развитию в условиях стремительно изменяющейся служебной деятельности.
2. Выявлено доминирующее влияние разработанных компонентов готовности к физическому саморазвитию на развитие параметров физической подготовленности сотрудников УИС.
3. Высокий уровень физической подготовленности сотрудников УИС в процессе самостоятельных занятий достигается на основе: мотивационного, конструктивного, ко -гнитивного и аналитического компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гойнов И.В. Эффективность использования модели физической подготовки побуждающей к физическом саморазвитию в период первоначальной подготовки сотрудников УИС / И.В. Гойнов, А.В. Новиков, А.А. Смирнов, А.В. Мельников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 61-65.
2. Кошкин, Е.В. Развитие физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе интересов к физкультурной деятельности / Е.В. Кошкин, Е.А. Полушкина // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - Сургут, 2017. - С. 248-252.
3. Дудус, А.Н. Характеристика организации физической подготовки в вузах ФСИН России / А.Н. Дудус, Е.В. Кошкин, Селькин Ф.Е. // Актуальные проблемы и перспективы развития физической подготовки : материалы межвузовской научно-практической конференции.- Санкт-Петербург, 2018.- С. 111-117.
REFERENCES
1. Goynov, I.V., Novikov, A.V., Smirnov, A.A., Melnikov A.V. (2021), "The effectiveness of using a model of physical training that encourages physical self-development during the initial training of UIS employees", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 191, No 1. pp. 61-65.
2. Koshkin, E.V., Polushkina, E.A. (2017), "Development of physical qualities of employees of the penal enforcement system based on interests in physical activity", Improving the system of physical education, sports training, tourism and recreation of various population groups: all-Russian scientific-practical conference with international participation, Surgut, pp. 248-252.
3. Dudus, A.N., Koshkin, E.V., Selkin, F.E. (2018), "Characteristics of the organization of physical training in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia", Actual problems and prospects of physical training development, materials of the interuniversity scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 111-117.
Контактная информация: kochkin.evg@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 14.10.2021
УДК 372.8 + 378.14.014.13
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Ольга Робертовна Шефер, доктор педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Эрентраут, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается влияние применения информационно-коммуникационных технологий на формирование экологической культуры у студентов бакалавриата: готовность и способность вести экологический образ жизни и иметь представление о формировании устойчивого развития и природоохранной политики. Проведен анализ открытых онлайн платформ для обучения, а
также возможностей электронных ресурсов, формирующих экологическую культуру. Полученные результаты анкетирования обучающихся в области экологического мировоззрения подтверждают необходимость формирования экологической культуры будущих педагогов в условиях педагогического университета с опорой на современные информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, экологическая культура, охрана окружающей среды, обучающиеся, проектные технологии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p184-188
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING THE ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS
Svetlana Vasilyevna Kraineva, the candidate of biological sciences, Olga Robertovna Shefer,
the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Nikolaevna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Nikolaevna Erentraut, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk
Abstract
The article examines the impact of the use of information and communication technologies on the formation of ecological culture among undergraduate students: the readiness and ability to lead an ecological lifestyle and have an idea of the formation of sustainable development and environmental policy. The analysis of open online platforms for training, as well as the possibilities of electronic resources that form ecological culture, has been carried out. The results of the questionnaire survey of schoolchildren and students in the field of ecological worldview confirm the need to continue the formation of the ecological culture of future teachers, which will allow it to be implemented in a new way in the modern conditions of the university.
Keywords: information and communication technologies, ecological culture, environmental protection, students, schoolchildren, design technologies.
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и развитие культуры как способа вне генетической передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере образования и культуры невозможно решение как глобаль -ных, так и региональных экологических проблем [5; 6].
