Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА'

ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / UNIVERSAL COMPETENCES / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна

Проблема и цель . В статье рассматриваются возможности использования проектной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий для формирования универсальных компетенций на занятиях по иностранному языку при обучении студентов направления «Туризм». Методология. Исследование проводится на основе анализа научно-методической литературы и обобщения методик формирования универсальных компетенций выпускников. Описаны интерактивные педагогические информационно-коммуникативные технологии проектного обучения. Результаты заключаются в изучении опыта применения данных технологий в мировой образовательной практике и описании форм работы с ними в Петрозаводском государственном университете: индивидуальных проектов по подготовке академической и информационной презентации и цифровых рассказов в формате Digital Story. В статье указывается набор универсальных компетенций, формируемых в процессе обучения с применением информационно-коммуникативных технологий. Выводы. Авторы приходят к выводу, что систематическое применение информационных и коммуникационных технологий при обучении английскому языку будущих специалистов индустрии туризма способствует формированию их универсальных компетенций. Потенциал проектной деятельности в развитии данных компетенций является значительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNIQUES IN TEACHING ENGLISH TO FUTURE SPECIALISTS OF TOURIST INDUSTRY

Introduction. The article discusses the use of project activities based on information and communication technologies for the formation of universal competences in foreign language classes for students majoring in tourism. Materials and Methods. Methods of scientific and methodical literature analysis as well as teaching methods for the development of universal competencies are used. Some interactive information and communication technologies of project training are described. Results. The authors analyze the experience of using these technologies in world educational practice and describe such activities as individual projects for the preparation of academic and informational presentations and digital stories in Petrozavodsk State University. The article indicates a set of universal competencies that are formed in teaching process using the described technologies. Conclusions. The authors conclude that extensive use of information and communication technologies in teaching English to the future specialists of tourist industry contributes to the formation of their universal competences. The potential of project activities for the formation of universal competencies is significant.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»

УДК 37.01

DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.38.138

И. Е. Абрамова, Е. П. Шишмолина, Петрозаводский государственный университет

ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Проблема и цель. В статье рассматриваются возможности использования проектной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий для формирования универсальных компетенций на занятиях по иностранному языку при обучении студентов направления «Туризм». Методология. Исследование проводится на основе анализа научно-методической литературы и обобщения методик формирования универсальных компетенций выпускников. Описаны интерактивные педагогические информационно-коммуникативные технологии проектного обучения. Результаты заключаются в изучении опыта применения данных технологий в мировой образовательной практике и описании форм работы с ними в Петрозаводском государственном университете: индивидуальных проектов по подготовке академической и информационной презентации и цифровых рассказов в формате Digital Story. В статье указывается набор универсальных компетенций, формируемых в процессе обучения с применением информационно-коммуникативных технологий. Выводы. Авторы приходят к выводу, что систематическое применение информационных и коммуникационных технологий при обучении английскому языку будущих специалистов индустрии туризма способствует формированию их универсальных компетенций. Потенциал проектной деятельности в развитии данных компетенций является значительным.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, универсальные компетенции, обучение иностранному языку

Проблема и цель. Современным трендом в области иноязычного образования в вузе является обучение иностранному языку для профессиональных целей (ESP), поскольку востребованными сегодня являются специалисты, обладающие набором универсальных и профессиональных компетенций в конкретной сфере деятельности. Среди всех отраслей экономики в последние годы область туризма выделяется своим динамичным развитием. Так, Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО) заявляет, что уже в 2016 г. на долю туризма приходилось 10,2 % общемирового ВВП, что обеспечивало около 292 млн чел. рабочими местами сфере приёма гостей. Прогнозы на будущее ещё более оптимистичны: к 2027 г. туриндустрия составит более 11 % мирового ВВП, а число работающих в ней достигнет 380 млн чел. Четверть рабочих мест, которые появятся в ближайшие 10 лет на мировом рынке труда, будут созданы в туризме [1]. По информации Ростуризма, доход России от этой сферы экономики в 2017 г. вырос до 3 трлн руб., что составляет около 3,47 % ВВП, а к 2025 г. эти показатели могут вырасти до 5 трлн руб., что составит 5 % ВВП [2].

