Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на стратегическое развитие безбарьерного туризма в РФ на региональном уровне'

Факторы, влияющие на стратегическое развитие безбарьерного туризма в РФ на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2233
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНЫЙ (ДОСТУПНЫЙ / ИНВАЛИДНЫЙ) ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЗБАРЬЕРНОГО ТУРИЗМА / BARRIER-FREE (ACCESSIBLE INVALID) TOURISM / THE FACTORS INFLUENCING THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF BARRIER-FREE TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Дарья Борисовна

В статье представлены результаты исследования специфики факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на стратегическое развитие безбарьерного туризма в России. Выделены ключевые факторы, оказывающие наибольшее воздействие на перспективы развития безбарьерного туризма на региональном уровне, и дана авторская оценка их влияния. Выявлено, что наибольшее негативное влияние на развитие безбарьерного туризма на региональном уровне оказывают: недостаточно эффективная и проработанная нормативно-законодательная база в области безбарьерного туризма (в том числе в организации безбарьерной среды, поддержки предпринимательских структур, оказывающих услуги по БТ и потребителей услуг БТ), неприспособленная городская и туристская инфраструктура к приему туристов с ограниченной мобильностью и иными дефектами здоровья, отсутствие систем маркетинга и рекламы услуг БТ, и как следствие, ограниченный спрос и предложение на рынке туристских услуг (в том числе отсутствие Единого координационного центра регионального уровня по вопросам размещения, передвижения и оказания иных услуг инвалидам и людям с ограниченными возможностями передвижения). Цель: Исследование и оценка влияние факторов, оказывающих воздействие на стратегическое развитие безбарьерного туризма, определение проблем и перспектив развития безбарьерного туризма в России на региональном уровне. Метод или методология проведения работы: В процессе исследования использовалась научная литература, посвященная вопросам регионального развития туризма, выявления факторов, влияющих на развитие туризма. Применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. Результаты: Результатами исследования является авторская оценка влияния факторов на развитие безбарьерного туризма на региональном уровне в РФ, которая помогает выделить проблемы и перспективы развития данного вида туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS INFLUENCING STRATEGIC DEVELOPMENT OF BARRIER-FREE TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION AT REGIONAL LEVEL

In article research results specific factors internal and external environment that influence the strategic development of barrier-free (accessible disability) tourism in Russia. Highlights the key factors having the greatest impact on the prospects for the development of barrier-free (accessible disability) tourism at the regional level, and the author's assessment of their influence is given. It is revealed that the greatest negative impact on development of barrier-free (accessible disability) tourism at regional level have: insufficiently effective and worked standard legislative base in the field of available tourism (including in the organization of the adaptive environment, support of the enterprise structures rendering services in BT and consumers of services BT), unsuitable for urban and tourist infrastructure to reception of tourists with limited mobility and other defects of health, lack of systems of marketing and advertizing of services BT, and as a result, limited supply and demand in the market of tourist services (including absence of the Uniform coordination center on regional level concerning the provision of consulting services for accommodation, travel and other services for disabled people and people with reduced mobility). Purpose: Research and assessment influence of the factors affecting the strategic development of barrier-free tourism, the definition of the problems and perspectives of development of barrier-free tourism in Russia at the regional level. Methodology: In the course of the research was used in the research literature devoted to the problems of the regional development of tourism, as well as to identify factors influencing the development of tourism. General scientific methods were used: analysis and synthesis, comparison, generalization, the system approach. Results: The results of the research is the author's assessment of the impact of factors on the development of a barrier-free tourism at the regional level in Russia, which helps to highlight the problems and perspectives of development of this type of tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на стратегическое развитие безбарьерного туризма в РФ на региональном уровне»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-14 УДК 338.482.224

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЗБАРЬЕРНОГО ТУРИЗМА В РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Смирнова Д.Б.

