Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / АУДИРОВАНИЕ / РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА / АУДИАЛЫ / ВИЗУАЛЫ / КИНЕСТЕТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кретова Лариса Николаевна, Рябова Ирина Игоревна

Аудирование является сложнейшим видом речевой деятельности и его развитие требует выполнения множества условий, которые в ходе учебного процесса не всегда возможно обеспечить. В этом преподавателям и обучающимся помогают различные интернет-ресурсы. В данной статье представлены результаты исследования международной организации «Wearesocial» о том, сколько современный человек проводит времени в сети, в том числе средний россиянин. Авторами статьи был проведен опрос об отношении фокус-группы к использованию интернет-ресурсов в качестве вспомогательного инструмента развития навыков аудирования; о процентном соотношении людей по типу восприятия информации (визуал, аудиал или кинестетик). Кроме того, пояснена взаимосвязь репрезентативной системы учащихся с методикой использования веб-ресурсов по аудированию на занятиях. В работе раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при прослушивании иноязычной речи. В статье также представлен обзор качественных ресурсов, которые обучающиеся могли бы использовать в процессе развития аудитивной компетенции для минимизации языковых трудностей, развития их потенциала и способа применения на занятиях иностранного языка. В обзоре были отобраны веб-ресурсы с аутентичными материалами, создающими атмосферу реальной языковой коммуникации, делающие процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. В завершении сделан вывод о том, что использование онлайн-ресурсов в процессе учебной деятельности способно обеспечить студентам самостоятельный непрерывный, комфортный учебный процесс, а также может внести элемент интерактивности на офлайн занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кретова Лариса Николаевна, Рябова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE RESOURCES AS AN AUXILIARY TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING COMPETENCE

Listening is the most difficult type of speech activity, and its development requires many conditions that are not always possible to provide during the educational process. Various Internet resources help teachers and students in this. The article presents the results of a research by the international organization "We are Social" about how much time a modern person spends online, including the average Russian. The authors conducted a survey on the attitude of the focus group to the use of Internet resources as an auxiliary tool for the development of listening skills and about the percentage of people by the type of perception of information (visual, auditory or kinesthetic). In addition, the relationship of the representative system of students with the methodology of using web resources for listening in the classroom is explained. The article reveals the problems faced by English language learners when listening to foreign language speech. The article also provides an overview of high-quality resources that students could use in the process of developing auditory competence, minimizing language difficulties, their potential and ways of using them in foreign language classes. The review selects web resources with authentic materials that create an atmosphere of real language communication, making the process of assimilation of foreign language material more lively, interesting, problematic, convincing and emotional. In conclusion, it is concluded that the use of online resources in the course of educational activities can provide students with an independent continuous, comfortable learning process, and can also bring an element of interactivity to offline classes

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 28-35. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 28-35.

Научная статья УДК 372.881.111.1

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-28-3 5

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

1 2 Лариса Николаевна Кретова , Ирина Игоревна Рябова

1,2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

1 kretlarisa@mail.ru

2 ryabovai@spsl.nsc.ru

Аннотация. Аудирование является сложнейшим видом речевой деятельности и его развитие требует выполнения множества условий, которые в ходе учебного процесса не всегда возможно обеспечить. В этом преподавателям и обучающимся помогают различные интернет-ресурсы. В данной статье представлены результаты исследования международной организации «Wearesocial» о том, сколько современный человек проводит времени в сети, в том числе средний россиянин. Авторами статьи был проведен опрос об отношении фокус-группы к использованию интернет-ресурсов в качестве вспомогательного инструмента развития навыков аудирования; о процентном соотношении людей по типу восприятия информации (визуал, аудиал или кинестетик). Кроме того, пояснена взаимосвязь репрезентативной системы учащихся с методикой использования веб-ресурсов по аудированию на занятиях. В работе раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при прослушивании иноязычной речи. В статье также представлен обзор качественных ресурсов, которые обучающиеся могли бы использовать в процессе развития аудитивной компетенции для минимизации языковых трудностей, развития их потенциала и способа применения на занятиях иностранного языка. В обзоре были отобраны веб-ресурсы с аутентичными материалами, создающими атмосферу реальной языковой коммуникации, делающие процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. В завершении сделан вывод

0 том, что использование онлайн-ресурсов в процессе учебной деятельности способно обеспечить студентам самостоятельный непрерывный, комфортный учебный процесс, а также может внести элемент интерактивности на офлайн занятиях.

