Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВУЗЫ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE SOCIONOMIC SPHERE OF ACTIVITY / INTERDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Туравец Наталья Романовна

В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения студентов социономической сферы деятельности в условиях удаленного обучения; предлагаются к рассмотрению вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в контексте парадигмы открытого образования в вузах культуры и искусств; особое внимание уделено методологической основе разработке интегративной комплексной профилирующей дисциплина «История мирового искусства» и использованию инструментов дистанционного обучения (Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, виртуальная комната Mirapolis, интерактивные сетевые видеотрансляции на основе, видеоконференцсвязи ВидеоМост, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro, Meeting Place).The article deals with the problems of distance learning students "help" the scope of activities in the conditions of distance learning; offered to the consideration of the use of information and communication technologies in the context of the paradigm of open education in universities of culture and arts; special attention is paid to the methodological basis for the development of an integrative comprehensive profiling discipline "History of world art" and the use of learning tools (Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, Mirapolis virtual room, interactive web video based, video conferencing Bridge, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro Meeting Place).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Туравец Наталья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Результаты исследования не являются окончательными, требуется более тщательное изучение, а также некоторая адаптация ТЭС и организация условий для использования данной технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 290 с. - Текст: непосредственный.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 2013. -219 с. - Текст: непосредственный.

3. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации / Н.П. Гришаева. - Москва: Вентана-Граф, 2015. - 184 с. - Текст: непосредственный.

4. Гришаева, Н.П. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: учебно-методическое пособие / Н.П. Гришаева. - Москва: Линка-Пресс, 2019. - 264 с. - Текст: непосредственный.

5. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - Москва: Педагогика, 1986. - 144 с. -Текст: непосредственный.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е издание, исправленное и дополненное. -Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 368с. - Текст: непосредственный.

7. Струкова, Л.М. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия / Л.М. Струкова. - Текст: непосредственный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». -2016. - №5. - С. 914-917

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: Перспектива, 2014. - 96 с. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Скрипкина Алина Вячеславовна

Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород); доктор педагогических наук, профессор Туравец Наталья Романовна

Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения студентов социономической сферы деятельности в условиях удаленного обучения; предлагаются к рассмотрению вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в контексте парадигмы открытого образования в вузах культуры и искусств; особое внимание уделено методологической основе разработке интегративной комплексной профилирующей дисциплина «История мирового искусства» и использованию инструментов дистанционного обучения (Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, виртуальная комната Mirapolis, интерактивные сетевые видеотрансляции на основе, видеоконференцсвязи ВидеоМост, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro, Meeting Place).

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, вузы социономической сферы деятельности, междисциплинарность.

Annotation. The article deals with the problems of distance learning students "help" the scope of activities in the conditions of distance learning; offered to the consideration of the use of information and communication technologies in the context of the paradigm of open education in universities of culture and arts; special attention is paid to the methodological basis for the development of an integrative comprehensive profiling discipline "History of world art" and the use of learning tools (Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, Mirapolis virtual room, interactive web video based, video conferencing Bridge, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro Meeting Place).

Keywords: distance learning, information and communication technologies, higher education institutions of the socionomic sphere of activity, interdisciplinarity.