В статье представлены результаты исследования специфики факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на стратегическое развитие безбарьерного туризма в России. Выделены ключевые факторы, оказывающие наибольшее воздействие на перспективы развития безбарьерного туризма на региональном уровне, и дана авторская оценка их влияния. Выявлено, что наибольшее негативное влияние на развитие безбарьерного туризма на региональном уровне оказывают: недостаточно эффективная и проработанная нормативно-законодательная база в области безбарьерного туризма (в том числе в организации безбарьерной среды, поддержки предпринимательских структур, оказывающих услуги по БТ и потребителей услуг БТ), неприспособленная городская и туристская инфраструктура к приему туристов с ограниченной мобильностью и иными дефектами здоровья, отсутствие систем маркетинга и рекламы услуг БТ, и как следствие, ограниченный спрос и предложение на рынке туристских услуг (в том числе отсутствие Единого координационного центра регионального уровня по вопросам размещения, передвижения и оказания иных услуг инвалидам и людям с ограниченными возможностями передвижения).

Цель: Исследование и оценка влияние факторов, оказывающих воздействие на стратегическое развитие безбарьерного туризма, определение проблем и перспектив развития безбарьерного туризма в России на региональном уровне.

Метод или методология проведения работы: В процессе исследования использовалась научная литература, посвященная вопросам регионального развития туризма, выявления факторов, влияющих на развитие туризма. Применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода.

Результаты: Результатами исследования является авторская оценка влияния факторов на развитие безбарьерного туризма на региональном уровне в РФ, которая помогает выделить проблемы и перспективы развития данного вида туризма в России.

Ключевые слова: безбарьерный (доступный, инвалидный) туризм, факторы, влияющие на стратегическое развитие безбарьерного туризма.

THE FACTORS INFLUENCING STRATEGIC DEVELOPMENT

OF BARRIER-FREE TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

AT REGIONAL LEVEL

Smirnova D.B.

In article research results specific factors internal and external environment that influence the strategic development of barrier-free (accessible disability) tourism in Russia. Highlights the key factors having the greatest impact on the prospects for the development of barrier-free (accessible disability) tourism at the regional level, and the author's assessment of their influence is given. It is revealed that the greatest negative impact on development of barrier-free (accessible disability) tourism at regional level have: insufficiently effective and worked standard legislative base in the field of available tourism (including in the organization of the adaptive environment, support of the enterprise structures rendering services in BT and consumers of services BT), unsuitable for urban and tourist infrastructure to reception of tourists with limited mobility and other defects of health, lack of systems of

marketing and advertizing of services BT, and as a result, limited supply and demand in the market of tourist services (including absence of the Uniform coordination center on regional level concerning the provision of consulting services for accommodation, travel and other services for disabled people and people with reduced mobility).

Purpose: Research and assessment influence of the factors affecting the strategic development of barrier-free tourism, the definition of the problems and perspectives of development of barrier-free tourism in Russia at the regional level.

Methodology: In the course of the research was used in the research literature devoted to the problems of the regional development of tourism, as well as to identify factors influencing the development of tourism. General scientific methods were used: analysis and synthesis, comparison, generalization, the system approach.

Results: The results of the research is the author's assessment of the impact of factors on the development of a barrier-free tourism at the regional level in Russia, which helps to highlight the problems and perspectives of development of this type of tourism in Russia.

Keywords: barrier-free (accessible invalid) tourism, the factors influencing the strategic development of barrier-free tourism.

Безбарьерный туризм, или как его часто называют «туризм для всех», «доступный туризм», «инвалидный туризм» один из самых динамично развивающихся видов туризма в мире. По данным ЮНВТО, в мире более 650 миллионов людей с ограниченными возможностями. В России по официальным данным проживают свыше 13 млн. людей с ограниченными возможностями и около 2 млн. детей-инвалидов, а по неофициальным источникам эта цифра в два раза больше. Многие из них стараются поддерживать активный образ жизни, и именно за счет роста социальной и физической активности людей с ограниченными физическими и умственными возможностями, спрос на рынке безбарьерного туризма будет расти уже в ближайшие годы. [2] Несмотря на то,

что в России безбарьерный туризм находится на стадии зарождения, уже сегодня важно понимать, какие факторы в перспективе будут влиять на развитие, а какие наоборот - будут оказывать лимитирующие воздействие.

