Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов языкового вуза по аудированию аутентичных информационных радиопередач'

Самостоятельная работа студентов языкового вуза по аудированию аутентичных информационных радиопередач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АУДИРОВАНИЕ / АУТЕНТИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АУДИТИВНЫХ УМЕНИЙ / INDEPENDENT WORK / LISTENING / AUTHENTIC INFORMATION BROADCASTS / INTEGRATIVE APPROACH / METHODS OF AUDITIVE SKILLS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Елена Михайловна

В статье дается описание современных исследований в области самостоятельной работы студента в различных ее аспектах. Раскрывается суть понятий «самостоятельная деятельность студента», «учебная самостоятельная деятельность». Дается характеристика особенностей организации самостоятельной деятельности студентов естественнонаучных факультетов университета. Представлены основные признаки учебной самостоятельности в работе. Предполагается, что современному высшему образовательному учреждению необходимо повышать качество учебной самостоятельной деятельности, от которой впоследствии зависит успешность профессионального саморазвития студента. Обосновывается необходимость усиления роли самостоятельной деятельности студентов, пересмотра подходов к ее организации и формированию в учебном процессе вуза для развития умения учиться, формирования способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации и адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Обосновывается роль самостоятельной работы студентов языкового вуза при обучении аудированию аутентичных информационных радиопередач. В методике обучения аудированию самостоятельная внеаудиторная работа студентов представляется завершающей организационной ступенью развития умений аудирования аутентичных радиопередач информационных жанров, которая предполагает внеаудиторное самостоятельное выполнение студентами языкового вуза ряда упражнений, представленных в самостоятельном аудитивном практикуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF LINGUISTIC HIGHER SCHOOL STUDENTS IN AUDITING AUTHENTIC INFORMATION BROADCASTS

The article describes current research in the area of independent work of students in its various aspects. It reveals the essence of the concepts of "independent activity of students" and "self-learning activity." and gives the characteristic features of organization of independent work of students of natural faculties of a University. The author presents the main features of learning independence in work. It is assumed that modern higher education institutions need to improve the quality of training of independent activity upon which the success of future professional self-development of students finally depends. The article highlights the necessity to strengthen the role of independent activity of students, to revise the approaches to the organization and its formation in the educational process of the university, to develop the ability to learn, the ability to manage self-development, self-education, creative application of the knowledge gained in the process of self-realization and adaptation to professional activity in the modern world. The article substantiates the role of independent work of students of a linguistic higher school in teaching auditing authentic information broadcasts. In the theory of methods of teaching auditing, self-learning extracurricular work of students represents the final stage in the development of the organizational skills of listening comprehension of authentic broadcasts of information genres, which involves extracurricular independent work of students of a linguistic higher school by a series of exercises, presented in a separate practical auditing students’ book.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов языкового вуза по аудированию аутентичных информационных радиопередач»

УДК 37.016:811.1:378.147.88 ББК Ш12/8-9+Ч448.027

ГСНТИ 16.21.27

Код ВАК 13.00.02

Колесова Елена Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПО АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАДИОПЕРЕДАЧ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа; аудирование; аутентичные информационные радиопередачи; методика развития аудитивных умений.

АННОТАЦИЯ. В статье дается описание современных исследований в области самостоятельной работы студента в различных ее аспектах. Раскрывается суть понятий «самостоятельная деятельность студента», «учебная самостоятельная деятельность». Дается характеристика особенностей организации самостоятельной деятельности студентов естественнонаучных факультетов университета. Представлены основные признаки учебной самостоятельности в работе. Предполагается, что современному высшему образовательному учреждению необходимо повышать качество учебной самостоятельной деятельности, от которой впоследствии зависит успешность профессионального саморазвития студента. Обосновывается необходимость усиления роли самостоятельной деятельности студентов, пересмотра подходов к ее организации и формированию в учебном процессе вуза для развития умения учиться, формирования способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации и адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Обосновывается роль самостоятельной работы студентов языкового вуза при обучении аудированию аутентичных информационных радиопередач. В методике обучения аудированию самостоятельная внеаудиторная работа студентов представляется завершающей организационной ступенью развития умений аудирования аутентичных радиопередач информационных жанров, которая предполагает внеаудиторное самостоятельное выполнение студентами языкового вуза ряда упражнений, представленных в самостоятельном аудитивном практикуме.