Ключевые слова: аудитивная компетенция, интернет-ресурсы, онлайн-сервисы, аудирование, репрезентативная система, аудиалы, визуалы, кинестетики.

Для цитирования: Кретова Л.Н., Рябова И.И. Онлайн-ресурсы как вспомогательный инструмент формирования иноязычной аудитивной компетенции // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 28-35. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-28-35

Original article

ONLINE RESOURCES AS AN AUXILIARY TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING COMPETENCE

12 Larisa N. Kretova , Irina I. Ryabova

1,2 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

1 kretlarisa@mail.ru

2 ryabovai@spsl.nsc.ru

© Кретова Л.Н., Рябова И.И., 2022

Abstract. Listening is the most difficult type of speech activity, and its development requires many conditions that are not always possible to provide during the educational process. Various Internet resources help teachers and students in this. The article presents the results of a research by the international organization "We are Social" about how much time a modern person spends online, including the average Russian. The authors conducted a survey on the attitude of the focus group to the use of Internet resources as an auxiliary tool for the development of listening skills and about the percentage of people by the type of perception of information (visual, auditory or kinesthetic). In addition, the relationship of the representative system of students with the methodology of using web resources for listening in the classroom is explained. The article reveals the problems faced by English language learners when listening to foreign language speech. The article also provides an overview of high-quality resources that students could use in the process of developing auditory competence, minimizing language difficulties, their potential and ways of using them in foreign language classes. The review selects web resources with authentic materials that create an atmosphere of real language communication, making the process of assimilation of foreign language material more lively, interesting, problematic, convincing and emotional. In conclusion, it is concluded that the use of online resources in the course of educational activities can provide students with an independent continuous, comfortable learning process, and can also bring an element of interactivity to offline classes.

Keywords: auditive competence, development of listening skills, Internet resources, listening, representative system, audials, visuals, kinesthetic.

For citation: Kretova L.N., Ryabova I.I. Online resources as an auxiliary tool for the development of foreign language listening competence. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:28-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-28-35

Введение

У современного человека огромное количество ситуаций для межкультурного общения: путешествия, командировки, стажировки, деловые встречи за рубежом и т.п. В условиях мирового развития межкультурного взаимодействия для успешной коммуникации людям необходимо обладать как можно большим спектром иноязычных компетенций, в том числе и аудитивной.

Для большинства изучающих иностранный язык именно аудирование является сложнейшим видом речевой деятельности [Андреева 2019: 3; Малушко 2012, 2013]. Это связано с тем, что нормативная речь носителя языка имеет свои психолингвистические, социальные, этнокультурные и лингвистические характеристики, которые не всегда удается учесть в практике преподавания иностранных языков и культур. Еще одной проблемой является то, что человек погружен в неязыковую среду и практически не слышит иностранную речь в повседневной жизни. К тому же с недавних пор появилось новое препятствие для межкультурной коммуникации - закрытие границ в связи с пандемией. К счастью, эти проблемы решают онлайн-ресурсы, главным преимуществом которых является непрерывность учебного процесса [Абилдаева 2015], общемировая доступность и легкость в использовании. Благодаря ИКТ-технологиям человек может ежедневно тренировать и развивать навыки аудирования, не затрачивая на это массу времени [Быч 2018; Гуняшова 2015].

По этой причине необходимо рассматривать развитие аудитивной компетенции в контексте информационных технологий, поскольку вместе с появлением новых возможностей, под воздействием социальных, научно-технических факторов возрос темп жизни современного человека, соответственно, время на изучение иностранного языка существенно сократилось.

Согласно исследованию организации WeAreSocial, предоставившей доклад «Digital 2020» об объемах потребления Всемирной паутины, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет проводит онлайн 6 часов 43 минуты ежедневно [We are social 2021]. Российская Федерация попала в список стран, наиболее зависимых от интернета. По результатам исследования средний россиянин проводит в сети 7 часов 17 минут в день. Это свидетельствует о том, что почти 40 % бодрствования современного россиянина проходит в интернете. Этот факт подтверждает то, что интернет сейчас - неотъемлемая часть жизни, в которой люди не только проводят свой досуг, но и обучаются, в том числе иностранным языкам.

