Научная статья на тему 'Особенности мотивационной сферы математически одаренных подростков'

Особенности мотивационной сферы математически одаренных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
659
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / MOTIVATION SPHERE OF PERSONALITY / ТРЕНИНГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / TRAINING EFFECT / TEEN-AGERS WITH MATHEMATICAL FACULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркер А. В.

В статье подчеркиваются актуальные проблемы психологии одаренности, раскрываются результаты исследований, посвященных изучению мотивации одаренных школьников. Автор рассматривает результаты исследования мотивационной сферы подростков с математическими способностями и школьников, обучающихся по традиционной программе общеобразовательной школы. В заключении формулирует вывод о том, что тренинговая работа по развитию мотивации дает положительные достоверные сдвиги по ряду мотивационных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the motivation sphere of personality of teen-agers with mathematical faculties

The paper is focusing on the problem of psychology of giftedness, the results of the talented teen-agers motivation research are described. The author is proposing the results of the research of the motivation sphere of personality of teen-agers with mathematical faculties compared with those who are studying in the regular secondary school program. As a conclusion some implications concerning positive slides after the training sessions with motivation are given.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной сферы математически одаренных подростков»

Литература

1. Крюкова, Т. Л. Семейные трудности в парадигме стресса и копинга [Текст] /Т. Л. Крюкова // Современная психология: состояние и перспективы / Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев.- М.: Институт психологии РАН, 2002. -Том 2.- С. 154-157.

2. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2006. - 150 с.

3. Минюрова, С.А., Тетерлева, Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства [Текст] / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева// Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 63-75.

4. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство института психотерапии, 2002. - 240 с.

5. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова //Вопросы психологии - 2001. - № 2. - С. 22-36.

Маркер А. В.

Особенности мотивационной сферы математически одаренных подростков

На первый взгляд личностные и социальные преимущества способного к различным видам деятельности ребенка обеспечивают успешность его развития. Однако на самом деле они порождают множество проблем. В рамках современной психологической науки открытыми остаются вопросы, связанные с развитием одаренных детей, формированием их личности в различных видах деятельности, возможностями дополнительного образования, которое позволяет объединять воспитание, обучение и развитие личности и т.д. Особого внимания заслуживает изучение особенностей мотивационной сферы способного ребенка и возможностей ее развития.

Роль мотивационных особенностей, а также условий социального окружения в реализации потенциала всесторонне и парциально одаренных детей была доказана в многочисленных исследованиях. Так, в мюнхенском исследовании, которое было осуществлено в Германии под руководством профессора К. А. Хеллера, высоко одаренные учащиеся продемонстрировали особенности мотивации достижений и Я-концепции, высокую стабильность мышления [2]. Т. Гьесме (0|е8ше) по показателю теста интеллекта распределил мальчиков с различными способностями на подгруппы и выявил, что только в подгруппе учеников со средними способностями преобладание мотива успеха сказывалось на учебных достижениях положительно, а преобладание мотива избегания неудачи - отрицательно. Учащиеся с высоким уровнем способностей демонстрировали средние учебные результаты, недооценивая вероятность своих успехов. Позднее Т. Гьесме установил, что мотивированные на успех юноши со средними способностями и девушки с более высокими способностями удовлетворены школой и испытывают интерес к учебе, но при иных сочетаниях мотива и способности скорее наблюдается недовольство школой

[3; 4].

В рамках нашего исследования основные задачи формулировались следующим образом: выявить характер мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, а также охарактеризовать социальные мотивы подростков с математическими

способностями: мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования, мотивы благополучия, престижные мотивы и т.д.

Исследование проводилось на базе учебного заведения классического типа - МОУ СОШ №10 г. Ангарска. Ее особенность - это углубленное изучение математики в профильных математических классах.

Комплектование профильных классов происходит на базе педагогического тестирования и успеваемости учащихся, а также с учетом когнитивных и психологических особенностей школьников, выявленных в процессе психологической диагностики. Для выявления общих интеллектуальных способностей школьников разного возраста используется методика «ШТОМ» (8-11 лет) и «ШТУР» (12-14 лет).

В эмпирическом диагностическом исследовании приняли участие школьники профильных математических классов (153 чел.) и школьники, обучающиеся по традиционной программе (153 чел.). Исследование особенностей мотивации проводилось на базе классов среднего и старшего звена, с 5-го по 11-й классы. Всего в обследовании участвовало 306 подростков в возрасте от 11 до 16 лет.

Параметрами диагностики мотивационной сферы являлись:

1) Мотивы, связанные с содержанием учения (интенсивность познавательной потребности, побуждение к узнаванию новых фактов, расширение кругозора и т.д.).

2) Мотивы, связанные с процессом учения (направленность на получение знаний, учебная направленность, побуждение к проявлению интеллектуальной активности и т. д.).

3) Мотивы общения.