Kolesova Elena Mikhaylovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Professionally Oriented Linguistic Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INDEPENDENT WORK OF LINGUISTIC HIGHER SCHOOL STUDENTS IN AUDITING AUTHENTIC INFORMATION BROADCASTS

KEYWORDS: independent work; listening; authentic information broadcasts; integrative approach; methods of auditive skills development.

ABSTRACT. The article describes current research in the area of independent work of students in its various aspects. It reveals the essence of the concepts of "independent activity of students" and "self-learning activity." and gives the characteristic features of organization of independent work of students of natural faculties of a University. The author presents the main features of learning independence in work. It is assumed that modern higher education institutions need to improve the quality of training of independent activity upon which the success of future professional self-development of students finally depends. The article highlights the necessity to strengthen the role of independent activity of students, to revise the approaches to the organization and its formation in the educational process of the university, to develop the ability to learn, the ability to manage self-development, self-education, creative application of the knowledge gained in the process of self-realization and adaptation to professional activity in the modern world. The article substantiates the role of independent work of students of a linguistic higher school in teaching auditing authentic information broadcasts. In the theory of methods of teaching auditing, self-learning extracurricular work of students represents the final stage in the development of the organizational skills of listening comprehension of authentic broadcasts of information genres, which involves extracurricular independent work of students of a linguistic higher school by a series of exercises, presented in a separate practical auditing students' book.

О;

особое место в методике развития 'умений аудирования аутентичных материалов информационных радиопередач у студентов языкового вуза занимает самостоятельная работа студента. В последние годы проблема самостоятельной работы студента рассматривается в различных ее аспектах. Современные научные исследования по данному вопросу направлены на решение проблем формирования культуры самостоятельной деятельности, организации самостоятельной работы студентов с использованием компьютерных и портальных техноло-

гий, использования инновационных форм самостоятельной работы и контроль за ней, системы планирования самостоятельной работы, творческого подхода к организации самостоятельной работы студентов, использования активных учебных технологий в самостоятельной работе студентов, проектирования самостоятельной учебной деятельности и другие [12, с. 4].

Согласно Н. Е. Турбиной, «самостоятельная деятельность студента» синонимична осознанной, самоорганизованной, самоуправляемой деятельности, осуществ-

© Колесова Е. М., 2015

ляемой на основе индивидуальной образовательной траектории. Данная деятельность характеризуется спецификой обучения на факультете и направлена на развитие творческого потенциала личности с целью успешной самореализации в профессиональной деятельности [12, с. 5].

Самостоятельная деятельность студентов естественных факультетов университета имеет следующие особенности организации:

- специфика учебного предмета: особый характер научных знаний, включающий высокий уровень сложности заданий для самостоятельной деятельности, проявляющийся в систематическом взаимодействии теоретического и практического компонентов в обучении;

- своеобразие целей и результатов деятельности студента (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств);

- необходимость системной включенности студентов в учебно-профессиональную деятельность;

- использование различных видов самостоятельной деятельности студента при ее организации (индивидуально дифференцированные, фронтальные и групповые; работа с учебником, справочником и другими печатными пособиями; составление конспектов лекций, тезисов к первоисточнику; составление схем, графиков, таблиц; выполнение химических опытов; решение расчетных и качественных задач; подготовка докладов, рефератов, квалификационных работ и другие) [12, с. 6].

По словам М. А. Федоровой, современному высшему образовательному учреждению необходимо повышать качество учебной самостоятельной деятельности, от которой впоследствии зависит успешность профессионального саморазвития студента. В этой связи представляется целесообразным усилить роль самостоятельной деятельности студентов, пересмотреть подходы к ее организации и формированию в учебном процессе вуза для развития умения учиться, формирования способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации и адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [13, с. 3].

