3. Beytullaeva, R.Kh., Khalikova H.A. and Kamilova N.A. (2017), "Technology and ensuring the effectiveness of the point-rating system in a technical university", Pedagogy of higher education, No. 2 (8), pp. 28-30.
4. Devyatova, I.E. (2012), "From the experience of a rating system implementation for evaluation of students performance", Bulletin of the South Ural Professional Institute, Vol. 8, No. 2, pp. 47-58
5. Shirobokov, D.V. (2014), "Content and methodology of application of the rating-control system of physical culture and sports activity of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (118), pp. 235-239
6. Larionova, O.V. (2015), "Point-rating assessment of students' activity in the discipline "Physical culture": experience of application and the prospects", Formation of the physical culture and the health culture of students in the conditions of the education modernization: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Elabuga, pp. 154-157
Контактная информация: o_v_larionova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.11.2021
УДК 372.8 +378.14.014.13
ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ
ВУЗА
Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Робертовна Шефер, доктор педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Крайнева,
кандидат биологических наук, Елена Николаевна Эрентраут, кандидат педагогических
наук, доцент, Юлия Абдулловна Ахкамова, кандидат физико-математических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск; Ольга Евгеньевна Акулич, кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный аграрный университет, г. Троицк, Челябинская область
Аннотация
Идеи глобального образования в период турбулентности и изменения образовательной парадигмы определили новые траектории развития высшей школы, в основу которых положены создание и использование образовательных инноваций. Все это обусловило появление новых образовательных ландшафтов - гринфилдов. В статье описан генезис модернизации отечественного высшего образования: постепенного перехода от браунфилда к гринфилду. Цель исследования -раскрыть сущность гринфилдов в трансформации экосистемы высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, гринфилд, образовательный ландшафт, инновация, образовательная инициатива.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p198-202
INTRODUCTION OF THE DIGITAL ECONOMY INTO THE EDUCATIONAL LANDSCAPE OF THE UNIVERSITY
Tatyana Nikolaevna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Robertovna Shefer, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Vasilyevna Kraineva, the candidate of biological sciences, Elena Nikolaevna Erentraut, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Abdullovna Akhkamova, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk; Olga Evgenievna Akulich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Agrarian University, Troitsk, Chelyabinsk region
Abstract
The ideas of global education in the period of turbulence and changes in the educational paradigm have determined new trajectories of higher education development, which are based on the creation and
use of educational innovations. All this has led to the emergence of new educational landscapes - greenfields. The article describes the genesis of the modernization of domestic higher education: the gradual transition from brownfield to greenfield. The purpose of the study is to reveal the essence of greenfields in the transformation of the ecosystem of higher education.
Keywords: higher education, greenfield, educational landscape, innovation, educational initiative.
ВВЕДЕНИЕ
Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с широким охватом информационными технологиями жизненного пространства, цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей. Поскольку многие операции, лежащие в основе цифровой экономики, не были затронуты предыдущими волнами трансформаций внедрения цифровых технологий, они в ближайшем будущем могут быть трансформированы в учебный процесс всех уровней образования на основе направлений Индустрии 4.0 [1].
В условиях цифровой экономики, будущий педагог должен иметь не только глубокие знания в своей профессиональной области, но также знания и опыт в смежных сферах: понимать возможности и риски, связанные с применением новых педагогических и цифровых технологий; иметь «цифровую гибкость»; владеть методами управления проектами и инструментарием работы с большими данными и визуализации информации; понимать основы кибербезопасности; владеть системным мышлением; уметь управлять эмоциональным интеллектом, командной работой; иметь способность к непрерывному обучению, решению задачи «под ключ» и адаптивность к изменяющемуся образовательному ландшафту; уметь организовать работу в условиях неопределенности [2].
Иначе говоря, такой специалист должен обладать мобильными знаниями, достаточными компетенциями, позволяющими ему адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время мир стоит на пороге турбулентности инноваций в образовании, которая способна с опорой на цифровую экономику полностью перекроить образовательный ландшафт. Большой импульс этому процессу придала нависшая пандемическая ситуация и вынужденный переход на дистанционное обучение в стране и мире. Учитывая требования Федерального закона «Об образовании в РФ», федеральных государственных образовательных стандартов, перспектив, очерченных в Стратегии образования до 2030 года, каждое образовательное учреждение должно предоставить доступ обучающимся к электронно-библиотечной системе и электронно-образовательным ресурсам.
Формирование единого образовательного пространства вуза, являющегося основой образовательного ландшафта, должно учитывать возможности проектирования индивидуальной образовательной траектории, развития профессиональных компетенций, организации дистанционного обучения.
Новый скачок внедрения цифровой экономики позволяет реформировать сложившийся образовательный браунфилд, задавая качественные изменения не только в содержании, но и функционировании традиционного образовательного учреждения высшего образования, обеспечивая плавный переход в гринфилд. Качественными характеристиками такого перехода выступают инновации, которые плавно, а не скачкообразно по структуре и содержанию, позволяют скорректировать процесс обучения включая новые образовательные проекты (образовательные стартапы), позволяющие качественным образом изменять образовательный ландшафт.