В современной жизни прогрессирует использование информационных технологий во всех сферах нашей жизни. Организация процесса формирования экологической культуры студентов педагогического вуза конгруэнтна реализации практических задач: состояния экологической безопасности жизнедеятельности человека и природных экосистем. Это обусловлено тем, что экологическая культура выступает в настоящее время определяющим фактором, который может помочь утверждению новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей улучшение качества жизни человека при сохранении качества окружающей природной среды.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учитывая неблагоприятную ситуацию распространения COVID-19 и вынужденный переход на дистанционные образовательные технологии, возможно развитие индивидуальной образовательной траектории обучающихся за счет использования онлайн платформ: Stepik, Skillbox, GeekBrains, Coursera, Udemy, Открытое образование и др. [2; 3]. Каждая такая платформа содержит огромное число курсов и программ от ведущих университетов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИЯУ МИФИ, Политех, СПбГУ, Ур -ФУ и др.), связанных с экологией. Перечень курсов, представленных на платформе Открытое образование, отображен на рисунке 1.
Экология
Основные концепции биологии и Введение в биологию и экологию
Системная динамика устойчивого развития (Системная экология)
Экология
Защита окружающей среды. Рецик-линг
Рисунок 1 - Перечень курсов по экологии представленных на платформе Открытое образование
Таким образом, представленные курсы на онлайн площадках позволяют формировать экологическую культуру посредством работы с материалами, выполнения заданий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Современное ухудшение экологической обстановки, актуальное для промышленных городов, в том числе Челябинска, многие ученые связывают с низким уровнем экологической культуры общества в целом. Что подтверждает наше исследование, проведенное на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и образовательных организаций - партнеров общего образования (таблица 1). В исследовании приняли участие 150 человек. В их число входили студенты 4 курса ЮУрГГПУ (будущие учителя физики, математики, информатики, учителя начальных классов), обучающие средней школы. Респондентам были предложены вопросы, касающиеся оценки экологической обстановки в России и Челябинской области, в частности. Таблица 1. - Анализ ответов на вопросы анкеты «Экологическая обстановка в России и Челябинской области»
№ Вопрос Участники опроса Ответы, %
Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Беспокоит ли Вас экологическая ситуация в России? студенты 32 29 39
учащиеся 41 12 47
2 Размышляли ли Вы о проблемах экологии в повседневной жизни? студенты 69 13 18
учащиеся 57 19 24
3 Можете ли Вы повлиять на решение природоохранных вопросов Вашей области (города или поселка)? студенты 21 68 11
учащиеся 17 58 25
4 Следует ли привлекать молодежь к работам по очистке окружающей природной среды? студенты 22 57 21
учащиеся 33 48 19
5 На Ваш взгляд, возможно ли улучшить экологическую ситуацию в стране совместными усилиями граждан? студенты 82 17 1
учащиеся 86 12 2
В результате проведенного исследования респонденты показали низкий уровень экологических знаний, недостаточное понимание экологических проблем, существующих
на уровне города, области, региона, страны. Их знания не систематизированы и носят фрагментарный и поверхностный характер, ограничены уровнем изучения отдельных дисциплин, на которых рассматриваются экологические вопросы. Поэтому они, к сожалению, не мотивированы к совершению природоохранной деятельности. Данный факт обусловлен наличием сформированного потребительского отношения к окружающей действительности, отсутствием системных механизмов преодоления негативных воздействий на экологическую безопасность. Результаты опроса вызывают обеспокоенность тем, что есть основание задуматься о недостаточной готовности молодого поколения взять на себя всю ответственность за экологическое будущее своей страны.
ВЫВОДЫ
Вследствие того, что уровень развития экологической культуры становится в современных условиях одним из важнейших показателей зрелости и прогрессивности общества [1], то дальнейшее ее формирование должно идти через обязательное выполнение ученических проектов, тематика которых напрямую связана с проблемами экологии родного края. Работа над экологическими проектами может быть организована на базе технопарков, создаваемых по всей стране на территории педагогических вузов. На ряду с этим при подготовке будущих учителей и повышения у них мотивации к изучению дисциплин с экологическим содержанием необходимо использовать информационно-коммуникационных технологии при:
• решении исследовательских эколого-ориентированных задач профессионально-прикладной направленности;
• математической обработке баз данных при решении экологических задач;
• выполнении заданий учебных и производственных практик, позволяющих имитировать профессиональную деятельность учителя по формированию у обучающихся школ экологической культуры;
• работе над курсовыми проектами и выпускной квалификационной работе с экологическим содержанием;
• подготовке к участию во Всероссийском экологическом квесте «Разделяй с нами» [4].
