Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна

Быстро изменяющаяся образовательная среда требует от преподавателя иностранного языка постоянного поиска и интегрирования в учебный процесс новых источников информации и технологий обучения. Широкое применение интернет-ресурсов способствует оптимизации языкового образования, делая процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся более гибким и творческим. В статье исследуется дидактический потенциал интернет-ресурсов в контексте обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений неязыковых направлений подготовки. Авторами статьи проведен обзор современных исследований, посвященных вопросам использования интернет-ресурсов в языковом образовании, описаны характерные черты основных видов интернет-ресурсов. Особое внимание уделено критериям отбора интернет-ресурсов для учебных целей, а также анализу преимуществ использования интернет-контента в учебно-воспитательном процессе. Практическая значимость исследования заключается в описании опыта интеграции интернет-ресурсов в учебный курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов магистратуры Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Мехатроника и робототехника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF INTERNET RESOURCES INTO FOREIGN LANGUAGE TEACHING

A rapidly changing educational environment demands a constant search for new sources of information and educational technologies from a foreign language teacher. The widespread use of online resources contributes to the optimization of language education. It also makes the forming of students' foreign language communicative competence more flexible and creative. The article examines the didactic potential of Internet resources for teaching a foreign language to university students of non-linguistic majors. The authors reviewed modern research on the use Internet resources in language education. They also describe the main features of the main kinds of Internet resources. The authors pay special attention to the criteria for selecting Internet resources for educational purposes. Besides, an in-depth analysis of the advantages of using Internet content in the educational process has been carried out. The practical significance of the research lies in the description of the experience of integrating Internet resources into the training course “English for Specific Purposes” taught to master's students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University majored in Pedagogics, training profile “Mechatronics and Robotics”.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1

ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Минеева Ольга Александровна1,

канд. пед. наук, e-mail: mineevaolga@gmail.com,

Ляшенко Мария Сергеевна1,

канд. пед. наук, e-mail: mslyashenko@mail.ru, 1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский

университет), г. Нижний Новгород, Россия

Быстро изменяющаяся образовательная среда требует от преподавателя иностранного языка постоянного поиска и интегрирования в учебный процесс новых источников информации и технологий обучения. Широкое применение интернет-ресурсов способствует оптимизации языкового образования, делая процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся более гибким и творческим. В статье исследуется дидактический потенциал интернет-ресурсов в контексте обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений неязыковых направлений подготовки. Авторами статьи проведен обзор современных исследований, посвященных вопросам использования интернет-ресурсов в языковом образовании, описаны характерные черты основных видов интернет-ресурсов. Особое внимание уделено критериям отбора интернет-ресурсов для учебных целей, а также анализу преимуществ использования интернет-контента в учебно-воспитательном процессе. Практическая значимость исследования заключается в описании опыта интеграции интернет-ресурсов в учебный курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов магистратуры Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Мехатроника и робототехника».

Ключевые слова: английский язык как иностранный, коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, система управления обучением Moodle, интернет-ресурсы в обучении, интернет-ресурсы в преподавании иностранного языка, мотивация

THE INTEGRATION OF INTERNET RESOURCES INTO FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Mineeva O.A.1,

candidate of pedagogical sciences, e-mail: mineevaolga@gmail.com,

Liashenko M.S.1,

candidate of pedagogical sciences, e-mail: mslyashenko@mail.ru, 1Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

A rapidly changing educational environment demands a constant search for new sources of information and educational technologies from a foreign language teacher. The widespread use of online resources contributes to the optimization of language education. It also makes the forming of students 'foreign language communicative competence more flexible and creative. The article examines the didactic potential of Internet resources for teaching a foreign language to university students of non-linguistic majors. The authors reviewed modern research on the use Internet resources in language education. They also describe the main features of the main kinds of Internet resources. The authors pay special attention to the criteria for selecting Internet resources for

educational purposes. Besides, an in-depth analysis of the advantages of using Internet content in the educational process has been carried out. The practical significance of the research lies in the description of the experience of integrating Internet resources into the training course "English for Specific Purposes" taught to master's students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University majored in Pedagogics, training profile "Me-chatronics and Robotics".