Современные веб-ресурсы обладают мощным потенциалом, так как они позволяют сделать процесс изучения английского языка увлекательным и эффективным, делают занятия более разнообразными и повышают мотивацию, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся [Бозоров 2019].

Однако следует понимать, что интернет не заменяет традиционного обучения в классе [Шумилин, Шумилина 2019: 356]. ИКТ-технологии будут эффективны лишь тогда, когда будет осуществляться связь между онлайн работой и заданиями в реальной жизни. В данном случае важна роль преподавателя и определение цели обучающихся. В связи с этим возникает необходимость в отборе релевантных веб-ресурсов, которые имели бы четкую структуру, языковую направленность и возможность использования как дома, так и на занятиях в качестве вспомогательного инструмента.

Основная часть

Развитие навыков аудирования возможно лишь при комплексном и системном подходе [Морозов 2014: 126]. Сложно представить аудирование отдельно от говорения и наоборот, ведь именно совокупность этих компетенций обеспечивает возможность коммуникации на иностранном языке [Малинина 2012: 446-448]. Для того, чтобы развить аудитивную компетенцию, необходима регулярная практика: требуется как можно чаще слушать иноязычную речь. В условиях пандемии, когда границы между государствами закрыты и люди ограничены в путешествиях, существует несколько эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух: общение на английском языке в онлайн-среде; аудиофайлы к учебным материалам; просмотр фильмов или сериалов на иностранном языке; веб-сайты, направленные на тренировку навыков аудирования; популярные шоу; подкасты; аудиокниги.

Психологи и другие исследователи утверждают, что все человечество делится на три основных типа по способу восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (ощущения, вкус, запах, движение). Поэтому знание процентного соотношения учеников в соответствии с репрезентативной системой - это очень важно [Смоленцева, Шахова, Кожухова 2019: 27]. Преподаватель сможет результативно проводить занятия, используя индивидуальный подход к каждому ученику и, кроме того, сумеет выбрать наиболее подходящие ресурсы для конкретной аудитории.

В период с 15.05.2021 по 25.05.2021 в сервисе Google forms был проведен опрос с целью исследования отношения фокус-группы к использованию интернет-ресурсов для развития аудитивной компетенции и определения основных трудностей при аудировании. Также необходимо было выявить соотношение респондентов по типу восприятия информации. В опросе участвовало 40 человек. Среди них 30 женщин (75 %) и 10 мужчин (25 %). Средний возраст респондентов составляет 24 года.

Уровень владения иностранным языком у обучающихся разнообразный, но больше всего людей с уровнем А2 - Pre-Intermediate (40 %).

ф А1 — Уровень выживания (Survival

Level — Beginner и Elementary) ф А2 — Предпороговый уровень (Waystage— Pre-Intermediate) B1 — Пороговый уровень (Threshold — Intermediate) ф В2 — Пороговый продвинутый

уровень (Vantage — Upper-intermedi Ф С1 —Уровень профессионального... Ф С2 — Уровень владения в соверше...

Рис. 1. Уровень владения иностранным языком респондентов

Опрашиваемая аудитория классифицировалась с точки зрения репрезентативной системы: среди респондентов 85 % - визуалы, 10 % респондентов ответили, что являются кинестетиками и всего 5 % ответили, что они аудиалы.

Ф Визуал (преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности). 0 Аудиал (доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие), ф Кинестетик (преобладает осязательная функция).

Рис. 2. Дифференцирование респондентов в соответствии с репрезентативной системой

Результаты анкеты показали, что 100 % опрошенных считают, что понимать иностранную речь на слух чрезвычайно важно.

Самыми сложными видами речевой деятельности респонденты считают аудирование и говорение.

Основной сложностью при восприятии иностранной речи на слух является слишком быстрый темп (90 % опрошенных).

Я не понимаю акценты.

Я испытываю сложности в понимании быстрой речи.

Я понимаю только отдельные слова, но не могу понять общ,..

Я не понимаю аудиотекст из-за обилия незнакомых слов.

Мне проще общаться вживую, чем слушать кого-то в записи...

