Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-образовательные системы / высшее профессиональное образование / академические достижения / informational and educational systems / higher education / learning development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А С. Бугреева

На современном этапе экономического и социального развития доступ к достоверной, актуальной и точной информации становится неотъемлемым требованием к обеспечению учебного процесса в учреждениях всех ступеней образования. Информационно-образовательные системы играют приоритетную роль в информировании, планировании, организации и реализации учебной деятельности. Информационно-образовательные системы, реализуемые в учебных организациях, нацелены на предоставление информации, позволяющей всем участникам учебного процесса принимать обоснованные решения, минимизируя количество ложной информации. Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в создании и поддержании функционирования информационно-образовательных систем, должны обеспечивать хранение, защиту и передачу знаний, способствовать развитию коллаборативного сотрудничества и групповой работы. Данные системы, отвечающие запросам современного поколения учащихся, стимулируют обмен знаниями, служат формированию и расширению профессиональных компетенций, мотивируя учащихся и преподавателей к устойчивому профессиональному росту и обучению на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SYSTEM AS A TOOL FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMPREHENSIVE SKILLS IN HIGHER EDUCATION

At the present stage of economic and social development, access to reliable, up-to-date and accurate information is becoming an essential requirement for ensuring the effectiveness and efficiency of the learning process in educational institutions of all levels. Informational and educational systems play a pivotal role in informing, planning, organizing and implementing academic and management activities within educational organizations. Implementation of informational and educational systems is aimed at providing knowledgeable insights which allow all participants in the educational process to make informed decisions, minimizing the amount of false information. Information and communication technologies leveraged in the creation and maintenance of informational and educational systems should ensure reliable and secure storage, protection and transfer of learning data, promote the development of collaborative cooperation and group work. Meeting the needs of the contemporary generation of students, such systems stimulate exchange of knowledge, serve to form and expand professional competencies, motivate students and teachers for sustainable professional growth and lifelong learning.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ки и кроссворды, а также провоцирующие задачи, задачи-ловушки, «обманные» задачи. Проведенное исследование не исчерпывает, разумеется, всех проблем теоретического и практического исследования развития критического мышления младших школьников. Возникает необходимость разработки методических ма-

Библиографический список

териалов и педагогического сопровождения развития критического мышления в разных предметных областях начальной школы, а также требуется разработать педагогические условия обеспечения преемственности развития данного навыка, начиная с детского сада.

1. Крутецкий В.А. Психология. Москва: Просвещение, 1980.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. Москва: Просвещение, 2004.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва: Наука, 1976.

4. Осяк С.А., Суптанбекова С.С., Захарова Т.В. и др. Образовательный квест - современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1 (2). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=20247

5. Иванова А.В., Иванова А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования). Якутск: Министерство образования РС(Я), 2003.

6. Стручкова С.В. Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5-9 классов якутской школы: на примере этнопедагогического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2004.

7. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик, 1994.

8. Иванова А.П. (Бугаева) Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования. Начальная школа. 2007; № 7: 26-30.

References

1. Kruteckij V.A. Psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1980.

2. Zair-Bek S.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. Moskva: Prosveschenie, 2004.

3. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Nauka, 1976.

4. Osyak S.A., Sultanbekova S.S., Zaharova T.V. i dr. Obrazovatel'nyj kvest - sovremennaya interaktivnaya tehnologiya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1 (2). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=20247

5. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Pedagogicheskie osnovy regionalizacii obschego obrazovaniya (na primere matematicheskogo obrazovaniya). Yakutsk: Ministerstvo obrazovaniya RS(Ya), 2003.

6. Struchkova S.V. Razvitie vospityvayuschego potenciala matematiki v processe obucheniya uchaschihsya 5-9 klassov yakutskoj shkoly: na primere 'etnopedagogicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2004.

7. Ammosova T.P. Matematicheskie znaniya ipredstavleniya yakutov. Yakutsk: Bichik, 1994.

8. Ivanova A.P. (Bugaeva) Formirovanie nravstvennyh cennostej mladshih shkol'nikov sredstvami regionalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Nachal'naya shkola. 2007; № 7: 26-30.

