Источники:
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2902.
2. Белоумцева, А. А. Финансовая безопасность: сущность и место в системе экономической безопасности предприятия / А. А. Бело-умцева, Т.Е. Даниловских // Фундаментальные исследования. - 2022. - № 7. - С.20-24.
3. Воробьева, М. А. Сущность финансовой безопасности и ее место в системе экономической безопасности организации / М. А. Воробьева // Молодой ученый. - 2020. - № 3. - С.326-331.
4. Дьяков, С. А. Управление и оценка финансовых рисков предприятия при помощи цифровых технологий / С. А. Дьяков, И. И. Михле-ва, С. Э. Маджуга // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 36(4). - С. 117-121.
5. Дьяков, С. А. Управление потенциалом финансовой стабильности кризисных предприятий / С. А. Дьяков, Ю. А. Подмогильная, В. А. Савина // Деловой вестник предпринимателя. - 2023. - № 1(11). - С. 39-42.
6. Дьяков, С. А. Управление финансовыми рисками компании для обеспечения экономической безопасности / С. А. Дьяков, А. С. Бело-усова, Д. А. Зацепилина, А. С. Карабаева // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 2(55). - С. 69-71.
7. Дьяков, С. А. Финансовая составляющая экономической безопасности организации: теория, сущность и угрозы / С. А. Дьяков // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 6 (59). - С. 180-185.
8. Дьяков, С. А. Финансовая устойчивость предприятия как условие укрепления его экономической безопасности / С. А. Дьяков, Е. А. Шибанихин ; Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина. - Краснодар : ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2018. - 190 с.
9. Зайцев, И. Д. Финансовая безопасность предприятия / И. Д. Зайцев // Финансы и кредит. - 2022. - № 6. - С. 1143-1150.
10. Рафикова, В. М. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия / В. М. Рафикова // Аллея науки. -2020. - № 22. - С.561-566.
11. Скуратова, А. Н. Сущность, принципы и цели экономической безопасности предприятия / А. Н. Скуратова // Экономика и бизнес. - 2020. - № 97 . - С.37-41.
12. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / А. Д. Шеремет. -Москва ; ИНФРА-М, 2009. - 367 с.
EDN: VKHDRC
В.Ю. Епанчинцев - к.э.н., доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия, [email protected],
V.Yu. Epanchintsev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics, accounting and financial control, Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia.
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ INFORMATION AND CONSULTING SUPPORT FOR VILLAGE TOURISM AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
Аннотация. В проведенном научном исследовании рассматривается информационно-консультационная поддержка сельского туризма в контексте ее воздействия на развитие малого предпринимательства на территории регионов Сибирского федерального округа, сделан акцент на развитие данного сегмента малого бизнеса в Омской области. При подготовке научной статьи применялся абстрактно-логический метод, а также метод статистического анализа производственных и экономических показателей. Проведенный анализ позволил определить основные меры консалтинговой поддержки, оказываемые центрами компетенций действующим и потенциальным предпринимателям в сфере сельского туризма, особенно на начальных этапах жизненного цикла данного бизнеса. Выводы, сделанные по результатам проведенного анализа, свидетельствуют о перспективности развития исследуемого направления аграрного туризма с помощью информационно-консультационной поддержки, доступность которой обеспечивается центрами компетенций и другими структурами косвенной государственной поддержки.
Abstract. The conducted scientific research examines information and consulting support for village tourism in the context of its impact on the development of small business in the regions of the Siberian Federal District, and focuses on the development of this segment of small business in the Omsk region. Abstract-logical method was used in the preparation of the scientific article, as well as the method of statistical analysis of production and economic indicators. The analysis made it possible to identify the main measures of consulting support provided by the competence centers to existing and potential entrepreneurs in the field of village tourism, especially at the initial stages of the life cycle of this business. The conclusions drawn from the results of the analysis indicate the prospects for the development of the studied direction of agricultural tourism with the help of information and consulting support, the availability of which is provided by competence centers and other structures of indirect state support.
Ключевые слова: информационно-консультационная поддержка, сельский туризм, агротуризм, государственная поддержка, агро-консалтинг, Сибирь.
Keywords: information and consulting support, village tourism, agrotourism, government support, agroconsulting, Siberia.
