Асланов Рамиль Махир оглы
Кандидат юридических наук
Правовая база создания информационного общества в Азербайджанской Республике
Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются основные законы Азербайджанской Республики, служащие базой для создания информационного общества.
Ключевые слова: право, информация, информационное общество.
В Азербайджанской Республике создание информационного общества является одним из основных приоритетов государственной политики. Основными задачами создания информационного общества являются создание юридических основ информационного общества, развитие человеческого фактора, права граждан на получение информации, ее распространение и использование, формирование прозрачных государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, электронного государства, электронной торговли, укрепление социального и интеллектуального потенциала, создание экономики, устойчивой к конкуренции, создание информационного рынка и рынка знаний, сохранение исторического, литературно-культурного наследия, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирование единого национального информационного пространства, обеспечение информационной безопасности, интеграция в глобальное информационное пространство, производство национальных продуктов ИКТ, устранение отсталости страны в области ИКТ и другие необходимые задачи.
Гейдар Алиев 17 февраля 2003 года утвердил «Национальную стратегию по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003-2012 годы)». За период, прошедший со дня принятия Национальной стратегии, правительством Азербайджана был осуществлен ряд комплексных мероприятий в этой области.
Вступление в силу закона «Об электронной подписи и электронном документе» в Азербайджане создало условия для создания электронного документооборота и развития новых процессов, использующих электронную подпись, а также новых экономических областей деятельности. В связи с организацией отношений в электронной форме принятие этого закона создало юридическую основу для других зако-нодательских актов.
Закон «Об электронной торговле» способствует осуществлению операций купли-продажи, оказанию разного типа торговых услуг, заключению договоров электронным способом в сети, а также развитию экономических отношений между странами в глобальном мире.
Закон «О телекоммуникации» регулирует отношения в телекоммуникационных сетях и операторов, а также механизм управления в этой области.
Закон «О приобретении информации» -это нормативный акт, который регулирует право гражданина в приобретении информации на основе реализации принципов демократического правового государства.
В последнее время была создана крепкая основа для развития Интернета в разных регионах страны. В результате деятельности Министерства связи и информационных технологий расширены международные связи Азербайджана в соответствующих областях, утверждено его членство в международных организациях.
В стране были созданы благоприятные условия для развития И КТ. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики о «Программе обеспечения общеобразовательных школ информационными и коммуникационными технологиями в Азербайджанской Республике» еще раз продемонстрировало большую роль современных технологий в повышении качества образования, а также ее значение для развития молодежи и для будущего Азербайджана в целом.
Распоряжением Президента Азербайджанской Республики «Об утверждении «Национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (20032012 годы)» официально признается значимость Интернета для общества. В тексте распоряжения четко отражается интерес и готовность Азербайджана к применению ИКТ в стране, а также возможности их реализации. Так как современные ИКТ были широко использованы в процессе приема студентов в высшие и средне-специаль-ные учебные заведения, была применена онлайновая оценка знаний, созданы соответствующие информационные ресурсы, а также широкие информационные услуги были оказаны населению посредством Интернета. По документу предусматривается развитие сетей для передачи данных, включая развитие Интернет-сети, устранение разницы, существующей в связи с этим между городами и районами и увеличение азербайджанского сегмента Интернета, развитие национальных поисковых сайтов. В итоге нужно ожидать развития азербайджанского сегмента Интернета, обеспечения информационной безопасности страны, интеграции Азербайджанской Республики в международное электронное информационное пространство.
Указом Президента Азербайджанской Республики от 3 сентября 2000 года при Центральной Избирательной Комиссии Азербайджанской Республики был создан Информационный Центр «Сечкиляр» (Выборы). Самой важной функцией Центра было совершенствование всей избирательной системы через возможность предоставления информации в открытой форме.
20 февраля 2004 года было упразднено Министерство связи и сформировано Министерство связи и информационных технологий. 10 августа 2004-го года вступил в силу Указ Президента Азербайджанской Республики «Об утверждении положения о Министерстве связи и информационных технологий Азербайджанс-
кой Республики». Министерству связи и информационных технологий поручена координация работы по «Национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003-2012 годы)», утвержденной Распоряжением Президента Азербайджана за № 1146 от 17 февраля 2003 года.
Кроме законов «Об электронной подписи и электронном документе» и «Об электронной торговле» можно перечислить ранее принятые нормативные правовые акты, регулирующие некоторые Интернет-отношения в Азербайджане, которые связаны с применением информационных технологий.
