А. А. РУЧИН
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СФЕРЕ ВЕЗВАРЬЕРНОГО ТУРИЗМА В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
УДК 378.1:376.2
Рассматривается роль единой информационной образовательной среды при подготовке студентов с ограниченными возможностями в туристском вузе. .Активное внедрение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специшистов дм сферы безбарьерного туризма.
Ключевые слова: маркетинг, поведение потребителя, информационная образовательная среда, студент с ограниченными возможностями, безбарьерный туризм, туризм дм всех.
In the article there is considered the role of uniform information educational environment in the process of the University disabled students training in the tourist field. Active introduction IT in educational process allows to provide transition to qualitatively new level of pedagogical activity, considerably increasing its didactic, information, methodical and technological possibilities that as a whole promotes improvement of quality of preparation of experts for accessible tourism sphere.
Key words: marketing, consumer behavior, the information educational environment, disabled student, accessible tourism, tourism for all.
Профессиональное туристское образование лиц с ограниченными возможностями имеет ряд специфических отличий, связанных с организацией особой образовательной среды, которая позволит им не только получить необходимые профессиональные знания, но и приобрести навыки эффективного взаимодействия с окружающими.
Доступность является приоритетной характеристикой образовательной среды для инвалидов. Методика и технология обучения должны обеспечивать комфортные условия для получения учащимися необходимого уровня компетенции в сфере туризма, что не только сделает их конкурентоспособными на рынке труда, но и позволит приобрести необходн-
мые жизненные компетенции, повысит статус и самооценку, сформирует активную жизненную позицию.
В настоящее время в мире активно развивается туризм для людей с ограниченными возможностями, безбарьерный туризм (accessible tourism) или, как его часто называют, — туризм для всех (tourism for all). Несмотря на то что безбарьерный туризм является одним из самых динамичных сегментов современного туризма, в России он только делает свои первые шаги. По мнению зарубежных экспертов, в нашей стране крайне мало информации для заинтересованной аудитории — туристов-инвалидов. Но даже существующую информацию трудно найти, поскольку она часто рас-
средоточена по различным сайтам — отелей, туркомпаний, ассоциаций инвалидов (8ШтЬо & Ре^, 2005). Кроме того, ни на одном из доступных зарубежных порталов нет информации о доступных туристских объектах в России |2|.
В этой связи актуальность исследования системы информационных маркетинговых технологий, стимулирующих активизацию потребительского поведения на рынке туристских услуг для людей с ограниченными возможностями и элементы ее структуры (анализ рынка, сегментирование потребителей — инвалидов по ограничениям, маломобильных граждан, — позиционирование туристского продукта региона, рекламно-информационное воздействие), выходит на первый план.
В настоящее время очевидно, что российские турпредприятия несут ощутимые издержки от недостатка прикладной подготовки специалистов в области маркетинга для этой категории потребителей, а основная задача высшего профессионального образования в сфере безбарьерного туризма решается не полностью. Поэтому современным российским туристским вузам необходимы вложения в расширение практического применения интеллектуального потенциала преподавателей вузов и студентов, особенно из числа людей с ограниченными возможностями.
Чтобы выпускники с ограниченными возможностями были востребованы на рынке труда наравне с другими специалистами, необходимо использовать в процессе обучения новейшие технические и технологические средства.
Традиционный подход к образованию, ориентированный на классно-урочную систему занятий, на пассивное потребление — слушание, а не на активную самостоятельную деятельность, зачастую недоступно для студентов-инвалидов и не позволяет оптимально использовать возможности появившихся в последнее время новых информационных технологий.
К этим возможностям относятся: вовлечение каждого учащегося, независимо от его физических возможностей, в активный познавательный процесс, направленный на самостоятельную деятельность, применение им на практике полученных знаний и четкого понимания того, где, каким образом и для достижения каких целей эти знания могут быть применены.
В настоящее время все чаще используется термин «информационно-образовательная среда». Однако зачастую разные авторы вкладывают в него свое понимание в зависимости от степени важности трактовки составляющих этого термина: информационная и образовательная.
На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации можно встретить такое определение информационно-образовательной среды: «Информационно-образовательная
среда — это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимое от их профессиональной специализации и уровня образования».
Анализ множества определений информационно-образовательной среды позволяет сделать вывод, что это совокупность (скорее система) различных подсистем обеспечения: информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса. Информационно-образовательная среда — это прежде всего педагогическая система вместе с се обеспечением, т.с. подсистемами финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, маркетинговой и менеджмента. Таким образом, на первое место выходит образовательная составляющая |7|.