Статья поступила в редакцию 27.05.24

УДК 378

Bugreeva A.S., senior teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SYSTEM AS A TOOL FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMPREHENSIVE SKILLS IN HIGHER EDUCATION. At the present stage of economic and social development, access to reliable, up-to-date and accurate information is becoming an essential requirement for ensuring the effectiveness and efficiency of the learning process in educational institutions of all levels. Informational and educational systems play a pivotal role in informing, planning, organizing and implementing academic and management activities within educational organizations. Implementation of informational and educational systems is aimed at providing knowledgeable insights which allow all participants in the educational process to make informed decisions, minimizing the amount of false information. Information and communication technologies leveraged in the creation and maintenance of informational and educational systems should ensure reliable and secure storage, protection and transfer of learning data, promote the development of collaborative cooperation and group work. Meeting the needs of the contemporary generation of students, such systems stimulate exchange of knowledge, serve to form and expand professional competencies, motivate students and teachers for sustainable professional growth and lifelong learning.

Key words: informational and educational systems, higher education, learning development

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

На современном этапе экономического и социального развития доступ к достоверной, актуальной и точной информации становится неотъемлемым требованием к обеспечению учебного процесса в учреждениях всех ступеней образования. Информационно-образовательные системы играют приоритетную роль в информировании, планировании, организации и реализации учебной деятельности. Информационно-образовательные системы, реализуемые в учебных организациях, нацелены на предоставление информации, позволяющей всем участникам учебного процесса принимать обоснованные решения, минимизируя количество ложной информации. Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в создании и поддержании функционирования информационно-образовательных систем, должны обеспечивать хранение, защиту и передачу знаний, способствовать развитию коллаборативного сотрудничества и групповой работы. Данные системы, отвечающие запросам современного поколения учащихся, стимулируют обмен знаниями, служат формированию и расширению профессиональных компетенций, мотивируя учащихся и преподавателей к устойчивому профессиональному росту и обучению на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: информационно-образовательные системы, высшее профессиональное образование, академические достижения

Федеральными образовательными стандартам высшего образования (ФГОС ВО) 3++ по направлению подготовки бакалавриата определяются необходимые компетенции, приобретаемые обучающимися, а также уровень их сформированности. Целью образовательных программ учреждений высшего профессионального образования является формирование у обучающихся не только профессиональных компетенций, но и развитие универсальных [1]. В систему универсальных компетенций включены «системное и критическое мышление, коммуникация, межкультурное взаимодействие» и другие. Овладение универсальными и профессиональными компетенциями в совокупности должно обеспечить выпускнику конкурентоспособность на рынке труда, позволяя «осу-

ществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности». Актуальность представленной темы определяется тем, что информационно-образовательные системы, реализуемые у организаций, предоставляющих образовательные услуги, «обеспечивают выполнение требований федеральных образовательных стандартов, способствуют формированию профессиональных и универсальных компетенций посредством предоставления информации и материалов, необходимых для получения знаний и освоения компетенций» [1]. Цель и объект данного исследования состоят в изучении и оценке функциональности и эффективности информационно-образовательной системы организации высшего профессионального образования, ее

роли в развитии универсальных и профессиональных компетенций учащихся. Предоставляя широкие возможности для развития профессиональных и универсальных компетенций, современная информационно-образовательная система учебной организации должна создавать для учащихся, преподавателей и администрации комфортные условия доступа к средствам электронно-технической коммуникации, цифровым электронным информационным и образовательным ресурсам, устойчивое интернет-соединение, возможность хранения больших объемов информации в облачных сервисах, а также предоставлять защищенный и устойчивый доступ к ним в любое время. Задачи исследования заключались в изучении информационной образовательной системы университета, определении ее функциональных возможностей для выполнения задач, сформулированных ФГОС ВО 3++ [1]. Научная новизна работы заключается в анализе функциональности информационно-образовательной системы Галактика, в оценке эффективности и определении проблем, влияющих на качество использования подобных систем в процессе обучения и в формировании и развитии профессиональных и универсальных компетенций. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении, анализе и обобщении сложностей и проблем, связанных с эксплуатацией информационно-образовательных систем. Практическая значимость работы заключается в возможности использования теоретических выводов в практике применения информационно-образовательных систем в преподавательской и учебной деятельности в образовательных учреждениях разных ступеней образования. В ходе исследовательской работы использовались такие научные методы, как практическое наблюдение, теоретический анализ, синтез и обобщение информации.

