Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Чупанов Абдула Хизриевич, Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

Статья посвящена анализу значению информационно-образовательной среды как условие подготовки магистрантов образования к проектно-эвристической деятельности. Описано значение информационно-образовательной среды как с точки зрения требований, определяющих условия организации образовательного процесса, установленных ФГОС. Помимо этого, рассмотрен опыт использования информационно-образовательной среды, в качестве основного инструмента организации образовательного процесса и развития навыков и теоретической базы проектно-эвристической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Чупанов Абдула Хизриевич, Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR PREPARING MASTERS OF EDUCATION FOR DESIGN AND HEURISTIC ACTIVITIES

Modern problems of education require educational institutions to quickly restructure the educational process in accordance with the conditions in which both educational institutions and students are located. Such requirements are dictated by the high growth rate of information, the novelty of scientific and technological progress, as well as its lack of study by the legal regulation of the state. However, the task of developing a certain type of competence requires considerable attention from educational institutions, due to their specificity and complexity. Despite the fact that the world wide web in the modern world has become a form of reality for the younger generation, along with such traditional forms as family, study groups, friends, television, etc., educational institutions have the opportunity to develop tools that will allow them to respond to the challenges facing society, primarily by creating an information educational environment.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна и другие ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ...

VTTK" 477 l/^i rTliSN L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' ' |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J ( j 26140/bgz3-2021-1002-0037 lfcde3MI^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 2913-8642

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики,

SPIN: 2233-2617

ЧУПАНОВ Абдула Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

и технологий дошкольного и дополнительного образования АБДУЛАТИПОВА Эльмира Абдулатиповна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица Ярагского, 57, e-mail: achu-68@mail.ru) Аннотация. Статья посвящена анализу значению информационно-образовательной среды как условие подготовки магистрантов образования к проектно-эвристической деятельности. Описано значение информационно-образовательной среды как с точки зрения требований, определяющих условия организации образовательного процесса, установленных ФГОС. Помимо этого, рассмотрен опыт использования информационно-образовательной среды, в качестве основного инструмента организации образовательного процесса и развития навыков и теоретической базы проектно-эвристической деятельности.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, проектно-эвристическая деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты, функции информационно-образовательной среды.

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR PREPARING MASTERS OF EDUCATION FOR DESIGN AND HEURISTIC ACTIVITIES

© The Author(s) 2021

SALmANOVA Jamila Abdulkafarovna, Candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of pedagogy, CHUPANOV Abdula Khizrievich, Doctor of Pedagogy, professor of the department of pedagogy

and technologies of preschool and additional education ABDULATIPOVA Elmira Abdulatipovna candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology of primary education Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, Yaragsky street, 57, e-mail: achu-68@mail.ru) Abstract. Modern problems of education require educational institutions to quickly restructure the educational process in accordance with the conditions in which both educational institutions and students are located. Such requirements are dictated by the high growth rate of information, the novelty of scientific and technological progress, as well as its lack of study by the legal regulation of the state. However, the task of developing a certain type of competence requires considerable attention from educational institutions, due to their specificity and complexity. Despite the fact that the world wide web in the modern world has become a form of reality for the younger generation, along with such traditional forms as family, study groups, friends, television, etc., educational institutions have the opportunity to develop tools that will allow them to respond to the challenges facing society, primarily by creating an information educational environment.

Keywords: Professional competence, educational environment, knowledge, skills, information, experiment, methods, control, practice, analysis, specialty.

ВВЕДЕНИЕ информационным источникам. Именно в данном виде

Информационно-образовательная среда сегодня представляют структуру информационной образова-

является одной из образовательных технологий, объ- тельной среды А.Н. Рубенко, работы которой посвящены

ективно необходимых для образовательного процес- изучению данного инструмента в педагогической прак-

са. Самыми важными навыками специалиста при этом тике, и теоретической составляющей среды [1]. Однако,

обозначены предприимчивость, самостоятельность, если в случае с технологическим оснащением учебных

способность нестандартно рассуждать и подбирать оп- заведений (включающих компьютерное, аудиовизуаль-

тимальные решения в сложных ситуациях[1]. Условия ное и сетевое оборудование), мы можем говорить о том,

карантина подтвердили актуальность использования что текущий уровень оснащенности учебных заведений

технологии педагогического взаимодействия в рамках является приемлемым в большинстве учебных заведе-

информационно-образовательной среды, и фактически, ний, то в случае с информационно-образовательными

поставили перед педагогическим сообществом задачу ресурсами не все настолько однозначно. И именно дан-

переработки правил и норм, определяющих работу в ная проблема и стала актуальной на фоне необходимо-

рамках удаленных форм взаимодействия. Более того, сти обеспечения удаленного образовательного процесса.

