УДК 37.022 Б01 10.17238^^998-5320.2020.39.134
И. Б. Архипов, Д. Н. Соловьёв, Омский государственный педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РУКОВОДСТВЕ ПОДГОТОВКОЙ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Проблема и цель. Публикация посвящена поиску результативных способов организации подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР) студентов заочной формы обучения по методике обучения английскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цель состоит в обосновании и разработке методики использования ИКТ в процессе руководства подготовкой ВКР по методике преподавания английского языка студентов заочного отделения. Методология. Исследование осуществлялось с использованием методов анализа и обобщения теоретических основ педагогической и методической наук. Была проведена опытная работа, в которой приняли участие студенты заочной формы обучения факультета иностранных языков. Результаты. Представлена методика использования ИКТ в процессе руководства подготовкой ВКР по методике обучения английскому языку студентов заочной формы обучения, результативность которой была подтверждена в процессе опытной работы.
Выводы. Используемые ИКТ в процессе организации деятельности студентов заочной формы обучения при подготовке ВКР должны создавать условия для осуществления психолого-педагогической поддержки студентов и организации их учебно-исследовательской деятельности. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в высшем образовании, преимущественно компьютерная коммуникация, методика обучения английскому языку, подготовка студентов факультета иностранных языков заочной формы обучения, выпускная квалификационная работа.
Проблема. Распространение заочной и дистанционной форм обучения при получении высшего педагогического образования вызывает необходимость поиска средств и технологий, которые позволят подготовить будущих учителей, владеющих необходимыми компетенциями. Это особенно важно для подготовки будущих учителей иностранного языка - работа с языком и методикой его обучения требует сосредоточенности на процессе и постоянной тренировки. На практике студенту-заочнику при работе над ВКР не всегда достаточно консультаций с руководителем и переписки с использованием электронной почты, в процессе которой осуществляется преимущественно контроль и коррекция исследовательской работы студента.
Такое взаимодействие едва ли позволит сформировать необходимые компетенции у студента, обозначенные во ФГОС высшего образования и учебном плане образовательной организации. В ОмГПУ в соответствии с учебным планом у студента заочной формы обучения в результате подготовки ВКР среди других должны быть сформированы такие важные профессиональные, общепрофессиональные и общекультурные компетенции как: «способность использовать основы философских и социогуманитар-ных знаний для формирования научного мировоззрения, способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве, способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов, способность к самоорганизации и самообразованию» [1].
Для достижения указанных результатов, а не только написания собственно самой ВКР, должно быть выстроено систематическое взаимодействие студента и руководителя. Представляется очевидным, что одна из основных трудностей организации взаимодействия состоит в различных географических локациях руководителя работы и студента. Использование современных ИКТ позволит руководителю предупредить указанную трудность и не только подготовить работу, но и в этом процессе осуществить обучающую, развивающую и воспитательную деятельность. В современных исследованиях отмечается, что одной из важнейших задач научного руководителя, работающего со студентом через сеть Интернет, является осуществление психолого-педагогической поддержки студента [2-3]. На наш взгляд, это особенно важно при работе со студентами-заочниками бакалавриата,
так как ВКР для многих студентов является субъективно сложной деятельностью, требующей значительного участия и помощи научного руководителя. В исследованиях отмечается, что в процессе взаимодействия в глобальной сети необходимо добиваться чувства социального присутствия, которое способствует формированию у студентов чувства уверенности в правильности собственной деятельности и развитию взаимоотношений между студентом и руководителем исследования - все это значительно влияет на успешность организации и реализации исследования [3, с. 522, 526].
В отечественной науке также уделяется внимание значимости рационального использования ИКТ в образовании. В. И. Загвязинский указывает на следующее: «...использование в полном объеме развивающего потенциала ИКТ в состоянии кардинально изменить процесс обучения, преобразовать традиционные педагогические методы и средства и ввести новые, связанные с применением телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации и др.» [4, с. 105].
Принимая во внимание вышесказанное, обозначим основные противоречия, разрешению которых посвящено данное исследование:
• комплексность задач, которые необходимо решить при организации НИРС (необходимость сформировать ОК, ОПК и ПК), и дефицит общения и взаимодействия студента и руководителя работы;
• доступность ИКТ (обладающих характеристиками, которые позволяют использовать их в организации исследования) и необходимость подбора конкретных интернет-сервисов и компьютерных программ и описания их использования в процессе организации НИРС.