Задачи информационно-образовательной системы Галактика состоят не только в предоставлении актуальной информации по всем аспектам университетской деятельности студентам, профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам университета, но и в реализации интерактивных программ дистанционного обучения для профессиональной подготовки студентов бакалавриата, учащихся по программам магистратуры и аспирантуры, повышения квалификации преподавателей и профессиональной переподготовки. Цифровая образовательная система способствует формированию и поддержанию постоянного контакта между преподавателями, студентами и администрацией вуза, что позволяет добиться более высоких академических результатов, обеспечить актуальность образовательных программ, своевременность и достоверность информирования учащихся и сотрудников о внеучебной деятельности образовательной организации, а также об изменениях и нововведениях в отношении расписания проведения занятий и других мероприятий, корректировки учебных планов и программах обучения [2].

Информационно-образовательная система предоставляет учащимся и сотрудникам постоянный практический доступ к актуальным учебным планам и программам по всем преподаваемым дисциплинам, к электронным учебным курсам, учебным материалам, таким как учебники, учебные пособия и сборники для самоподготовки, контрольные, практические и курсовые работы. В информационно-образовательную систему включены системы автоматического тестирования для прохождения текущего и промежуточного контроля успеваемости, тестирования остаточных знаний. Важной составляющей информационно-образовательной среды является возможность получения актуальной и достоверной информации об академической успеваемости учащихся с возможностью ее визуализации в формате гистограмм для анализа, сопоставления, выявления тенденций и последующего планирования. Важным функциональным элементом информационно-образовательной системы является электронный журнал посещаемости занятий, который предоставляет аналитический материал для администрации учебной организации по каждому учащемуся отдельно и по контингенту в целом.

Являясь важнейшей составной частью информационно-образовательной системы, электронно-библиотечный комплекс дает возможность бесплатного и неограниченного доступа к обширной базе современной научной, научно-популярной и учебной литературы на русском и иностранных языках различных рейтинговых издательств. Наличие и доступность разнообразных информационных и обучающих ресурсов способствуют их активному использованию учащимися и преподавателями, обеспечивая формирование фундаментальных академических, профессиональных и общекультурных знаний, навыков и компетенций в процессе активной научно-исследовательской деятельности.

Благодаря цифровой информационно-образовательной системе в университете активно реализуются современные формы и методы обучения, основанные на интеграции электронных методов обучения с классическими аудиторными практическими, семинарскими и лекционными занятиями. Объединяя преимущества, предоставляемые дистанционным форматом обучения, с возможностями непосредственного контакта и общения с преподавателями и другими участниками образовательного процесса в традиционном формате обучения, гибридная форма обучения реализуется университетом посредством информационно-образовательной системы Галактика. Внедрение онлайн-платформ дистанционного обучения в информационно-образовательную систему позволяет учащимся получать знания по дополнительным образовательным программам по таким актуальным направлениям, как блокчейн, искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, иностранные языки, экономика, менеджмент. Важнейшими преимуществами включения дистанционных платформ обучения в об-

щую информационно-образовательную систему является единый доступ ко всем возможным программам, понятный и единообразный интерфейс, отсутствие необходимости переходов из одной системы в другую.

Основной целью обучения в вузе является не только приобретение учащимися профессиональных знаний и навыков, но и формирование и развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе, а также общего интеллектуального потенциала. Подготовка всесторонне развитых специалистов не ограничивается рамками узкопрофильных знаний и компетенций. Современные выпускники должны быть способны анализировать, систематизировать, обобщать информацию, принимать обоснованные решения. Успешность реализации этих образовательных задач во многом зависит от эффективности и функциональности информационно-образовательных систем. Предоставляя неограниченный доступ к разнообразным информационным ресурсам и материалам, цифровая информационно-образовательная среда способствует и стимулирует практическую активизацию и реализацию современных приемов и методов в обучении. Используя преимущества электронных цифровых средств и ресурсов, преподаватель имеет возможность активизировать и индивидуализировать учебный процесс, адаптировать его к потребностям и когнитивным возможностям учащихся, тем самым повысить их заинтересованность в конечных результатах обучения.

Необходимо отметить, что эффективное функционирование образовательной организации зависит от возможностей участников образовательного процесса получить доступ к достоверной и своевременной информации. Требования к качеству и объему информации зависит от пользователя информационной системы. Так, студентам зачастую требуется информация о расписании занятий, возможности коммуникации с другими студентами, администрацией и преподавателями, сдаче учебных работ, регистрации на дополнительные курсы и др. Преподавателям, помимо расписания учебных занятий, нужен доступ к системе заполнения учебной нагрузки, проверки работ на плагиат, связи с административными подразделениями организации. Интеграция отдельных информационных систем для студентов, преподавателей и администрации в единую среду открывает доступ к большому объему информационных ресурсов, объединяя базы данных разных целевых подразделений. Также одним из условий эффективности информационно-образовательной системы является ее возможность работать с разными операционными системами, иметь десктопное и мобильное приложения.