Рис. 3. Трудности при аудировании, с которыми сталкиваются респонденты

На вопрос об эффективности онлайн-сервисов в качестве вспомогательного инструмента в развитии понимания речи на слух, 90 % респондентов ответили, что считают сервисы эффективными. Также респонденты предложили свои варианты развития аудитивной компетенции: изучать как можно больше аутентичного материала (фильмов, сериалов, видео, подкастов и т.д.). Исследовав предпочтения опрошенной фокус-группы, можно прийти к выводу, что для обучающихся крайне важно регулярно обращаться к аутентичному материалу, поэтому отбор ресурсов, которые будут впоследствии использованы при обучении иностранному языку, имеет большое значение.

Опрос показал, что доля визуалов существенно превалирует над остальными. Этот результат говорит о том, что такой аудитории требуются аудиоматериалы с опорой на визуальный контент. Учитывая особенности репрезентативных систем, мнение изучающих иностранный язык и проблемы, с которыми они сталкиваются при прослушивании иноязычной речи, было рассмотрено и проанализировано множество интернет-источников, среди которых были отобраны следующие аутентичные онлайн-ресурсы, создающие атмосферу реальной языковой коммуникации, делающие процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным и убедительным [Гуняшова 2015: 34].

1. Youglish. URL: https://youglish.com/

Данный сервис позволяет улучшить не только лексику, навыки аудирования, но и поработать над произношением. На занятиях ресурс может быть использован следующим образом: если ученик при аудировании не понял какое-то конкретное слово, преподаватель может на сайте ресурса ввести в поисковой строке то слово, выбрав определенный акцент, после чего сервис подберет огромное количество аутентичного видеоматериала, где будет фигурировать непонятое слово. На сайте есть возможность ставить видеоролики на паузу или регулировать скорость их воспроизведения. Также оно может быть полезным при подготовке домашнего задания, если возникают какие-то сложности в понимании слов, произношения и т.д.

2. Listen a minute. URL: https://listenaminute.com/

Этот сервис предлагает огромный перечень аудиодорожек на любую тематику, длиной всего в одну минуту. Данный ресурс подходит в условиях ограниченного времени. После каждой аудиозаписи предлагается выполнить несколько видов упражнений, которые преподаватель мог бы использовать на своих занятиях или давать ученикам в качестве домашнего задания.

3. Randall's ESL Cyber Listening Lab. URL: https://www.esl-lab.com/

На сайте представлена масса аутентичных аудиозаписей с заданиями, которые распределены на несколько категорий: «Easy» / «Легкий», «Medium» / «Средний», «Difficult» / «Сложный». Каждый мини-урок имеет четкую структуру: сначала ученику требуется ответить на пару вопросов еще до начала слушания - это поможет ему понять тему предстоящего диалога или монолога. Затем обучающийся может прослушать аудиозапись и при необходимости прочитать ее текст. После этого ученик может пройти тест и проверить, насколько успешно ему удалось справиться с аудированием.

4. News in level. URL: https://www.newsinlevels.com/

На данном веб-сайте представлены новостные аутентичные материалы на английском языке, разделенные по трем категориям, в соответствии с уровнем владения иностранного языка. Новости так же сгруппированы по тематике: от спорта до исторических сводок. Любую заинтересовавшую новость можно прослушать на трех разных уровнях. У каждого упражнения есть четкая структура: сначала обучающимся дается текст новости, а затем представлен видеофрагмент с озвученным текстом из Youtube. Преподаватель может менять местами очередность этих заданий.

5. Talk English. URL: https://www.talkenglish.com

На данном аутентичном ресурсе представлены уроки как для развития навыков аудирования, так и говорения. Занятия на аудирование представлены с опорой на видеоматериал, и без него. После каждого аудио- или видеофрагмента необходимо пройти несколько квизов, после чего сервис оценивает результат. Преподаватель может использовать этот сайт на занятиях и давать задания на дом.

6. English Listening Lesson Library Online. URL: https://www.elllo.org/

Более 3000 занятий, записанных людьми с различными акцентами. Главной особенностью данного ресурса является то, что упражнения разделены на 7 уровней сложности. Подойдет для развития навыков аудирования у любого уровня подготовки студентов.

7. English for everyday living. URL: https://www.dailyesl.com

Аутентичный ресурс с упражнениями на развитие навыков аудирования на повседневные темы. После каждого аудиофайла предлагается решить мини-тест и определить, насколько хорошо студент усвоил услышанное. Использовать данный веб-сайт можно как на уроках, так и в качестве домашнего задания.