Таким образом, проблема настоящего исследования состоит в поиске результативных способов организации подготовки ВКР студентов заочной формы обучения по методике обучения английскому языку с использованием ИКТ.
Цель. Для решения указанной проблемы необходимо обоснование и разработка методики использования ИКТ в процессе руководства подготовкой выпускной квалификационной работы по методике преподавания английского языка студентов заочного отделения.
Методы. Осуществив анализ и обобщение результатов фундаментальных работ по методологии педагогического исследования, мы определили основные этапы (их содержание и средства обучения) методики использования ИКТ в процессе руководства подготовкой ВКР по методике преподавания английского языка студентов заочного отделения [5-6]. Разработанная методика была апробирована в процессе опытной работы, которая осуществлялась в 2016-2018 годах. В опытной работе приняли участие 34 студента заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю «Образование в области иностранного языка (английский язык)».
Результаты. Результативность проведенной работы подтверждается положительными отметками студентов, принявших участие в исследовании, при защите ВКР в рамках государственной итоговой аттестации. В ходе беседы, проведенной после защиты ВКР, студенты отмечали, что они чувствовали себя уверенно и спокойно в процессе осуществления исследования и на его защите.
Уточним, что в настоящее время выделяют несколько типов компьютерно-опосредованной коммуникации:
1) собственно компьютерно-опосредованная коммуникация (CMC-only);
2) преимущественно компьютерная коммуникация (CMC-primary);
3) вспомогательная компьютерная коммуникация (CMC-supplemental) [2, с. 273-274].
При организации НИРС заочной формы обучения мы реализуем преимущественно компьютерную коммуникацию, так как офлайн консультации во многих случаях проводятся только на начальном и заключительном этапах работы с исследованием, остальное время взаимодействие педагога и студента преимущественно осуществляется дистанционно.
В связи с тем, что в настоящее время существует большое количество сервисов и программ, которые имеют различные полезные функции, необходимо иметь один сайт, который станет основой для взаимодействия. Он будет являться основным информационным средством обучения. Таким сайтом для нас является образовательный портал ОмГПУ - система управления обучением на базе Moodle. На этом ресурсе ведется основное взаимодействие педагога и обучающихся, которое может дополняться использованием вспомогательных интернет-сервисов.
Разработанная методика включает в себя этапы, представленные ниже.
1. Определение направления исследования, которое представляет интерес для студента, и составления плана работы над исследованием, ознакомление студента с основными требованиями к работе. Естественно, что взаимодействие педагога и студента на данном этапе имеет
базисное значение для последующей работы. Важность выбора направления деятельности невозможно переоценить. К моменту написания ВКР студенты имеют опыт прохождения учебной и производственной практик, в рамках которых, как правило, им удается обнаружить актуальные противоречия и проблемы, требующие исследования. На этом этапе работы над исследованием необходимо определить и направить исследовательские интересы студента, описав возможное поле для исследований. Таким образом, такой важный этап, мы полагаем, должен быть реализован в процессе общения педагога и студента. Это общение может быть как непосредственным, так и с использованием ИКТ. При опосредованном ИКТ взаимодействии на данном этапе мы предлагаем использовать интернет-сервисы, которые позволяют осуществлять видео-интернет-коммуникацию. Под такими сервисами вслед за П. В. Сысоевым и Д. А. Ежиковым мы понимаем «средства, предоставляющие возможность общаться в режиме реального времени на основе интернет-программ, обеспечивающих видео- и аудиосвязь» [7, с. 129].
В своей практике для решения указанных задач мы предпочитаем использовать сервис Webroom (https://webroom.net), который позволяет проводить онлайн-конференции с одним или несколькими студентами. Наш выбор именно этого сервиса, обеспечивающего видеосвязь, связан с рядом его важных для организуемой деятельности особенностей, к которым отнесем следующие: доступность организации взаимодействия более двух участников одновременно, возможность создания интерактивной онлайн-доски, работы с Google Документами, обмен ссылками на другие интернет-ресурсы.
