Научная статья на тему 'Интегративный подход к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач'

Интегративный подход к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / АУТЕНТИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АУДИТИВНЫХ УМЕНИЙ / LISTENING COMPREHENSION / AUTHENTIC INFORMATION BROADCASTS / INTEGRATIVE APPROACH / METHOD OF DEVELOPING LISTENING COMPREHENSION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Елена Михайловна

Описан интегративный подход к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач, основанием для выделения которого послужили личностно-деятельностный и прямой подходы. Также обосновывается выбор определенных методов и средств обучения аудированию аутентичных информационных радиопередач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH TO TEACHING LISTENING COMPREHENSION OF AUTHENTIC INFORMATION BROADCASTS

This article describes an integrative approach to teaching listening comprehension of authentic information broadcasts, formulated on the basis of individual event-driven and direct approaches. It also justifies the choice of certain methods and means of teaching listening comprehension of authentic information broadcasts.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач»

УДК 37.016:81 ”42 ББК Ш105.51-9

ГСНТИ 14.35.09

Код ВАК 13.00.02

В

Колесова Елена Михайловна,

ассистент, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: elenakolessova@bk.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАДИОПЕРЕДАЧ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аудирование; аутентичные информационные радиопередачи; интегративный подход; методика развития аудитивных умений.

АННОТАЦИЯ. Описан интегративный подход к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач, основанием для выделения которого послужили личностно-деятельностный и прямой подходы. Также обосновывается выбор определенных методов и средств обучения аудированию аутентичных информационных радиопередач.

Kolesova Elena Mikhailovna,

Assistant Lecturer of Department of Professionally-oriented Linguistic Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

INTEGRATIVE APPROACH TO TEACHING LISTENING COMPREHENSION OF AUTHENTIC INFORMATION BROADCASTS

KEY WORDS: listening comprehension; authentic information broadcasts; integrative approach; method of developing listening comprehension skills.

ABSTRACT. This article describes an integrative approach to teaching listening comprehension of authentic information broadcasts, formulated on the basis of individual event-driven and direct approaches. It also justifies the choice of certain methods and means of teaching listening comprehension of authentic information broadcasts.

Д. Л. Морозова, 2012 и др.), формирования навыков, умений и способностей аудирования и стратегий преодоления психологических барьеров при аудировании иноязычной речи в условиях языкового вуза (Д. В. Агапова, 2004;

Н. В. Агеева, 2009; Е. А. Колесникова, 2009; Т. В. Макаревич, 2012; Е. А. Руцкая, 2012 и др.). Применение аутентичных аудио- и видеоматериалов на занятиях по аудированию иностранного языка в условиях школ и неязыковых вузов интересует таких ученых, как

О. А. Захарова (2009), А. Е. Чикунова (2011) [3]. Однако проблема выделения специального подхода к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач является достаточно новой и слабо разработанной.

В контексте обучения аудированию аутентичных информационных радиопередач интегративный подход основывается на элементах существующих в литературе личностно-деятельностного и прямого подходов к обучению иностранным языкам. Необходимость выделения интегративного подхода связана с уточнением методики обучения аудированию студентов языкового вуза, целью которой является развитие умений аудирования аутентичных радиопередач информационных жанров.

Личностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам был предложен И. А. Зимней, в рамках этого подхода деятельность рассматривается в качестве ос-

ыделение интегративного подхода к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач является целесообразным в связи с принятием основных положений Болонской декларации и утверждением нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.62 - Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр», который ставит перед студентами языкового вуза задачи овладения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, в том числе на иностранном языке на уровне профессионального общения. С другой стороны, Европейская система оценки уровня владения аудированием иностранного языка В-2 (пороговый продвинутый уровень) предполагает развитие у студентов языкового вуза умений аудирования новостей, репортажей о текущих событиях, всех телевизионных и радиопередач на иностранном языке.

Современные научные исследования в области аудирования посвящены проблемам обучения аудированию иноязычной речи в условиях неязыкового вуза (Я. В. Зудова, 2005; А. В. Гаврилова, 2006; А. Э. Михина, 2009; Т. В. Макаревич, 2012 и др.), обучения иноязычному профессионально ориентированному аудированию в условиях технического вуза и на основе совершенствования психологических механизмов (В. А. Яковлева, 2003;

© Колесова Е. М., 2014

новы и движущей силы развития личности. Следующие положения данного подхода послужили опорой интегративного подхода:

- максимальный учет индивидуальнопсихологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов;

- деятельностный характер обучения, так как реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи;

- коммуникативная направленность обучения иностранному языку;

- применение аутентичного материала, а именно, аутентичных материалов радиопередач информационных жанров, воссоздающих общение реальной жизни [1].

