Научная статья на тему 'Школьная электронная газета – расширение возможностей развития творческой активности подростков'

Школьная электронная газета – расширение возможностей развития творческой активности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная электронная газета – расширение возможностей развития творческой активности подростков»

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

163

3. Воспитательная - содействовать развитию культуры речи, воспитывать чувство ответственности за учебный труд.

Урок мы разбили на 5 этапов.

1 этап. Актуализация знаний учащихся по теме: «Центральная симметрия», используя соответствующие рисунки:

• Что такое центральная симметрия?

• Какая точка называется центром симметрии?

• Как можно получить центрально-симметричные точки?

• Какие фигуры называются центрально-симметричными?

2 этап. Изучение нового материала: «Осевая симметрия».

3 этап. Раскрытие связи математики с живой природой, искусством, техникой на примере центральной и осевой симметрии.

4 этап. Практическая работа учащихся. Построение симметричных фигур в графическом редакторе Paint.

5 этап. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Уроки проходили в компьютерном классе. Первые три этапа проводились в сетевом режиме с использованием презентации, выполненной в РРТ. Практическую работу ребята выполняли индивидуально по раздаточному материалу.

Мы считаем, что такие уроки приносят радость и учащимся и учителям, вносят разнообразие в монотонность образовательного процесса, позволяют компенсировать недостаток наглядных пособий, помогают разнообразить методы обучения и многое другое и в конечном итоге повышают мотивацию учащихся к образованию и самообразованию, а учителей - к расширению своих профессиональных возможностей.

Литература

1. Кульневич, С.В. Анализ современного урока: практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - изд-е 2-е, доп. и переработ. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2003. - 224 с.

2. Электронная версия газеты «Биология» приложение к газете «Первое сентября» www.1september.ru/ru/bio.htm

3. Селюков, Р.В. Новые информационные технологии в обучении. Информационные технологии в Российском образовании / Р.В. Се-люков. - М.: Эврика, 2003. - 118 с.

Школьная электронная газета - расширение возможностей

развития творческой активности подростков

А.Г. Пекчеркина (pekcherkina@gmail.com), О.Ю. Григорьева (liga-licey11@rambler.ru)

Отличительная особенность современного общества - динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности. Для педагога-практика одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных проектах, связанных с раскрытием интересов и способностей детей; развитием творческой и поисковой активности обучающихся; социальным развитием учеников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют расширить возможности таких проектов.

В МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» реализуется общешкольный проект «Лицейская информационная газета» (ЛИГа). В отличие от традиционного выпуска школьных изданий, наша газета выпускается в двух форматах: выпуск текущего номера газеты «дежурной бригадой», а также подготовка и выпуск приложения Мода-ЛИГа и Гео-ЛИГа постояннодействующей редколлегией. Такая форма работы позволяет более гибко организовать деятельность подростков 6-8 классов: с одной стороны лицеисты при огромной за -нятости в учебном процессе «погружаются» в течение недели в интенсивный захватывающий процесс создания газеты, а с другой - каждый номер газеты содержит самую «свежую», актуальную информацию за неделю. Кроме того, «школу» публицистики и журналистики, а также своеобразные «курсы профориентации» проходит большое количество детей. В приложении, выпускаемом «стационарной» редколлегией, публикуются материалы, которые можно подготовить неспеша, в более «свободном» режиме работы. В содержательном плане работу редколлегии курируют классные руководители, помогая в сборе информации.

Подготовка детей шла по двум направлениям: содержательному и техническому. В течение года была организована работа семинара «Юный журналист» для школьников 6-8 классов, в программе которого были тре-

164

ИТО Марий Эл - 2009

нинги и мастерклассы специалистов. Ребята обучались работе в различных информационных средах, мастерству журналистики. В программу изучения информатики был включен блок MS Publisher, именно в этой среде и создавалась газета. Одним из значимых педагогических результатов реализации проекта явилось формирование у школьников компетенций по эффективной и грамотной работе с информацией. Выполняя задания, обучающиеся учились находить информацию и применять различные стратегии ее поиска (в том числе проводить опросы, брать интервью), определять критерии поиска информации и оценивать результаты ее поиска; внедрять найденную информацию в контекст тематики газеты; пользоваться электронной почтой.

Не менее важный итог - это развитие у школьников коммуникативных компетенций. Каждый созданный номер газеты - это результат деятельности всей команды. Совместно работая над газетой, ребята учились работать индивидуально и в группах; согласовывать свои действия с действиями других участников бригады; участвовать в дискуссиях, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Все это дало возможность реализовать с подростками еще один проект - социально-исследовательскую игру «Дневной Дозор». В ходе этой акции школьники исследовали город, попутно выполняя различные задания, направленные на отработку навыков журналистской работы. Особенностью игры была краткосрочность, вся игра проводилась в течение одного дня: от получения задания на исследования объектов, обработки полученной информации с помощью ИКТ до презентации своих результатов перед участниками, а также рефлексии.

Главным результатом работы в проекте «Школьная электронная газета» явилось не просто создание выпусков газет, а прежде всего сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих, коммуникативных, исследовательских способностей. Подтверждает это и опрос подростков - все участники проекта выразили желание совместно выполнять различные проекты, освоить в следующем учебном году возможности нового этапа - создание телевизионных программ.

Использование средств

информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии

А.Н. Рассолова (kelmaksola@mail.ru)

МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа»

Работа школы всегда направлена на выполнение тех задач, которые ставит перед ней общество. Для сегодняшнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний, сегодня знания выступают как средство развития личности, его творческого потенциала, и информационно-коммуникационные технологии в этом смысле предоставляют большие возможности.

На уроках биологии использование средств информационной технологии позволяет нам:

- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

- проводить индивидуализацию процесса обучения;

- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

Средства ИКТ предоставляют возможность использовать больший объем информации по любому вопросу любой отрасли знаний. Такие возможности повышают познавательную активность обучающихся и развивают умения самостоятельно приобретать новые знания, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

В своей практике преподавания биологии мы используем различные электронные издания как в классно-урочной, так и во внеклассной работе.

Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология. 6-9 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Биология. 6-11 класс» - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал, в том числе и по разделам «История развития науки» и «История биологии в лицах».

Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет нам создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.