8. Diktado. URL: https://diktado.com/dictations/

Данный сервис предлагает обучающимся написать мини-диктанты на английском языке в соответствии со своим уровнем. Диктант проверяет компьютер за считанные

секунды и отображает все ошибки с комментариями по их устранению. Преподаватель может использовать этот ресурс в качестве домашнего задания или давать диктанты ученикам для определения своего уровня понимания иноязычной речи.

9. Librivox. URL: https://librivox.org/

Ресурс с аутентичными художественными аудиокнигами в открытом доступе на разных иностранных языках: от английского до китайского. Каждую аудиокнигу записывает волонтер, носитель языка. Данный сайт преподаватель может порекомендовать ученикам для саморазвития, а также задавать на дом упражнения, опираясь на представленный материал. Например, написать эссе по прослушанному аудио-фрагменту или ответить на вопросы.

10. Listen and write. URL: https://www.listen-and-write.com

Еще один сервис для диктантов на английском языке, главным преимуществом которого является опора на видеоматериал. Текст читают носители иностранного языка.

Заключение

Исследование подтверждает тезис о том, что аудирование - сложнейший вид речевой деятельности и воспринимают информацию на слух наименьший процент фокус-группы. Обзор иноязычных веб-сайтов показал, что современные онлайн-ресурсы позволяют решить эту проблему: предлагают аудиоматериалы с опорой на видеоролики, добавляют новые функции, позволяющие устанавливать комфортный темп речи, новые виды упражнений, а главное - непрерывный учебный процесс.

Исследование показало основные проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся. Знание этих трудностей, соотношения визуалов, аудиалов, кинестетиков и учет особенностей восприятия информации в учебной группе поможет определить и скорректировать необходимую методику, систему упражнений с использованием онлайн-ресурсов, с помощью которых обучающиеся смогут в полной мере раскрыть свой потенциал [Смоленцева, Шахова, Кожухова 2019: 29].

Безусловно, даже самые современные интернет-технологии не смогут заменить живой учебный процесс, однако могут стать его полезным дополнением, вносящим элемент интерактивности, и позволят обучающимся расширить поле для самостоятельных занятий [Лапаев 2016: 21].

Список литературы

1. Абилдаева А.Х. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения [Электронный ресурс] // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 28.09.2021).

2. Андреева Н.В. Обучение аудированию в условиях реальной и виртуальной языковой среды: дис. ... к. пед. н. М., 2019. 260 с.

3. Бозоров А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Academy. 2019. № 3 (42). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 04.11.2021).

4. Быч Е.И. Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию [Электронный ресурс] // Juvenisscientia. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-audirovaniyu (дата обращения: 20.10.2021).

5. Гуняшова Г.А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-videomaterialov-v-obuchenii-audirovaniyu-na-uroke-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 28.10.2021).

6. Лапаев Л.Л. Использование интернет-ресурсов при обучении аудированию иноязычных текстов на занятиях по иностранному (английскому) языку // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2016. № 4. С. 19-21.

7. Малинина И.А. Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 446-448.

8. Малушко Е.Ю. Аудитивная компетенция как сложное речевое умение и необходимый компонент профессиональной компетенции выпускника магистратуры // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 367-371.

9. Малушко Е.Ю. Методика формирования иноязычной профильной аудитивной компетенции магистрантов лингвистики: на основе инфокоммуникационной технологии подкастов, английский язык: дис. ... к. пед. н. Волгоград, 2013. 229 с.

10. Морозов Д.Л. Теоретические основы обучения иноязычному аудированию [Электронный ресурс] // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1.. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-inoyazychnomu-audirovaniyu (дата обращения: 07.10.2021).

11. Смоленцева В.Г., Шахова В.А., Кожухова Ю.В. Онлайн-программы изучения иностранных языков: плюсы и минусы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4 (48). С. 30-39.

12. Шумилин В.П., Шумилина Н.Г. Использование интернет-технологии в образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки Орловского государственого университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-internet-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 21.10.2021).

13. English Listening Lesson Library Online [Электронный ресурс]. URL: https://www.elllo.org/ (дата обращения: 08.10.2021).

14. Randall's ESL Cyber Listening Lab [Электронный ресурс]. URL: https://www.esl-lab.com/ (дата обращения: 21.10.2021).

15. We are social [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/uk/ (дата обращения: 06.10.2021).

References

1. Abildaeva A.Kh. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v protsesse obucheniya [The use of information and communication technologies in the learning process]. Perspektivy razvitiya informatsionnykh tekhnologii. 2015, no. 27. (In Russ.). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya (accessed: 28.09.2021).