4) Уровень развития внутренней мотивации.

5) Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, родителями, классом, учителем, мотивы самоопределения и самосовершенствования.

6) Узколичные мотивы: мотивы благополучия, престижные мотивы.

7) Мотивационная направленность личности (тестовые параметры: общая и творческая активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса, жизнеобеспечение и социальная полезность).

В диагностический комплекс, составленный для исследования особенностей мотивационной сферы подростков, вошли 5 тестовых методик:

- методика «Познавательная потребность» (В. С. Юркевич),

- методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (Е.П. Ильин),

- тест-опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая) [1],

- методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (Е. Лепешова),

- методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н. Казанцева),

- методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).

На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что на протяжении всего процесса обучения у подростков (не зависимо от уровня способностей) ведущими остаются следующие мотивы: осознание социальной необходимости, мотив самореализации, мотив общения. При этом у математически одаренных подростков раньше формируются мотивы самоопределения и самосовершенствования. В свою очередь, большинство школьников математических классов не считает, что получение образования является «обузой», в отличие от большинства учащихся традиционных классов. Последние, начиная с 8-ого класса, например, демонстрируют в качестве основного стимула посещения школы требования родителей и нежелание подводить класс плохой успеваемостью. Также следует отметить то, что у учащихся математических

классов мотивы самосовершенствования и самоопределения начинают формироваться уже в младшем подростковом возрасте. Возможно, это обусловлено наличием высокого уровня произвольности и целеустремленности, что в дальнейшем позволяет также детям закрепить чувство взрослости и уверенности в себе.

Направленность на получение знаний не имеет высоких показателей в двух группах испытуемых. Так, школьники, обучающиеся по традиционной программе, демонстрируют низкую направленность на получение знаний в течение всего периода обучения. В свою очередь, подростки профильных математических классов демонстрируют не низкий, а средний уровень направленности на получение знаний, что может быть обусловлено особенностями подросткового возраста. Однако в 10-м, 11-м классах направленность на получение знаний у математически одаренных подростков возрастает, в отличие от школьников, обучающихся по традиционной программе.

Мотивация достижения у подростков с математическими способностями имеет позитивную динамику. При переходе из класса в класс большинство подростков отдают предпочтение достижениям в учебной деятельности. К моменту обучения в 11-ом классе мотивация достижения достигает наиболее высокого уровня развития. При этом у математически одаренных подростков мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, начинают проявляться уже в младшем подростковом возрасте и остаются ведущими на протяжении всего школьного обучения.

Школьная мотивация, обусловленная престижностью учебы в классе и семье, и мотивация, обусловленная социальным одобрением, снижается по мере перехода из класса в класс у учащихся математических профильных классов. В свою очередь, показатели подростков, обучающихся по традиционной программе, стабильны по данным параметрам на протяжении всего периода обучения. Однако показатели внеучебной мотивации низкие в двух группах испытуемых. Высокие показатели внеучебной мотивации имеют только те учащиеся профильных классов, которые отличаются высоким уровнем творческой реализации вне школы в рамках дополнительного образования (занятия в вокальных, танцевальных, театральных студиях).

Высокий уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности в обследуемых группах подростки не демонстрируют. Однако у школьников, обучающихся по традиционной программе, показатели низкого уровня внутренней мотивации встречаются чаще, в отличие от учащихся математических классов. При этом внутренние мотивы подростки с математическими способностями демонстрируют в основном к дисциплинам математического профиля (математика, начертательная геометрия), что обусловлено их непосредственными интересами.

Широкие социальные мотивы, в категорию которых можно включить мотивы долга, ответственности, полезности, для учащихся традиционных классов являются ведущими практически на протяжении всего школьного обучения. В вою очередь, у подростков с математическими способностями рост мотивов долга и полезности происходит только при переходе из среднего звена в старшее, что возможно обусловлено длительным сосредоточением учащихся на содержательных аспектах образования и на развитии индивидуальных способностей.

Выраженность узколичных мотивов (мотивы благополучия, престижные мотивы) характерна для всех подростков независимо от уровня способностей. Так, весьма значимы мотивы благополучия, к которым можно отнести комфорт, материальное жизнеобеспечение. Однако в отличие от подростков, обучающихся по традиционной программе, математически одаренные подростки демонстрирует то, что для них весьма

значима потребность в высоком социальном статусе, потребность в реализации творческой активности, социальная полезность.

Достоверность приведенных выше различий подтверждена с помощью статистического и-критерия Манна-Уитни.

Таким образом, в результате эмпирического исследования выявлено, что мотивационная сфера математически одаренных подростков имеет свои особенности: ярко выраженный интерес к предметам математического профиля при невыраженном интересе к предметам гуманитарного и естественнонаучного профилей; средний уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности; высокая погруженность в учебную деятельность при низком интересе к дополнительным возможностям внеучебной работы. Следовательно, преобразование мотивации в процессе групповых занятий приведет к более интенсивному и гармоничному развитию как мотивационных, так и интеллектуальных и творческих компонентов личности.