Введение
В научных работах ученых-экономистов О.В. Шумаковой, Г.М. Демишкевич, Д.А. Чепик раскрыты особенности консалтинговой поддержки субъектов агропромышленного комплекса (далее АПК) [1, 2]. Л.В. Тю, В.М. Кошелев, Д.С. Алексанов, Н.В. Чекмарев исследовали вопросы эффективности оказания государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий [3, 4]. Е.А. Жуковская в ряде научных публикаций проанализировала направления развития агротуризма в Сибири [5, 6]. Основываясь на результатах этих и иных экономических исследований, а также информации официальных интернет-источников, в данной статье проведен анализ мер информационно-консультационной поддержки (далее ИКП) сельского туризма в Сибирском федеральном округе.
Стимулирование в регионах Российской Федерации (далее РФ) развития малого предпринимательства и сельского туризма в том числе, повлекло за собой формирование комплекса мер прямой и косвенной государственной поддержки аграрного бизнеса на всех этапах его жизненного цикла. При этом ИКП является эффективным инструментом косвенной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, что определило актуальность темы исследования.
Целью подготовки данной научной статьи является анализ мер информационно-консультационной поддержки сельского туризма, способствующих развитию малого предпринимательства в Сибирском федеральном округе (далее СФО). Для достижения цели исследования в работе решены следующие задачи:
- определены меры консалтинговой поддержки сельского туризма;
- проанализированы успешные практики получения ИКП предпринимателями в сфере сельского туризма в СФО;
- предложены направления повышения эффективности мер информационно-консультационной поддержки сельского туризма, способствующие развитию малого предпринимательства в Сибири.
Материалы и методы исследования
Гипотеза исследования состоит в том, что в современной экономической ситуации информационно-консультационная поддержка сельского туризма является эффективным инструментом развития малого предпринимательства на мезоуровне экономики в Сибирском федеральном округе. В процессе подготовки работы использован абстрактно-логический метод, приемы отраслевой статистики, мониторинг официальных сайтов федеральных и региональных структур поддержки сельского туризма в РФ. Анализируемый период включает временной интервал с 2019 по 2023 годы.
Источником информации являются статистические и иные информационные материалы по функционированию и развитию деятельности сельских усадеб и других объектов сельского туризма, размещенные в свободном доступе на интернет-ресурсах субъектов поддержки предпринимательства и органов государственной власти.
Результаты исследований и их обсуждение
Комплекс услуг в сфере сельского туризма, предлагаемый субъектами малого аграрного бизнеса, разнообразен и способен удовлетворить запросы потребителей с самыми разнообразными предпочтениями. С учетом того, что отдых на природе в настоящее время становится неотъемлемой частью жизни многих горожан в Сибирском федеральном округе, участие в сельскохозяйственных работах, посещение ферм, мастер-классов с одновременным получением услуг по проживанию и питанию, позволяет гостям через погружение в сельский быт восстановиться и набраться сил для последующей трудовой деятельности. В частности, поток туристов из Омской области в 2022 году, включая вышеперечисленные услуги, по официальным статистическим данным превысил 714 тыс. туристских поездок (таблица 1).
Таблица 1 - Структура потока туристов из Омской области в 2022 г.
(составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [7])
Рейтинг по величине туристского потока Субъект Федерации, принимающий туристов из Омской области Туристский поток туристов из Омской области
Количество туристов Удельный вес в туристском потоке
1 Омская область 500115 70
2 Алтайский край 78572 11
3 Краснодарский край 57143 8
4 Республика Крым 28571 4
5 Кемеровская область 21429 3
6 г. Санкт-Петербург 7142 1
7 г. Москва 7140 1
8 Республика Алтай 7141 1
9 Прочие субъекты РФ 7143 1
Итого туристский поток 714396 100
Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод, что доля путешествий в регионы Южного федерального округа, а также на территорию крупнейших городских агломераций составляет 14 % в объеме поездок. Удельный вес посещения субъектов СФО (Алтайский край, Кемеровская область - Кузбасс, Республика Алтай) в совокупности не превышает 15 %. Очевидно, что лидер в туристском потоке - Омская область (1 место в рейтинге). Таким образом, более 80 % единиц туристского потока получатели услуг оплачивают за проведение отдыха в сельской местности Сибири. Такая ситуация характерна для многих регионов СФО, что свидетельствует о наличии потенциала для развития исследуемого вида туризма. При этом в вопросах организации информационно-консультационной поддержки следует учитывать особенности видов сельского туризма (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительная характеристика видов сельского туризма [8]
Сельский туризм (по видам) Критерии сравнения
Локация оказания туристической услуги Содержание туристической услуги Отношение к сельскохозяйственному производству
Туризм пребывания Сельские поселения и малые города Отдых на природе в сельской местности Не имеет отношения
Сельскохозяйственный туризм Территория сельскохозяйственных товаропроизводителей Демонстрация процесса производства продукции (животноводства, растениеводства) в различных отраслях АПК Приобретение первичных навыков в сельском хозяйстве
Этнографический туризм Сельские поселения Посещение сел и деревень, сохранивших традиционный уклад жизни Имеет косвенное отношение на уровне личного подсобного хозяйства
Агротуризм Фермерские хозяйства Выполнение трудовой функции на ферме (животноводство, растениеводство); участие в сельских праздниках (событийный туризм) Приобретение навыков в сфере аграрного производства
Обеспечение туристов комфортными условиями для пребывания - одна из важнейших задач сельских предпринимателей. По приоритетности услуги сельского туризма целесообразно дифференцировать как основ-
ные и дополнительные. Основные услуги включают размещение и питание. В качестве дополнительных услуг по организации досуга предпринимателями предлагаются:
- верховая езда;
- езда на тракторе;
- дегустация блюд и напитков;
- рыбалка;
- охота;
- лесные прогулки и экскурсии;
- участие в сельскохозяйственной деятельности;
- собирательство;
- банные услуги;
- мастер-классы по изготовлению продукции («уроки у ремесленников») и иные мероприятия.
Также туристам на территории СФО могут быть предложены гастрономические туры; посещение этнографических комплексов и событийных площадок; пешие, конные и вело- прогулки. Особым спросом пользуется гастрономический туризм, который нередко совмещают с возможностью самостоятельного приготовления блюд под руководством профессионалов, расширяя возможность знакомства с местом пребывания и традиционной сибирской кухней. С экономической точки зрения предприниматели, занимающиеся сельским туризмом, предлагают уникальный туристический продукт. Важно не только его создать, но и довести до потребителя, то есть организовать продвижение для того, чтобы потенциальные посетители (гости) узнали о предлагаемых услугах на территории конкретного сельского поселения. Продвижение через рекламу посредством размещения на телевидении, радио и в других средствах массовой информации является дорогостоящей, поэтому необходимы экономически доступные механизмы маркетингового сопровождения. Таким инструментом является информационно-консультационная поддержка. В 2019-2023 годах наиболее действенными мерами ИКП туристского бизнеса на селе в Сибирском федеральном округе стали консультационная, маркетинговая и образовательная поддержка [8, 9, 10]. Наряду с обозначенным комплексом мер оказывается координационная поддержка, а также обеспечивается оперативный и качественный доступ предпринимателей к необходимым информационным ресурсам.
«Центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров» проводится активное консалтинговое сопровождение потенциальным получателям гранта «Агротуризм» [9, 10]. Для его получения необходимо осуществлять деятельность в сфере агротуризма не менее 5 лет с момента предоставления финансовой поддержки, а также создать до 7 рабочих мест (при максимальном объеме государственной поддержки 10 млн рублей). Конкурс по отбору получателей гранта происходит на федеральном уровне, однако подготовка пакета документа по каждому потенциальному грантополучателю начинается на год ранее непосредственно в субъекте Федерации. При этом на каждый рубль выручки от реализации должно приходиться не более 30 копеек продаж услуг агротуризма, остальные 70 копеек должны быть получены только за счет производства сельскохозяйственной продукции. Финансовое участие в первоначальных расходах проекта со стороны получателя гранта составляет от 10 до 25 процентов от совокупной суммы инвестиций в зависимости от объема прямого государственного финансирования в форме гранта. Капитальные вложения осуществляются по следующим направлениям расходов [11]:
- благоустройство территории, на которой будет находиться база агротуризма (детские площадки, спортивные сооружения);
- оборудование для приготовления пищи туристам.