2. Andreeva N.V. Obuchenie audirovaniyu v usloviyakh real'noi i virtual'noi yazykovoi sredy [Learning to listen in a real and virtual language environment].

PhD thesis. Moscov, 2019, 260 p. (In Russ.).

3. Bozorov A.A. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii na urokakh angliiskogo yazyka [The use of information and communication technologies in English lessons]. Academy, 2019, no. 3 (42). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka (accessed: 04.11.2021).

4. Bych E.I. Ispol'zovanie internet-resursov v obuchenii audirovaniyu [The use of Internet resources in teaching listening]. Juvenisscientia. 2018, no. 3. (In Russ.). Available at:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-audirovaniyu (accessed: 20.10.2021).

5. Gunyashova G.A. Ispol'zovanie videomaterialov v obuchenii audirovaniyu na uroke inostrannogo yazyka [The use of video materials in teaching listening in a foreign language lesson]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, no. 2-3 (62). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-videomaterialov-v-obuchenii-audirovaniyu-na-uroke-inostrannogo-yazyka (accessed: 28.10.2021).

6. Lapaev L.L. Ispol'zovanie internet-resursov pri obuchenii audirovaniyu inoyazychnykh tekstov na zanyatiyakh po inostrannomu (angliiskomu) yazyku [The use of Internet resources in teaching listening comprehension of foreign texts in the classroom in a foreign (English) language]. Metodicheskie voprosy prepodavaniya infokommunikatsii v vysshei shkole. 2016, no. 4, pp. 19-21. (In Russ.).

7. Malinina I.A. Ispol'zovanie Internet-resursov vtorogo pokoleniya Web 2.0 v obuchenii audirovaniyu [Using Internet resources of the second generation Web 2.0 in teaching listening]. Molodoi uchenyi. 2012, no. 11, pp. 446-448. (In Russ.).

8. Malushko E.Yu. Auditivnaya kompetentsiya kak slozhnoe rechevoe umenie i neobkhodimyi komponent professional'noi kompetentsii vypusknika magistratury [Auditory Competence as a Complex Speech Skill and a Necessary Component of the Master's Degree Graduate's Professional Competence]. Aktual'nyeproblemy filologii ipedagogicheskoi lingvistiki. 2012, no. 14, pp. 367-371. (In Russ.).

9. Malushko E.Yu. Metodika formirovaniya inoyazychnoi profil'noi auditivnoi kompetentsii magistrantov lingvistiki: na osnove infokommunikatsionnoi tekhnologii podkastov, angliiskii yazyk [Methodology for the formation of foreign language profile auditory competence of undergraduates in linguistics: based on the infocommunication technology of podcasts, English]. PhD thesis. Volgograd, 2013, 229 p. (In Russ.).

10. Morozov D.L. Teoreticheskie osnovy obucheniya inoyazychnomu audirovaniyu [Theoretical foundations of teaching foreign language listening]. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2014, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-inoyazychnomu-audirovaniyu (accessed: 07.10.2021).

11. Smolentseva V.G., Shakhova V.A., Kozhukhova Yu.V. Onlain-programmy izucheniya inostrannykh yazykov: plyusy i minusy [Online Foreign Language Programs: Pros and Cons]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnomprostranstve. 2019, no. 4 (48), pp. 30-39. (In Russ.).

12. Shumilin V.P., Shumilina N.G. Ispol'zovanie internet-tekhnologii v obrazovanii [The use of Internet technology in education]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvenogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2019, no. 1 (82). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-tehnologii-v-obrazovanii (accessed: 21.10.2021).

13. English Listening Lesson Library Online [Электронный ресурс]. URL: https://www.elllo.org/ (дата обращения: 08.10.2021).

14. Randall's ESL Cyber Listening Lab [Электронный ресурс]. URL: https://www.esl-lab.com/ (дата обращения: 21.10.2021).

15. We are social [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/uk/ (дата обращения: 06.10.2021).

Информация об авторах Л.Н. Кретова - кандидат филологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет;

И.И. Рябова - магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет.

Information about the authors L.N. Kretova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University;

I.I. Ryabova — Master's Student, Novosibirsk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 20.07.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The article was submitted 20.07.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.