scientific works, Volgograd State Institute of Physical Culture, Volgograd, Issue 2, pp. 53-55. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2021
УДК 378.14
ПОЗИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Денис Сергеевич Мокляк, аспирант, Ольга Робертовна Шефер, доктор педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
В статье обсуждается проблема подготовки будущих учителей в условиях продуктивного обучения как одной из технологий организации учебного процесса, способствующей решению данной проблемы. Дана характеристика продуктивного обучения и обосновано, что методология продуктивного обучения формирует способность и готовность выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности с позиций интеграции психолого-педагогической, методической и предметной подготовки средствами продуктивной педагогики. Это позволяет осуществить теоретическую и практическую подготовку выпускников по направлению Педагогическое образование, способных и готовых не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, опираясь на опыт решения различных социальных и производственных проблем.
Ключевые слова: будущие учителя, основная профессиональная образовательная программа, продуктивное обучение, позиции оценивания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p239-242
POSITIONS OF EVALUATION OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PREPARING THE FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF
PRODUCTIVE TRAINING
Denis Sergeevich Moklyak, the post-graduate student, Olga Robertovna Schefer, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Nikolaevna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Vasilyevna Kraineva, the candidate of biological sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The article discusses the problem of preparing future teachers in the context of productive learning as one of the technologies for organizing the educational process, contributing to the solution of this problem. The characteristic of productive learning is given and it is substantiated that the methodology of productive learning forms the ability and readiness of graduates of a pedagogical university for professional activity from the standpoint of integrating psychological, pedagogical, methodological and subject training by means of productive pedagogy. This allows for the theoretical and practical training of graduates in the direction of Pedagogical Education, who are capable and ready not only to fit into the world around them, but also to actively act in it, relying on the experience of solving various social and industrial problems.
Keywords: future teachers, basic professional educational program, productive learning, assessment positions.
ВВЕДЕНИЕ
Требования, предъявляемые к качеству образования на всех уровнях, профессиональный стандарт педагога, изменения, вносимые в федеральные государственные обра-
зовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), приводят к необходимости пересмотра предметной и методической подготовки выпускников педагогического вуза и применению педагогических технологий, позволяющих их выполнить.
Деятельность профессорско-преподавательского состава (III 1С) педагогических вузов по выполнению этих требований направлена на поиск новых подходов к пониманию содержания профессиональной деятельности современного учителя, с одной стороны. А, с другой, - с особенностью организации изучения предметных и методических дисциплин посредством технологии продуктивного обучения, целью которой является подготовка «...специалиста как субъекта социально-исторического и культуро-созидательного процесса, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретающего в процессе обучения опыт решения различных социальных и производственных проблем» [1].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс предметной и методической подготовки будущих учителей должен выстраиваться с учетом требований Цифрового общества, реалий современного образовательного процесса в педагогическом вузе, [2, 3, 4] и идей продуктивной педагогики [1, 5 и др.] (рисунок 1).
Идеи продуктивной педагогики
Информационная образовательная среда
Методическая и предметная готовность будущих учителей
Рисунок 1 - Методическая и предметная готовность будущих учителей
Документы, регламентирующие и оценивающие качество образовательного процесса на всех уровнях образования, принимаются разными структурами, подчас несвязанными между собой. Это затрудняет создание единой системы оценки и критериев оценивания качества обучения, в том числе и в педагогическом вузе, и требует от ППС создание дополнительной оценки в рамках рабочей программы дисциплины (РПД) освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки будущего учителя с позиций, представленных на рисунке 2.
Теоретическая, практическая, методологическая составляющая ОПОП Знания, умения, владения по педагогике и психологиии
Знания, умения, владения по теории и методике оВучения и воспитания Знания, умения, владения по предметной подготовке
Рисунок 2 - Позиции оценивания ОПОП подготовки будущего учителя
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Отсутствие критериев оценки ОПОП приводит к необходимости внедрять в каждом педагогическом вузе критерии, позволяющие оценить подготовку будущих учителей упомянутых выше позиций. На наш взгляд, при формировании таких критериев в РПД ППС необходимо учитывать:
- соотношение качества подготовки будущих учителей с применяемыми педагогическими технологиями, выводящими на продуктивность освоения ОПОП;
- создание условий для продуктивного освоения ОПОП в виде наставничества, предметно-методической и психолого-педагогической поддержки в разработке студентом продукта, предусмотренным предметной или методической РПД;
- развитие материально-технической базы вуза, ресурсного обеспечения, например, организации образовательного процесса по предметам методического цикла на базе «Технопарка» и «Педагогического кванториума»;
- владение всеми участниками образовательного процесса SMART-технологиями.
