РОЛЬ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ТУРИСТСКОГО ВУЗА В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА
А.А. Ручин,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Зорин И.В.
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Питюков В.Ю.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается роль информационных технологий как части единой информационной образовательной среды при подготовке магистров туристского вуза в области интернет — маркетинга. Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов для сферы туризма.
Ключевые слова. Маркетинг, информационная образовательная среда, туристическая услуга, дидактика
THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE UNIVERSITY MASTER STUDENTS TRAINING IN THE TOURIST INTERNET MARKETING FIELD
A.A. Ruchin,
post-graduate ofpsychological and pedagogical department of the Russian international academy of tourism
Annotation. In the article there is considered the role of information technologies as parts of uniform information educational environment in the process of the University Master students training in the tourist Internet Marketing field. Active introduction IT in educational process allows to provide transition to qualitatively new level of pedagogical activity, considerably increasing its didactic, information, methodical and technological possibilities that as a whole promotes improvement of quality of preparation of experts for tourism sphere.
Keywords. Marketing, the information educational environment, tourist service, didactics
Индустрия туризма и гостеприимства стремительно развивается: по прогнозам специалистов, к 2020 году количество туристов в мире достигнет 1,6 млрд. человек, а, по данным Всемирной туристской организации (ВТО), к 2020 году в отрасли появится 105 млн. новых рабочих мест.
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) и Центра экономического прогнозирования (OEF) в ближайшие 10 лет Российская Федерация может стать одной из ведущих стран в сфере туризма и гостеприимства. Для страны такого размера, как Россия, потенциал которой позволяет
увеличивать спрос на услуги в сфере туризма и путешествий на 6,5% в год в течение следующего десятилетия, прогноз WTTC/OEF в отношении роста занятости более чем скромен.
Как ожидается, уровень занятости в индустрии туризма и путешествий будет расти только на 0,3% в год в период с 2010 по 2020 годы, в то время как уровень занятости в экономике путешествий и туризма в целом будет расти приблизительно на 1,5%.
Такой низкий рост недостаточен для обслуживания потребностей развивающейся индустрии. Целью современного профессионального образования в туризме выступает необходимость в усилении специализированной подготовки менеджеров, обладающих необходимыми практическими умениями для профессиональной деятельности в условиях современного туристского рынка. [2].
Основой для построения эффективной системы взаимоотношений с клиентами служат современные информационные технологии, позволяющие собирать, хранить и представлять информацию, проводить ее анализ и оказывать помощь в принятии решений менеджерам компании.
Развитие информационных технологий, среди которых одно из ключевых мест занял Интернет, появление и бурный рост электронной коммерции стали основой для появления нового направления в современной концепции маркетинга взаимодей-
ствия — Интернет-маркетинга.
В связи с этим меняются требования к современному менеджменту и маркетингу в туристских организациях. В настоящее время педагогическая регуляция учебной деятельности в процессе обучения маркетингу предполагает последовательное смещение акцента с управления локальными организациями в сторону международных, глобальных структур на основе новых информационных технологий и осознания индивидуального подхода к каждому потенциальному потребителю туристских услуг [ 4 ] . Объективизация учебных действий ведет к изменению активности учащихся, повышению роли мотивации, к развитию самоорганизации учебных действий со стороны обучающихся, она положительно влияет на результативность учебной и профессиональной деятельности.
При обучении специалистов должна учитываться специфика туротрасли, а само обучение должно происходить в тесном сотрудничестве с туристскими компаниями — потребителями кадров. Иными словами, подготовка специалистов в сфере маркетинга должна вестись с учетом индивидуальных условий будущей работы выпускника, а традиционный подход: преподаватель — студент следует заменить на преподаватель — студент — работодатель- потребитель тур услуг. В этой связи мы предлагаем следующую модель организации образовательного процесса.
Рис. 1. Взаимодействие основных участников единого информационно-образовательного пространства
Таким образом, мы можем сказать, что такое сотрудничество с предприятиями туротрасли позволяет ВУЗу:
— готовить специалистов с углубленным знанием новейших информационных технологий в сфере туристского маркетинга;
— построить учебный процесс максимально приближенным к условиям работы реального предприятия сферы туризма;
— использовать ИТ обеспечение в образовательном процессе; -проводить исследования, модифицировать существующие компьютерные системы для более точного соответствия специфике туристической отрасли;
— получать обратную связь относительно готовности выпускников к успешной профессиональной деятельности, что является важным критерием для определения качества вузовской подготовки;
— повысить привлекательность вуза в глазах студентов и абитуриентов через демонстрацию результатов налаженной системы работы вуза с потенциальными работодателями.