В Республике Карелия туризм также является одной из бурно развивающихся отраслей несырьевого сектора экономики региона и неотъемлемой составляющей его имиджа. Республика традиционно удерживает лидирующие позиции среди российских регионов по привлекательности для туристов. В 2017 г. регион занял второе место в номинации премии National Geographic Traveler Awards 2017 «Российский приключенческий отдых», а по оценкам экспертного жюри Всероссийской туристской премии «Маршрут года 2017» Карелия была удостоена двух престижных наград в номинациях «Лучший этнографический маршрут» и «Лучший спортивный маршрут», а также получила гран-при в номинации «Лучший маршрут, посвящённый году экологии» за подземный маршрут в Горном парке «Рускеала» [3]. Тем не менее потенциал республики в данной сфере пока используется не полностью: по итогам 2016 г. на туризм приходится 1 % в структуре ВРП Карелии [4]. Вопросы, которые предстоит решать новым специалистам - выпускникам вузов касаются усиления работы по рекламно-информационному продвижению турпродукта с целью повышения конкурентоспособности туристической отрасли Республики Карелия на российском и международном рынках туруслуг: это и формирование презентационного пакета региона, и работа с туристическим интернет-порталом, и издание туристических путеводителей, каталогов и других информационно-рекламных материалов, и осуществление международного и межрегионального сотрудничества, и проведение базовых научных исследований по экономике и статистике туризма, и разработка туристических геоинформационных систем [5]. В связи с этим перед учебными заведениями стоит важная задача совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма, в структуре которой особую значимость приобретает владе-

ние иностранным языком на достаточном коммуникативном уровне. Целью данной статьи является описание практического опыта применения в Петрозаводском государственном университете информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания индивидуальных проектов на английском языке с целью формирования универсальных компетенций будущих специалистов в сфере туризма.

Методология. В вузе на протяжении ряда лет ведется активная работа по созданию единого иноязычного пространства для студентов гуманитарного профиля, одним из принципов которого является организация обучения иностранному языку в рамках курса ESP (для специальных целей), в том числе будущих специалистов в сфере туризма. Свободное владение иностранным языком для этой группы сотрудников является одним из квалификационных требований к должностям в туристических компаниях; это одно из основных качеств, определяющих профессиональную пригодность работника туристического бизнеса. Курс обучения, разработанный кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений, нацелен на формирование умений студентов на иностранном языке создавать конкурентоспособные рекламные и презентационные продукты, продвигать их на внешнем и внутреннем рынках, решать вопросы, касающиеся обслуживания клиентов, гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания, отдыха и развлечений, организации конференций, совещаний и т. д.

На организацию обучения иностранному языку в первую очередь оказывает влияние специфика будущей деятельности профессионалов, а именно необходимость владения нормами устной и письменной речи на уровне носителей языка, знание речевого этикета и иных культурных особенностей носителей языка и использование всего перечисленного в коммуникации, что, в свою очередь, обусловлено взаимодействием с представителями других стран, где в одном случае английский может выступать как родной язык, а в другом - как общепринятый международный язык [6]. С учётом основных сфер употребления английского языка в области туризма, особое внимание уделяется его функциональным особенностям, таким, как:

• стилеобразующие черты: клишированность речи, наличие большого количества вводных слов и конструкций, подчеркнутая вежливость официального и полуофициального стилей;

• особенности лексики: наличие большого количества заимствованных слов, географических названий, имён собственных, терминологических выражений, устойчивых сочетаний и конструкций;

• особенности грамматики: эллиптические конструкции (в диалогической форме говорения), относительно большое количество вопросительных и побудительных предложений.

Курс ESP для студентов направлений подготовки «Туризм», «Гостиничная деятельность», «Сервис» строится на основе системного использования в процессе обучения ИКТ, которые уже на протяжении нескольких лет активно применяются в учебных заведениях Великобритании и США [7-10], Австралии [11], Омана [12]. Их включение в образовательный процесс превращается из реальности в объективную необходимость, обусловленную стремительным ростом количества интернет-пользователей, что привело к признанию пользования сетью Интернет базовой потребностью и одним из неотъемлемых прав человека [13]. ИКТ на занятиях по иностранному языку востребованы со стороны как преподавателей, так и обучающихся, в том числе и потому, что в центре изменившейся парадигмы обучения теперь находится личность студента и его языковые потребности, а традиционный учебник больше не является единственным и основным средством обучения - ему на смену пришли электронные пособия и другие информационные образовательные ресурсы, предлагая новые возможности для изучения и преподавания иностранного языка. Формы работы с применением ИКТ на занятиях по иностранному языку носят преимущественно дея-тельностный характер, поощряя познавательную активность обучаемого и способствуя формированию универсальных умений самостоятельно обучаться, искать и критически анализировать информацию, вычленяя нужное из большого информационного потока. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения и предоставить каждому студенту возможность выбирать собственный образовательный маршрут и комфортный темп освоения материала, сделать курс изучения иностранного языка в сфере туризма более гибким за счёт эффективного использования времени преподавателем и студентом, а также усилить коммуникативную составляющую образовательного процесса.