перед педагогическим сообществом (в лице сотрудни- МЕТОДОЛОГИЯ

ков образовательных учреждений, прежде всего) стала Особенно актуальной, в педагогической практике,

новая задача - обеспечение соответствия информаци- стала работа по обеспечению взаимодействия в дис-

онно-образовательной среды, как одного из элементов танционном формате в рамках подготовки выпускни-

образовательного процесса, задаче раскрытия способ- ков высших учебных заведений. И в данном случае,

ностей и развитию необходимых выпускникам навыков. «карантин» обнажил множество проблем современной

Необходимо подчеркнуть, что информационно-обра- педагогики. Это и неготовность учебных заведений к

зовательная среда учебного заведения включает не толь- условиям работы в «экстремальных» условиях, и про-

ко элементы технического оснащения образовательного блемы в обеспечении удаленного формата обучения, и

учреждения, но и различные типы электронных ресур- ряд проблем по обеспечению контроля дисциплины об-

сов. В совокупности, данные элементы должны обеспе- разовательного процесса. Фактически, проблемы в эф-

чивать реализацию части задач образовательного учреж- фективности работы информационно-образовательной

дения, в том числе обеспечивая доступ обучающихся к среды, на которые указывали такие исследователи как

SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna and others INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

А.А. Андреева, Е.А. Волкова и ряд других исследователей в течении последних 3-х лет, в течении которых в учебных заведениях активно используются соответствующие ресурсы, до сих пор остаются нерешенными [2].

Изменилось значение информационно-образовательной среды, как и изменилась работа с инструментами, являющимися ее частью. Та практика педагогической работы, которая до этого имела вспомогательный характер, в новых условиях стала основной образовательной технологией, позволившей обеспечить образовательный процесс, и подготовить студентов к сдаче сессии, а выпускников к сдаче государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ.

Не смотря на «экстренный» характер использования информационной образовательной среды, мы видим, что обучение навыкам работы в информационной среде являются одними из ключевых навыков, необходимых для обеспечения востребованности выпускников учебных заведений и соответствия навыков, получаемых студентами, задачам современных производственных процессов. Особенно важной технология работы с информационно-образовательной средой, нам видится, в случае с подготовкой будущих педагогов в стенах высшего учебного заведения. Помимо того, что в процессе обучения, будущие выпускники осваивают основное содержание программы обучения, студенты получают уникальный опыт работы в условиях информационно-образовательной среды учебного заведения, который в дальнейшем определит навыки работы будущих педагогов с данным элементом информационно-образовательной среды.

О высокой важности информационно-образовательной среды говорит и тот факт, что в федеральных государственных образовательных стандартах подготовки выпускников учебных заведений уделяется значительное внимание именно информационно-образовательной среде. Так, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подготовки выпускников магистратуры, обозначается необходимость подготовки магистров. Так, среди компетенций формируемых в результате освоения программы, согласно содержанию ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)», стоит задача формирования общекультурных компетенций «ОК-4. Способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах» и «ОК-5. Способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности» и профессиональной компетенции «ПК-20. Готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач».

Одной из важных задач в процессе обучения будущих педагогов является обеспечение готовности будущих выпускников к проектно-эвристической деятельности, в сущности, представляющей собой деятельность, направленную на проектирование использования эвристических методов обучения, актуальных в современной педагогике. Исходя из этого, мы можем говорить, что проектно-эвристическая деятельность - есть сложная своеобразная деятельность, нацеленная на разрешение трудностей и проблемных вопросов, формирование проблематичных модификаций и отбор методов приближенного мышления, исследование специфических раскладов к разрешению вопросов и управления с поддержкой приспособления информативной взаимосвязи [3].