Эта программа прямого финансирования со стороны государства реализуется с 2022 года и способствует тому, что любой городской житель, приезжая непосредственно к фермеру, может познакомиться с сельским бытом, и технологией производства продукции (например, сыров из козьего и коровьего молока). Оказание ИКП ориентировано на достижение максимальной экономической эффективности малого агробизнеса, реализующего потребителям соответствующие пакеты услуг (таблица 3).
Таблица 3 - Продукты (пакеты) в сельском туризме [8]
Продукт сельского туризма Содержание пакета Период отдыха
«Отдых на природе» Поездка из города в сельскую местность с целью отдыха 1 - 2 суток (выходные и праздничные дни)
«Отдых плюс гастрономия» Поездка из города в сельскую местность с целью отдыха, с дегустацией блюд и напитков (кроме основной услуги питания) 1 - 2 суток (выходные и праздничные дни)
«Отдых плюс гастрономия плюс природа» Поездка из города в сельскую местность с целью отдыха на природе, с дегустацией блюд и напитков (кроме основной услуги питания) 1 - 2 суток (выходные и праздничные дни)
«Сельская жизнь» Поездка из города в сельскую местность с проживанием в деревенском доме, получением основных и дополнительных услуг сельского туризма 5 - 7 суток
«Сельская жизнь All inclusive» Поездка из города в сельскую местность с проживанием в деревенском доме -агроусадьбе, получением основных и дополнительных услуг сельского туризма в формате «все включено» 5 - 14 суток
В современных работах, исследующих особенности функционирования системы информационно -консультационной поддержки, достаточно подробно проанализированы вопросы получения субъектами агропромышленного комплекса консультационной и образовательной поддержки [1, 2]. Следует отметить, что формат этих мер принципиально не отличается при оказании ИКП сельскохозяйственным товаропроизводителям либо перерабатывающим предприятиям и предпринимателям в сфере сельского туризма. Безусловно, имеются
существенные отличия в их тематическом содержании, поскольку консультации и обучение проводятся по организации бизнеса и производственным технологиям в различных отраслях АПК:
- отрасли растениеводства;
- отрасли животноводства;
- переработки сельскохозяйственной продукции;
- отрасли сельского туризма.
В связи с этим рассмотрим более подробно особенности оказания маркетинговой и координационной поддержки субъектов предпринимательства в сфере сельского туризма Сибирского федерального округа. Объекты ИКП получают ее через цифровую экосистему «Своё Фермерство» (маркетплейс «Своё Родное») АО «Россельхозбанк» [12]. Также маркетинговая поддержка сельского туризма оказывается через цифровую платформу «Фонд содействия развитию сельского хозяйства» (маркетплейс «Сельский туризм. Агротуризм. Отдых в России») [13]. Для иллюстрации результатов информационно-консультационной поддержки в сфере сельского туризма на одной из таких платформ в таблице 4 представлено количество туров по регионам СФО с указанием минимальной (от) и максимальной (до) стоимости тура. Порядок перечисления регионов в таблице 4 соответствует порядку на сайте АО «Россельхозбанк». Информация о маркетинговом сопровождении актуальна на 1 февраля 2024 года.
Таблица 4 - Индивидуальные и групповые туры по сельскому туризму, представленные на маркетплейсе
«Своё Родное» в 2024 году (составлено автором по данным АО «Россельхозбанк» [12])
Субъект Федерации Количество индивидуальных туров Стоимость ту эа в день, руб. Количество групповых туров Стоимость ту эа в день, руб.
от до от до
Республика Хакасия 0 Х Х 1 15714,29 15714,29
Алтайский край 3 50 5700 0 Х Х
Республика Алтай 3 500 1000 9 150 2000
Иркутская область 2 500 3500 0 Х Х
Кемеровская область - Кузбасс 0 Х Х 0 Х Х
Республика Тыва 4 4500 5700 3 5000 6000
Красноярский край 0 Х Х 1 100 100
Новосибирская область 5 100 5600 5 300 3900
Омская область 0 Х Х 1 8250 8250
Томская область 0 Х Х 0 Х Х
ИТОГО 17 Х Х 20 Х Х
Выше представлено 37 туров, в том числе 17 индивидуальных (45,9 %) и 20 групповых (54,1 %). При этом отсутствуют предложения для туристов по Кемеровской и Томской областям. Данная ситуация свидетельствует не только о недостаточно эффективной работе структур информационно-консультационной поддержки, но и о потенциальном резерве расширения получателей ИКП за счет диверсификации маркетингового сопровождения сельского туризма в субъектах Сибирского федерального округа, в том числе индивидуальных туров. Возникло явное противоречие между качественным содержанием мер консалтинговой поддержки в конкретном регионе и отсутствием данных, полученных в результате оказания данной поддержки на специализированной цифровой платформе.
