УДК 004
К. Г. Серебрякова, О. И. Семянкова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Рассмотрено положение Республики Азербайджан на мировом рынке информационного общества. Выделены преимущества поэтапного применения в государственных органах современных информационно-коммуникационных технологий. Проанализированы меры, связанные с формированием электронного правительства и подготовкой компетентных пользователей и специалистов.
Ключевые слова: электронное правительство, информационное общество, Азербайджан, информационно-коммуникационные технологии, государственная программа.
Представление государственных услуг в Республике Азербайджан началось в начале 2000-х годов, в то время, когда бывший президент Гейдар Алиев утвердил «Национальную стратегию по информационно-коммуникационным технологиям» для развития Азербайджана» (далее — ИКТ), подписанную в 2003 г., на основе которой и была введена в действие государственная программа «Электронный Азербайджан» (далее - Госпрограмма) [1]. Вышеупомянутый проект финансируется не только за счет средств государственного бюджета, но и за счет других источников, не запрещенных законодательством.
Важнейшими из поставленных задач Госпрограммы является обеспечение плавного внедрения информационного общества, создание конкурентоспособной экономики, которая будет основываться на применении ИКТ, повышении эффективности государственного управления и полном удовлетворении спроса общества, предоставляемого в электронном виде.
Одновременно с Госпрограммой осуществляется деятельность по модернизации телекоммуникационной, почтовой инфраструктур, основывающихся на новых компьютерных технологиях, обеспечению перехода общества и организаций на всей территории республики к услугам ИКТ, расширению телевещания, развитию информационных систем и возможностей государственных органов, организации электронных услуг на основе принципа «одного окна» с широким применением электронно-правительственных разрешений, в том числе электронной подписи и оборота электронных документов.
Также в Госпрограмме учтены меры, приводящие к расширению возможностей ИКТ для абсолютно любой категории населения, включая группы с ограниченными возможностями; прогнозируется увеличение спроса на электронную торговлю. Республика Азербайджан учла и такой момент, как обучение персонала. С целью повышения эффективности и продуктивности работы сотрудников кабинет министров Азербайджанской Республики подписал постановление № 389 от 17.12.2015 о создании при Министерстве связи и высоких технологий Азербайджанской Республики общества с ограниченной ответственностью «Учебно-тренинговый центр "Электронное правительство"» [2]. Данный центр функционирует по принципу самофинансирования. В настоящее время данный центр расширил сферу своей деятельности, охватив направление профессионального пользования дизайнерскими и офисными программами, а также обучение в программе электронного правительства и информационной безопасности. Знания в области сетевых технологий и системного администрирования, программирования и кодирования также
не остались без внимания. Тренинги, проходящие в столице Азербайджана - Баку, а также в 15 регионах республики, предназначены для широкой аудитории - студентов, госслужащих, работников частных учреждений и отдельных лиц.
В целях координирования работ по выполнению Госпрограммы и подготовки планов работы по отдельным направлениям деятельности предусмотрено создание в Министерстве связи и информационных технологий Межуправленческого координационного совета, в который войдут полномочные представители соответствующих структур.
Отметим, что Азербайджан начал стремительно развиваться в последние годы в первую очередь благодаря своему Президенту - Ильхаму Алиеву, который уделяет особое внимание построению всех сфер жизни страны на уровне современнейших требований, придавая особое значение тому, чтобы везде применялись высокие современные технологии.
Если зайти на сайт Президента республики [3], то сразу видно, что посетителям сайта предоставляется возможность выбора языка, это азербайджанский, английский и, что особенно приятно гражданам России, русский язык. Интерфейс сайта дружественный. Любому человеку будет понятно, где искать необходимую информацию. На сайте представлена документация республики (указы, постановления, распоряжения и т.д.), часы личного приема Президента, его биография, полномочия главы республики, пресс-конференции и многое другое. Также на сайте в разделе «Обращения» можно написать письмо Президенту, записаться на прием или прочитать письма людей в подразделе «Президенту пишут». Сайт электронного правительства Азербайджана [4] представлен уже только на двух языках — национальном азербайджанском и английском. Несмотря на это, граждане, владеющие английским языком, без проблем разберутся в интерфейсе данного сайта. Для получения полного спектра услуг необходима регистрация, но даже пользователю, который заходит как гость, предоставляется возможность познакомиться с электронными услугами. Можно воспользоваться медицинскими услугами, услугами в семейной области, услугами в сфере образования, банковскими услугами, коммуникационными услугами, предоставляется возможность онлайн-платежей и многое другое. Помимо того, правительство Азербайджана предоставляет возможность получения электронной визы посредством Официального портала электронной визы [5]. Иностранец или лицо без гражданства имеет возможность обратиться напрямую через портал для получения электронной визы с одноразовым въездом и сроком пребывания в стране до 30 дней. Счетную палату Азербайджанской Республики также затронул масштабный переход в систему электронного документооборота.