Наиболее подробно разработанными правовыми нормами, регулирующими данные отношения, обладают принятые Национальным Банком Азербайджанской Республики 2 февраля 2001 года «Правила организации расчетов между кредитными организациями, действующими в Азербайджанской Республике».
Правила регулируют межбанковские расчеты при совершении операций в национальной валюте в Азербайджанской Республике и при этом определяют правила использования расчетных документов в качестве платежного поручения. В этих правилах была затронута тема электронного документа и дано определение расчетного документа. Расчетный документ определяется как поручение о переводе денежных средств через банк в безналичном порядке, оформляемое в письменном виде на бумаге (бумажном носителе) или в электронной форме.
Надо отметить, что возможность применения электронного документа отражена в Гражданском Кодексе Азербайджанской Республики, вступившем в силу с 1 сентября 2000 года, другими словами, до применения вышеупомянутых Правил.
Статья 331.3 ГК гласит, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных соглашением сторон. Хотя и в случае, указанном в Гражданском кодексе, и в случае Правил не было приведено значения электронно-цифровой подписи и нормы не были рабочими, и только после принятия соответствующего закона эти пункты стали иметь какую то значимость.
Принятый 25 июня 2002 года Закон Азербайджанской Республики «О телерадиовещании» тоже имеет нормы по использованию Интернета. В статье 21 данного закона отмечается, что способы вещания даже через Интернет должны указываться в содержании специального разрешения, выданного соответствующим органом исполнительной власти.
«Государственная программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджане» (Электронный Азербайджан), также служит для создания информационного общества и развития государства в целом. В программе предусматриваются мероприятия, направленные на эффективное использование и развитие существующего потенциала Азербайджана, организационную, правовую, техническую модернизацию отрасли связи и информационных технологий, формирование ИКТ промышленности, привлечение новых инвестиций в данную отрасль и расширение предпринимательства, соблюдение свободного рынка и принципов здоровой конкуренции, осуществление проектов социального значения и в результате - обеспечение перехода в Азербайджане к информационному обществу.
К числу основных законодательных актов, которые содержат положения, имеющие непосредственное отношение к установлению круга киберпреступлений и определяющие правила расследования данных видов преступлений, относятся:
1. Закон Азербайджанской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» от 16 ноября 1999 года.
2. Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 года.
3. Уголовно-процессуальный Кодекс Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 года.
Составы компьютерных преступлений (т.е. перечень признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление) приведены в 30 главе УК, которая называется «Преступления в сфере компьютерной информации» и содержит три статьи: «Неправомерный доступ к компьютерной информации» (ст. 271), «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» (ст. 272) и «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» (ст. 273).
Согласно данным статьям УК, основными признаками совершения компьютерных пре-
ступлений является виновное нарушение охраняемых законом прав и интересов в отношении информационных компьютерных систем.
Правовой базис института государственной тайны составляет информационная правовая норма, содержащаяся в ст. 50 Конституции Азербайджанской Республики: «каждый обладает свободой законным путем искать, получать, передавать, производить и распространять любую информацию».
Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект информационных правоотношений на два не пересекающихся множества — открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения — государственную тайну. Правовую основу этого института составляют также законы Азербайджанской Республики «О безопасности», «О государственной тайне», закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента Азербайджанской Республики, постановления и распоряжения Правительства Азербайджанской Республики, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны. Базовым законом института государственной тайны является Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Азербайджанской Республики. Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «защищаемая государством информация, в области его военной, внешнеполитической, экономической, научной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, охраняемая государством, распространение которой может нанести ущерб безопасности Азербайджанской Республики».
Основной объем прав на производство информации, относимой к коммерческой тайне, содержится в Законе Азербайджанской Республики «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной согласно закону понимаются сведения, связанные с производственной, технологической, управленческой, финансовой и другой деятельностью юридических и физических лиц, разглашение которых без согласия владельца может причинить ущерб их законным интересам.
Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техничес-
кая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьи лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.
3 апреля 1998 г. был принят Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации». Этот закон регулирует отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения информации, при создании и использовании информационных систем, технологий и средств их обес-
печения, защите информации, и устанавливает права субъектов, участвующих в информационных процессах, но не затрагивает отношений, регулируемых законами Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации» и «Об авторском праве и смежных правах».
В соответствии с этим законом документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти, ответственными за безопасность Азербайджанской Республики, организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов.
В законе указано, что документ, находящийся в обороте автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться и электронной цифровой подписью.