Большим потенциалом в этой связи обладают проектные методики, в том числе на базе ИКТ. Развивая идеи основоположников метода проектов Дж. Дьюи и У. Килпатрика, современные исследователи понимают проект как определённую совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагают презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности [14, с. 68]. Основные характеристики, типология, этапы деятельности обучаемых, а также преимущества и особенности применения проектов в современном образовательном процессе описываются в работах

Е. С. Полат (2008) [14], И. А. Колесниковой (2005) [15], T. Markham (2011) [16], James G. Greeno (2006) [17], D. Lee, Y. Huh, C. M. Reigeluth (2015) [18], J. S. Vogler, P. Thompson, D. W. Davis. (2018) [19].

Отметим, что основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку специалистов в сфере туризма является формирование у них проектного мышления. Это становится возможным благодаря тому, что исходная проблема (задача), являясь одной из отличительных особенностей любого проекта, мотивирует участников на поиски путей её решения, что, в свою очередь, обусловливает ориентированность учащегося как на процесс, так и на результат деятельности. При такой организации обучения на первый план выходит не преподавание, а познавательная деятельность учащихся, меняя роль и функцию педагога в учебном процессе: из основного источника знаний и субъекта контроля он превращается в организатора самостоятельной деятельности и наставника.

Результаты. Одним из примеров применения проектов на основе ИКТ в обучении иностранному языку будущих специалистов индустрии туризма является подготовка презентаций туристического продукта в соответствии с нормами англоязычного дискурса, а также создание цифрового рассказа, рекламирующего ту или иную туристическую дестинацию (в формате digital story). В рамках работы над этими проектами студенты тренируют в первую очередь навыки устной монологической речи в сфере профессионального англоязычного дискурса. Основная задача, стоящая перед ними, заключается в том, чтобы их высказывание на иностранном языке было связным и понятным для иностранцев, в противном случае коммуникация не состоится в принципе. По справедливому замечанию С. Л. Рубинштейна, «связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понята на основе её собственного предметного содержания» [20, с. 438]. Следовательно, основная цель говорящего, тем более говорящего на иностранном языке, в ситуации межкультурного общения - это быть правильно понятым, т. е. оказать потенциальное воздействие на аудиторию, распространить свои идеи, представить собственную позицию или точку зрения, найти единомышленников или выявить оппонентов.

При работе над информационными презентациями студенты туристических специальностей дополнительно осваивают способы визуального представления выбранной темы с использованием цифровых ресурсов, сопоставление нескольких точек зрения, учатся выбирать коммуникативные тактики и средства воздействия с помощью информации, грамотно структурировать текст, а погружение в тему способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося. Подготовка более сложных по структуре академических презентаций помогает дальнейшей тренировке различных коммуникативных тактик, учит отбирать релевантный для выступления материал и говорить только о том, что можно доказать, выделять строго определенное количество информации для презентации (не больше и не меньше) в соответствии с темой, а также совершенствовать манеру подачи (грамотное структурирование текста, ясность и понятность изложения, личная включённость). Кроме того, важным моментом является работа над такими качествами, востребованными на рынке труда, как самоконтроль, самообладание и стрессоустойчивость.

В качестве примера организации работы студентов по созданию презентационных материалов по конкретному турпродукту приведём студенческий индивидуальный проект направления обучения «Туризм», посвящённый апитуризму (Apitourism) как одному из новых и перспективных видов сельского туризма, направленному на популяризацию пчеловодства и здорового образа жизни. Составными компонентами студенческого проекта стали: 1) презентация, информирующая потенциальных иностранных клиентов о достоинствах апитуризма, его особенностях и возможностях в Республике Карелия; 2) видеоролик на английском языке, рассказывающий о полезных свойствах меда и продуктов пчеловодства, о косметических и лечебных процедурах с применением меда; 3) брошюра с описанием карельских маршрутов для поклонников апитуризма; 4) языковое портфолио, в котором также представлена дополнительная рекламная продукция по привлечению гостей для дегустации, потребления и приобретения продуктов пчеловодства непосредственно на месте у карельского производителя.