В частности, в настоящее время «Центром компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Кемеровской области - Кузбассе» проводится активная работа по оказанию ИКП предпринимателям, реализующим коммерческие проекты в малом аграрном бизнесе. Примером такой поддержки на этапе (жизненного цикла) роста в СФО является крестьянское фермерское хозяйство (далее КФХ) «Усадьба Лобановых» в Кемеровской области [9, 10]. Глава КФХ Галина Михайловна Лобанова совестно с членами своей семьи успешно реализует грант, полученный на развитие животноводческой фермы. В 2023 году (по итогам конкурсного отбора в 2022 году) в результате успешного оказания информационно-консультационной поддержки на региональном уровне посредством предоставления грантов «Агротуризм» были профинансированы инвестиционные проекты по развитию сельского туризма в Омской области (таблица 5).
Таблица 5 - Объекты ИКП, получившие в 2023 году грант «Агротуризм» (составлено автором по данным
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (МСХРФ)» [11])
Получатели гранта «Агротуризм» Специализация туристского агробизнеса Муниципальный район Омской области Объем финансовой поддержки
Сумма гранта, тыс. руб. Удельный вес, %
КФХ Герцог Е.В. Отдых на ферме «Сладово» Большеуковский 10000 33,9
ООО «Агро-Сервис» Отдых со спецификой быта в сельской местности Сибири «Малинкино» Муромцевский 9514 32,2
КФХ Мартынов Г.П. Отдых на берегу озера - «Баженовские просторы» Саргатский 10000 33,9
Итого по Омской области Х 29514 100
В 2024 году (по итогам конкурсного отбора в 2023 году) субъектам малого предпринимательства Сибирского федерального округа в сфере сельского туризма также оказана прямая государственная поддержка в объеме 84 млн руб. [11], в том числе:
- субъектам малого аграрного бизнеса Иркутской области 10 млн руб.;
- субъектам малого аграрного бизнеса Красноярского края 10 млн руб.;
- субъектам малого аграрного бизнеса Новосибирской области 10 млн руб.;
- субъектам малого аграрного бизнеса Алтайского края 10 млн руб.;
- субъектам малого аграрного бизнеса Республики Алтай 26 млн руб.;
- субъектам малого аграрного бизнеса Омской области 8 млн руб.;
- субъектам малого аграрного бизнеса Республики Хакасия 10 млн руб.
Каждому получателю гранта в процессе консалтингового сопровождения со стороны региональных центров компетенций была оказана консультационная поддержка при формировании пакета документов в зависимости от стадии развития сельского туризма, на которой находится бизнес потенциального получателя гранта «Агростартап». Большинство объектов ИКП проходят первую стадию, когда осуществляются основные туристские услуги по проживанию, питанию, отдыху, являющиеся альтернативой сельскохозяйственному производству, как виду предпринимательской деятельности на селе. На следующей стадии привлекаются инвестиционные ресурсы для строительства и реконструкции объектов агротуризма. Создаются туристические поселки и туристические комплексы. Третья стадия включает создание единого агротуристического комплекса, основанного на интеграции и кооперации сельскохозяйственных предприятий.
Необходимо отметить, что основной задачей информационно-консультационного сопровождения в исследуемом аспекте косвенной поддержки является развитие сельского туризма и, как следствие, социальное и экономическое развитие сельских поселений, на территории которых реализуются анализируемые проекты малого аграрного бизнеса [14, 15]. Данный анализ показывает, что наиболее успешные практики ИКП, способствовавшие развитию предпринимательства в сфере сельского туризма с участием государства содержат меры финансовой поддержки от этапа открытия собственного аграрного бизнеса до получения гранта «Агротуризм» (рисунок 1).