«Учебная самостоятельная деятельность», согласно М. А. Федоровой, представляется дидактическим явлением, раскрывающим механизм перевода содержания образования из внешней (организационной) плоскости учебного процесса во внутреннюю (личностную) плоскость, с последующей реализацией в практической деятельности обучающихся. Данный фено-

мен определяется автором с позиции субъектов учебного процесса. С позиции преподавателя, под учебной самостоятельной деятельностью понимается система функциональных отношений между элементами процесса обучения, устанавливаемых обучающимся при опосредованном управлении со стороны преподавателя и приводящих к формированию потребности, стремления и готовности к самореализации в процессе непрерывного образования. С позиции обучающегося данный феномен трактуется как система действий, включающих порождение мотива, формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной задачи, контроль за ходом и результатом осуществления действий, направлена на усвоение содержания образования и развитие самостоятельности личности, ведущих к формированию само-стоятельно-деятельностной компетентности [13, с. 6].

Процесс формирования учебной самостоятельной деятельности студентов является целенаправленным и систематическим накоплением в личностном опыте студентов позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять учебную самостоятельную деятельность, которая представляет проведение анализа учебной профессионально ориентированной ситуации, определение оптимальных способов ее разрешения и достижение цели посредством самоопределения и самореализации в процессе профессионального образования [13, с. 7].

Достаточно подробно представлены основные признаки учебной самостоятельности в работе И. А. Гиниатуллина, среди которых:

- личное выполнение учебных действий учащимся независимо от каких-либо других лиц;

- целеустремленность в работе (независимость в целеполагании, в осознании, преследовании поставленной цели, независимость в понимании, видении смысла деятельности (личностный смысл деятельности));

- инициативность означает автономность от побуждений извне;

- собственные усилия учащихся (независимость в преодолении напряжения, трудностей при реализации деятельности, автономность в регуляции деятельности в целом);

- активность (или максимум активности) либо совпадает с инициативностью, либо может быть описана применительно к нашему предмету через независимость в обеспечении достаточно высокой интенсивности деятельности;

- творческий характер деятельности (умственная активность, независимость учащихся от воздействий извне в содержании мыслительной деятельности, в решении трудных, проблемных задач, в формировании суждений, выводов, в принятии решений, в установлении новых для себя фактов, в поиске наиболее рациональных способов выполнения заданий и т. д. или автономность в процессе деятельности от каких-либо образцов, разъяснений, контроля и т. п.);

- обособление во времени или по форме работы (автономность деятельности по названным аспектам);

- отсутствие непосредственного педагогического руководства (независимость деятельности учащегося от (непосредственной) регуляции со стороны педагога) [4, с. 10].

В методике обучения аудированию студентов языкового вуза самостоятельная внеаудиторная работа представляет завершающую организационную ступень развития умений аудирования аутентичных радиопередач информационных жанров из пяти (формирование и развитие умений аудирования аутентичных информационных новостей на радио, радиоинтервью и радиорепортажей; закрепление умений аудирования трех информационных жанров аутентичных радиопередач и самостоятельную работу по развитию умений аудирования аутентичных информационных радиопередач). На данной ступени предполагается внеаудиторное самостоятельное выполнение студентами ряда упражнений по развитию психологических, речевых и содержательных умений аудирования аутентичных информационных радиопередач с учетом их жанровых особенностей в виде самостоятельного аудитивного практикума.

