой стороны, это - «знак, взятый в свете своего контекста» (А.Ф. Лосев), содержащий многообразие смысловых установок, представляющих собой семантическое поле. Имея такие признаки, педагогический текст становится культурным текстом, в его информационных пластах содержатся глубины смыслов, открывающиеся через проникновение одного сознания в другое. Любой аутентичный культурный текст при соответствующей аранжировке может стать педагогическим. Автор считает педагогический текст текстом культурным в том случае, если в нем содержится многоуровневое свернутое знание, развертывание которого приводит к декодированию (распредмечиванию) смыслов, представленных в его семантическом поле.
Рассматривая педагогический текст как культурный текст, можно сказать, что он выступает как содержательно-организу-ющее начало образовательной ситуации. Для оформления педагогического текста в этом смысле необходим конспект, план или сценарий. Другим способом явления оформленного текста выступает урок. Особенностью урочного текста является его наличие в объективной реальности в настоящее время, только в тот момент, когда он непосредственно воспринимается и автором, и участниками. Более того, он живет только в этом моменте и ради этого момента создается. Педагогические тексты задаются в качестве материала для герменевтического истолкования, а понимание в процессе истолкования - это основание для дальнейшего конструирования или коррекции педагогических текстов.