Введение. На современно этапе в вузах произошли существенные изменения, связанные с активным развитием дистанционного обучения студентов в условиях распространения пандемии коронавируса 2020. Под действие пандемии попадают социальные системы, экономика, финансы, отрасли производства и т.д. Система высшего образования для предупреждения распространения COVID-19 повсеместно переводится на так называемое «удаленное» или дистанционное обучение, которое включает в себя все компоненты учебного процесса и предполагает развитие новых технологий, изменение структуры принятия решений на уровне студентов и преподавателя. Впервые в 1840-х гг. британский ученый-стенограф Айзек Питман [18] представил систему обучения с помощью стенографии, так называемая «фонографию»: посылая шифрованные тексты своим ученикам он получал назад работы на проверку, которая стала прообразом дистанционного обучения. Первый ректор Чикагского университета Уильям Рэйни Харпер, в начале XIX в. ввел понятие «заочные школьные курсы». Одним из первых профессор Чарльз А. Шониреган определил дистанционное обучение как форму, ключевыми понятиями которой являются педагогика, развитие информационно-коммуникационных технологий, интерактивное взаимодействие в контексте онлайн-обучения студентов [19]. Автору принадлежит формула, которую можно считать исходным постулатом дистанционного обучения: «коммуникация, стимул, самоопределение целей и видов учебной деятельности обучаемых». В Европе первым университетом, использующим удаленное обучение, стал Лондонский университет, открывший в 1828 г. дистанционный курс, обучающий аспирантов.

В России заочное обучение стало успешно использоваться в первой четверти ХХ века с момента открытия заочных отделений в вузах, способствовавших повышению квалификации специалистов. Занятия проводились в традиционных формах и включали обязательное изучение лекционного материала, формирование навыков на основе предоставления учебно-методических рекомендаций, заданий, которые студенты выполняли самостоятельно. Учебный процесс представлял собой виртуальное пространство, что послужило определению понятия «виртуальное образование», которое было раскрыто в работах А.В. Хуторского. Автор утверждает, что «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные субъекты и объекты. Само по себе виртуальное пространство не существует без коммуникативного процесса участников, поэтому оно образуется во взаимодействии преподавателей, студентов и изучаемых дисциплин» [13].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время дистанционное обучение является одним из высокотехнологичных направлений в образовании, позволяющее осуществлять обучение студентов на основе учебного портала, представляющего собой ресурсы, содержащие учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки и т.д. Новые интернет технологии в системе дистанционного обучения являются основой развития любой образовательной организации [4].

Особенно актуальной проблемой при использовании дистанционных форм обучения стало внедрение информационно-коммуникационных технологий в вузах, направленных на подготовку специалистов социономической сферы деятельности [11]. Социономические (от лат. - «общество») - это профессии, отличающиеся особыми условиями труда. Так, в работах Е.А. Климова дана характеристика пяти групп профессий в соответствии с объектом труда: человек - живая природа (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и др.), человек - техника (инженер, механик, технолог и т.д.), человек - человек (сфера обслуживания, врач, учитель, сотрудник полиции и т.д.), человек - знаковая система (программист, картограф, математик, языковед и т.д.), человек - художественный образ (концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра, художник и т.д.) [7].

Вузы, осуществляющие подготовку специалистов в системе «человек - художественный образ» (консерватории, вузы культуры и искусств, художественные и театральные вузы, вузы балетного искусства и пр.), в настоящий момент испытывают трудности, связанные со специфическими особенностями дистанционной формы обучения. Следует учитывать, что дистанционная форма обучения - это организация образовательного процесса, базирующаяся на том, что студенты отдалены от преподавателя в пространстве и во времени и вынуждены осуществлять творческое взаимодействие в виртуальном режиме [8.; 10].

Система подготовки специалистов творческих направлений, так сложилось исторически, одна из самых консервативных, ибо здесь веками складывались традиции, базирующиеся на эмпирических методах, способствующих воспитанию исполнителей. Сама система обучения в творческих вузах предполагает развитие навыков и способностей не только через лекционные курсы: основополагающим становится общение на индивидуальных или мелкогрупповых занятиях. Заменить живое взаимодействие студентов и преподавателя методическим руководством или инструкциями - практически невозможно.