Рассмотрев сайт Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики [6], можно сделать выводы о том, что власти республики и в этой области уделяют особое внимание гражданам, автоматизируя работу ведомства. В данном министерстве в результате открытого тендера системный интегратор «КОРУС Консалтинг» получил контракт на проект по внедрению системы электронного документооборота, созданной на платформе EMC Documentum. Система рационального документооборота запущена в действие с середины 2011 г. и успешно используется до настоящего времени. Подводя промежуточные итоги данного проекта, власти Азербайджана пришли к выводу, что внедрение EMC Documentum позволило полностью автоматизировать работу с документацией, как с внутренней, так и с входящей и с исходящей. Отлажена работа между подразделениями организации, электронный документооборот позволяет гораздо эффективнее обрабатывать обращения граждан, контролировать их исполнение. В Министерстве труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики была проведена программа по обучению администраторов в Information Intelligence Group EMC Россия и СНГ.
Власти Азербайджана не останавливаются в развитии ИКТ в рамках своей территории. Республика открыта для сотрудничества с другими странами. Так, например, межведомственная система электронного документооборота Республики Татарстан была внедрена в госорганах Азербайджана. Соглашение о тестовом использовании системы было достигнуто в ходе двухдневного визита азербайджанской делегации в технопарк в сфере высоких технологий «IT-парк». Системой документооборота на начальном этапе было оснащено 20 рабочих мест. Руководители могут рассматривать документы на различных мобильных устройствах и давать текстовые, графические и аудиопоручения. Все резолюции и поручения подписываются электронной цифровой подписью и моментально поступают на исполнение. Работать с документами руководитель может как в своем рабочем кабинете, так и в машине, самолете, на выездном заседании. Работа с электронными документами позволила госслужащим более эффективно распоряжаться рабочим временем, значительно сократить сроки рассмотрения документов и принятия важных решений, в том числе связанных с обращениями граждан, сообщает пресс-служба Министерства транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана. Также Азербайджан планирует наладить сотрудничество с Францией в области развития e-government. На двусторонней встрече 9 февраля 2018 г. обсуждались совместные проекты и сотрудничество со службой Asan (является «мобильным» правительством, выполняет функции организации и координации государственных услуг, предоставляемых каждым государственным агентом, сервис тесно связан с моделью e-government, так как использует ИКТ для улучшения отношений между гражданами и государственными учреждениями). Французская сторона подчеркнула, что у нее имеется огромный опыт в области развития e-government, и она готова поделиться наработками с Республикой Азербайджан.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что системность работы в указанном направлении в республике очевидна. На данный момент электронный документооборот охватил практически все сферы деятельности Азербайджана. Система здравоохранения, банковский сектор, государственные структуры - все это охватил бум развития и совершенствования ИКТ. В долгосрочной перспективе властями республики рассматривается полный переход коммунального сектора в цифровой формат, усовершенствование межмашинного взаимодействия (М2М), а также дальнейшее развитие системы электронного здравоохранения для ее бесперебойной работы.
Несомненно, в Азербайджане развитие e-government прогрессирует. Уровень e-government в республике оценен ООН как высокий, и на данный момент Азербайджан занимает 56-ю позицию, оставив позади такие страны, как Китай, Турция, Румыния. Следует отметить, что еще десять лет назад Азербайджан располагался на 101-й позиции.
Данные ООН показывают, что правительство Азербайджана проделало серьезную работу в области внедрения e-government. Государственные учреждения все чаще участвуют в имплементации новых электронных услуг и решений для граждан, что расширяет сотрудничество между государственными органами и гражданским обществом. Более того, непрерывное развитие правовой базы способствует дальнейшему улучшению обмена электронной информацией и данными между заинтересованными сторонами e-government. По мере роста ВВП Азербайджана правительство имеет возможность продолжать финансировать развитие ИКТ и e-government. Уровень инфраструктуры ИКТ и качество человеческого капитала тесно связаны с экономическим ростом страны, что, в свою очередь, влияет на уровень развития e-government в Азербайджане. Таким образом, рост азербайджанской экономики также может сыграть одну из ключевых ролей в развитии e-government.