Формирование соответствующих навыков у студентов подразумевает не только обучение использованию уже имеющихся методов работы, но и формирование соответствующих навыков, которые позволят разрабатывать и применять новые методы педагогической работы, в том числе и методы проектно-эвристической деятель-

ности. Не случайно, среди перечня профессиональных задач, которые способен решать выпускник, освоивший программу магистратуры, существуют такая задача, как «проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» и «проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов», что и определяет необходимость развития навыков проектно-эвристической деятельности.

Более того, среди профессиональных компетенций можно выделить такие компетенции как «ПК-1. Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам», «ПК-3. Способность руководить исследовательской работой обучающихся» и «ПК-4. Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, мы можем говорить о важности обучения будущих педагогов навыкам проектно-эвристической деятельности.

Само значение информационно-образовательной среды в процессе подготовки магистров данного направления проявляется в двух направлениях.

Во-первых, информационно-образовательная среда является одним из ключевых элементов процесса обучения студентов. Обучение в рамках ИОС навыкам, определяющим проектно-эвристическую деятельность, реализуется в трех ключевых функциях ИОС - информационной, образовательной и коммуникационной, опишем их более детально. Информационная функция раскрывается в возможности предоставления студентам необходимой информации любого характера (учебной, методической и иной информации), во всех возможных форматах (текстовой, аудио формате, видео и формате презентаций). Образовательная функция, раскрывается в возможности обеспечения процесса обучения во всех необходимых формах работы - передачи информации, предоставление необходимой методической поддержки, контроль исполнения поставленных в процессе обучения заданий для самостоятельной работы. И последняя функция - коммуникационная, позволяющая обеспечивать процесс взаимодействия, обучающего и обучаемого.

А во-вторых, информационно-образовательная среда является важной частью образовательного процесса, учитывая те реалии, в которых оказалась современная система образования, и в которых окажутся выпускники учебных заведений. Мы отчетливо представляем, что выпускникам-магистрам после выпуска необходимо владеть компетенциями, которые определят возможность не только использования информационно-образовательной среды, но и возможность обеспечивать педагогический процесс в рамках совершенствования данной среды и образовательного процесса.

Уже исходя из этого, мы можем утверждать, что информационно-образовательная среда является важной частью подготовки выпускников к последующей практической деятельности в целом, и к проектно-эвристи-ческой деятельности, в частности. Е.П. Круподерова и Е.Р. Круподерова отмечают, что подготовка к организации образовательного процесса в рамках создаваемой в учебных заведениях информационно-образовательной среды - «одна из главных задач, к которой необходимо готовить будущих магистров педагогического образования» [4]. Рассмотрим, как именно, в процессе обучения конкретным методам эвристического обучения, может быть использована информационно-образовательная среда учебного заведения.

Достаточно распространена позиция, согласно которой все методы эвристического обучения принято раз-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна и другие ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ...

делять на три ключевых группы - когнитивные, креативные и организационно-деятельностные. Опираясь на данную классификацию, мы можем более детально описать развитие соответствующих навыков использования методов эвристического обучения и описать значение информационно-образовательной среды в решении поставленной задачи. Схематическое изображение классификации методов эвристического обучения представлено на рисунке 1 «Методы эвристического обучения» ниже.

Рисунок 1 - Методы эвристического обучения

Первая группа методов обучения - когнитивные методы обучения, представляют собой группу методов, которые построены на основе способности каждого из обучающихся ощущать окружающий мир, проявлять

любознательность, и находить очевидные и неочевидные причинно-следственные связи. К данной группе методов относят методы наук, методы учебных предметов и междисциплинарные методы [5]. Обучение использованию данных методов становится возможным благодаря активной педагогической работе по передаче определенного опыта и знаний, определяемых соответствующими требованиями программ подготовки.

Как показал опыт работы в дистанционной образовательной среде, изучение технологии когнитивных методов, представляет собой относительно простой процесс, и процесс обучения данным методам может быть воспроизведён в рамках информационно-образовательной среды. Для обучения использованию данных методов информационно-образовательная среда содержит все необходимые компоненты [6]. Более того, учитывая тот факт, что обучающийся в процессе решения педагогических задач, решает их на основе использования ИОС, он получает тот опыт, который и определит возможность использования методов проектно-эвристической деятельности в дальнейшем.