Все это призвано эффективно в образовательном процессе использовать информационно-коммуникационные технологии для формирования экологической культуры обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крайнева, С.В. Анализ влияния кластера педагогических технологий на формирование учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 5 (84). - С 22-29.
2. Крайнева, С.В. Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 4. - С. 102-116.
3. Лебедева, Т.Н. Применение метода проектов при изучении программирования / Т.Н. Лебедева // Педагогическая информатика. - 2012. - № 3. - С. 3-7.
4. Мокляк, Д.С. Проектная деятельность студентов как основа продуктивного обучения в вузе / Д.С. Мокляк, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 5. - С. 114-130.
5. Тряпицына, С.В. Влияние развития экономики Челябинской области на экологическую обстановку в регионе / С. В. Тряпицына, Т. Д. Толмачева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 144-145.
6. Цейзер, Н.М. Преемственность экологического образования / Н.М. Цейзер, С.В. Тряпицына // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 121-123.
7. Шефер, О.Р. Автоматизированная информационная система образования в вузе: состояние и перспективы / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, Л. С. Носова // Научно-техническая информация.
Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2020. - № 6. - С. 27-32.
REFERENCES
1. Krayneva, S.V. and Shefer, O.R. (2019), "Analysis of the influence of a cluster of pedagogical technologies on the formation of educational and professional motivation of undergraduate students", Pedagogicheskiy zhurnalBashkortostana, No. 5(84), pp. 22-29.
2. Krayneva, S. V., Shefer, O. R. and Lebedeva, T. N. (2019), "The use of modern technologies and active teaching methods in the development of students' competencies in teaching the disciplines of the natural science cycle" The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 4, pp. 102-116.
3. Lebedeva, T. N. (2012), "Application of the project method in the study of programming", Pedagogicheskaya informatika, No. 3, pp. 3-7.
4. Moklyak, D. S., Shefer, O. R. and Lebedeva, T. N. (2019), "Project activity of students as the basis of productive learning at the university", The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 5, pp. 114-130.
5. Tryapitsyna, S. V. and Tolmacheva, T. D. (2008), "Influence of economic development of the Chelyabinsk region on the ecological situation in the region", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4, pp. 144-145.
6. Tseyzer, N. M. and Tryapitsyna, S. V. (2008), "Continuity of ecological education", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4, pp. 121-123.
7. Shefer, O. R., Lebedeva, T. N. and Nosova, L. S. (2020), "Automated information system of education at the university: state and prospects", Scientific and technical information. Series 1: Organization and methodology of information work, No. 6, pp. 27-32.
Контактная информация: lebedevatn@mail,ru
Статья поступила в редакцию 12.10.2021
УДК 796.015.57
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АНАЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У
ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно,
Беларусь
Аннотация
Выявлены положительные адаптационные эффекты занятий физическими упражнениями преимущественно анаэробной направленности в отношении интегральных показателей функционального состояния организма школьников 7-8 и 9-10 лет. Установлено, что долговременное воздействие нагрузок анаэробного характера находят проявление в благоприятных изменениях общего функционального состояния организма, оптимизации эффективности и вегетативного обеспечения напряженной когнитивной деятельности, повышении анаэробной и аэробной работоспособности, улучшении двигательной подготовленности.
Ключевые слова: анаэробные упражнения, долговременная адаптация, тестовая когнитивная нагрузка, эффективность и вегетативное обеспечение деятельности, работоспособность и двигательная подготовленность.