В стратегическом анализе принято все факторы, оказывающие воздействие на тот или иной процесс делить на факторы внешней среды и факторы внутренней среды, при этом одни из них могут воздействовать положительным образом, а другие наоборот - отрицательно, что впоследствии может привести к неустойчивому развитию или отсутствию этого развития вообще. [5]

Рассматривая стратегическое развитие безбарьерного туризма на региональном уровне, следует рассмотреть не только факторы, которые могут иметь долгосрочное временное влияние, но и региональные факторы развития безбарьерного туризма, которые в связи с разнообразным потенциалом конкретного региона могут видоизменяться и оказывать разное воздействие на стратегическое развитие безбарьерного туризма.

Рассмотрим в качестве факторов внешней среды косвенного воздействия, влияющих на стратегическое развитие безбарьерного туризма в регионе - макроэкономические факторы, факторов внешней среды прямого воздействия - микроэкономические факторы.

Внешние (экзогенные) факторы природной и антропогенной среды фактически формируют условия для стратегического развития безбарьерного туризма в регионе.

Природно-климатические, географические и культурно-исторические факторы оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития безбарьерного туризма, определяют туристский потенциал и аттрактивность (привлекательность) региона. Туристы принимают во внимание природно-климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, в том числе наличие

естественных возможностей для активного отдыха, что может быть интересно сопровождающим основных клиентов безбарьерного туризма.

Стремясь к полноценному отдыху, клиенты безбарьерного туризма предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие регионы. Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных, приспособленных пляжей, могут формироваться морские специализированные курорты для клиентов безбарьерного туризма. Морские и речные побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются естественным украшением ландшафта.

Наличие хронических, временных заболеваний и дефектов здоровья среди клиентов безбарьерного туризма порождают необходимость сочетания познавательных, рекреационных и лечебных целей при выборе региона или места путешествия. Поэтому наличие бальнеологических ресурсов в регионе (минеральных вод (наружного и внутреннего применения) и леченых грязей, обладающих целебными свойствами) является неоспоримым преимуществом, при выборе мест отдыха клиентами безбарьерного туризма.

Весьма важную для безбарьерного туризма роль, играет географическое положение региона, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение региона по отношению к основным территориям-поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях, а также вблизи разноплановых

медицинских учреждений (в том числе региональных гемодиализных центрах, центрах переливания крови, неотложной помощи и т.д.).

Культурно-исторические факторы оказывают сильное влияние на развитие безбарьерного туризма в регионе. Наличие архитектурных памятников, музеев, галерей, театров, исторических достопримечательностей, религиозных центров, адаптированных и приспособленных для перемещения и осмотра композиций, определяет темп развитии данного вида туризма в конкретном регионе, поскольку не только создает возможность приобретения новых знаний и удовлетворения потребностей духовного характера, но также является социальным инструментом интеграции некоторых видов туристов (в больше степени инвалидов) в общество. У клиентов-инвалидов зачастую длительность пребывания на отдыхе ограничивается медицинскими показаниями, поэтому регионы, обладающие богатыми культурно-историческими ресурсами, становятся для них наиболее привлекательными, например, экскурсионные туры выходного дня в Московский регион одни из самых популярных в России среди инвалидов-колясочников по причине богатого культурного наследия и наличия большого количества достопримечательностей в регионе, доступных и адаптируемых для посещения людей с ограниченной мобильностью.

Данный фактор напрямую связан с технико-технологическими и инфраструктурными факторами, которые открывают новые возможности для совершенствования и производства новых видов туристских услуг (повышение скорости и комфортабельности транспортных средств, безопасности перевозок, постоянное внедрение информационных технологий и систем теле- и аудио-оповещения и т.д.).

На сегодняшний день, именно инфраструктурный фактор является ключевым сдерживающим фактором развития безбарьерного туризма как на региональном, так и на международном уровне. Хотя в последние годы в рамках реализации Федеральных и региональных целевых программ в сфере

туристского развития в России построены и введены в эксплуатацию адаптированные безбарьерные инфраструктурные объекты, модернизированы инженерно-коммуникационные и другие системы, приспособленные под дополнительные потребности маломобильных групп граждан, но принятых мер недостаточно.