Несмотря на то, что в последние годы Азербайджан значительно улучшил свои позиции и достиг значительного прогресса на пути развития правительства, все еще существуют определенные препятствия и трудности. Координация и обмен информацией
между государственными учреждениями все еще не находится на должном уровне. Исходя из опыта зарубежных стран, правительство должно повысить интероперабельность между государственными органами в целях повышения общей эффективности электронного управления. Правительству следует сосредоточиться на развитии электронных услуг для каждого государственного учреждения на равном уровне. Кроме того, в большинстве государственных учреждений инициативы в области e-government ориентированы на количество, а не на качество предоставляемых электронных услуг. Несмотря на то, что количество электронных услуг постоянно растет, многие из них носят только информативный характер. Предстоит огромная работа по повышению функциональности данных услуг.
Огромным толчком для дальнейшего развития e-government в Азербайджане должна послужить стратегия развития информационно-коммуникационных технологий на 2018-2021 годы. Данная инициатива предусматривает ряд мер, направленных на улучшение эффективности функционирования e-government. В частности, приоритетными направлениями этой стратегии являются продолжение мер по расширению электронных услуг и формированию полнофункционального e-government, что даст огромный толчок для пользования этой системой всеми гражданами. Посредством правильного маркетинга электронных услуг для граждан правительство может добиться еще больших успехов на пути внедрения комплексного e-government в Азербайджане. Путем ознакомления граждан и других заинтересованных сторон с инструментами и технологиями, доступными через электронное правительство, государственные органы могут привлекать больше заинтересованных субъектов к данной услуге. Таким образом, всестороннее внедрение e-government будет оказывать поддержку как государству в эффективности, прозрачности и подотчетности управления, так и гражданскому обществу — в быстроте и удобстве получения необходимых услуг.
В заключение отметим, что за прошедшие годы президентской деятельности Иль-хама Алиева произошло значительное развитие во всех областях Азербайджана. Распоряжением главы государства и при согласовании с высококвалифицированными специалистами, организациями научных направлений и соответствующими государственными органами была утверждена Концепция развития «Азербайджан 2020: взгляд на будущее» [7]. В этом документе задача по обеспечению перехода к информационному обществу приводится в качестве одного из 11 глобальных вызовов будущего. Следует обратить внимание на то, что в проекте государственной концепции в значительной мере делается акцент на обновлении образования как основы для эффективного развития информационного общества (в том числе в контексте вхождения в европейское образовательное пространство). К примеру, в рамках «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007—2015 гг.» за счет финансирования из Государственного нефтяного фонда, а также иных источников на учебу в ведущих университетах мира было направлено 11 000 молодых азербайджанцев.
Библиографический список
1. Об утверждении Государственной программы по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2010-2012 годы (Электронный Азербайджан) : распоряжение Президента Азербайджанской Республики - URL: http://www.rabita.az (дата обращения: 15.04.2018).
2. О создании при Министерстве связи и высоких технологий Азербайджанской Республики общества с ограниченной ответственностью «Учебно-тренинговый центр «Электронное правительство» : постановление № 389 от 17.12.2015. - URL:http://www.mincom.gov.az (дата обращения: 24.03.2018).
3. Официальный сайт Президента Азербайджана. - URL: http://ru.president.az (дата обращения: 25.02.2018).
4. Официальный сайт правительства Азербайджана. - URL: https://www.e-gov.az (дата обращения: 27.03.2018).
5. Официальный портал электронной визы Азербайджана. - URL: https://evisa.gov.az/ru (дата обращения: 15.04.2018).
6. Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики. -URL: http://www.mlspp.gov.az (дата обращения: 27.04.2018).
7. Об утверждении Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» : указ Президента Азербайджанской Республики от 29.12.2012. - URL: https://president.az (дата обращения: 27.03.2018).
Серебрякова Кристина Геннадьевна, магистрант, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Семянкова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра информационного обеспечения управления и производства, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Серебрякова, К. Г. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности органов государственной власти Республики Азербайджан: современное состояние проблемы / К. Г. Серебрякова, О. И. Семянкова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 4 (24). - С. 83-87.