Приведенные критерии позволяют адаптировать рубрикатор к реалиям системы образования в России, создают условия для оценки продуктивности организации процесса обучения в педагогическом вузе с учетом переориентации «... с приоритетов трансляции знаний и контроля его формального усвоения на первичность создания условий для мотивированной практико-ориентированной самостоятельной учебной деятельности, результаты которой не фиксируются в «балльном» выражении, а закрепляются в конкретном социально значимом продукте» [6].
Любая деятельность в том числе, педагогическая имеет результативность, т.е. в нашем случае показатель освоения будущим учителем ОПОП, его умение применить знания на практике, творчески и эффективно решать профессиональные задачи.
Анализируя исследования А.А. Костина и Е.А. Посметухиной [7], В.Ю. Медведева, Э.Г. Гаспаряна и А.Р. Панкова [8], мы приходим к выводу, что степень достижения поставленных целей (эффективность) и достижение ожидаемого результата образовательного процесса (результативность) - это равнозначные элементы данного процесса, один из которых можно считать качественной, а другой - количественной характеристикой в условиях продуктивного обучения.
ВЫВОДЫ
Анализ сущности продуктивного обучения и уточнение его методологического базиса, которым является деятельностный, конструктивистский и личностно-ориентированный подходы, концепции развивающего обучения, социально-профессионального определения и средо-ориентированного обучения, а также коммуникативный, полисубъектный (диалогический), компетентностный, стратегический и синер-гетический подходы, позволил нам сформулировать позиции оценивания ОПОП подготовки будущего учителя.
Поэтому можно говорить о включении идей продуктивности в педагогическую область знаний, как фактора, способствующего расширению теоретических и практических приложений педагогической деятельности, повышающего ее прикладное значение как социально-гуманитарной науки и области прикладного знания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чамина О.Г. Продуктивное обучение: потенциал развития в высшей школе / О.Г. Чами-на // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22454 (дата обращения: 01.10.2021)..
2. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетенции будущих педагогов в условиях SMART-общества: монография / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, Л.С. Носова, А.А.
Рузаков. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. - 351 с.
3. Шефер О.Р. Подготовка педагогических кадров к организации проектной деятельности школьников при обучении физике: монография / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, Д.С. Мокляк. - Челябинск : Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО, 2020. - 248 с.
4. Шефер О.Р. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе высшего образования через инспирацию компетенций: монография / О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, Т.Н. Лебедева. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. - 319 с.
5. Антонова Д.А. Методологические основы продуктивного обучения / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 163-173.
6. Губанова Е.В. Продуктивный подход в обучении школьников решению нестандартных задач : дис. ... канд. пед. наук / Губанова Елена Владимировна. - Саратов, 2004. - 214 с.
7. Костин А.А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности / А.А. Костин, Е.А. Посметухина // Российское предпринимательство. -2014. - № 3 (249). С. 75-88.
8. Медведев В.Ю. Эффективность и результативность: соотношение понятий и методы их оценки / В.Ю. Медведев, Э.Г. Гаспарян, А.Р. Панкова // Молодой ученый. - 2021. - № 11 (353). - С. 64-65.
REFERENCES
1. Chamina, O.G. (2015), :Productive learning: development potential in higher education", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22454 (date accessed 01.10.2021)..
2. Lebedeva, T.N., Shefer, O.R., Nosova, L.S. and Ruzakov, A.A. (2020), Pedagogical aspects of the formation of professional competence offuture teachers in the context of SMART-society, South Ural Scientific Center of Russian Academy of Education, Chelyabinsk.
3. Shefer, O.R., Lebedeva, T.N. and Moklyak, D.S. (2020), Training of teaching stafffor the organization ofproject activities of schoolchildren in teaching physics, South Ural Scientific Center of Russian Academy of Education, Chelyabinsk.
4. Shefer, O.R., Kraineva, S.V. and Lebedeva, T.N. (2020), Management of the development of educational and professional motivation of undergraduate students in the higher education system through the inspiration of competencies, South Ural Scientific Center of Russian Academy of Education, Chelyabinsk.
5. Antonova, D.A. and Ospennikova, E.V. (2020), "Methodological foundations of productive learning", Teacher Education in Russia, No. 6, pp. 163-173.
6. Gubanova, E.V. (2004), Productive approach in teaching schoolchildren to solve nonstandard problems, dissertation, Saratov.
7. Kostin, A.A. and Posmetukhina, Ee.A. (2014), "Correlation of the concepts of "efficiency" and "efficiency" on the example of customs activities", Russian Entrepreneurship, No. 3 (249), pp. 75-88.
8. Medvedev, V.Yu., Gasparyan ,E.G. and Pankova, A.R. (2021), "Efficiency and effectiveness: the ratio of concepts and methods of their assessment", Molodoy uchenyy, No. 11 (353), pp. 64-65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2021
УДК 796.07
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ
Игорь Сергеевич Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Игорь Николаевич Венедиктов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург; Александра Владимировна Шаронова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург; Вале-