Вместе с тем, безусловным плюсом использования дистанционного обучения в вузах сферы культуры и искусств становится не только расширение средств и методов совершенствования исполнительского мастерства, но, прежде всего, расширение изучаемых объектов. Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют привлекать в качестве объектов познания новые отрасли, новые грани изучаемых явлений. С уверенностью можно констатировать, что формируется новая парадигма образования, предопределяющая необходимость осваивать и познавать современные средства информационных технологий. Сегодня недостаточно просто перевести имеющуюся информацию в цифровой вид - необходимо переосмысление педагогической парадигмы подготовки специалистов в вузе. Парадигма, понимаемая как новый подход к решению проблем в образовании в условиях дистанционного обучения на современном этапе, определяется как модель открытого образования (open éducation). Парадигма открытого образования связана с осознанным или интуитивным внедрением новых информационных технологий в вузовскую практику. Цифровизация становится все более востребованной. Не исключением стала и социономическая сфера деятельности. Инновационная модель открытого образования [16; 17], получившая развитие в конце двадцатого века, связана с новыми возможностями использования вычислительной техники и средств телекоммуникаций. Характерными особенностями использования модели открытого образования в сфере подготовки специалистов культуры и искусств стали: ориентация на большой объем информации на основе онлайн-технологий; возможности обработки, хранения и реализации больших объемов информации; дистанционное интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. На основе новой парадигмы открытого образования меняются основные принципы и формы обучения: приоритет дистанционного обучения; неограниченные образовательные ресурсы (open educational resources), доступные обучаемым в любое время в любом месте; дистанционная автоматическая идентификация участия студента в образовательном процессе и др. [8]. Практика высшего образования в отечественных вузах свидетельствует, что хорошо спланированное и эффективно управляемое дистанционное обучение способствует лучшему усвоению материала, повышает мотивацию к самообразованию, к поиску нового, нужного и интересного учебного материала [4].

На современном этапе подготовка специалистов «человек - художественный образ» стала испытанием для вузов, осуществляющих обучения в дистанционной форме. Учитывая международный опыт, особое внимание следует уделять практике деятельности музыкально-преподавательского сообщества, такого как Music Teachers National Association (MTNA), которое на протяжении многих десятилетий занимается вопросами дистанционного обучения музыке. Ассоциация MTNA предлагает использовать апробированные ресурсы для осуществления удаленного обучения [15].

Проблемы творческих вузов, вынужденных частично вводить дистанционное обучение, находятся, прежде всего, в педагогической плоскости: оснащение преподавателей методическими разработками и рекомендациями, модифицированными программами, подготовленными в соответствии с характером дисциплины. Подготовка к дистанционной форме обучения, по таким дисциплинам, как история музыки, история искусств, история исполнительского искусства, музыкальная педагогика и пр., если и сложна, но возможна. При этом проведение занятий в специальном классе музыкантов-исполнителей, вокалистов, дирижеров, актеров, дизайнеров и т.д. (исполнителей) - в дистанционной форме практически невозможно.

Самые современные технические программы уделенного обучения не смогут заменить творческое общение: изучение видеоматериалов выдающихся мастеров, знакомство с исполнительскими мировыми школам, расширяют мировоззрение, кругозор, но не смогут сформировать исполнителя: удаленный урок в индивидуальном классе не способен заменить собой «живое» общение. Вместе с тем, использование дистанционного обучения по историко-теоретическим дисциплинам на культурологической основе, даст толчок к разработке необходимых баз данных.

Дистанционное обучение, ориентированное на историко-культурологическую составляющую подготовки специалистов сферы культуры и искусств, предполагает формирование целостного восприятия мира, что является важнейшим качеством современного исполнителя [1; 2; 12; 14]. Содержание подготовки, проектируемое во взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих компонентов, предполагает контекстный подход, обеспечивающий осмысление теоретических знаний с направленностью на будущую профессиональную деятельность [3]. Контекстный подход способствует междисциплинарной интеграции, объединяющей специальную, историко-культурологическую и общепрофессиональную направленность обучения. При дистанционном обучении интеграция связана с решением характерных профессиональных проблем на основе использования сложившихся идей, теорий и концепции смежных дисциплин. Необходимость разработки междисциплинарных интеграционных дисциплин связана, с одной стороны -необходимостью студентов формировать компетенции, предусмотренные ФГОС, а с другой - стремлением расширения и углубления получаемых знаний, так как «междисциплинарная интеграция, в контексте формирования универсальных компетенций, призвана обеспечить решение не только образовательных задач, но и формирования мировоззренческих знаний и ценностных ориентацию» [12].