Совершенствование транспортной инфраструктуры и системы электронных данных обеспечивает быстрое и прямое сообщение между регионами, что приводит к появлению более разнообразных и менее дорогостоящих туристских маршрутов для клиентов БТ.

Новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечивают стремительное развитие рынка безбарьерного туризма. Крупные капиталовложения в новые технологии и рынок телекоммуникаций приводят к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции. Большое значение в организации безбарьерного туризма приобретают глобальные компьютерные сети, повышается роль маркетинга, упрощается процесс бронирования, что способствует устойчивому стратегическому развитию безбарьерного туризма.

Стратегическое развитие безбарьерного туризма в регионе невозможно без решения проблем устранения инфраструктурных барьеров и освоения инновационных методов работы в туриндустрии. Влияние научно-технического прогресса может значительно увеличить скорость развития безбарьерного туризма в конкретном регионе. Так, появление автоматизированного или «умного» гостиничного номера для инвалидов и маломобильных групп граждан значительно упрощает работу средств размещения, потому как основные потребности, которые могут возникнуть у подобных клиентов (открыть двери, опустить жалюзи и т.д.) можно решить с помощью дистанционного пульта управления, находящегося в номере, без привлечения сотрудников гостиницы.

Влияние экономических и финансовых факторов на развитие безбарьерного туризма в регионе обусловлено тем, что между тенденциями развития безбарьерного туризма и экономики региона существует тесная

взаимосвязь. От экономического положения региона зависит уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры безбарьерного туризма. А также влияние общемировых финансовых кризисов может отрицательно повлиять на стратегическое развитие туризма в целом, как это уже случалось в 2008-2009 г.г.

Среди социальных факторов, влияющих на развитие безбарьерного туризма в регионе, необходимо отметить увеличение уровня социальной интеграции в общество через туризм ключевых клиентов безбарьерного туризма - инвалидов, что в сочетании с ростом их уровня жизни означает приток новых потенциальных туристов, повышение уровня их образования, культуры, эстетических потребностей. С другой стороны, в различных регионах уровень социализации общества находится на разных стадиях, поэтому развитии безбарьерного туризма в регионе с высокой степенью социализации общества, проходит более быстрыми темпами. Так, например, инвалиду, привлекательными в качестве места путешествия, будут являться те регионы, в которых общество развито в культурно-социальном плане и починяется общепризнанным нормам морали, относится к неполноценно-физическому состоянию человека с понимание и поддержкой.

Постоянное влияние на развитие безбарьерного туризма в регионе оказывают также политические и нормативно-правовые факторы.

Политическая стабильность в обществе создает условия для технического и технологического сотрудничества во всех областях деятельности. Возникает возможность поддержки экономически развитыми регионами (странами) отстающих путем вложения средств в их экономику и повышение качества жизни населения. В конечном итоге это может привести к повышению подвижности и мобильности населения этих регионов и, следовательно, развитию безбарьерного туризма.

Регулирование сферы безбарьерного туризма и эффективная законодательная база обеспечивают планомерное устойчивое развитие БТ,

снижение инвестиционных рисков в данный вид туризма, защищенность потребителя. В этих условиях особую значимость приобретает безопасность безбарьерного туризма. Главным эффективным средством обеспечения безопасности туристов должна стать скоординированная работа правительств всех регионов (стран) и туристских организаторов в этом направлении.

Также на стратегическое развитие безбарьерного туризма в регионе влияют демографические факторы. Изменения демографической структуры народонаселения в развитых регионах вызывают потребность у человека использовать свободное время и доход на путешествие, при этом потребности у инвалидов и маломобильных групп граждан не являются в данной тенденции исключением.

Люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более важную роль в безбарьерном туризме. Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей среди потенциальных клиентов безбарьерного туризма и, соответственно, их дохода, приходящегося на одну семью, обеспечивает рост таких сегментов безбарьерного туризма, как поездки для «одиночек» («с» и «без» сопровождения) и путешествия в каникулярное время. Потенциальный потребитель услуг БТ ощущает необходимость в новом, доступном, комплексном туристском продукте, при котором он может реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок, предусмотренных законодательством.

Далее рассмотрим внутренние факторы, воздействующие на стратегическое развитие безбарьерного туризма, в табл. 1., которые характеризуют ресурсный потенциал конкретного региона.

Таблица 1

Внутренние факторы, оказывающие влияние

на стратегическое развитие БТ в регионе

Название фактора Составляющие фактора

Экономико-географические ресурсы региона - местонахождение относительно экономически развитых регионов страны, крупных городов, соседних регионов, транспортных магистралей, крупных медицинских центров; - величина территории региона, степень ее освоения; - история, в том числе экономическая (краткий экскурс)

Экология и природно-климатические ресурсы - экологическая емкость территории; - экологический регламент хозяйственной деятельности (воспроизводство, использование и охрана природных ресурсов; наличие природных парков и заповедников); - климатические условия; - наличие (отсутствие) земельных ресурсов; - наличие (отсутствие) водных ресурсов; - наличие (отсутствие) минерально-сырьевых ресурсов (их потенциальные и используемые запасы; экономическая ценность месторождений и возможности их использования в безбарьерном туризме); - наличие (отсутствие) рекреационных ресурсов; - возможность использования природных объектов в целях БТ

Экономико-демографические и трудовые ресурсы - общая демографическая ситуация в регионе среди потенциальных клиентов БТ (численность и динамика численности; возрастная и половозрастная структура; доля в трудоспособном возрасте; общий уровень рождаемости; уровень смертности; уровень детской и взрослой инвалидности; естественный прирост населения); - рынок труда и рабочей силы в сфере БТ (уровень безработицы, обеспеченность рабочими местами, соответствие спроса и предложения рабочей силы по образовательному и профессионально-квалификационному составу); - уровень жизни потенциальных клиентов БТ (доходы, уровень заработной платы, расходы на туризм, дифференциация населения по уровню доходов, в том числе ниже прожиточного уровня)

Экономические, материально-технические и финансовые ресурсы региона - удельный вес и структура собственности зарегистрированных предприятий, специализирующихся на деятельности в сфере БТ (турфирмы, средства размещения и т.д.) в общем количестве зарегистрированных предприятий, удельный вес объема работ (услуг) данных предприятий в общем объеме работ (услуг), удельный вес численности работающих в на данных предприятиях в общей численности работающих, доля поступлений налогов и платежей в бюджет от деятельности данных предприятий, основная специализация деятельности предприятий, оказывающие услуги по БТ; - хозяйственный климат в регионе в области БТ (комплекс экономических и административных условий для хозяйственной деятельности), включающего условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т.п.

Социально-культурные и спортивные ресурсы региона - наличие (отсутствие) учреждений культуры (музеи, театры, выставочные центры и др.), библиотек, народных коллективов, клубных формирований, численность занимающихся физкультурой и спортом среди потенциальных клиентов БТ, количество спортивных сооружений, их состояние на предмет доступности и комфорта; - наличие (отсутствие) памятников истории, культуры, архитектуры, их

состояние на предмет доступности и комфорта для клиентов БТ; - наличие (отсутствие) исторических мест, аномальных зон; - возможность использования объектов культуры и спорта в туристских целях - количественные показатели, характеризующие состояние материально-технической базы социальной сферы; - качественные показатели, характеризующие влияние социальной сферы на качество жизни; - показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей потенциальных клиентов БТ в количестве и качестве туруслуг