Следующая группа методов эвристического обучения - креативные. Данная группа методов обучения опирается на использование интеллектуальных, творческих и иных способностей обучающихся. Методы данной группы принято разделять на интуитивные, алгоритмические и эвристику [7]. В современном педагогическом процессе, использование данной группы методов является той практикой, которая достаточно активно развивается. Вместе с этим, мы видим, что развитие навыков использования данных методов подразумевает активное взаимодействие педагога и обучающегося, что становится возможным в условиях информационно-образовательной среды, которая реализует коммуникационную функцию. Более того, использование информационной функции, благодаря максимальному наполнению различными типами информации соответствующей информационной базы, позволяет максимально расширить методологическую подготовленность студентов к использованию методов проектно-эвристической работы.

Последняя группа методов эвристического обучения организационно-деятельностные, подразумевают классификацию в соответствии с субъектно-объектными взаимосвязями. Соответственно, выделяют методы обучающихся, методы педагогов и методы управленческого состава учебного заведения. Управление образовательным процессом в отечественной педагогике является преимущественно задачей педагогов и административного состава учебных заведений, соответственно преимущественно используются педагогические и адми-

нистративно-управленческие методы педагогического воздействия, однако, это не исключает использования методов обучающихся, которые целенаправленно стремятся к развитию собственных способностей и навыков [8-12]. В условиях информационно-образовательной среды, использование данных методов мы считаем достаточно продуктивным, учитывая те возможности, которые предоставляет информационно-образовательная среда в сегодняшних реалиях [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из всего сказанного в рамках данной работы, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, вызовы, стоящие перед современной системой образования, требуют гибкости от образовательных учреждений и от педагогического сообщества. Решить задачу обеспечения гибкости образовательного учреждения в условиях карантина была призвана информационно-образовательная среда учебного заведения, на базе которой образовательным учреждениям удалось продолжить образовательную деятельность;

Во-вторых, примечательно, что задача развития информационно-образовательной среды и обеспечение развития навыков проектно-эвристической деятельности у обучающихся являются важными задачами для учебного заведения, что установлено в рамках существующих федеральных государственных образовательных стандартов. Однако, текущие задачи, установленные в рамках ФГОС, как мы видим, требуют корректировки, учитывая те задачи, которые могут встать перед учебными заведениями в случае повторного введения карантина, и перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы;

В-третьих, как мы показали в рамках данной работы, задача развития навыков проектно-эвристической деятельности у магистрантов педагогического направления подготовки, является одной из основных, исходя из требований ФГОС. Учитывая то описание возможностей, которые предоставляет ИОС при обучении студентов, мы можем констатировать, что ИОС сегодня играет огромное значение в формировании навыков проектно-эвристической деятельности, и с высокой долей вероятности, значение ИОС в течении времени будет только увеличиваться, учитывая те перспективы, которые существуют у информационных систем сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курбанов Т.К. Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационного взрыва // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - №2 (23).

2. Андреева А.А. Информационно-образовательная среда университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 11(77). 2018. С. 34-37.

3. Волкова Е. А. Организация информационно-образовательной среды в ОУ как средство реализации требований ФГОС // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II междунар. науч. практ. конф. 2015. С. 376-377.

4. Салманова ДА. Проектно-эвристическая деятельность в обучении бакалавров образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. №3. С. 49-52.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. С.60-63.

6. Алиева С.С. Педагогические принципы междисциплинарного образования и диалога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 180-183.

7. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015 г. № 6(40) С. 23-28.

8. Заславская О.Ю. Организация взаимодействия между преподавателем и студентами в ходе обучения созданию и использованию электронных образовательных материалов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018 г. №4(15). С. 351-362.

9. Ключковская И.М., Тютюн Л.А., Хабюк А.Я. Интегративный подход к использованию информационно-коммуникативных и традиционных технологий обучения в контексте непрерывного образования //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 18-22.

10. Савельева Н.Х., Демакова Г.А., Ульянова В.Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов //Балканское науч-

SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna and others INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 37-39.

11. Амбросенко Н.Д. Цифровая образовательная среда университета: направления развития, опыт, проблемы и риски //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 1 (49). С. 4348.

12. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.

13. Братищенко В.В. Измерение сформированности компетенций студентов по данным текущей успеваемости // Университетское управление: практика и анализ. 2019 г. №4. С. 69-74.

Статья поступила в редакцию 24.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.