Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения'

Информационно-коммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения»

24

ИТО Марий Эл - 2009

11. Роберт, И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 1997. - № 8. - С. 23-27.

12. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В.Роберт // Информатика и образование. - 1991. - № 4. - С. 5-11.

Информационно-коммуникационные технологии

как фактор социализации молодого поколения

С.В. Иванова* (claire_i@fromru.com), А.А. Сушенцов** (sushenzov@yandex.ru)

* МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» ** Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

На современном этапе развития общества для системы образования особенно актуальной становится задача социализации молодого поколения, т.е. формирования социального статуса человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Актуальность обусловлена тем, что глобальные изменения информационно-технологического характера, в первую очередь, масштабное развитие средств массовой коммуникации, оказывают существенное социализизирующее воздействие на современную молодежь.

Особенностью стандарта второго поколения для дисциплины «Информатика и ИКТ» является компетентно-стный (деятельностный) подход, который предполагает, что обучающийся должен овладеть информационно-коммуникационными технологиями для решения любых задач в возникающих жизненных ситуациях. В рамках такого подхода в статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как необходимый фактор социализации молодого поколения и предлагаются некоторые пути для формирования умений применения технологий в различных областях: социально-экономической, управленческой и других.

Мы рассматриваем социализацию обучающегося как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Для этого он должен уметь работать в проектном режиме: выдвигать гипотезы, инициировать принятие решений, планировать свою деятельность для достижения поставленных задач, работать на результат, а также анализировать свою работу и выбирать оптимальный вариант решения. Информационно-коммуникационные технологии в этом случае служат той инструментальной средой, которая позволяет реализовать себя каждому подростку на соответствующем уровне возможностей.

Формами организации проектной деятельности могут служить учебная деятельность на уроке, исследовательская работа после уроков, а также различные варианты внеурочной деятельности.

В работе представляются три направления, которые успешно реализуются в МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»: издание школьной газеты, организация школьного телевидения и реализация исследовательского проекта социальной значимости. Эта деятельность организована как «школа обучения проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий» и реализуется через следующие практические шаги:

- изучение новых компьютерных сред - организация элективных курсов, семинаров по обработке видео и компьютерной верстке, включение в программу курса «Информатика и ИКТ» тем, связанных с изучением MS Publisher, MX Flash, Windows MoveMaker;

- обучение мастерству журналистики - проведение специализированных семинаров, мастер-классов, тренингов, творческих конкурсов специалистами в области журналистики, режиссуры, операторского искусства;

- освоение навыков проектной деятельности - организация специальных и элективных курсов, реализация идей в реальной проектной деятельности;

- формирование социальной активности - применение деятельностных форм обучения: организация опросов, менеджмент, создание рекламы и т.д.

Такое участие в представляемых проектах дает подросткам реальную возможность попробовать себя в той или иной деятельности не только в теории, но и на практике.

В проекте «Школьная газета» участвуют школьники 6-8 классов. Каждую неделю выпускается номер газеты «ЛИГА» на 7-12 полосах, а также 1 раз в 2 недели - тематические приложения «МОДА-ЛИГА» и «ГЕО-ЛИГА». В проекте «Школьное телевидение» участвуют школьники 8-11 классов. Выпуски выходят еженедельно.

Работа по проектам организована в форме «дежурных бригад». В течение недели подростки готовят выпуск газеты или тридцатиминутной телепередачи, в которых отражается школьная жизнь глазами молодого поколения. Классный руководитель является куратором выпуска. Телепередачи транслируются в течение каждого

Развитие региональной информационной образовательной среды

25

вторника во время перерывов, а также на родительских собраниях, классных часах, программа передач выставляется на сайте. Газета вывешивается в вестибюле лицея и дублируется на школьном сайте.

Создание условий для реализации творческих возможностей подростков в достаточно короткий срок и использование варианта «дежурства» решает существенную для лицея проблему - загруженность обучающихся. Физико-математический профиль лицея предполагает многочисленные специальные и элективные курсы, кружки, продолжительную подготовку домашнего задания, решение задач, проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы. Короткий период работы и интенсивное погружение в выпуски газеты или телепередачи позволяют любому школьнику попробовать себя в интересном деле.

Для реализации возможности выхода в социум в лицее был реализован еще один социальный проект -«Дневной Дозор». Задачами проекта были поставлены достаточно разноплановые. С одной стороны, увидеть свой город Йошкар-Олу с необычной стороны: «спортивную», «культурную», «пишущую», «строящуюся», «модную» глазами людей разных профессий. С другой стороны, получить навыки «социальной адаптации» в ходе увлекательной работы. Здесь можно отметить следующие значимые моменты:

- научиться работать в команде;

- научиться разговаривать с людьми: слушать, спрашивать, отвечать;

- планировать свои дела и рационально распределять время;

- научиться доводить дело до конца и получать результат;

- использовать полученный опыт в работе в ходе презентации результатов своего труда перед своими това -рищами, родителями, учителями.

Получение и обработка информации в таком проекте невозможна без информационно-коммуникационных технологий: от съемки событий до презентации результатов проекта. При этом учащиеся переходят на уровень выбора оптимального использования той технологии, которая наиболее полно и адекватно могла бы отобразить результаты их деятельности.

Таким образом, одним из значимых факторов социализации молодого поколения является синтез информатизации системы образования и процессов социализации подростков в современном обществе. Информационно-коммуникационные технологии помогают адаптировать человека к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции поведения в разнообразной обстановке.

Создание сайта отдела образования как части единого

информационного пространства системы образования Новоторъяльского района

Л.А. Митина (nov_roo@mari-el.ru)

Отдел образования администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район»

Информатизация образования, возникновение и освоение новых технологий работы с информацией, включает в себя появление новых форм внешней самопрезентации деятельности. Одной из таких форм является сайт. Сайт - это целый комплекс специфических проблем, это тот новый язык, которым овладевает образование. Образовательный сайт - это еще один шаг вперед, в развитии образовательной среды, электронная доска объявлений для педагогов, еще один административный ресурс, а также среда эффективного взаимодействия всех участников образовательного пространства: педагогов, работников отдела образования, руководителей образовательных учреждений, учащихся, родителей. В процессе пользования сайтом участники формируют навыки использования информационных технологий для решения управленческих, образовательных, творческих задач и повышают уровень информационной компетентности.

В 2008 году методистом по информационным технологиям совместно с техническим специалистом и заведующей районным методическим кабинетом в районе был создан сайт отдела образования. В январе 2008 года он зарегистрирован на web-сервере ОАО «ВолгаТелеком». Утверждено положение о web-сайте отдела образования, где закреплены обязанности по внесению обновления сайта. Целями создания сайта предусматривалось:

1. Возможность получения информации о всех образовательных учреждениях района из одного источника.

2. Сайт отдела образования должен послужить импульсом для создания сайтов образовательных учрежде -ний района, отражающих жизнь школы и внешкольных учреждений.

3. Представление и распространение передового опыта работы педагогов района на сайте отдела образования.

4. Создание нового способа информационного взаимодействия вне системы образования и внутри ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.