Важнейшей функцией информационно-образовательной системы является анализ данных. В процессе обучения генерируется огромное количество не только учебной, но и организационно-административной информации. Хранение, обработка и анализ данной информации должны также обеспечиваться информационно-образовательной системой. Основными проблемами в данном аспекте остаются обеспечение устойчивого доступа к информации, категоризация прав участников образовательного процесса к информации, защита информации от несанкционированного доступа как со стороны внешних, так и внутренних пользователей, защита от кибератак.

Функциональность и эффективность информационно-образовательных систем определяется такими факторами, как дизайн интерфейса веб-портала учебной организации, удобство навигации и использования, качество данных, управление данными, возможность быстрого и обоснованного принятия решений. Так, среди проблем, негативно влияющих на работу информационно-образовательных систем, исследователи отмечают низкое качество информации, вызванное точностью данных и несвоевременностью их обновления в системе [3; 4]. Данная ситуация указывает на необходимость разработки общеуниверситетской политики управления качеством данных в постоянно изменяющейся среде в строгом соответствии с часто обновляемыми нормативными требованиями к получению, использованию и предоставлению информации. В качестве решения можно предложить внедрение устойчивых моделей управления информационно-образовательными системами, в том числе данными, их передачей, хранением и обеспечением защиты с регламентированием доступа определенных групп пользователей. Образовательным организациям необходимо разрабатывать кастоми-зированную информационно-образовательную систему на основе собственных ресурсов с ограниченным доступом для учащихся.

Помимо качества информации, дизайна и удобства использования интерфейса, успешное функционирование информационно-образовательных систем обеспечивается такими факторами, как активное применение пользователями различных возможностей системы, техническая поддержка, наличие и доступность запрашиваемой информации и материалов [5]. Отсутствие или неактуальность информации на портале, несовместимость системы с популярными операционными системами, отсутствие приложения для доступа с мобильных устройств отрицательно сказывается на эффективности и популярности информационно-образовательной системы у пользователей.

Среди основных показателей эффективной информационной-образовательной системы необходимо выделить следующие:

- качество, актуальность, доступность, защищенность информации,

- устойчивая работа системы,

- качество и разнообразие сервиса,

- гибкость и удобство использования интерфейса,

- соответствие нормативам и стандартам,

- обеспечение защиты персональных данных.

Информационно-образовательные системы должны выполнять следующие

задачи:

- управление образовательным процессом для предоставления и актуализации образовательного контента, материалов для самоподготовки и проведения тестирования;

- использование виртуальных технологий и технологий дополненной реальности для создания иммерсивной обучающей среды;

- предоставление онлайн доступа к актуальным обучающим видео- и аудиоматериалам, интерактивным профессионально ориентированным симуля-торам;

- анализ данных и их визуализация для контроля процесса обучения;

- информирование всех участников образовательного процесса в соответствии с категорией доступа к информации;

Библиографический список

- обеспечение защиты персональных данных пользователей и интеллектуальной собственности.

Проведенный анализ функциональности и эффективности информационно-образовательной системы Галактика позволяет сделать вывод о том, что подобные системы интегрированы в образовательный процесс и сфокусированы на выполнении обширного спектра задач, характерных для образовательных организаций. В целях повышения эффективности информационно-образовательные системы должны не только предоставлять доступ студентам и преподавателям к учебным материалам и онлайн-курсам, но и давать возможность преподавателям создавать интерактивные обучающие задания с использованием возможностей дополненной реальности, генеративного искусственного интеллекта, что позволит повысить заинтересованность учащихся, их вовлеченность в процесс обучения, а также будет способствовать развитию научно-исследовательских навыков.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 17 ноября 2020 г N 1427. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-10-03-01-informacionnaya-bezopasnost-1427/

2. Власова В.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовательно пространстве высшей школы. Инновации в образовании: материалы XII Межрегиональной учебно-методической конференции с международным участием. Краснодар, 2022: 140-144.

3. Кожухарова Д. Дидактическая модель управления применением информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки и повышения квалификации учителей в Болгарии. Astra Salvensis: материалы IV Международного форума по педагогическому образованию». 2018: 199-211.

