PEDAGOGICAL SCIENCES
5. Timofeeva L.L. Formirovanie kul'tury bezopasnosti. Planirovanie obrazovatel'noj dejatel'nosti v starshej gruppe [Building a safety culture. Planning educational activities in the older group]. Moscow: Detstvo-Press, 2015. 192 p.
6. Hromcova T.G. Vospitanie bezopasnogo povedenija v bytu detej doshkol'nogo vozrasta [Education of safe behavior in the everyday life of preschool children]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
И.Н. Журавлева, воспитатель, МКДОУ д/с дошкольное «Сказка» пгт. Нижнеивкино Куменского района Кировской области, Россия, e-mail: irina83zhur@yandex.r, ORCID: 0000-0002-2895-0599.
С.В. Савинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: ssavv@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1061-9216.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
I.N. Zhuravleva, Educator, Preschool educational establishment "Skazka", village Nizhneivkino, Kumensky district, Kirov region, e-mail: irina83zhur@yandex.r, ORCID: 0000-0002-2895-0599.
S.V. Savinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: ssavv@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1061-9216.
УДК 378 DOI 10.52772/25420291_2021_2_89
Светлана Сергеевна Исаева г. Москва
Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов журналистов
Целью статьи является рассмотрение особенностей применения информационных компьютерных технологий в обучении студентов факультета журналистики на занятиях английского языка. В век информационных технологий данная тема является, наиболее актуальна, так как облегчает образовательный, процесс и достигаются более эффективные результаты. В статье рассматривается внедрение ИКТ в образовательный процесс высшего образования, для обучения английскому языку студентов-журналистов. Дается характеристика ИКТ, применяемых для обучения английскому языку студентов-журналистов. Рассматривается процесс владения ИКТ учителями для внедрения в обучение на занятиях для студентов-журналистов. Информационные технологии представляют собой инструмент для развития новых форм и методов обучения, которые призваны повысить качество образования английского языка в высшей школе.
Ключевые слова: ИКТ, образование, журналист, коммуникационные технологии, компьютерные технологии.
Svetlana Sergeevna Isayeva
Moscow
Information and communication technologies in teaching journalism students
The purpose of the article is to consider the features of the use of information computer technologies in teaching students of the Faculty of Journalism in English classes. In the age of information technology, this topic is urgent as it facilitates the educational process and achieves more effective results. The article discusses the introduction of ICT in the educational process of higher education, for teaching grammar to students-journalists. The article describes the ICTs used for teaching grammar to journalism students. The article considers the process of ICT proficiency by teachers for implementation in teaching grammar in the classroom for journalism students. Examines the role of grammar for the professional activities of journalism students. Information technologies are a tool for the development of new forms and methods of teaching which are designed to improve the quality of English language education in higher education.
Keywords: grammar, ICT, education, journalist, communication technologies, computer technologies.
В настоящее время место информационных и коммуникационных технологий в образовании сложно переоценить. В эпоху быстрого развития, особенно в области ИКТ, преподавателям английского языка необходимо адаптироваться к новым социальным и образовательным требованиям, чтобы соответствовать современным требованиям. Д-р Джессел (2012) предполагает, что «инновации, возникающие из новых технологий, предъявляют самые разные требования к роли учителя». В связи со всеми этими современными проблемами роль Учителя развивалась от инструктора до фасилитатора,
модератора, конструктора и создателя безопасной и более эффективной среды обучения [5].
Информационные технологии представляют собой инновацию, которая включает в себя сбор, обработку, хранение и представление информации, а также сотрудничество и общение. Информационные технологии могут использоваться по-разному и в разных сферах в зависимости от целей и задач. Однако роль ИКТ возрастает, и они занимают важное место в системе образования. Использование ИКТ подтверждает продуктивность преподавания и изучения иностранных языков в
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
89
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
высшей школе. Поэтому некоторые ученые упоминают о положительных эффектах использования информационных компьютерных технологий, и их влияние во многом зависит от того, как они используются в образовательном процессе. Обучение иностранным языкам студентов - журналистов требует от преподавателей огромных усилий. Ведь педагоги играют огромную роль в этом процессе. В связи с этим педагоги всегда должны стремиться к поиску новых и интересных методов обучения, чтобы мотивировать и повышать иноязычные знания, умения и навыки будущих журналистов [2].