Обратим особое внимание на доступность работы с интерактивной онлайн-доской в рамках настоящего сервиса. Совместная работа с указанным элементом сервиса Webroom позволяет создавать элементарные схемы, сохранять ссылки и т. д. Интерактивная онлайн-доска необходима для мозгового штурма, в рамках которого уточняется сфера исследований при индивидуальной работе со студентом. Преимуществом организации работы на данном этапе с использованием данного сервиса можно отнести доступность использования научных источников информации во время беседы. Преподаватель и студент могут обменяться ссылками на документы и обсудить уже выполненные работы, соответственно, обсудить сферы, которые могут быть исследованы. Существование таких сайтов, как Киберле-нинка и Elibrary, позволяет во время общения познакомиться с актуальными исследованиями в выбранной области и подойти ближе к формулированию объекта и предмета исследования.
Когда необходимо провести установочную консультацию с группой студентов, в рамках которой преподавателем могут быть объяснены формальные требования к исследовательской работе, стратегия и этапы реализации исследования, основные методы теоретической и практической деятельности, общение может быть организовано в групповой форме; данный сервис позволяет это сделать, причем максимальное количество участников беседы достаточно для работы со студентами - 8 человек.
2. Определение и формулирование актуальности, проблемы, замысла и темы исследования, его цели и задач. На этом этапе мы продолжаем использовать сервисы, позволяющие выстроить основные элементы научного аппарата исследования, выявить специфику исследования, сформулировать его замысел. Для решения этих задач мы используем интерактивные онлайн-доски, но возможностей интерактивной доски сервиса Webroom на данном этапе не всегда достаточно. В рамках этого этапа могут быть использованы синхронная и асинхронная формы взаимодействия, причем использование последней начинает преобладать. Студент изучает литературу об осуществлении педагогического исследования, задает вопросы, осуществляет поиск информации, выстраивает ее в соответствии с технологией исследовательского поиска. В настоящее время существует множество сервисов для совместного создания ментальных карт и сервисов для совместной работы на одной виртуальной доске, для организации описанной деятельности мы зачастую используем один из следующих сервисов: Mindmeister (https://www.mindmeister.com/ru), Mind42 (https://mind42.com/), Padlet (https://padlet.com/). Эти сервисы позволяют работать нескольким людям над одной ментальной картой, как одновременно, так и неодновременно, что позволяет студенту работать совместно с педагогом и самостоятельно. Указанные сервисы позволяют создавать содержательные, развернутые ментальные карты с различными типами элементов (ссылки на рисунки, документы, видеозаписи, например лекций, школьных учебных занятий, мастер-классов педагогов школы и т. п.). Создание ментальных карт помогает студентам осознать связь элементов научного аппарата исследования и основной канвы его проведения.
3. Подбор теоретических источников информации и методов работы с ними. На данном этапе студент изучает необходимые источники информации как в электронном, так и в печатном
виде. Наряду с изучением монографий, журналов и учебников, студенту необходимо уметь пользоваться научными источниками, представленными в электронном виде. Среди огромного количества способов поиска научной информации в сети интернет отдельно отметим следующие сервисы, которые позволяют найти научные публикации: eLIBRARY (https://elibrary.ru/), Киберленинка (https://cyberleninka.ru/), ERIC (https://eric.ed.gov/), ResearchGate (https://www.researchgate.net/), Академия Google (https://scholar.google.com/) и др. Указанные сайты предоставляют доступ как к новейшим, так и к классическим научным исследованиям, выполненным в различных странах, использование предложенных сайтов учит студентов основам работы с научной литературой, ее отбором и анализом, знакомит с основными интернет-ресурсами, содержащими научные данные, учит работе с исследованиями, описанными на разных языках.
4. Подбор базы исследования для реализации практической части работы, определение методов сбора и обработки информации, проведение опытной работы и анализ ее результативности. На этом этапе осуществляется сбор эмпирических данных и решение промежуточных исследовательских задач. Традиционно опытное обучение в рамках организации исследования по методике преподавания английского языка предваряется диагностикой существующей деятельности. Для проведения онлайн-опросов субъектов образовательного процесса студентами используются Google Формы (https://www.google.ru/forms/about/). Использование Google Форм экономит время респондентов (педагогов и обучающихся). Кроме того, обработка полученных данных значительно упрощается при использовании основных функций обозначенного интернет-сервиса.