4. Зудина Е.В., Кайль Я.Я. Актуальные тренды трансформации взаимодействия государства и гражданского общества российской федерации в сфере образования. «Грани познания». ВГСПУ. 2021; № 3 (74): 69-73.

5. Атес Х. Использование информационных систем и технологий в высшем образовании. Грантхаал. Международный исследовательский журнал. 2019; № 7 (10): 222-232.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 10.03.01 Informacionnaya bezopasnost'. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 17 noyabrya 2020 g. N 1427. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-10-03-01-informacionnaya-bezopasnost-1427/

2. Vlasova V.N. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovatel'no prostranstve vysshej shkoly. Innovacii v obrazovanii: materialy XII Mezhregional'noj uchebno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Krasnodar, 2022: 140-144.

3. Kozhuharova D. Didakticheskaya model' upravleniya primeneniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe podgotovki i povysheniya kvalifikacii uchitelej v Bolgarii. Astra Salvensis: materialy IV Mezhdunarodnogo foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu». 2018: 199-211.

4. Zudina E.V., Kajl' Ya.Ya. Aktual'nye trendy transformacii vzaimodejstviya gosudarstva i grazhdanskogo obschestva rossijskoj federacii v sfere obrazovaniya. «Grani poznaniya». VGSPU. 2021; № 3 (74): 69-73.

5. Ates H. Ispol'zovanie informacionnyh sistem i tehnologij v vysshem obrazovanii. Granthaal. Mezhdunarodnyj issledovatel'skij zhurnal. 2019; № 7 (10): 222-232.

Статья поступила в редакцию 06.06.24

УДК 372.811.161.1

Belousova I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Preparatory Faculty for Foreign Citizens of the International Institute of Economics and Linguistics, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: belousova.u2013@yandex.ru

Valiulina S.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Russian as a Foreign Language Department, Preparatory Faculty for Foreign Students, International Institute of Economics and Linguistics, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: svetlana-valiuli@mail.ru Tardybaeva E.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Russian Language and Intercultural Communication, International Faculty Baikal State University (Irkutsk, Russia), E-mail: zheniakhanhsinh@mail.ru

DEVELOPMENT OF AUDITORY SKILLS IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The article is aimed at describing the results of the work on creating a set of methodical techniques to develop listening skills. The ability to hear and understand the interlocutor affects the ability to independently produce speech in Russian, therefore, the formed listening skills of foreign listeners are one of the components of communicative competence, the development of which is aimed at the whole process of teaching Russian as a foreign language. The paper describes actual methods and techniques of developing auditory skills, which should be formed within the framework of training in pre-university programs: a number of tasks for the development of auditory skills are presented, types of dictations are described, a methodical development of a complete narration for the elementary level of learning Russian as a foreign language is offered. The authors come to the conclusion that it is necessary to form listening skills and the high efficiency of the developed methods in training the ability to hear and understand the interlocutor at the initial stage of learning Russian as a foreign language.

Key words: methodology of teaching Russian as a foreign language, auditory skill, communicative competence, phonetic and phonological competence

И.М. Белоусова, канд. пед. наук, декан подготов. факультета для иностранных граждан Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: belousova.u2013@yandex.ru

С.В. Валиулина, канд. филол. наук, доц., зав. каф. русского языка как иностранного подготовительного факультета для иностранных граждан Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: svetlana-valiuli@mail.ru Е.В. Тардыбаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», г. Иркутск, E-mail: zheniakhanhsinh@mail.ru

РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Статья направлена на описание результатов работы по созданию комплекса методических приемов, развивающих аудитивные навыки. Способность слышать и понимать собеседника влияет на умение самостоятельно продуцировать речь на русском языке, следовательно, сформированные аудитивные навыки иностранных слушателей являются одной из составляющих коммуникативной компетенции, на развитие которой направлен весь процесс обучения русскому языку как иностранному В работе описаны актуальные методы и приемы развития аудитивных навыков, которые необходимо формировать в рамках обучения по программам довузовской подготовки: представлен ряд заданий по развитию аудитивных навыков, описаны виды диктантов, предложена методическая разработка полного изложения для элементарного уровня изучения русского языка как иностранного. Авторы приходят к выводу о необходимости формирования аудитивных навыков и высокой эффективности разработанных приемов развития способности слышать и понимать собеседника на начальном этапе изучения русского языка как иностранного.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, аудитивный навык, коммуникативная компетенция, фонетико-фонологическая компетенция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.