1. Открытие собственного агробизнеса
+ ~
2. Инициация проекта в сфере агротуризма *
3. Обращение б Центр компетенций за получением ИКП *
4_ Подготовка проекта и подача заявки с пакетом документов в МСХ РФ 5. Получение гранта «Агротуризм»
Рисунок 1 - Содержание этапов подготовки к получению гранта «Агротуризм» (составлено автором)
Несмотря на активное формирование комплекса мер консалтинговой поддержки, способствующего повышению социально-экономической эффективности деятельности структур сельского туризма в СФО, целесообразно определить направления повышения их эффективности. Основными направлениями, по мнению автора, являются развитие маркетингового сопровождения через продвижение на платформах электронной коммерции, а также качественная образовательная поддержка, позволяющая предпринимателям приобрести и повысить профессиональные компетенции во всех областях туристического бизнеса на селе.
Заключение
Система ИКП развивает малый аграрный бизнес в сфере сельского туризма и повышает его доступность для предпринимателей. Фермеров и иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся сельским туризмом, в Сибирском федеральном округе достаточно много, их количество продолжает увеличиваться. Косвенная поддержка этого направления внутреннего туризма требует дальнейшего совершенствования. Очевидно, что ИКП сельского туризма также является значимым фактором его успешного развития за счет повышения мотивации владельцев туристского бизнеса на селе, готовности их долговременно работать в своем бизнесе (как правило, семейном). Также информационно-консультационная поддержка позволяет поддерживать необходимый уровень профессиональных компетенций, в том числе через обмен опытом в профессиональном сообществе, участники которого обмениваются информацией в группах, созданных и сопровождаемых в мес-сенджерах и социальных сетях структурами поддержки. В результате эффективной ИКП развитие сельского туризма осуществляется не только посредством организации туристических услуг по размещению, питанию и отдыху на основе расширения функций подсобных хозяйств, но и за счет диверсификации туристских и сервисных услуг и, как следствие, становится средством устойчивого развития сибирского села.
Источники:
1. Епанчинцев В.Ю. Информационно-консультационная поддержка на разных стадиях жизненного цикла субъектов малого аграрного бизнеса / В.Ю. Епанчинцев, О.В. Шумакова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. № 2. С. 173-182.
2. Демишкевич Г.М. Роль института сельскохозяйственного консультирования в инновационном развитии аграрного сектора экономики России в условиях интеграции / Г.М. Демишкевич, Д.А. Чепик // Экономика сельского хозяйства России. 2018. N° 12. С. 40-46.
3. Тю Л.В. Совершенствование государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство / Л.В. Тю // АПК: экономика, управление. 2019. № 11. С. 23-30.
4. Алексанов Д.С. Влияние государственной поддержки на реализуемость инвестиционных проектов / Д.С. Алексанов, В.М. Коше-лев, Н.В. Чекмарева // Управленческий учет. 2022. № 6-3. С. 447-455.
5. Жуковская Е.А. Определение особенностей агротуристического районирования Сибири / Е.А. Жуковская // АПК: Экономика, управление. 2023. № 1. С. 86-95.
6. Жуковская Е.А. Агроэкотуризм как направление развития сельского хозяйства (на примере СФО) / Е.А. Жуковская // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 11. С. 70-76.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа -https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.01.2024).
8. Официальный сайт Федерального центра сельскохозяйственного консультирования - подразделения ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://mcx-consult.ru/agroturizm (дата обращения: 25.01.2024).
9. Официальный сайт АО «Корпорация «МСП». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://corpmsp.ru/?ysclid=lsh9c 003j953087074 (дата обращения: 05.02.2024).
10. Официальный сайт «Цифровая платформа МСП.РФ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://xn--l1agf.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.02.2024).
11. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа -https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-razvitiya-selskikh-territoriy/industry-information/info-federalnyy-proekt-razvitie-selskogo-turizma/?ysclid=lshdj23gqu372681558 (дата обращения: 02.02.2024).
12. Официальный сайт АО «Россельхозбанк». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://svoe-zagorodom.ru/search? category=agrotourism (дата обращения: 11.02.2024).
13. Официальный сайт Фонда содействия развитию сельского хозяйства «ЕДИНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://xn--80agmdvhcmdbgqn.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.02.2024).