Keywords: ESL, EFL, communicative competence, ICT, LMS Moodle, electronic resources in teaching, online resources in teaching ESL, motivation

DOI 10.21777/2500-2112-2022-1-14-22

Введение

Одной из характерных черт современной педагогической науки является непрерывный поиск эффективных технологий, методов, приемов и средств обучения. Цифровизация образования в значительной мере способствовала решению вопросов, связанных с повышением качества образования в высших учебных заведениях [1, с. 19]. Расширение возможностей информационно-образовательных сред университетов позволяет осуществлять в дистанционном и смешанном форматах такие виды деятельности, как доступ к образовательным ресурсам, организация и сопровождение учебного процесса, фиксация его результатов.

Цифровизация и информатизация коснулись и языкового образования. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет делает учебный процесс более эффективным и эргономичным за счет разработки как инновационных технологий в обучении языку и культуре, так и учебных материалов нового поколения [2, с. 71]. Однако данные изменения незамедлительно привели к необходимости изучения дидактического и методического потенциала интернет-ресурсов, а также решения вопросов их интеграции в процесс обучения и овладения иностранным языком.

Цель и задачи исследования

Целью работы является исследование и обобщение дидактического потенциала ресурсов сети Интернет для организации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений. Практическая ценность исследования заключается в описании примеров возможной интеграции интернет-ресурсов в учебный курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов магистратуры Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Мехатроника и робототехника».

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) изучить современные исследования по вопросам использования интернет-ресурсов в языковом образовании;

2) рассмотреть основные виды интернет-ресурсов и описать их характерные черты и дидактические возможности;

3) обобщить критерии отбора интернет-ресурсов для учебных целей;

4) проиллюстрировать возможности использования интернет-ресурсов при обучении студентов магистратуры неязыкового профиля иностранному языку будущей профессии;

5) сделать выводы об эффективности использования интернет-ресурсов в языковом образовании.

Методы исследования

При написании статьи применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, педагогическое наблюдение и измерение.

Результаты исследования

На современном этапе развития педагогической науки накоплен богатый опыт теоретического осмысления и практического использования интернет-ресурсов в языковом образовании, позволяющий педагогу обеспечить обучающихся качественным учебным контентом. Так, П.В. Сысоев1 внес значительный вклад в разработку теоретических основ информатизации языкового образования, изучение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся, поиска и отбора материалов сети Интернет. Н.Д. Гальскова и другие исследователи2 рассмотрели основные черты и особенности ресурсов сети Интернет в контексте обучения иностранным языкам. М.Г. Евдокимова разработала принципы отбора содержания обучения иностранному языку студентов вуза в условиях применения информационно-коммуникационных технологий3. Э.К. Самерханова, Е.П. Круподерова и И.В. Панова сделали аналитический обзор дидактических возможностей различных интернет-сервисов и образовательных платформ применительно к конкретным предметным областям, в число которых был включен и иностранный язык4. Ф. Чуан (Fei-Yu ЗДиа^), М. Крук (М. Кгик) обосновали эффективность цифровых ресурсов для овладения иностранным языком [3; 4]. М.К. Агарвал (М.К. Agarwal) исследовал различные модели обучения иностранному языку и использованию интернет-ресурсов [5; 6].

Большое число научных публикаций посвящено изучению дидактического потенциала отдельных видов интернет-ресурсов: образовательных порталов, учебных и справочных сайтов, онлайн-энци-клопедий, сайтов новостных агентств, сетевых образовательных сообществ, социальных сетей, блогов, подкастов и видеохостингов [7-9]. Кроме того, ресурсы сети Интернет изучаются с позиции использования их для формирования отдельных языковых, речевых навыков и развития умений [10-13]. Методическую ценность имеют работы, в которых изучаются возможные способы использования сетевых ресурсов для обучения иностранным языкам учащихся различных возрастных групп5 [14-16].

Проведенный нами анализ научных работ по теме исследования показал, что одной из тенденций развития языкового образования является использование богатых возможностей интернет-ресурсов, под которыми понимаются информационные ресурсы (текстовые, графические, аудиовизуальные) в электронном виде, доступные в сети Интернет. В контексте обучения иностранному языку можно говорить о двух больших группах интернет-ресурсов: аутентичных и учебных. Аутентичные ресурсы - это контент, созданный носителями языка и обладающий особой социокультурной ценностью для изучающих иностранный язык, поскольку он отражает речевые образцы современного живого языка. Учебные интернет-ресурсы, согласно определению П.В. Сысоева, - это «текстовые, аудиовизуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающимися осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации»6.