В условиях дистанционного образования наступает осмысление необходимости изменения отношения к содержанию профилирующих дисциплин в подготовке исполнителей, изучение которых на междисциплинарной основе, позволяет рассматривать то или иное явление на основе общих законов, действующие на всех «этажах» культуры (А.Б. Есин) [5].

Междисциплинарная интеграция в данном процессе способствует преобразованию субъектом конкретной информации, ибо на смену представлению о подготовке студентов к узкопрофильной деятельности приходит междисциплинарная составляющая в понимании необходимости сохранения общечеловеческих ценностей отечественной культуры и заложенных в ней возможностей. Еще в начале ХХ века Б. Асафьев указывал, что значимым представляется универсальность представителя творческих профессий, который не должен быть узким специалистом, а должен обладать множеством знаний в различных областях [2]. Методологическим подходом в подготовке исполнителей в условиях современных реалий становится ценностно-смысловая направленность, способствующая расширению междисциплинарных связей процесса обучения. Интегративная комплексная профилирующая дисциплина «История мирового искусства», включающая «Историю музыки», «Историю исполнительского искусства» (по видам исполнительства), «Эстетику и теорию искусства», «Культурологию» и др.), может способствовать осуществлению полноценной профессиональной подготовки на основе формирования широких, разносторонних знаний о культуре, включения этих знаний в контекст приобретения профессионального опыта, расширяющего горизонты будущей исполнительской деятельности.

Наиболее эффективной для организации дистанционного образовательного процесса по интегративной комплексной профилирующей дисциплине «История мирового искусства» для студентов вузов культуры и искусств являться портальная технология, обеспечивающая субъектов обучения доступом к базам данным, сервисам и ресурсам. Появление различных вариантов творческого взаимодействия в рамках дистанционного обучения, как свидетельствует практика, имеет ряд позитивных тенденций: а) гибкий график обучения, возможность многократного возвращения к изучаемому материалу; б) обеспечение использования первоисточников в виде записей исполнительского искусства выдающихся музыкантов, актеров, хореографов, базы данных библиотек, музеев и пр. в) возможность самостоятельного поиска, просмотра и использования учебного материала; г) возможность осуществления самоконтроля и сдачи зачетов и экзаменов в удаленном режиме.

Значимым для будущих специалистов систем «человек - художественный образ», становится овладение информационными технологиями как дополнительными, вспомогательными средствами применения мультимедиа. Студенты приобретают навыки использования не только текстовой, графической, аудио и видео технологий, но и формируют практический опыт в анимации, нотном редактировании в программах MuseScore, Sibelius, Finale и др. Образовательный процесс дистанционного обучения может представлять собой интеграцию из скайп-контактов, вебинаров, курсов, использующих национальные онлайн-платформы (как правило, LMS Moodle). Наиболее эффективной для изучения интегративной комплексной профилирующей дисциплины «История мирового искусства» становятся вебинары (вебконференции), инструментами которых становятся Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, виртуальная комната Mirapolis, интерактивные сетевые видеотрансляции на основе, видеоконференцсвязи ВидеоМост, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro, Meeting Place [9].

Выводы. Никакая парадигма образования, даже самая универсальная, не может быть самоцелью. Теоретические модели, в том числе и парадигма открытого образования, не может быть использована в чистом виде: она служит ориентиром реализации оптимальной для данного учебного заведения модели. Использование дистанционного обучения в вузах культуры и искусств является закономерным продолжением совершенствования системы образования в предложенных условиях удаленного обучения при борьбе с пандемией коронавируса 2020. Нововведения, апробированные сегодня, будут дополнять традиционный процесс обучения, и, в конечном счете, внесут свою лепту в совершенствование использования информационно-коммуникационных технологий в творческих вузах.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

3. Вербицкий А.А.Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009 № 4 С. 8-13.