Выполнение проекта предусматривает несколько этапов: 1) изучение темы и поиск актуальной информации для создания рекламных и презентационных продуктов; 2) разработка концепции проекта и подбор материалов для его реализации (как текстовых, так и графических); 3) самостоятельная работа над текстом рекламы на английском языке; 4) запись и представление ролика. На любом из этапов выполнения проекта преподаватель готов оказать студентам консультативную помощь. После окончания работы над индивидуальными проектами обязательно проводится рефлексия, в процессе которой студенты в группе обсуждают достоинства и недостатки представленных работ, дают друг другу советы,

получая, по их отзывам, мощный мотивационный толчок для дальнейшей работы по иностранному языку. «Проекты удачно дополняют традиционные виды работы по иностранному языку, - говорят студенты. Они очень полезны и интересны, дают возможность создать реальный продукт на иностранном языке, который будет полезен в дальнейшей деятельности. Мы учимся использовать иностранный язык для решения важной для нас задачи, а полученный результат вдохновляет нас дальше изучать его».

Выводы. Таким образом, включение проектных методик на основе ИКТ в учебный процесс по иностранному языку в Петрозаводском государственном университете позволяет нацелить студентов на решение конкретных задач, стоящих перед специалистами в сфере туризма, подготовив их к таким видам деятельности, как рекламное и информационное сопровождение туристского продукта для повышения конкурентоспособности туристской отрасли Республики Карелия не только на внутреннем, но и на международном рынке. Также становится возможным решить одну из задач, стоящих перед профессиональным образованием, - не только передавать студентам знания (которые в эпоху технологического прорыва стремительно устаревают), но и помогать им овладевать ключевыми компетенциями, позволяющими в дальнейшем приобретать знания самостоятельно. Работа над иноязычным индивидуальным проектом способствует формированию таких базовых компетентностей современного специалиста, как информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем и получать новую), коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, в том числе имеющими другую позицию или точку зрения), самоорганизация (умение ставить цели, планировать деятельность, ответственно относиться к себе, полноценно использовать личностные ресурсы). Кроме того, использование проектных информационно-коммуникативных технологий на занятиях по английскому языку для специальных целей позволяет существенным образом повысить эффективность учебного процесса, усилить мотивацию студентов к изучению иностранного языка в сфере профессиональной и академической коммуникации, подготовить современного специалиста, владеющего разнообразным набором востребованных на рынке труда компетенций.

Библиографический список

1. Сфера туризма и отдыха создаёт каждое десятое рабочее место в мире [Электронный ресурс]. URL : http://ratanews.ru/news/news_21032017_8.stm

2. Ростуризм оценил доход России от туризма в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti. ru/lifestyle/articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (30.03.2019)

3. Союз субъектов туристской индустрии Республики Карелия: Туризм сегодня [Электронный ресурс]. URL : https://kareliasti. ru/news/turizm-segodnya/

4. Инвестиционный паспорт Республики Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://kareliainvest.ru/ investitsionnyy-klimat-regiona/Инвестиционный%20паспорт%20Карелия.pdf

5. Государственная программа Республики Карелия «Развитие туризма в Республике Карелия» на 20162020 годы (с изменениями на 11.01.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465405310

6. Роль английского языка как Lingua Franca в эффективной межкультурной коммуникации в сфере туризма в процессе глобализации [Электронный ресурс]. // Молодежный научный форум : Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по материалам II студ. междунар. заочной науч. -практ. конф. Электрон. текстовые данные. М. : МЦНО, 2013. № 2. URL: https://nauchforum.ru/studconf/gum/ii/376

7. Greene H., Crespi Ch. (2012) The Value of Student Created Videos in the College Classroom - an Exploratory Study in Marketing and Accounting [Electronic resource] // International Journal of Arts & Sciences. 2012. № 5 (1). P. 273-283. URL: http://www.internationaljournal.org/images/Greene.pdf

8. Hutchison D. (2012) The Student Filmmaker Enhancing Literacy Skills through Digital Video Production [Electronic resource] // What Works? Research into Practice : Research Monograph. 2012. № 39. URL: http://www.edu.gov.on.ca/eng/literacynumeracy/inspire/research/WW_StudentFilmakers.pdf