Интеграция интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений позволяет сделать его более продуктивным и решить ряд методических проблем. Среди преимуществ использования интернет-контента в учебно-воспитательном процессе необходимо отметить:

- наличие выбора и гибкого доступа к разнообразным дополнительным или вспомогательным материалам, отвечающим целям и задачам обучения, решение проблем, связанных с нехваткой языковых материалов по профессиональным темам;

1 Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. - Москва: Либроком, 2013. - 264 с.

2 Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. - Москва: КНОРУС, 2017. - 390 с.

3 Евдокимова М.Г. Инновационная система профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. - Москва: Библио-Глобус, 2017. - 435 с.

4 Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.

5 BertoldiE. Online resources for teaching English as L2 for young learners. - URL: http://www.researchgate.net/publication/333669823_ Online_resources_for_teaching_EngHsh_as_L2_for_young_learners (дата обращения: 18.04.2021). - Текст: электронный.

6 Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. - Москва: Либроком, 2013. - С. 114.

- создание условий для расширения культурного кругозора и, соответственно, формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся, необходимой для осуществления профессиональной деятельности в ситуациях межкультурного взаимодействия;

- постановку целей и задач, отбор содержания и организацию учебного процесса в соответствии с важнейшими дидактическими (сознательность, активность, наглядность и межпредметная координация), лингвистическими (системность и функциональность), психологическими (поэтапность формирования речевых навыков и умений, учет индивидуально-психологических особенностей личности учащегося) и методическими (коммуникативность, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, профессиональная направленность обучения и учет уровня владения языком) принципами;

- развитие у учащихся умений осуществлять поиск, критическую оценку, отбор информации, самостоятельную учебную и исследовательскую деятельность не только при изучении иностранного языка, но и в других разнообразных учебных и жизненных ситуациях;

- формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которое происходит в ходе активной деятельности студентов и их взаимодействия с другими людьми, в том числе носителями языка;

- повышение мотивации студентов неязыковых направлений подготовки к изучению иностранного языка за счет работы с актуальным для студентов контентом в различных форматах (создание групповых проектов, участие в дискуссиях, решение кейсов и т.д.).

Контент сети Интернет является колоссальным, но в условиях чрезмерного обилия информационных потоков вопросы отбора онлайн-ресурсов в учебных целях являются очень актуальными. В этой связи необходимо выявить и систематизировать основные критерии отбора интернет-ресурсов, которыми нужно руководствоваться преподавателю:

1) направленность сайта и языковая сложность материала: отбор ресурсов должен осуществляться с учетом уровня владения иностранным языком учащимися. В этой связи преподавателю необходимо учитывать то, для какой аудитории создан сайт по возрастному критерию, профессиональному или социальному статусу, размещаются ли на сайте учебные или аутентичные материалы;

2) соответствие содержания ресурса теме занятия, а также профессиональной направленности обучения;

3) достоверность, актуальность и уникальность информации;

4) интерфейс ресурса: легкость доступа, удобство поиска и навигации.

В рамках проводимого нами исследования следует акцентировать внимание на практическом использовании интернет-ресурсов при обучении иностранному языку (английскому) студентов магистратуры на примере направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Мехатроника и робототехника». Согласно учебному плану данного направления и профиля в первом и втором семестрах студенты изучают предмет «Иностранный язык в профессиональной деятельности».

Основной причиной включения интернет-ресурсов в компонентный состав содержания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и, соответственно, в разработку учебно-методического комплекса (далее - УМК) и электронного учебно-методического комплекса (далее -ЭУМК) на платформе Moodle явилось недостаточное количество современных учебных материалов по теме «Мехатроника и робототехника», поскольку данная профессиональная сфера стремительно меняется и развивается, а зачастую информацию из учебных текстов, представленную в учебниках и пособиях прошлого десятилетия, можно назвать частично устаревшей7. Второй причиной явилась задача организации учебного процесса в том формате, который был бы наиболее оптимальным для студентов магистратуры. Преподавателями-разработчиками курса принимались во внимание следующие факторы:

1) студенты магистратуры в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина обучаются в дистанционном формате;

2) в магистратуру по профилю подготовки «Мехатроника и робототехника» поступают студенты с разным уровнем владения английским языком, а в связи с тем, что учебные группы состоят из 10-15 человек, они не делятся на подгруппы, соответственно, разноуровневые студенты обучаются вместе;

7 Авдеева Н.А. Mechatronics and robotics = Мехатроника и робототехника: учебное пособие по английскому языку. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. - С. 16-18.