Когда речь идет об инвалидах, то среда должна не только формировать профессиональные компетенции, но и способствовать реабилитации учащихся.
Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей [5].
Профессиональная реабилитация в период обучения предусматривает реализацию системы мероприятий с целью создания равных возможностей для выпуски и ков-инвалидов на рынке труда.
Эффективная интеграция информационных технологий в туристском образовании позволяет решать главную задачу — повышение уровня образования в целом и ориентирование на студентов с ограниченными возможностями в частности. Она требует соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования информационных технологий для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Указанный подход в области использования информационных технологий в образовании отражается в концепции единой информационно-образовательной среды [3].
В настоящее время отечественные и зарубежные ученые создали научные и методические основы развития единой информационно-образовательной среды |!|. Однако их анализ вскрывает и ряд противоречий. Первое из них связано с тем, что в значительном большинстве работ в качестве основной предпосылки исследований выступает не столько изучение потребностей развития образовательного процесса, сколько ориентация на прикладные возможности информационно-компьютерн ых техно-
логий (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности). Второе противоречие касается возможных моделей использования средств информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе. Фактически все они ориентированы на повышение эффективности деятельности преподавателя и обучаемых в рамках традиционных целей, результатов и содержания образования. Вместе с тем такое использование информационнокомпьютерных технологий в традиционной системе обучения не приводит к перестройке образовательной среды ни в технологическом, ни в результативном аспектах. Третье противоречие связано с содержанием обучения, его ориентированностью на конечного потребителя, будущего работодателя.
В систему единой информационнообразовательно - реабил итацио нной с ре-ды должно войти единое информационное пространство отрасли безбарьерного туризма.Только в тесном взаимодействии этих двух составляющих возможно создание инновационной образовательной системы, способной моментально реагировать на все изменения рынка и потребности туристской отрасли для людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, элементы которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения.
Стратегическим направлением развития единой информационно-образовательной среды в современном туристском вузе является обеспечение интеллектуального и нравственного развития студента на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знания, необходимых для его дальнейшей профессиональной работы,
адаптации в обществе. Быстрое обновление знаний, стремительное развитие отрасли туризма ставят перед высшей школой задачу подготовки специалистов-инвалидов, способных:
• адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного турбиз-нсса, самостоятельно приобретать необходимые для успешной работы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач;
• самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать рациональные пути их решения, применяя современные технологии;
• извлекать и обрабатывать информацию, эффективно используя информационные ресурсы, в том числе и мировые, для решения поставленных задач.
При обучении специалистов должна учитываться специфика туротрасли, а само обучение должно проходить в тесном сотрудничестве с компаниями — потребителями кадров. Иными словами, подготовка специалистов должна вестись с учетом индивидуальных условий будущей работы выпускника, а традиционный подход: преподаватель — студент следует заменить на преподаватель — студент — работодатель — потребитель.
Необходимо тесное сотрудничество с отраслью не только в период применения
теоретических знании на практике как демонстрации некого результата обучения, но и в течение всего процесса учебы, внедрение новой технологии обучения с активным «смешением» теории и практики.
С помощью налаживания постоянной обратной связи с работодателями необходимо осуществлять как процессы трудоустройства выпускников-инвалидов, так и интеграцию студентов в рабочую среду потенциальных работодателей. Для эффективной подготовки студснтов-ин-валидов целесообразно сразу обучать на тех системных и программных продуктах, которые используются профессионалами туристской отрасли. Информационно-образовательная среда предлагает тс же программные среды, с теми же системами управления базами данных, с которыми им придется столкнуться в своей профессиональной сфере [7].
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволит обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов для сферы безбарьерного туризма.
IЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ!
1. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г.. Гришину н В. В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологии в образовании ИСМО РАО. Вып. 2. М.: ИСМО РАО, 2007. С. 5-14.
2. Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Безбарьерный туризм в Москве: учеб.-метод, пособие. М.: Логос, 2011.
3. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной инфюрмационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. 2007. № 1.
4. Зенкина С. В. Информационно-комму-никационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты. М.: Просвещение, 2007. 78 с.
5. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения. иЯЬ: http://www.who. ш/еп/
6. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности — Равные права — Общее жизненное пространство: монография. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
7. Назаров С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информа-ционно-образователыюй среды вуза // Научная мысль Кавказа. 2006. Спецвып. № 2. С. 69-71.