Для проведения формирующего эксперимента были сформированы экспериментальные группы: учащиеся 8-ого профильного математического класса (22 чел.) и школьники 8-ого класса, обучающиеся по традиционной программе (22 чел.).

Основная цель формирующего эксперимента заключалась в развитии как внутренней мотивации, так и социальных мотивов посредством включения испытуемых в активную деятельность и решение творческих задач.

При формировании комплекса упражнений на развитие мотивации учитывались следующие положения: включение значимых мотивов в мотивационную структуру личности подростков, использование мотивационного переключения, применения механизма мотивационного обуславливания (распространения эмоционального переживания на новое содержание или на новый предмет).

В процессе отслеживания эффективности тренинговых занятий нами были выявлены изменения по ряду параметров. Следует отметить, что некоторые параметры достаточно стабильны и определяются уровнем общего личностного развития ребенка, но при этом в рамках занятий более успешно развиваются те аспекты, которые соответствуют актуальному развитию школьников.

В процессе тренинговых занятий у математически одаренных подростков были зафиксированы достоверные изменения по тестовым параметрам методики «Мотивационная направленность личности». Так, показатели общей активности (энергичная, усиленная деятельность в рамках одного, либо нескольких направлений) возрастают после тренинговых воздействий. Однако показатели творческой активности и отношение к собственному социальному статусу возросли у подростков, обучающихся по традиционной программе. В данном случае эти изменения соответствуют актуальным возможностям развития данной группы подростков, так как в подростковом возрасте творческое мышление обладает большей беглостью и гибкостью по сравнению с более младшим возрастом.

Также в процессе тренинговых занятий отмечено повышение показателей внутренней мотивации к учебным предметам в обеих группах подростков. У подростков с математическими способностями возрастает внутренняя мотивация к предметам естественнонаучного и математического профилей. В свою очередь, у школьников, обучающихся по традиционной программе, возрастают показатели внутренней мотивации к математике, биологии и химии.

После тренингового воздействия в двух группах испытуемых возрастают мотивы самоопределения и самосовершенствования, то есть подростки начинают осознавать

значение знаний для получения будущей профессии и желают получить развитие определенных навыков в процессе обучения. Также для школьников, обучающихся по традиционной программе, значимыми становятся мотивы, связанные с содержанием и процессом учения. Подростки начинают осознавать процесс обучения той базой, которая необходима для расширения кругозора и повышения общей эрудиции.

Таким образом, мотивационная сфера подростков развивается в ходе тренинговых занятий, построенных в соответствии с существующими требованиями к формирующим воздействиям и с выявленными мотивационными особенностями у школьников подросткового возраста.

Литература

1. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - №1.

2. Рябикова, И.В. Структурная организация временной перспективы старшеклассников с разным уровнем успешности [Текст] / И.В. Рябикова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Санкт-Петербург, 2007.

3. Хеллер, К. А., Перлет, К., Сиервальд, В. Лонгитюдное исследование одаренности [Текст] / К.А. Хеллер и др. // Вопросы психологии. - 1991. - №2.

4. Щебланова, Е.И., Аверина, И.С., Хеллер, К.А., Перлет, К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности [Текст] / Е.И. Щебланова и др.// Вопросы психологии. - 1996. - №1.

Соловьева Е.В.

Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека

Проблема личностной саморегуляции для психологической науки является относительно новой, и связана она непосредственно со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности, поэтому этот вопрос ключевой в психологической науке, и он изучается в различных аспектах.

Общая способность к саморегуляции выделяется в качестве специального аспекта изучения в многочисленных и разносторонних исследованиях регуляторных процессов, проводимых в лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. Под руководством Конопкина О. А. осуществлено многолетнее изучение функциональной структуры процессов саморегуляции (Кондратьева И.И., Круглова Н.Ф., Миславский Ю.А., Наживин Ю.С., Сипачев Н.О., Степанский В.И. и др.), результаты которого легли в основу дальнейшего развития проблемы саморегуляции. В ряде специальных направлений рассматривается индивидуальный стиль саморегуляции (В.И. Моросанова); структура и функции регуляторного опыта (А.К. Осницкий); структура саморегуляции в учебной деятельности школьников разного возраста (Н.Ф. Круглова); саморегуляция студентов (Белоус О.В., Прыгин Г.С., Лебедчук П.В., Сагиев Р.Р.); регуляторные процессы в различных видах профессиональной, учебно-профессиональной деятельности и профориентации (Конопкин О.А., Коверга В.К., Нерсесян Л.С., Осницкий А.К. и др.) [2].

Исследования саморегуляции основывались на представлении о человеке как действительном субъекте своей произвольной активности (Конопкин О.А., Моросанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.