9. Jarvinen M. K., Jarvinen L. Z. (2011) Elevating Student Potential: Creating Digital Video to Teach Neurotransmission [Electronic resource] // The Journal of Undergraduate Neuroscience Education (JUNE). 2012. № 11. URL: http://www.funjournal.org/wp-content/uploads/2015/09/jarvinen_11_1_a6_a11.pdf

10. Penn Project Showcases (2010) Student Created Video Projects in Teaching and Learning [Electronic resource] // Almanac: Journal of record, opinion and news. 2010. October 26. Vol. 57. № 9. URL: http://www.upenn. edu/almanac/volumes/v57/n09/video.html

11. Kearney M., Schuck S. Students in the Director's Seat: Teaching and Learning with Student-generated Video : report // Open Publications of UTS Scholars. 2004. Pp. 108-110. [Electronic resource] URL: https://opus.lib.uts.edu. au/handle/10453/14209

12. Naqvi S. Student Created Digital Video and Language Learning: Voices from Omani Classrooms [Electronic resource] // Third 21st CAF Conference at Harvard, in Boston, USA. September 2015. Vol. 6. No. 1. URL: http:// www.21caf.org/uploads/1/3/5/2/13527682/24_navqi.pdf

13. La Rue F. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression [Electronic resource]. URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/17session/ A.HRC. 17.27_en.pdf

14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2008. 272 с.

15. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. М : Академия, 2005. 288 с.

16. Markham, T. Project-based learning: A bridge just far enough // Teacher Librarian. Wakefield, 2011. № 39(2). 38-42.

17. Greeno J. G. Learning in activity // The Cambridge handbook of the learning sciences / ed. by R. K. Sawyer. New York : Cambridge University Press, 2006. Pp. 79-96.

18. Lee D., Huh Y., & Reigeluth C. M. Collaboration, intragroup conflict, and social skills in project-based learning // Instructional Science. Dordrecht, 2015. № 43(5). Pp. 561-590.

19. Vogler J. S., Thompson P., Davis, D. W. et al. The hard work of soft skills: augmenting the project-based learning experience with interdisciplinary teamwork // Instructional Science. Dordrecht, 2018. № 46. P. 457.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб : Питер, 2009. 720 с.

I. E. Abramova, Doctor of Philology, Associate Professor, Head of Department of Foreign Languages for Humanities,

Petrozavodsk State University, 33 Lenina ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1263-3599 Scopus AuthorlD: 57196033884 e-mail: lapucherabr@gmail.com E. P. Shishmolina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Petrozavodsk State University, 33 Lenina ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6253-1788 Scopus AuthorID: 57196031544 e-mail: elena.shishmolina@yandex.ru

PROJECT TECHNIQUES IN TEACHING ENGLISH TO FUTURE SPECIALISTS OF TOURIST INDUSTRY

Introduction. The article discusses the use of project activities based on information and communication technologies for the formation of universal competences in foreign language classes for students majoring in tourism.

Materials and Methods. Methods of scientific and methodical literature analysis as well as teaching methods for the development of universal competencies are used. Some interactive information and communication technologies of project training are described.

Results. The authors analyze the experience of using these technologies in world educational practice and describe such activities as individual projects for the preparation of academic and informational presentations and digital stories in Petrozavodsk State University. The article indicates a set of universal competencies that are formed in teaching process using the described technologies.

Conclusions. The authors conclude that extensive use of information and communication technologies in teaching English to the future specialists of tourist industry contributes to the formation of their universal competences. The potential of project activities for the formation of universal competencies is significant.

Keywords: information and communication technologies, universal competences, teaching a foreign language.

References

1. Tourism creates one in ten jobs worldwide [Electronic resource]. Available at: http://ratanews.ru/news/ news_21032017_8. stm (In Russian)

2. The Federal Tourism Agency estimated the income of the Russian tourism in 2017 [Electronic resource]. Available at: https://www. vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (In Russian)

3. Union of tourist industry subjects of the Republic of Karelia: Tourism today [Electronic resource]. Available at: https://kareliasti.ru/news/turizm-segodnya/ (In Russian)

4. Investment passport of the Republic of Karelia [Electronic resource]. Available at: http://kareliainvest.ru/investitsionnyy-klimat-regiona/Инвестиционный%20паспорт%20Карелия.pdf (In Russian)