Аудитивный практикум разработан в соответствии с предполагаемым количест-

вом часов (72 часа, из которых 36 часов отводится на аудиторную работу и 36 часов -для самостоятельной подготовки) в учебном плане по направлению 050100.62 Педагогическое образование, квалификация (степень «бакалавр»), профиль: «Иностранный язык», очная форма обучения сроком 4 года. Практикум содержит два взаимосвязанных модуля для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная внеаудиторная работа в методике развития аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач информационных жанров заключается в целенаправленной, систематической и автономной работе по развитию умений аудирования аутентичных информационных жанров радиопередач в соответствии с аудиторной последовательностью видов учебной деятельности при работе над аутентичными материалами радиопередач (антиципация трудностей понимания аутентичных информационных радиопередач: предпрослушивание, первичное прослушивание, вторичное прослушивание, интерпретация проблематики прослушанной аутентичной информационной радиопередачи).

Итак, проблема самостоятельной работы студентов является актуальной в связи с необходимостью фомирования и развития умений профессионального саморазвития будущих специалистов, в особенности лингвистического профиля. В методике обучения аудированию иностранного языка студентов языкового вуза самостоятельная внеаудиторная работа является завершающей ступенью развития аудитивных умений и представлена в виде самостоятельного ау-дитивного практикума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева Н. В. Стратегии преодоления студентами психологических барьеров при аудировании иноязычной речи : дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009.

2. Бобринева С. К. Организация профессионально направленной самостоятельной работы студентов языкового факультета университета / / Профессионально направленная самостоятельная работа студента языкового факультета : межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1988.

3. Богачева А. В. Развитие языковых навыков учащихся посредством аудиометода: на базе отрицательного речевого материала из радио- и телеэфира : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

4. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие. Екатеринбург, УрГПУ.

5. Колесникова Е. А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

6. Колесова Е. М. Развитие аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014.

7. Комарова З. И. Азбука самостоятельной работы студента-лингвиста. Екатеринбург : УрГПУ, 2003.

8. Обдалова О. А. Аудирование как средство обучения иноязычному общению студентов естественно-научных факультетов на начальном этапе : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2001.

9. Руцкая Е. А. Формирование речевых информационно-направленных навыков аудирования будущего устного переводчика : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012.

10. Сергеева Н. Н., Чикунова А. Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей // Педагогическое образование в России. 2011. №1.

11. Соломатина А. Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2011.

12. Турбина Н. Е. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011.

13. Федорова М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе : дис. ... д-ра пед. наук. Орел, 2011.

14. Цыбанева В. А. Модульное обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.

15. Черкашина А. И. Теоретическое обоснование структуры и содержания учебных пособий по обучению аудированию: французский язык, профессионально ориентированные тексты : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

REFERENCES

1. Агеева Н. В. Стратегии преодоления студентами психологических барьеров при аудировании иноязычной речи : дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009.

2. Бобринева С. К. Организация профессионально направленной самостоятельной работы студентов языкового факультета университета / / Профессионально направленная самостоятельная работа студента языкового факультета : межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1988.

3. Богачева А. В. Развитие языковых навыков учащихся посредством аудиометода: на базе отрицательного речевого материала из радио- и телеэфира : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

4. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие. Екатеринбург, УрГПУ.

5. Колесникова Е. А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

6. Колесова Е. М. Развитие аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014.

7. Комарова З. И. Азбука самостоятельной работы студента-лингвиста. Екатеринбург : УрГПУ, 2003.

8. Обдалова О. А. Аудирование как средство обучения иноязычному общению студентов естественно-научных факультетов на начальном этапе : дис. . канд. пед. наук. Томск, 2001.

9. Руцкая Е. А. Формирование речевых информационно-направленных навыков аудирования будущего устного переводчика : дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012.

10. Сергеева Н. Н., Чикунова А. Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей // Педагогическое образование в России. 2011. №1.

11. Соломатина А. Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов : дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2011.

12. Турбина Н. Е. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011.

13. Федорова М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе : дис. ... д-ра пед. наук. Орел, 2011.

14. Цыбанева В. А. Модульное обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов--лингвис-тов : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.

15. Черкашина А. И. Теоретическое обоснование структуры и содержания учебных пособий по обучению аудированию: французский язык, профессионально ориентированные тексты : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Н. В. Пестова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.