Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся привел к идее проведения уроков, построенных на инициативе обучающихся. Среди них особое место в нашей работе занимает проектная деятельность. Китайская пословица «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это - и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.
Еще одна важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, обучающиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Данный метод учитель может активно использовать и при организации занятий кружка «Юный химик». Одной из форм проектной деятельности с использованием компьютерных технологий обучения может стать создание учениками собственных тематических сайтов на химическую тематику.
Заключительным этапом работы над проектом является его общественная презентация, основная задача создания которой - сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы обучающихся. Наиболее распространенным видом презентации проекта является мультимедийная презентация - логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления.
Результаты использования метода проектов во внеклассной деятельности вдохновили меня на его внедрение в учебный процесс. В новых образовательных стандартах предусмотрено использование 10% учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения разнообразных форм организации учебного процесса.
Пример применения компьютерных технологий на одном из уроков химии в 10 классе. Тема: «Природный каучук». Урок проводился по методу проекта. В ходе урока обучающиеся должны были создать проект - компьютерную презентацию по данной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирали теоретический и исторический материал. Практики работали по карточкам. Технические редакторы работали на компьютере, выбирали макет, шаблон оформления, набирали текст. В конце урока группы защищали созданные проекты.
В настоящее время мы находимся в ситуации, когда учитель, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в области химии, но не владеющий информационными технологиями стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, свободно владеющего компьютером. Следует остановиться на возможностях, которые открывает перед учителем Интернет. Интернет приспособлен как для решения задач по химии, так и для практического применения исследовательских работ. Он обладает хорошей базой для самостоятельного углубленного изучения химии и поиска материала для реализации проектов. Опыт работы показывает, что новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, базы данных, электронные таблицы, текстовые, графические, музыкальные редакторы, мультимедиа, алгоритмизация и программирование, микромиры, телекоммуникации и другие), используемые учителем в учебном процессе как инструменты познания, способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся.
Итак, включение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий делает его технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть свои трудности. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.
Использование ИКТ в разработке интегрированных уроков
В.С. Недопёкина, Т.Н. Зверева
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Йошкар-Олы»
Цель обучения современной школы состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
162
ИТО Марий Эл - 2009
Современные исследования в области внедрения новых информационных технологий в учебный процесс показывают, что компьютерные формы обучения, включенные в структуру интеллектуальной деятельности человека, стимулируют продуктивные, творческие функции мышления. Активное использование их на уроках особенно актуально; урок приобретает интегративный смысл, так как современные компьютерные технологии применяются в самых разных отраслях знаний.
Интеграция, на наш взгляд, необходимое условие современного учебного процесса, ее возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования. Существующее образование предметоцентрично, то есть все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и в недостаточной степени удовлетворяют требованиям времени, и мы предполагаем, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Мы поставили перед собой задачу отыскать возможные точки соприкосновения, показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности, расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность.
Интегрированный урок - это составление модели изучаемого объекта с позиции разных учебных дисциплин. Если учитель экологии изучает тему «Динамика популяций» или «Рождаемость и смертность», а математик показывает, что рост популяции, рождаемость, смертность есть функции времени, представляя модель в виде математических формул и графиков, то налицо интеграция (в пределах одного урока).
Мы хотим поделиться своим небольшим, но, на наш взгляд, положительным опытом в проведении интегрированных уроков.
Для примера представляем описание следующих уроков.
Интегрированный урок по биологии, математике и информатике в 10 классе по теме: «Рождаемость и смертность».
Цель урока:
1. Познакомить с понятиями рождаемость и смертность.
2. Дать представление о роли математики в современном мире, о способах
применения математики и информатики в различных сферах (экология).
Задачи урока:
1. Образовательная: сформировать у учащихся представления о рождаемости и смертности.
2. Развивающая: повышать познавательный интерес учащихся, проводить анализ информации с выбором основных моментов.
3. Воспитательная: вырабатывать внимание и аккуратность при нахождении ответов на поставленные задачи.
1 этап. Актуализация знаний учащихся;
2 этап. Изучение нового материала:
• Рождаемость - есть функция времени.