Инфраструктурные и технико-технологические ресурсы региона - уровень технико-технологичной и безбарьерной инфраструктурной доступности основных участников туристского рынка: туроператоров, турагентов, экскурсионных бюро, предприятий гостиничной сети и других средств размещения, предприятий санаторно-курортного бизнеса и др.; - наличие (отсутствие) других доступных для потенциальных клиентов БТ объектов инфраструктуры (предприятий торговли, продажи туристского и спортивного инвентаря и одежды, продажи сувениров и изделий народного промысла и пр.) - транспорт: система доступного для потенциальных клиентов БТ транспортного сообщения с крупными городами и регионами; наличие на территории собственных транспортных узлов; - состояние дорог и пешеходных улиц (освещенность, оснащенность пандусами, съездами, поручнями, аудио- и осязаемого оповещения и др.); - связь: количество предприятий связи общего пользования, приспособленных под нужды инвалидов и маломобильных групп граждан; виды услуг, предоставляемых предприятиями связи; почтовая связь, сотовая телефонная и пейджинговая связь; - деловая инфраструктура: наличие и доступность финансово-кредитных учреждений (банки, инвестиционные фонды, финансовые компании, и т.д.), юридических, страховых, рекламных, маркетинговых компаний; консалтинговых агентств и агентств недвижимости; девелоперских, архитектурных и строительных компаний

Система регионального управления регионом - характеристика современного статуса региона в соответствии с Конституцией, федеральным, региональным законодательством; - распределение полномочий между региональной законодательной и исполнительной властью в сфере туризма; политические силы, представленные в местном парламенте; - администрация (действующая и планируемые изменения): список департаментов в сфере туризма и численность персонала в каждом из них; схема организационной структуры; список предпринятых действий; основные текущие проекты, стратегические программы в сфере туризма (в том числе безбарьерного); - туристская администрация региона, возможные изменения в структуре; нормативные акты, программы, проекты, мероприятия в сфере БТ; - список прочих региональных организаций в сфере БТ таких как: общество инвалидов, местные организации по развитию туризма, ассоциации местных предприятий, благотворительные фонды и т.д.

Сбытовые и рекламные ресурсы региона -структура, основные заказчики и содержание рекламных компаний и акций, проводимых в регионе для продвижения БТ; - количество и состав участников (в том числе региональных представителей власти) международных выставок, круглых столов, конференций по вопросам развития БТ, проводимых в регионе; - количество и структура каналов сбыта турпродукта по БТ; - наличие (отсутствие) и содержание системы поощрений, акций, скидок при продвижении услуг БР среди участников туррынка

Туристская - количество инвалидов и маломобильных групп граждан (или в %),

активность на услуги воспользовавшихся услугами безбарьерного туризма в регионе; безбарьерного - количество инвалидов и маломобильных групп граждан (или в %),

туризма в регионе выезжавших за пределы региона с туристской целью, в том числе по России,

по СНГ, за рубеж;

- количество инвалидов и маломобильных групп граждан (или в %), воспользовавшихся социальными программами туризма;

- основные мотивы туристских поездок, в том числе по России, по СНГ, по зарубежным странам среди клиентов БТ;

- основные направления безбарьерного туризма, находящиеся в сфере интересов жителей региона (интервьюирование)

В качестве вывода рассмотрим табл. 2, в которой приведена общая характеристика и оценка влияния факторов на стратегическое развитие БТ в регионе.

Таблица 2

Общая характеристика и оценка влияния факторов на стратегическое

развитие безбарьерного туризма в РФ на региональном уровне

Факторы Оценка влияния Характеристика влияния фактора на организацию безбарьерного туризма в регионе

Факторы внешней среды косвенного воздействия

Демографический фактор и подготовка кадров Положительно Отрицательно Ежегодное мировое увеличение количества инвалидов. Нехватка квалифицированных специалистов в области организации и развития безбарьерного туризма в регионе

Социально-политические факторы Положительно Стабильная политическая ситуация в мире, в стране, в регионе

Нормативно-законодательная база Отрицательно Положительно Отсутствие официального понятийного аппарата в области безбарьерный туризма, отсутствие федеральных законов и региональных программ развития безбарьерного туризма в РФ. Появление предпосылок к созданию нормативной базы в области безбарьерного туризма - действующие программы развития доступной среды в отдельных регионах РФ, законы о защите прав инвалидов, законы о формировании доступной среды для маломобильных групп граждан