3) у поступающих в магистратуру студентов разрыв в изучении иностранного языка составляет два года и более, т.к., во-первых, на уровне бакалавриата иностранный язык преподается лишь на первом и втором курсах, во-вторых, не все студенты поступают в магистратуру сразу же после получения степени бакалавра;

4) часто уровень мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых направлений является достаточно низким;

5) студенты не всегда могут присутствовать на практических занятиях, поэтому учебный материал они изучают самостоятельно.

С учетом всех перечисленных факторов и в соответствии с требованиями ФГОС ВО для модели смешанного обучения разработан электронный учебно-методический курс дисциплины в LMS Moodle, служащий для организации учебной деятельности и взаимодействия между обучающимися и обеспечивающий фиксацию хода и результатов обучения согласно компетентностному подходу и рейтинговой системе (рисунок 1).

Мининский

университет ЭИОС Портфолио К

Иностранный язык в профессиональной деятельности. Часть 2

^^ Новостной форум

^^ Цели, задачи и образовательные результаты

Рабочая программа дисциплины

^^ Рейтинг-план студента

Unit 1. Mechatronics

^^ Практическое занятие 1. What is Mechatronics?

^^ Grammar Revision: Short Answers in English

linuinnnkUkiM TPfT nil тыле* "What ic Merhatrnnirc?"

Рисунок 1 - Главная страница ЭУМК «Иностранный язык в профессиональной деятельности»

В учебном блоке ЭУМК структурируются и размещаются материалы по работе с интернет-ресурсами. С использованием таких инструментов, как «Страница», «Задание» и «Тест», преподаватель составляет инструкцию по работе с интернет-ресурсом, прикрепляет ссылку и формулирует задания для выполнения.

Интернет-ресурсы использованы на всех этапах обучения курсу «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Первый раздел курса представлен вводным модулем, целями которого являются корректировка имеющихся и восполнение недостающих языковых знаний, речевых умений, формируемых на предыдущем этапе обучения. В связи с тем что на данный модуль выделяется небольшое количество аудиторного времени, преподавателю необходимо предоставить учебные материалы для продуктивной самостоятельной работы. На рисунке 2 представлен фрагмент работы с ресурсом сайта EngVid (http://www.engvid.com), материалы которого, разработанные носителями языка, представлены в формате видеоуроков, снабженных тестами для самоконтроля. Кроме того, под каждым видео участники могут оставить свой комментарий, что создает среду для развития письменных речевых навыков.

Одной из важных задач курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности» является расширение словарного запаса студентов в рамках будущей профессии, решить которую также помогает использование интернет-ресурсов. В данном случае речь идет о ресурсах, разработанных самим преподавателем (т.к. необходимо сформировать активный и пассивный лексический минимум и организовать его многократное повторение), который размещает их как в самом ЭУМК в виде тренировочных тестов или заданий, так и на сайте Quizlet (http://www.quizlet.com) - популярном интернет-ресурсе,

позволяющем организовать работу над лексической стороной иноязычной речи в различных режимах (заучивание, письмо, правописание, тест).

Рисунок 2 - Фрагмент работы над грамматической стороной иноязычной речи с использованием интернет-ресурсов

Использование интернет-ресурсов в значительной степени позволяет преподавателю экономить время на этапе организации отработки языкового материала. Ему нет необходимости разрабатывать собственные задания, тесты и размещать их в системе Moodle, что является довольно трудоемким, а можно использовать уже готовые ресурсы сети Интернет, например тесты, которые будут проверены автоматически. Среди сайтов, предлагающих такие задания, следует выделить http://www.liveworksheets. com, который имеет в линейке настроек не только функцию проверки заданий (check my answers), но и возможность отправки результатов задания на электронную почту преподавателя (email my answers to my teacher). Кроме того, такой формат работы привлекает студентов.

Использование интернет-ресурсов видеохостинга YouTube (http://www.youtube.com) не только оптимизирует процесс развития навыков аудирования, но и способствует повышению мотивации к изучению английского языка, т.к. работа с видеоконтентом вызывает повышенный интерес у студентов. Студентам предлагается просмотреть видео, а потом выполнить тест в курсе Moodle на понимание услышанного. Отметим, что в структуру теста можно включать как задания закрытого типа, так и задания, в которых нужно дать развернутый ответ, например написать свое мнение (рисунок 3).

Your future as an Engineer: Mech...