Чтобы иметь возможность интегрировать ИКТ в педагогический процесс, педагоги должны обладать такими навыками ИКТ, как:
- использование необходимого компьютерного программного обеспечения;
- работа с интерактивными досками и проекторами;
- поиск в Интернете образовательных ресурсов и демонстрация навыков сетевого этикета;
- выбор, оценка и интеграция инструментов ИКТ в студенческую деятельность по учебной программе;
- создание мультимедийного контекста для образовательных целей;
- понимание роли ИКТ в образовании.
«С другой стороны, внедрение инноваций предъявляет большие требования к педагогическим, профессиональным и управленческим навыкам учителей». «Для профессионального развития современного учителя ИКТ необходимо совершенствовать знания и навыки по направлениям [1]:
1. Педагогика - учителя должны четко знать, как, где, что, когда и зачем использовать инструменты ИКТ (контекст, методы, приемы, цели, целевая аудитория). Также эти инструменты следует выбирать в соответствии с задачей, целью, интересами и психологическими особенностями студентов-журналистов. Другими словами, учителя должны знать способы интеграции технологий, уметь решать сложные задачи и быть готовыми к самоуправлению в процессе изучения грамматики.
2. Учителям необходимо определить и разработать стратегии значимой интеграции технологий в учебную программу. Технологии следует рассматривать как инструмент обучения грамматике на занятиях английского языка студентов-журналистов. Учителям особенно необходимы навыки для разработки долгосрочных стратегий использования технологий для поддержки своих учебных программ по грамматике, результатов студентов-журналистов и целей обучения.
3. Учителя должны иметь возможность разрабатывать, наблюдать, отслеживать и оценивать стратегии развития форм обучения грамматике на занятиях английского языка студентов-журналистов, начиная со стандартного класса че-
рез совместные группы и кончая обучающимися организациями.
Студенты-журналисты должны быть в состоянии получить навыки цифровой грамотности, чтобы стать цифровыми носителями с языковым подходом к интеграции ИКТ в изучении грамматики английского языка. Было бы неплохо расширить профессиональные навыки, пройдя учебные курсы, участвуя в Интернет-группах и сообществах, чтобы делиться идеями, консультироваться, обучаться грамматике английского языка.
Также очень важны условия, которые поддерживают учителей в использовании ИКТ для вовлечения студентов-журналистов и улучшения результатов их обучения грамматике английского языка. В первую очередь, вузы должны быть оснащены необходимым оборудованием ИКТ, которое обслуживает вузовский техник за счет государственных программ, грантов. Все студенты-журналисты должны иметь доступ к ИКТ на уровне вуза (классы ИКТ, учебные центры) и, дополнительно дома [5].
Основываясь на определениях ИКТ в целом можно описать как полезность технологии для поддержки усилий по передаче информации и коммуникации, особенно в области обучения грамматике. Техника включает цифровые технологии, в основном электронные технологии обработки информации, такие как компьютеры, Интернет, мобильные телефоны, сети, широкополосный доступ и так далее.
Обучение грамматике студентов-
журналистов основывается на компетенциях, носящих языковый характер, которые приобретается еще в средней школе, но в итоге имеет не достаточно развитый уровень. ФГОС определяет три уровня владения языком: базовый, повышенный и высокий (А2 +, В1 и В2 соответственно). Следовательно, студенты, будущие журналисты испытывают трудности в дальнейшем обучении грамматике из-за неравенства их навыков. Более того, неадекватность среднего образования приводит к тому, что некоторые будущие журналисты не овладевают базовыми грамматическими навыками иностранного языка. Решением проблемы смешанного обучения являются ИКТ, которые могут помочь студентам улучшить недостаточные грамматические навыки [4].