Макроэкономические факторы Положительно Отрицательно Рост расходов клиентов БТ на отдых и туризм. Предпочтение выездного (за пределы страны) туризма вследствие большей доступности окружающей среды к потребностям клиентов БТ за рубежом

Инфраструктура и доступность объектов показа Отрицательно Не развито общественное транспортное сообщение внутри и между регионами для людей с ограниченными возможностями (отсутствие пандусов и подъемников для колясок, поручней в самом транспорте), большинство объектов показа не имеют специальных звуковых и видео- гидов, подъездов, лифтов и стоянок

для инвалидных колясок и маломобильных групп граждан

Информатизация Отрицательно Положительно Отсутствие координационных центров для людей с ограниченными возможностями в области туризма, в которых предоставляется вся информация по организации путешествий, редкое освещение в СМИ необходимой информации. Развитие интернет - ресурсов: наличие электронной интерактивной безбарьерной карты в некоторых регионах, интернет-сообщества и форумы по обмену опытом в организации самостоятельных путешествиях, он-лайн услуги для маломобильных групп граждан и инвалидов (оформление документов, бронирование отелей)

Факторы внешней среды прямого воздействия

Клиенты, потребители услуг безбарьерного туризма: - инвалиды -маломобильные группы граждан -сопровождающие Положительно Отрицательно Положительно Положительно Увеличение туристской активности потребителей услуг БТ. Ограниченная возможность путешествия по медицинским показаниям, зависимость данной группы клиентов от категории и группы инвалидности. Финансовая неустойчивость из-за сложностей в поиске и трудоустройстве, а также эмоциональные, информационные и иные барьеры при поиске и покупке тура. Проявление туристской активности в организации путешествия (не всегда с наличием сопровождающего). Появление отдельного вида путешественников, которые выполняя свои основные функции по уходу за ограниченными в передвижениями людьми, имеют потребности туристического характера и финансовые возможности разнообразить отдых развлекательными программами и профессиональными стажировками (в случае с медицинскими сотрудниками)

Конкуренты Положительно Наличие незанятой ниши в сфере туризма, низкий уровень конкуренции

Поставщики туруслуг Отрицательно Положительно Небольшое количество гостиниц разной звездности, готовых разместить и обслуживать клиентов БТ. Наличие законодательной базы, обязывающей все средства транспорта, размещения, питания и пр. приспособить под нужды и потребности инвалидов и маломобильных групп лиц.

Факторы спроса на услуги безбарьерного туризма Положительно Наличие стабильного растущего спроса в области организации путешествий безбарьерного туризма

Факторы внутренней среды

Технология организация туроператорской деятельности Положительно Положительно Предоставление уникального конкурентного турпродукта. Быстрое формирование базы постоянных клиентов при организации качественного сервиса. Построение долгосрочных устойчивых отношений с поставщиками тур услуг - гостиницами, объектами питания, транспортными компаниями, музеями,

Положительно Отрицательно Отрицательно театрами и т.д. Выравнивания показателя сезонности туруслуг за счет клиентов БТ, предпочитающих путешествовать в не сезон Невысокий уровень прибыли туркомпаний на стадии зарождения. Наличие особенных потребностей у клиентов, которые могут сузить спектр предлагаемых к путешествию мест Сложность в организации турпакетов в зависимости от специфических особенностей клиента -индивидуальная работа с каждым клиентом

Кадровая политика компании Положительно Отрицательно Возможность приема на работу лиц со 2-3 группой инвалидности, что может привести к высокой степени лояльности со стороны клиентов БТ. Высокий уровень текучести кадров и снижение продолжительности работы сотрудников в одной организации

Маркетинг Положительно Использования современных средств связи: мобильная связь, skype, интернет-ресурсы: сообщества, блоги, интернет-реклама, что удобно для клиентов и выгоднее для туркомпаний

Таким образом, очевидно, что безбарьерный туризм в России имеет большие перспективы для дальнейшего развития, однако, для построения эффективной устойчивой стратегии развития следует постоянно отслеживать изменение вышеописанных факторов, в том числе на региональном уровне.