• Абсолютная и удельная рождаемость.
• Смертность, продолжительность жизни.
• Выживаемость.
3 этап. Раскрытие связи математики с живой природой на примере рождаемости и смертности.
4 этап. Практическая работа учащихся. Решение задач на определение максимальной рождаемости животных с построением графиков рождаемости в MS Excel.
5 этап. Подведение итогов и выставление оценок.
Интегрированный урок по математике, биологии и информатике в 6 классе «Симметрия: центральная и осевая».
Цели и задачи урока:
1. Образовательная — повторить вид симметрии: центральная симметрия; дать понятие осевой симметрии; через понятие «симметрия» раскрыть связи математики с живой природой, искусством, техникой; научить строить различные симметричные фигуры в графическом редакторе Paint.
2. Развивающая - развивать умения выделять главное, анализировать и делать выводы.
3. Воспитательная - содействовать развитию культуры речи, воспитывать чувство ответственности за учебный труд.
Урок мы разбили на 5 этапов.
1 этап. Актуализация знаний учащихся по теме: «Центральная симметрия», используя соответствующие рисунки:
• Что такое центральная симметрия?
• Какая точка называется центром симметрии?
• Как можно получить центрально-симметричные точки?
• Какие фигуры называются центрально-симметричными?
2 этап. Изучение нового материала: «Осевая симметрия».
3 этап. Раскрытие связи математики с живой природой, искусством, техникой на примере центральной и осевой симметрии.
4 этап. Практическая работа учащихся. Построение симметричных фигур в графическом редакторе Paint.
5 этап. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Уроки проходили в компьютерном классе. Первые три этапа проводились в сетевом режиме с использованием презентации, выполненной в РРТ. Практическую работу ребята выполняли индивидуально по раздаточному материалу.
Мы считаем, что такие уроки приносят радость и учащимся и учителям, вносят разнообразие в монотонность образовательного процесса, позволяют компенсировать недостаток наглядных пособий, помогают разнообразить методы обучения и многое другое и в конечном итоге повышают мотивацию учащихся к образованию и самообразованию, а учителей - к расширению своих профессиональных возможностей.
Литература
1. Кульневич, С.В. Анализ современного урока: практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - изд-е 2-е, доп. и переработ. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2003. - 224 с.
2. Электронная версия газеты «Биология» приложение к газете «Первое сентября» www.1september.ru/ru/bio.htm
3. Селюков, Р.В. Новые информационные технологии в обучении. Информационные технологии в Российском образовании / Р.В. Се-люков. - М.: Эврика, 2003. - 118 с.
Школьная электронная газета - расширение возможностей
развития творческой активности подростков
А.Г. Пекчеркина ([email protected]), О.Ю. Григорьева ([email protected])
Отличительная особенность современного общества - динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности. Для педагога-практика одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных проектах, связанных с раскрытием интересов и способностей детей; развитием творческой и поисковой активности обучающихся; социальным развитием учеников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют расширить возможности таких проектов.
В МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» реализуется общешкольный проект «Лицейская информационная газета» (ЛИГа). В отличие от традиционного выпуска школьных изданий, наша газета выпускается в двух форматах: выпуск текущего номера газеты «дежурной бригадой», а также подготовка и выпуск приложения Мода-ЛИГа и Гео-ЛИГа постояннодействующей редколлегией. Такая форма работы позволяет более гибко организовать деятельность подростков 6-8 классов: с одной стороны лицеисты при огромной за -нятости в учебном процессе «погружаются» в течение недели в интенсивный захватывающий процесс создания газеты, а с другой - каждый номер газеты содержит самую «свежую», актуальную информацию за неделю. Кроме того, «школу» публицистики и журналистики, а также своеобразные «курсы профориентации» проходит большое количество детей. В приложении, выпускаемом «стационарной» редколлегией, публикуются материалы, которые можно подготовить неспеша, в более «свободном» режиме работы. В содержательном плане работу редколлегии курируют классные руководители, помогая в сборе информации.
Подготовка детей шла по двум направлениям: содержательному и техническому. В течение года была организована работа семинара «Юный журналист» для школьников 6-8 классов, в программе которого были тре-