На занятиях английского языка для студентов - журналистов наиболее эффективным будет использование ИКТ через реализацию таких цифровых образовательных ресурсов как: мультимедийные презентации в Power Point (РР), мультимедийные курсы, готовые мультимедийные продукты и обучающие программы на CD-ROM, электронные словари, видео ресурсы, учебные Интернет - ресурсы.
Презентация в педагогике нашла широкое применение, в том числе на занятиях английского
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
языка для студентов журналистов, так как учитель, обладая даже самыми незначительными знаниями и компьютерной грамотностью, могут создавать достаточно наглядный учебный материал, который мотивирует и увлекает студентов-журналистов к изучению английского языка. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Важным аспектом использования ИКТ для обучения английского языка студентов-журналистов представляется использование электронных профессиональных словарей - журналисткой терминологии.
Электронный словарь - компьютерная база данных, содержащая закодированные словарные статьи, позволяющие осуществлять быстрый поиск нужных слов, сочетаний слов (примеров упо-
требления), изменения направления перевода (например, русско-английский или англорусский). Примерами электронных словарей являются Мультитран, PROMT.VER, Free On-line dictionary, FreeDict и другие. Данные электронные словари направленны на изучение и пополнение лексической базы обучаемого.
На сегодняшний день учитель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу учителя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Таким образом, внедрение ИКТ в обучение -довольно сложный и долгосрочный процесс, но он решает проблемы на разных уровнях образования и обеспечивает лучший опыт обучения и конкурентоспособное образование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Языковые курсы по мотивации учащихся средних школ к изучению английского языка. - Текст: непосредственный // Средиземноморский Журнал социальных наук. - 2015. - T. 6, № 6. - С. 4.
2. Davi, U.K. School Development Planning / Davi U.K. Ltd.es, B. Dan Ellison L. - Essex : Longman Group, 2019. -Text : direct.
3. Hartoyo. Individual Differences in Computer-Assisted Language Learning. - Semarang : Pelita Insani Semarang, 2018. - Text : direct.
4. Shayeshteh Hashemyolia. The Effectiveness of Multimedia Language Courseware on Secondary School Students' Motivation for learning English / Shayeshteh Hashemyolia, Ahmad Fauzi Mohd Ayub, Zahra Moharrer. - Text : direct // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6, № 6. - Р. 4.
5. Victoria, L.T. Modificating teaching through ICT / L.T. Victoria. - Text : direct // The American journal. -2019. - № 12. - P. 56-63.
REFERENCES
1. Jazykovye kursy po motivacii uchashhihsja srednih shkol k izucheniju anglijskogo jazyka [Language courses to motivate secondary school students to learn English]. Sredizemnomorskij Zhurnal social'nyh nauk [Mediterranean Journal of Social Sciences], 2015, vol. 6, no. 6, pp. 4.
2. Davi U.K. Ltd.es, B. Dan Ellison L. School Development Planning. Essex: Longman Group, 2019.
3. Hartoyo. Individual Differences in Computer-Assisted Language Learning. Semarang: Pelita Insani Semarang, 2018.
4. Shayeshteh Hashemyolia, Ahmad Fauzi Mohd Ayub, Zahra Moharrer. The Effectiveness of Multimedia Language Courseware on Secondary School Students' Motivation for learning English. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6, № 6, pp. 4.
5. Victoria, L.T. Modificating teaching through ICT. The American journal, 2019, no. 12, pp. 56-63. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
С.С. Исаева, студентка, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия, e-mail: sv2012br@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3369-1605.
СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ:
О.М. Толстых, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и цифровых образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия, e-mail: om.tolstykh@mpgu.su.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
S.S. Isayeva, student, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, e-mail: sv2012br@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3369-1605.
INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC DIRECTOR:
O.M. Tolstykh, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of English Language and Digital Educational Technologies, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, e-mail: om.tolstykh@mpgu.su.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
91