5. State program of the Republic of Karelia «Development of tourism in the Republic of Karelia» for 2016-2020 (as amended in January 11, 2018) [Electronic resource]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/465405310 (In Russian)

6. The role of English as Lingua Franca in effective intercultural communication in tourism in the process of globalization [Electronic resource] / Youth scientific forum: Humanities: collection of scientific articles. Moscow, 2013. No. 2. Available at: https://nauchforum.ru/studconf/gum/ii/376 (In Russian)

7. Greene H., Crespi Ch. The Value of Student Created Videos in the College Classroom - an Exploratory Study in Marketing and Accounting // International Journal of Arts & Sciences. 2012. No. 5 (1), pp. 273 -283. Available at: http://www.internationaljournal.org/images/Greene.pdf

8. Hutchison D. (2012) The Student Filmmaker Enhancing Literacy Skills through Digital Video Production // What Works? Research into Practice: Research Monograph. 2012. No. 39. Available at: http://www.edu.gov.on.ca/ eng/literacynumeracy/inspire/research/WW_StudentFilmakers. pdf

9. Jarvinen M. K., Jarvinen L. Z. Elevating Student Potential: Creating Digital Video to Teach Neurotransmission. The Journal of Undergraduate Neuroscience Education. (JUNE). 2012. No 11. Available at: http://www. funjournal.org/wp-content/uploads/2015/09/jarvinen_11_1_a6_a11.pdf

10. Penn Project Showcases Student Created Video Projects in Teaching and Learning [Electronic resource]. Almanac: Journal of record, opinion and news. 2010. October 26. Vol. 57. № 9. Available at: http://www.upenn. edu/almanac/volumes/v57/n09/video. html

11. Kearney M., Schuck S. Students in the Director's Seat: Teaching and Learning with Student-generated Video: report [Electronic resource] // Open Publications of UTS Scholars. 2004. Pp. 108-110. Available at: https://opus.lib.uts.edu.au/handle/10453/14209

12. Naqvi S. Student Created Digital Video and Language Learning: Voices from Omani Classrooms [Electronic resource] // Third 21st CAF Conference at Harvard, in Boston, USA. September 2015. Vol. 6. No. 1. Available at: http://www.21caf.org/uploads/1/3/5/2/13527682/24_navqi.pdf

13. La Rue F. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression. 2011 [Electronic resource]. Available at: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/ 17session/A.HRC. 17.27_en.pdf.

14. Polat E. S. New pedagogical and information technologies in the education system: textbook for students of higher education / E.S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov; ed. by Polat E. S. Moscow: Akademiya Publ., 2008. 272 p. (In Russian)

15. Kolesnikova I. A., Gorchakova-Sibirskaya M. P. Pedagogical design: Textbook for students of higher education / I. A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaya; ed. by Kolesnikova I. A. Moscow: Akademiya Publ., 2005. 288 p. (In Russian)

16. Markham, T. Project-based learning: A bridge just far enough. Teacher Librarian. Wakefield, 2011. № 39(2). Pp. 38-42.

17. Greeno J. G. Learning in activity // The Cambridge handbook of the learning sciences / ed. by R. K. Sawyer, New York: Cambridge University Press, 2006. Pp. 79-96).

18. Lee, D., Huh, Y., & Reigeluth, C. M. Collaboration, intragroup conflict, and social skills in project-based learning. Instructional Science. Dordrecht, 2015. № 43(5). Pp. 561-590.

19. Vogler J. S., Thompson P., Davis D. W. et al. The hard work of soft skills: augmenting the project-based learning experience with interdisciplinary teamwork. Instructional Science. Dordrecht, 2018. 46. P. 457.

20. Rubinstein S. L. Fundamentals of general psychology. SPb: Piter Publ., 2009. 720 p. (In Russian)

Поступила в редакцию 5.04.2019 © И. Е. Абрамова, Е. П. Шишмолина, 2019

Авторы статьи:

Ирина Евгеньевна Абрамова, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений, Петрозаводский государственный университет, 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, e-mail: lapucherabr@gmail.com

Елена Петровна Шишмолина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений, Петрозаводский государственный университет, 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, e-mail: elena.shishmolina@yandex.ru

Рецензенты:

Е. Н. Макарова, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой делового иностранного языка, Уральский государственный экономический университет.

О. М. Шерехова, кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.