Список литературы

1. Lew A.A., Hall C.M., Timothy D.J., (2008). World Geography of Travel and Tourism: A Regional Approach.

2. Бавельский А.А., Зорина Г.И., Ручин А.А. Безбарьерный туризм в РФ. Под науч. ред. И.В. Зорина; Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. М.: Логос, 2011. 168 с.

3. Виноградова М.В., Солдатов П.И. Инфраструктура туристского комплекса // Экономика, 2009. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-264.pdf (дата обращения: 21.08.2013)

4. Виноградова М.В., Мазаева Н.П. и др. Основы стратегического планирования развития инфраструктуры регионального туристского комплекса.

М.: Маркетинг, 2006. 98 с.

5. Зайцева Н.А. Исследование факторов, влияющих на разработку и реализацию стратегий развития гостиничных предприятий в регионах // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 23-27.

6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М., 2004, 284 с.

7. Роль туризма в модернизации экономики российских регионов // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 8-10 июня 2010 г., Петрозаводск - Кондопога. Под общей ред. А.И. Шишкина, Т.А. Кодоловой. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. 352 с.

8. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://russiatourism.ru/ (дата обращения: 26.09.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Первый российский интернет портал для инвалидов. URL: http://www.disability.ru/ (дата обращения: 20.08.2013).

10. Официальный сайт Всемирная туристская организация ЮНВТО. URL: www2.unwto.org/ru (дата обращения: 07.06.2013).

References

1. Lew A.A., Hall C.M., Timothy D.J., (2008). World Geography of Travel and Tourism: A Regional Approach.

2. Bavelskiy A.A., Zorina G.I., Ruchin A.A. Bezbarernyy turizm v RF [Barrier-free tourism in Russia]. M: Logo, 2011. 168 p.

3. Vinogradova M. V., Soldatov P. I. Ekonomika [Economy], 2009. http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-264.pdf (date of access: 21.08.2013)

4. Vinogradova M.V., Mazaeva N.P. et al. Osnovy strategicheskogo planirovanija razvitija infrastruktury regional'nogo turistskogo kompleksa [The basis for strategic planning of infrastructure development of the regional tourist complex].

M: Marketing, 2006. 98 p.

5. Zaitseva N.A. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], no. 6 (2013): 23-27. http://elibrary.ru/download/15023171.pdf (date of access: 01.09.2013)

6. Zorin I.V., Kvartalnov V.A. Entsiklopediya turizma [Encyclopedia of tourism]. M, 2004, 284 p.

7. Sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 8-10 iyunya 2010 g., Petrozavodsk - Kondopoga [Collection of scientific articles in international scientific-practical conference, 8-10 June 2010, Petrozavodsk - Kondopoga]. Under the General Ed. A.I. Shishkin, T.A. Кодоловой. Petrozavodsk: Karelian research centre, RAS, 2010. 352 p.

8. Official site of the Federal Agency for tourism of the Ministry of culture of the Russian Federation. http://russiatourism.ru/ (date of access: 26.09.2013).

9. The first Russian Internet portal for the disabled. http://www.disability.ru/ (date of access: 20.08.2013).

10. Official site of the world tourism organization, UNWTO. www2.unwto.org/ru (date of access: 07.06.2013).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Дарья Борисовна, аспирант

Российский государственный университет туризма и сервиса

ул. Главная, 99, поселок Черкизово, Пушкинский район, Московская обл.,

141221, Россия

dbsmirnova@gmail. com

SPIN-код автора: 5755-1252

DATA ABOUT THE AUTHOR Smirnova Daria Borisovna, postgraduate

Russian State University of Tourism and Service

99, Glavnaya str., Cherkizovo, Pushkin District, Moscow Region, 141221, Russia dbsmirnova@gmail. com

Рецензент:

Зайцева Н.А., зав. кафедрой «Менеджмент на предприятиях сферы туризма и гостиничного хозяйства», доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО Российский государственный университет туризма и сервиса, Институт Туризма и Гостеприимства (г. Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.