Студент получает возможность: -использовать полную электронную библиотеку официальных учебных материалов; настроенные программы, позволяющие быстро организовать обучение и реальную работу в любое время и в любом месте;
— получить знания, умения и навыки практической работы в режиме реального времени в условиях реальной туркомпании;
— создавать свои собственные проекты и сразу применять их на практике; -повысить свой рейтинг на рынке труда, так как возможность освоения практического опыта профессиональной деятельности на турпредприятии, безусловно, повышает качество образования, получаемого в вузе.
Для отрасли данное сотрудничество помогает:
— повысить общий уровень образования студентов (в плане соответствия профиля подготовки молодых специалистов актуальным требованиям современной туриндустрии);
— ориентировать систему подготовки будущих специалистов на формирование актуальных для современного рынка труда профессиональных компетенций;
— влиять на формирование учебных программ и графика обучения студентов;
— проводить маркетинговые исследования и мониторинг; -удовлетворить свои потребности в квалифицированных кадрах; -формировать адресную подготовку студентов, заинтересованных в будущем трудоустройстве на данном предприятии;
— получить доступ к библиотеке методических материалов ВУЗа; -принять участие в развитии материально-технической базы вуза. Потребитель получает возможность:
— влиять на рынок туристских услуг (ассортимент, вариативность);
— мотивировать повышение качества обслуживания;
— получить ожидаемую услугу быстро и качественно;
— удовлетворить свои потребности с учетом индивидуальных требований профессиональной деятельности.
Отметим, что современное образование во многом определяется уровнем профессиональной компетентности кадров конкретного туристского вуза и системы профессионального образования в целом, способных обеспечить конечную цель подготовки будущего компетентного специалиста, готового к инновационной профессиональной деятельности в сфере маркетинга с использованием современных информационно-коммуникационных, в том числе — дистанционных образовательных, технологий[1].
Поэтому задача профессиональной подготовки магистров в сфере маркетинга как никогда актуальна и утверждена Министерством образования и науки РФ в рамках главных событий модернизации отечественного образования[3]: 1) перехода на уровневое образование и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения; 2) задачи расширения применения современных технологий и информатизация образования; 3) проблемы повышения качества подготовки специалистов всех уровней по приоритетным направлениям науки и техники; 4) развитие инфраструктуры научно- инновационной деятельности в образовании и др. При этом образовательные программы в рамках магистратуры представляют собой гибкую, динамичную систему, ориентированную, прежде всего, на личностно-профессиональное развитие студента и имеющую ценностно-смысловую направленность, что позволяет осуществлять интеграцию различных областей знания, входящих в поле профессиональной деятельности профессионального маркетолога в сфере туризма.
В заключение следует отметить, что в современных социально- экономических условиях наблюдается прогрессивное развитием страны, которое сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Формирование рыночных и конкурентных отношений происходит на фоне эффективной реализации важнейшего вида
управленческого процесса в социально-экономической сфере — стратегического планирования. Рассмотренные основные подходы к стратегическому планированию муниципальных образований, основанные на научно-обоснованных положениях (целевой направленности развития региона; определении путей достижения поставленных целей; анализе потенциальных возможностей; обосновании рациональных способов использования ресурсов и др.) являются необходимым условием организации эффективного управления их развитием.
Литература:
1. Бобкова, ЕЛО. Проблемы формирования информационной компетентности специалиста-маркетолога [Текст] / ЕЛО. Бобкова // Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно- методический журнал. — № 2. — 2008.
2. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Образование и Информатика. — № 1. — 2007.
3. Решение коллегии Рособразования по вопросу «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» (протокол №1 от 26 января 2010).
4. Яненко М. Е. Маркетинговые технологии в туризме: перспективы развития в посткризисной экономике. Материалы международного форума «Л^уризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей». Ноябрь 26-27, 2009 год, Санкт-Петербург. С. 186-189.
5. Изаак С.И. Управленческие решения: Учебное пособие. М.:ИУиП, 2009. 88 е., ил.
6. Изаак С.И., Дуденков Д.В. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем // Материалы V Международной научно-практической конференции «Будущее России: социально- экономический форсайт». Владимир: ВИБ, 2011. С. 241-243.
7. Изаак С.И., Молоденков Д.А. Мониторинг инвестиционной привлекательности регионов // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник Самарского муниципального института управления». Самара, 2011. № 3 (18). С. 79 — 84.
8. Изаак С.И., Паршыкова Н.В. Исследование социально- экономических процессов / База дан-
ных. РС № 0220711528. М.: Информрегистр, 2007. 2.4 Мгб.
9. Изаак С. И., Родионов С. И. Мониторинг социально- экономического состояния муниципального образования // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник Самарского муниципального института управления». Самара, 2011. № 4 (19). С. 103 — 109.
10. Изаак С.И., Родионов С.И. Методика оценки эффективности управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации: Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития социально- экономических систем: теория и практика». — Орел: АПЛИТ, 2011. — С. 145 — 150.