Одной из таких инноваций является технология смешанного обучения, которая получило особую популярность в период пандемии. Применение смешанного обучения позволяет организовать в дистанционном формате массовое обучение, самостоятельную работу студентов по освоению дисциплин учебного плана с использованием различных
электронно-образовательных ресурсов, обсуждение профессиональных проблем, творческие встречи в сети Интернет (на форумах, в чатах, сообществах и блогах). Как следствие формируется новый образовательный ландшафт с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Несмотря на то, что использование МООК прочно вошло в педагогическую практику, до сих пор это понятие не имеет точного определения. В публикациях по теме МООК представлены различные только описания курсов, подчеркивающие их основные свойства. Под МООК мы будем понимать форму электронного обучения, организованную на базе открытого (общедоступного), массового интернет-курса, который, являясь продолжением отдельных открытых образовательных ресурсов, включает в себя мультимедийные образовательные ресурсы (текст, графика, видео) с поддержкой интерактивности, совместного наполнения содержания курса в режиме реального времени, способствующую тесному взаимодействию всех участников образовательного процесса на основе диалога в различных чатах, сообществ и форумов в режиме обратной связи.
МООК способствует формированию необходимой познавательной среды в образовательном ландшафте вуза. Самыми известными международными платформами MOOK являются Coursera (апрель, 2012 г.), EdX (май 2012 г.), Udacity (февраль 2012 г.), FutureLearn (декабрь, 2012 г.), Khan Academy (октябрь, 2006 г.), Udemy (2010). К известным российским платформ MOOK относятся Арзамас, Лекториум, Национальную платформу «Открытое образование», Межвузовскую площадку электронного образования «Универсариум», Университет без границ, Национальный открытый университет «ИНТУИТ» и др. Как отмечают Н. В. Аксенова, А. В. Диденко, «со временем все университеты-разработчики онлайн-курсов окажутся в такой ситуации, когда их образовательные услуги будут конкурировать с огромным количеством подобных курсов» [3, С. 108.].
Современные онлайн курсы имеют однородную структуру, разбитую на отдельные модули. Каждый модуль включает теоретический и практический материал, задания для самостоятельной работы, диагностику учебных достижений. Любой МООК содержит разнообразные ЦОР, под которыми мы понимаем представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Во многих странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных ЦОР. Для удобства доступа к образовательным сайтам в России организован портал - вход через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru. Информация, представленная на этих платформах, отвечает требованиям, предъявляемым для обеспечения наиболее широкого доступа к научным данным.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Статистика показывает, что образовательные учреждения по всему миру вкладывают значительные средства в обучение и развитие профессиональных компетентностей обучающихся. Помимо повышения уровня компетентностей, измерение эффективности обучения оказывается важным инструментом повышения вовлеченности и удержания слушателей курсов в рамках организации самостоятельной работы посредством МООК. По мнению О. М. Гущиной, О. П. Михеевой, для оценки онлайн-курса следует четко разграничивать аудиторию, для которой предназначен данный онлайн-курс: это могут быть как «отстающие», так и «продвинутые» студенты, и те, кому необходимо написать курсовую или другую научную работу [4].
Наше исследование было проведено на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 150 человек, обучающихся по направлению Педагогическое образование в течение 2020-2022учебных годов. Студентам
предлагалось в рамках изучения дисциплины «Цифровые технологии в образовании» самостоятельно пройти 32-часовой онлайн курс. Такое задание представляет собой внеаудиторную работу обучающихся по формированию дополнительных профессиональных компетенций с внешней экспертной оценкой [5, 6].
В качестве методики исследования использовалась модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика и Джека Филипса. Все вопросы для респондентов были классифицированы по 5-м уровням на основе выделения ключевых показателей: реакции, обучения, поведения и результаты. В 2020-2021 учебном году на первом уровне исследовалась реакция на обучение посредством использования онлайн курсов, его актуальность и полезность, позволяющая определить пробелы в его содержании. Целью второго уровня являлось определение соответствия обучение поставленным целям, конкретным компетенциям, на формирование которых направлен данный курс, а также возможности для улучшения содержания и методов его проведения. Поведение рассматривается в контексте влияния полученных результатов на дальнейшую профессиональную деятельность слушателя. В 2021-2022 году у респондентов проводились исследования определения результатов освоения онлайн курсов (4-й уровень), которые позволяли оценить пройденный курс и предложить пути его совершенствования, ибо слушатель- это активный участник и заказчик услуг образовательного процесса и его мнение является важным. Пятый уровень, исторически введенный в 1991 году Джеком Филипсом (Jack Phillips),- возврат на инвестиции (ROI) - определял степень вложенных средств в освоение данного курса, т.е. оценку конечного результата полученных компетенций при освоении других дисциплин учебного плана.