14. Стадник А.Т. Организационно-экономические основы формирования стабильного агропромышленного производства / А.Т. Стадник, А.А. Самохвалова, Д.В. Эссауленко // АПК: экономика, управление. 2020. № 11. С. 33-44.
15. Новичков Н.В. Развитие туризма в сельских территориях России в контексте ряда глобальных социально-экономических тенденций / Н.В. Новичков, В.Г. Новиков, Н.В. Новичкова // Экономика сельского хозяйства России. 2015. N° 3. С. 61-68.
EDN: XDZYGW
О.В. Жердева - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.V. Zherdeva - candidate of economics, associate professor of accounting department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.А Иванова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Krasnodar, Russia; [email protected],
D.A. Ivanova - student of the accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
К.С. Трофименко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.S. Trofimenko - student of the accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ВНЕДРЕНИЕ МСФО В ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ INTRODUCTION OF IFRS INTO DOMESTIC ACCOUNTING, PROBLEMS AND PROSPECTS DEVELOPMENT
Аннотация. В данной статье рассмотрено внедрение и переход на международные стандарты финансовой отчетности, также была проанализирована основная проблематика при подготовке отчетности в соответствии с МСФО. В связи с течением времени и развитием учета возникла необходимость в реформировании российского учета как в целом, так и в отдельных предприятиях. Посредством рассмотрения возникших трудностей были предложены решения для смягчения внедрения международных стандартов в отечественную практику, что поспособствует притоку капитала налаживанию связей с иностранными контрагентами. Внедрение МСФО в российскую практику способно защитить интересы пользователей информации и увеличить информативность представляемой отчетности. В ходе работы было выявлено, что, не смотря на проблематику внедрения международных стандартов в отечественный учет, существуют значительные преимущества, которые нивелируют сложности и могут поспособствовать развитию экономики страны, вывести ее на международный рынок и укрепить свое положение в нем.
Abstract. This article discusses the introduction and transition to international financial reporting standards, as well as analyzed the main issues in the preparation of financial statements in accordance with IFRS. Due to the passage of time and the development of accounting, there was a need to reform Russian accounting both in general and in individual enterprises. By considering the difficulties encountered, solutions were proposed to mitigate the introduction of international standards into domestic practice, which will contribute to the inflow of capital and the establishment of relations with foreign counterparties. The introduction of IFRS into Russian practice is able to protect the interests of information users and increase the informativeness of the submitted reports. In the course of the work, it was revealed that, despite the problems of introducing international standards into domestic accounting, there are significant advantages that offset the difficulties and can contribute to the development of the country's economy, bring it to the international market and strengthen its position in it.
Ключевые слова. МСФО, международные стандарты финансовой отчетности, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, российские стандарты финансовой отчетности, проблемы внедрения, реформирование отчетности.
Keywords. IFRS, international financial reporting standards, accounting, financial reporting, Russian financial reporting standards, problems of implementation, reporting reform.
Рассматривая мировые направления развития экономики в процессе глобализации становится понятным, что рассмотрение вопроса о стандартизации финансовой информации становится наиболее актуальным, поскольку при помощи ее средств раскрывается деятельность компании на международном рынке. В настоящее время активно развиваются рыночные отношения на международном уровне, поэтому финансовая информация, которая представляется организациями, должна быть понятна для широкого круга как внутренних, так и внешних пользователей для оперативности принятия решений, стратегического управления с целью расширения бизнеса и оптимизации его функционирования на международном уровне.
Исходя из различий в области социальных, юридических и экономических отношений формируются расхождения в отчетности разных стран. Посредством применения МСФО, происходит унификация национальных стандартов и соответственно сближение разных рынков на международном уровне. Уникальность национального учета каждой страны привела к возникновению различных подходов к составлению отчетности, в частности применительно отдельных участков учета, которые включают в себя обязательства, доходы и расходы, капитал, активы.
В настоящее время все международные стандарты, которые действуют в РФ прошли тщательную проверку и вследствие этого носят рекомендательный характер при составлении отчетности. Контрольную функцию этого процесса производит Министерство финансов Российской Федерации.
Отчетность, составленная в соответствии с рекомендациями МСФО, позволяет пользователям получить