4. Демченко С.А. Ключевые моменты организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении / С.А. Демченко, А.В. Казарова // Сборник по материалам XI Международной дистанционной научной конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания». - М., 2014. -С. 162-163

5. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.

6. Исаев, В.П. Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля / В.П. Исаев // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - № 4 (41). - С. 204.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1996. - С. 289-324.

8. Конопатов С.Н., Старожук Е.А., Румянцев С.Н. Развитие образования: кросс-парадигмальный подход // Открытое и дистанционное образование. - 2019. - № 1(73). - С. 13-22.

9. Латыпова В.А. Анализ инструментов организации и проведения вебинаров // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. - 2011. - Том I. - № 9 (32). - С. 69-74.

10. Сорокоумова, С.Н., Исаев, В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. - 2013 -№4. - с. 186-190.

11. Сунцова Я.С. Особенности мотивационной сферы студентов, обучающихся на социономические профессии [Электронный ресурс]: http: // www.rusnauka.com / 10_DN_2012 / Pedagogica /2_107252.doc.htm. -3.03.20.20г.

12. Туравец Н.Р. Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов // Культурная жизнь Юга России. - 2018. - № 1 (68). - С. 140-143.

13. Хуторской, А.В. Виртуальное образование и русский космизм [Электронный ресурс] / Эйдос -Электрон.журнал. 1999. - Вып. 1. - С. 8-18.

14. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества [Текст] / Г.М. Цыпин. - Кн. 1. - М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.

15. About MTNA Archived 2013-12-04 at the Wayback Machine, Member resources Archived 2015-04-07 at the Wayback Machine

16. Freinet Celestin: Education through work: a model for child centered learning. - Lewiston: Edwin Mellen Press, 1993. - 327 p.

17. Montessori Maria. The Montessori Method. - New York: Schocken books, 1964. - 380 p.

18. Pitman shorthand (англ.). — статья из Encyclopedia Britannica Online. (дата обращения 05.03.2020 г.).

19. Wedemeyer, C.A. (1971). Independent study. In R. Deighton (Ed.), Encyclopedia of Education IV (pp. 548-557). New York: McMillan.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, доцент Вежелис Татьяна Мечисловасовна

Московский энергетический институт (г. Москва)

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются методы защиты информации в различных системах открытого образования при формировании единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения с целью выявления наиболее значимых проблем обеспечения безопасной передачи информации, представленных моделей электронного обучения. Выполнен сравнительный анализ систем открытого образования с позиций используемых способов защиты информации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда, единое информационно-образовательное пространство, системы открытого образования, модель электронного обучения, защита электронной информационно-образовательной среды, информационная безопасность образовательного учреждения, безопасность данных, аутентификация.

ЛтоШют The article discusses methods of information protection in various systems of open education in the formation of a single information and educational space of an educational institution in order to identify the most significant problems of ensuring the safe transmission of information presented by e-learning models. A comparative analysis of open education systems from the standpoint of the methods used to protect information is carried out.

Keywords: distance learning, e-learning, electronic information and educational environment, a single information and educational space, open education systems, e-learning model, protection of electronic information and educational environment, information security of an educational institution, data security, authentication.

Введение. В XXI веке наблюдается информатизация всех сфер жизни общества. Уровень информационно-технологического развития страны зависит, в частности, от уровня информатизации сферы образования. Программы информатизации образования разных стран, в том числе и России, включают использование дистанционных технологий обучения и электронного образования. Об этом свидетельствует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Для осуществления эффективной деятельности и развития образовательного учреждения необходимо формирование единого информационно-образовательного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно коммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, которые направлены на удовлетворение информационных потребностей учащихся и обеспечивающие их информационное взаимодействие в рамках образовательных учреждений [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.