Анализ проведенного анкетирования студентов показал, что практически все студенты используют сеть Интернет, находят удобной онлайн-связь с участниками образовательного процесса и структурными подразделениями учебного заведения, но адекватно оценить возможности учебного процесса онлайн не могут. Только 33 % опрошенных выразили желание использовать открытые онлайн курсы в образовании вместо занятий в аудитории с преподавателями. Причиной отказа от использования МООК в основном было желание студентов пребывать в университете, вживую общаться с одногруппниками и преподавателями, а также предположение о низком уровне усвоения учебного материала. 33 % респондентов выразили желание изучать все или некоторые теоретические курсы самостоятельно с предоставлением возможности прохождения МООК, 11 % - не смогли представить такой тип обучения. Основной причиной отказа студентов от e-learning является новизна данного способа обучения, проблемы работы в ресурсе, часто приложения подвисали из-за одновременной работы нескольких пользователей, часто было много отвлекающей и неуместной рекламы, нет возможности получения бесплатного сертификата после прохождения курса, платность курсов, а также предположение, что материал без объяснения преподавателя не будет восприниматься.
Как показывают результаты опроса, большинство современных студентов и либо не знают о многих реальных способах получения образования, либо даже не задумывались об этом. Это говорит о необходимости информировать в первую очередь студентов младших курсов о возможностях Интернет-образования, чтобы они могли осознанно сделать выбор и даже в период обучения в университет совершенствовать свои знания. На образовательных платформах по общеобразовательным и специальным дисциплинам можно найти качественный и интересный материал, который интенсифицирует учебный процесс студента, сэкономит время аудиторных занятий, проинформирует обучающихся о новом способе учения [7].
ВЫВОДЫ
Результаты прошедшего обучения с использованием возможности МООК выступают в качестве индикаторов при планировании будущих курсов и совершенствовании
прежних, тем самым формируя образовательный ландшафт вуза. Поэтапное внедрение элементов цифровой экономики в учебный процесс является первым шагом на пути к созданию виртуальной образовательной среды учебного заведения. А гринфилд позволяет вузам активно встраиваться в современный ландшафт высшего образования, в котором каждый участник образовательного процесса может формировать совместно с преподавателями контент. Это основа для стартапов и коллабораций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях SMART-общества: монография / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, Л.С. Носова, А.А. Рузаков. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. - 351 с.
2. Реализация направления подготовки «профессиональное обучение»: опыт, проблемы, перспективы развития / Л.В. Вахидова, Э.М. Габитова, Л.Р. Саитова, О.Г. Старцева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. № 3 (88). - С. 55-67.
3. Аксенова Н.В. Эффективные методы и подходы для разработки электронного курса / Н.В. Аксенова, А.В. Диденко // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 108-114.
4. Гущина О. М. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / О.М. Гущина, О.П. Михеева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 7. - С. 119-136.
5. Лебедева Т.Н. Комплект диагностических средств для оценки уровня сформированному компетенций бакалавров педагогического образования / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 30-46.
6. Крайнева С.В. Методические подходы к разработке фонда оценочных средств сформи-рованности компетенций у бакалавров / С.В. Крайнева // Инновации в образовании. - 2017. - № 5. -С. 17-28.
7. Тиунова Н. Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа / Н.Н. Тиунова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). С. 103-108.
REFERENCES
1. Lebedeva, T.N., Shefer, O.R., Nosova, L.S. and Ruzakov, A.A. (2020), Pedagogical aspects of the formation of professional competence offuture teachers in the context of SMART-society, South Ural Scientific Center of Russian Academy of Education, Chelyabinsk.
2. Vakhidova, L.V., Gabitova, E.M., Saitova, L.R. and Startseva, O.G. (2020),"Implementation of the direction of training "vocational training": experience, problems, development prospects", Peda-gogicheskiy zhurnalBashkortostana, No. 3 (88), pp. 55-67.
3. Aksenova, N.V. and Didenko, A.V. (2016) "Effective methods and approaches for developing an electronic course", Professional education in Russia and abroad, No. 2 (22), pp. 108-114.
4. Gushchina, O.M. and Mikheeva, O.P. (2017), "Massive open online courses in the system of training and advanced training of pedagogical personnel", The Education and Science Journal, Vol. 19, No. 7, pp. 119-136.
5. Lebedeva, T.N. and Shefer, O.R. (2017), "A set of diagnostic tools for assessing the level of competence formation for bachelors of pedagogical education", Innovation in Education, No. 1, pp. 30-46.
6. Kraineva, S.V (2017), "Methodological approaches to the development of a fund of assessment tools for the formation of competencies among bachelors", Innovation in Education, No, 5, pp. 17-28.
7. Tiunova, N.N. (2016), "Educational platforms as a means of intensifying the professional training of college students", Professional education in Russia and abroad, No. 2 (22), pp. 103-108.
Контактная информация: lebedevatn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.11.2021