'Your Future As an Engineer: Mechatronics'

1. Watch the video and take the test.

T^r

QBBHHII

Fill in the gaps with the names.

Выберите v- wanted to become a theatre aitist at first. Выберите v likes to think tilings through. Выберите v wants to be in medical engineering. Выберите v likes decision making. Выберите v is creative and enthusiastic to make ait.

Выберите v would love to help people go on with their lives

Выберите v is logical.

Выберите v wants to be in biomedical engineering.

Answer the questions. (3-4 sentences)

• Would you like to be a mechatrinics engineer? Why Why not?

• Which field of mechatronic engineering are you interested in? Why?

m - I В / и .g. - | :Е »= H © и

I would like to be .... because ....

I would not like to be because

Путь: p » span

Рисунок 3 - Пример работы с интернет-ресурсом видеохостинга YouTube

Для выявления эффективности интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку мы сравнили данные итогового контроля по двум темам дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 1 "Science and Technology " - содержание обучения включало информацию из традиционных печатных учебно-методических пособий, а процесс обучения был организован с использованием программы Zoom (практические занятия) и инструментария Moodle (самостоятельная работа).

Тема 2 "Robots and Their Types"- в содержание и процесс обучения включались учебные и аутентичные интернет-ресурсы в формате информационных страниц и справочных материалов, интерактивных заданий, видео, презентаций, форумов.

Итоговые срезы в конце изучения каждой темы проводились в формате итогового тестирования. Тесты включали следующие разделы: аудирование (Listening); чтение (Reading); лексика и грамматика (Use of English); письмо (Writing). Время на выполнение теста составляло 60 минут. В тестировании принимали участие 12 студентов первого курса магистратуры. Сравнительные результаты тестирования представлены на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4 - Оценки, полученные за итоговые тесты

Рисунок 5 - Средний балл за каждый раздел теста

Сравнительные результаты тестов иллюстрируют более высокие баллы итогового теста по теме 2 "Robots and Their Types", текущая работа над которым проходила с использованием интернет-ресурсов. Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности интеграции интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку студентов магистратуры неязыковых специальностей.

Заключение

В процессе работы проанализированы современные исследования по вопросам использования интернет-ресурсов в языковом образовании. Раскрыт дидактический потенциал интернет-ресурсов в контексте обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений неязыковых направлений подготовки. Предложены возможные варианты интеграции данных ресурсов в образовательное пространство педагогического вуза. Систематизированы основные критерии отбора интернет-ресурсов, которыми необходимо руководствоваться преподавателю и обучающимся.

В целом, организация учебной деятельности с применением актуальной информации сети Интернет в обучении иностранному языку стимулирует активное и более прочное изучение и усвоение материала.

Список литературы

1. Прохорова М.П., Минеева О.А., Благодинова В.В. Изучение отношения обучающихся вуза к цифрови-зации образования // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 2.

2. Цветкова С.Е., Малышева Е.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата в условиях дистанционного взаимодействия // Сибирский педагогический журнал. -2021. - № 2. - С. 69-79.

3. Chuang Fei-Yu. The effectiveness of digital materials as a means of teaching the English article system // Digital Language Learning and Teaching: Research, Theory and Practice / M. Carrier, R.M. Damerow, K M. Bailey. - 1st ed. - New York, 2017. - 278 p.

4. Kruk M. Using internet resources in teaching English subsystems: an autonomous approach // Journal of Language Teaching and Research. - 2012. - Vol. 3, No. 6. - Pp. 1088-1097.

5. Agarwal M.K. Internet-based language learning and teaching // Innovative Infotechnologies for Science, Business and Education. - 2010. - Vol. 1. - Pp. 3-7.

6. Agarwal M.K. Models of language learning and teaching with internet resources // ISMA Scientific Proceedings. - Riga, Latvia, 2009.

7. Ляшенко М.С., Родионова М.С. Обучение английскому языку студентов-дизайнеров с использованием технологии «вики-сайта» в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 1. - С. 103-108.

8. Тимофеева Т.В. Использование англоязычных подкастов сети Интернет для развития аудитивных умений в неязыковом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 11-3. -С. 131-133.

9. Архипова М.В., Белова Е.Е. Возможности использования современных интернет-ресурсов в обучении английскому языку современного поколения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 27-30.

10. Айвазян А.В., Павленко В.Г. Интернет-ресурсы при обучении устной речи на уроках иностранного языка на уровне основного общего образования // Modern Science. - 2020. - № 5-4. - С. 86-89.