Для оценки сформированности языковых навыков и речевых умений обучающихся при реализации метода тестирования студентами используется такой сервис, как Onlinetestpad (https://onlinetestpad.com/ru). При работе с данным сервисом можно создавать разнообразные тестовые задания, создавать отдельные курсы для конкретных групп учащихся и отслеживать результаты их работы. Перечисленные характеристики делают этот сервис подходящим не только для диагностики, но и для организации опытного обучения. Наряду с указанным интернет-ресурсом нередко используется ресурс Learningapps (https://learningapps.org/). Также для создания тестовых и тренировочных упражнений студентами используется сервис H5p (https://h5p.org).
5. Оформление результатов и формулирование выводов исследования, финальная коррекция текста работы. Работа над текстом исследования может быть организована в сервисе Google Документы (https://www.google.ru/docs/about/). Данный этап требует постоянной вовлеченности как педагога, так и студента. Асинхронное взаимодействие субъектов доминирует. Конечно, можно пользоваться традиционным вариантом с пересылкой файлов по почте и написанием комментариев в файле или использовать специальный режим правки и редактирования в Microsoft Word, который позволяет добавлять комментарии в текст. Использование Документов Google дает возможность контролировать прогресс деятельности студента. Преподаватель может в любой момент зайти на страницу с документом и оценить, что изменилось после последнего визита, добавить комментарии к существующему тексту, выделить элементы, требующие уточнения и т. п. Кроме того, данный сервис снижает вероятность внезапного исчезновения электронного документа с исследованием студента, так как файл сохраняется на сервере компании.
6. Презентация и оценка результатов исследования. На данном этапе студенту необходимо подготовиться к предъявлению результатов исследования в рамках защиты ВКР. В процессе реализации опытной работы мы обнаружили неожиданную особенность, связанную с тем, что студенты, осуществив исследование, описав процесс его реализации в работе, проанализировав результаты, не могут в полном объеме выделить и предъявить на защите ВКР наиболее важные результаты своей работы. Зачастую студенты уделяют чрезмерное внимание теоретическим результатам, таким образом не раскрывая в нужном объеме практические результаты исследования. Также студенты испытывают сложность с формулированием связей между теоретическими и практическими результатами и выводами. Оформление презентации часто обладает некоторой нелогичностью и неинформативностью.
Для разрешения указанных затруднений необходимо уделять настоящему этапу не меньше внимания, чем этапам, реализованным ранее. В своей практике кроме традиционных методов работы, таких как: объяснения того, что необходимо раскрыть в процессе защиты работы, демонстрация вариантов представления основных результатов исследования и работы с правилами оформления и устной презентации выводов ВКР, весьма результативным является имитация процесса защиты исследования. Для этого мы используем приложение для создания презентаций - Microsoft Power
Point. Особенность использования этой компьютерной программы на данном этапе состоит в том, что студенты записывают звуковой комментарий к предлагаемой презентации. Этот комментарий сопровождает каждый слайд. Озвучивание слайдов позволяет студентам контролировать время выступления, осуществлять тренировку устной презентации результатов исследования, взглянуть на свое выступление со стороны, проанализировать и скорректировать его. После создания презентации с выступлением студенты высылают его руководителю работы и он задает вопросы по исследованию, что создает условия для осуществления тренировки заключительной части защиты исследовательской работы. Эти действия помогают студентам полноценно подготовиться к презентации результатов своих исследований.
Выводы. В заключение отметим, что использование современных ИКТ в процессе осуществления учебно-исследовательской работы студентов заочной формы обучения позволяет руководителю работы осуществлять психолого-педагогическую поддержку студентов, создает эффект социального присутствия, мотивируя студентов к осуществлению исследовательской деятельности, и позволяет решить все задачи исследования, таким образом будущий учитель осваивает компетенции, требующиеся для организации исследовательской деятельности обучающихся в будущем.
Библиографический список
1. Учебный план подготовки бакалавров. Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» // Сайт Омского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/sites/default /files/obr_modules/op_fgos_vo/base_oop/797.pdf (дата обращения: 14.08.2019).
2. Ensher E., Heun C., Blanchard A. Online mentoring and computer-mediated communication: New directions in research // Journal of Vocational Behavior Vol. 63 (2). pp. 264-288. DOI: 10.1016/S0001-8791(03)00044-7
3. Stacey E., Fountain W., Student and supervisor perspectives in a computer-mediated research relationship // Meeting at the crossroads: proceedings of the 18th annual conference of the Australian society for computers in learning in tertiary education. ASCILITE, 2001. pp. 519-528. URL: https://www.ascilite. org/conferences/melbourne01/pdf/papers/staceye.pdf (дата обращения: 14.08.2019).
4. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. 176 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21097197
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19918741
6. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20448110
7. Сысоев П. В., Ежиков Д. А. Обучение студентов речевому общению на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации // Язык и культура. 2015. № 2 (30). URL: https://elibrary.ru /item.asp?id=23857012 (дата обращения: 15.08.2019).
I. B. Arkhipov, Senior lecturer, Omsk State Pedagogical University, 6 Internatsionalnaya st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0001-8726-5703
e-mail: arigbor@mail.ru D. N. Solovyev,
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Omsk State Pedagogical University, 6 Internatsionalnaya st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-6678-4691 e-mail: mitiasolovyov@yandex.ru
USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF MENTORING PART-TIME STUDENTS PREPARING GRADUATION THESES ON METHODS OF TEACHING ENGLISH
Introduction. The paper concentrates on the search of the effective methods of mentoring part-time students who prepare graduation theses devoted to methods of teaching English with the use of information and communication technologies (ICT). The purpose of the paper is to ground and develop an approach to the use of ICT in the process of mentoring part-time students who prepare graduation theses devoted to methods of teaching English.
Materials and Methods. During the research, the methods of analysis and generalization were used. Part-time students of the foreign languages faculty took part in the experimental work.
Results. The developed approach of mentoring part-time students who prepare graduation theses devoted to methods of teaching English with the use of information and communication technologies (ICT) is described in the paper. During the experimental work, the approach has proved to be effective.
Conclusions. The use of ICT, which are implemented to mentor part-time students who prepare graduation theses, are to allow the mentor to carry out pedagogical and psychological support of students and their exploratory activities.
Keywords: ICT in higher education, computer-mediated communication, teaching part-time students of the faculty of foreign languages, graduation thesis.
References
1. Curriculum for bachelor's degree programs. Federal State-Funded Institution of higher education "Omsk State Pedagogical University". Available at: https://omgpu.ru/sites/default/files/obr_modules/op_ fgos_vo/base_oop/797.pdf (accessed: 14.08.2019) (In Russian).
2. Ensher E., Heun C., Blanchard A. Online mentoring and computer-mediated communication: New directions in research. Journal of Vocational Behavior Vol. 63 (2). Pp. 264-288. DOI: 10.1016/S0001-8791(03)00044-7
3. Stacey E., Fountain W., Student and supervisor perspectives in a computer-mediated research relationship. Meeting at the crossroads: proceedings of the 18th annual conference of the Australian society for computers in learning in tertiary education. ASCILITE, 2001. Pp. 519-528. Available at: https://www.ascilite.org/conferences/melbourne01/pdf/papers/staceye.pdf (accessed: 14.08.2019).
4. Zagvyazinskiy V. I., Strokova T. A. Pedagogical innovation studies: problems strategies and tactics: monograph. Tumen: Tumen State University Publ., 2011. 176 p. (In Russian).
5. Zagvyazinskiy V. I., Atachanov R. Methodology and methods of a psychological and pedagogical research: textbook for students of higher pedagogical education - second reprint edition. Moscow: "Academia" Publ., 2005. 208 p. (In Russian).
6. Krayevskiy V. V., Berzhnova E. V. Methodology of pedagogics: a new stage: textbook for students of higher education. Moscow: "Academia" Publ., 2006. 400 p. (In Russian).
7. Sysoev P. V., Ezhikov D. A. Teaching verbal communication to students based on synchronous video-internet-technologies. Language and Culture, 2015. No 2 (30). Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=23857012 (accessed: 14.08.2019) (In Russian).
Поступила в редакцию 18.08.2019 © И. Б. Архипов, Д. Н. Соловьев, 2019
Авторы статьи:
Игорь Борисович Архипов, старший преподаватель кафедры английского языка, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Интернациональная ул., 6, e-mail: arigbor@mail.ru Дмитрий Николаевич Соловьёв, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Интернациональная ул., 6, e-mail: mitiasolovyov@yandex.ru
Рецензенты:
О. С. Дворжец, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
С. А. Рассада, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.