Также интегративный подход основывается на элементах прямого подхода (М. Берлиц, Ф. Гуэн, Г. Суит О. Есперсен), предполагающего овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного языка из системы обучения, широкое применение страноведческой информации и зрительных опор.

Среди методов обучения иностранным языкам в интегративном подходе представлены аудиовизуальный, аудиолингвальный и коммуникативный методы.

Аудиовизуальный метод, представителями которого являются П. Губерина, П. Риван, Р. Мишеа, Ж. Гугенейм, нашел свое отражение в следующих моментах:

- устное представление аутентичного материала радиопередач информационных жанров;

- полное исключение родного языка либо его использование в ограниченном объеме преимущественно в качестве средства контроля при обучении аудированию аутентичных материалов информационных радиопередач студентов языкового вуза;

- применение зрительной и слуховой наглядности при обучении аудированию аутентичных материалов радиопередач информационных жанров у студентов языкового вуза [5; 6].

Следующие положения аудиолин-гвального метода (Ч. Фриз, Р. Ладо) также служат основой для интегративного подхода к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач:

- приоритет устной речи над письменной при обучении аудированию аутентич-

ных материалов информационных радиопередач у студентов языкового вуза;

- направленность занятия на развитие умений аудирования аутентичных материалов радиопередач информационных жанров в результате выполнения специальных упражнений по аудированию;

- широкое применение страноведческой информации, источником которой являются аутентичные материалы информационных радиопередач [4].

Именно положения коммуникативного метода Е. И. Пассова предполагают приближение процесса обучения языку к процессу реальной коммуникации, источником которой являются аутентичные материалы радиопередач.

Аудирование, с точки зрения коммуникативного метода, рассматривается Е. И. Пас-совым как совершенно самостоятельный и специфический вид речевой деятельности и активный мыслительный процесс [2].

Интегративный подход к обучению аудированию аутентичных материалов радиопередач информационных жанров основывается на следующих положениях коммуникативного метода:

- обучение аудированию на материале аутентичных радиопередач информационных жанров осуществляется на основе частной системы упражнений, взаимодействующей с другими частными системами, в данном случае с говорением;

- преимущественно применение условно-речевых упражнений при обучении аудированию аутентичных радиопередач;

- использование второго прослушивания аутентичных радиопередач информационных жанров с целью дальнейшего развития говорения на основе текста, так как это приводит к более полному и точному запоминанию текста сообщения [2].

В интегративный подход к обучению аудированию аутентичных информационных радиопередач вошли аудиовизуальные и технические средства обучения. К аудиовизуальным средствам обучения аудированию студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач информационных жанров относятся учебно-методическое пособие «Аудитивный практикум по французскому языку», аутентичные материалы радиопередач информационных жанров: новости на радио, радиоинтервью, радиорепортажи. Среди технических средств обучения включены магнитофон, компьютер, смартфон и DVD-плеер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Просвещение, 1991.

2. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М. : Рус. яз., 1989.

3. Сергеева Н. Н.,Чикунова А. Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей // Педагогическое образование в России. 2011. №1.

4. Сергеева Н. Н, Колесова Е. М. Развитие аудитивных умений студентов языкового вуза с применением аутентичных материалов радиопередач // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 10. С. 308-318.

5. Fries C. C., Lado R. English Sentence Patterns: Understanding and Producing English Grammatical Structures - An Oral Approach. Ann Arbor : University of Michigan Press, 1957.

6. Guberina P. Bases théoriques de la méthode audio-visuelle structuro-globale, dans: COSTE, D. (édit.), Aspects d’une politique de diffusion du FLE depuis 1945, Paris, CREDIF / Hatier, 1984.

7. Rivenc P. Brève histoire de la Problématique SGAV. Étapes dans la construction d’une méthodologie, dans Rivenc, P., (Éd.), Apprentissage d’une langue étrangère / seconde. 3. La méthodologie, Bruxelles, De Boeck et Larcier, 2003. P. 85-134.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. Е. А. Казакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.