11. Дейбнер Д.А. Современные учебные интернет-ресурсы и их преимущества в обучении чтению на иностранном языке // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 52-55.

12. Лапаев Л.Л. Использование интернет-ресурсов при обучении аудированию иноязычных текстов на занятиях по иностранному (английскому) языку // Методические вопросы преподавания инфокоммуни-каций в высшей школе. - 2016. - Т. 5, № 4. - С. 19-21.

13. Peterson J. Online resources for learners and teachers of English language pronunciation // TESL Reporter. - 2018. - No. 51. - Pp. 23-89.

14. Ермолова Т.В. Использование интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 5. - С. 48-53.

15. Ляшенко М.С., Минеева О.А. Использование обучающих видео в преподавании английского языка в контексте профессионально ориентированного обучения в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. - 2020. - № 1. - С. 7-12.

16. Акимова Н.В., Овчинникова М.В. Использование сервиса построения ментальных карт Google на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 1. - С. 36-39.

References

1. Prohorova M.P., Mineeva O.A., Blagodinova V.V. Izuchenie otnosheniya obuchayushchihsya vuza k cifrovizacii obrazovaniya // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. - 2020. - T. 8, № 2.

2. Cvetkova S.E., Malysheva E.Yu. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov bakalavriata v usloviyah distancionnogo vzaimodejstviya // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2021. -№ 2. - S. 69-79.

3. Chuang Fei-Yu. The effectiveness of digital materials as a means of teaching the English article system // Digital Language Learning and Teaching: Research, Theory and Practice / M. Carrier, R.M. Damerow, K M. Bailey. - 1st ed. - New York, 2017. - 278 p.

4. Kruk M. Using internet resources in teaching English subsystems: an autonomous approach // Journal of Language Teaching and Research. - 2012. - Vol. 3, No. 6. - Pp. 1088-1097.

5. Agarwal M.K. Internet-based language learning and teaching // Innovative Infotechnologies for Science, Business and Education. - 2010. - Vol. 1. - Pp. 3-7.

6. Agarwal M.K. Models of language learning and teaching with internet resources // ISMA Scientific Proceedings. - Riga, Latvia, 2009.

7. Lyashenko M.S., Rodionova M.S. Obuchenie anglijskomu yazyku studentov-dizajnerov s ispol'zovaniem tekhnologii "viki-sajta" v vuze // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2021. - № 1. - S. 103-108.

8. Timofeeva T.V Ispol'zovanie angloyazychnyh podkastov seti Internet dlya razvitiya auditivnyh umenij v neyazykovom vuze // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2021. - № 11-3. - S. 131-133.

9. Arhipova M.V., Belova E.E. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sovremennyh internet-resursov v obuchenii anglijskomu yazyku sovremennogo pokoleniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -2018. - № 59-3. - S. 27-30.

10. AjvazyanA.V., Pavlenko V.G. Internet-resursy pri obuchenii ustnoj rechi na urokah inostrannogo yazyka na urovne osnovnogo obshchego obrazovaniya // Modern Science. - 2020. - № 5-4. - S. 86-89.

11. Dejbner D.A. Sovremennye uchebnye internet-resursy i ih preimushchestva v obuchenii chteniyu na inostrannom yazyke // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2018. - № 3. - S. 52-55.

12. LapaevL.L. Ispol'zovanie internet-resursov pri obuchenii audirovaniyu inoyazychnyh tekstov na zanyatiyah po inostrannomu (anglijskomu) yazyku // Metodicheskie voprosy prepodavaniya infokommunikacij v vysshej shkole. - 2016. - T. 5, № 4. - S. 19-21.

13. Peterson J. Online resources for learners and teachers of English language pronunciation // TESL Reporter. - 2018. - No. 51. - Pp. 23-89.

14. Ermolova T.V. Ispol'zovanie internet-resursov pri obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze // Mir pedagogiki i psihologii. - 2019. - № 5. - S. 48-53.

15. Lyashenko M.S., Mineeva O.A. Ispol'zovanie obuchayushchih video v prepodavanii anglijskogo yazyka v kontekste professional'no orientirovannogo obucheniya v vuze // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. -2020. - № 1. - S. 7-12.

16. Akimova N.V., Ovchinnikova M.V. Ispol'zovanie servisa postroeniya mental'nyh kart Google na urokah inostrannogo yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. - 2022. - № 1. - S. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.