Научная статья на тему 'Развитие дистанционного образования в России'

Развитие дистанционного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2119
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / РЫНОК EDTECH / E-LEARNING / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиджиева Заяна Исаевна, Спиридонова Полина Александровна

В условиях современного развития экономики электронное и дистанционное образование становится все более актуальным и востребованным. Данное обучение обладает рядом преимуществ в сравнении с традиционными способами. В данной статье рассматривается история и сущность дистанционного образования, определены основные преимущества и недостатки данного способа обучения, приведена его классификация. Выявлены лидеры стран по темпам роста онлайн-обучения. Проанализирована степень проникновения онлайн-образования на российский рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционного образования в России»

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1 2 Лиджиева З.И. , Спиридонова П.А.

1Лиджиева Заяна Исаевна - студент;

2Спиридонова Полина Александровна - студент, финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в условиях современного развития экономики электронное и дистанционное образование становится все более актуальным и востребованным. Данное обучение обладает рядом преимуществ в сравнении с традиционными способами. В данной статье рассматривается история и сущность дистанционного образования, определены основные преимущества и недостатки данного способа обучения, приведена его классификация. Выявлены лидеры стран по темпам роста онлайн-обучения. Проанализирована степень проникновения онлайн-образования на российский рынок.

Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-обучение, рынок Edtech, е-1еагп^, интернет.

История появления дистанционного образования связана с Исааком Питманом, который в 1840 году благодаря доступной и регулярной почтовой связи начал рассылать всем желающим письма с учебными материалами. Так возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся получали учебные материалы, вели переписку с педагогами и сдавали экзамены с помощью почты. Данный способ обучения в России появился лишь в конце XIX века. Впоследствии с появлением радио и телевидения произошел значительный прорыв, процесс развития обучения на расстоянии ускорялся, аудитория возросла в несколько раз. Однако у данного способа обучения был существенный минус - учащиеся не могли получить обратную связь от преподавателя. Первым университетом дистанционного образования считается Открытый Университет Великобритании, который был открыт в 1969 году. Его название отражает доступность обучения для всех и каждого как по цене, так и за счет отсутствия нужды в постоянном посещении занятий. Итак, дистанционное обучение - это форма обучения, при которой взаимодействие между учеником и преподавателем происходит на расстоянии, однако при всем этом отражающее все элементы, которые свойственны учебному процессу, и реализуемое посредством информационных технологий.

Официальной датой развития дистанционного образования в России можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России. Данный приказ позволял внедрять дистанционное образование в сферу обучения. С появлением новых технологий, компьютера, телефона, интернета система дистанционного образования становилась все более доступной и удобной. Стало возможным получать обратную связь от преподавателя, общаться на любом расстоянии, проводить онлайн-семинары в режиме реального времени, вне зависимости от твоего местонахождения. Это делает данную систему образования популярной для тех людей, у которых было желание получить образование, но не было возможности сделать этого в дневной форме обучения по каким-либо причинам [1], [3].

Как и любые другие формы обучения дистанционное имеет как плюсы, так и минусы. К преимуществам данного способа можно отнести следующие черты:

• Возможность самостоятельного выбора времени и места на изучение материала

• Возможность выбора темпа обучения. Следовательно, обучающемуся не нужно будет волноваться об отставании от других.

• Возможность совмещения дистанционного обучения и основной деятельности. Это позволяет обучаться дистанционно на нескольких курсах одновременно. И для этого нет необходимости в прерывании своей основной деятельности.

• Возможность обучаться независимо от местоположения-обучающийся может получать знания у себя дома, в офисе, в другой стране, не затрачивая время на дорогу.

• Индивидуальность - при традиционном способе обучения преподавателю сложно уделить внимание всем обучающимся, а также подстроиться под темп каждого, именно поэтому дистанционное обучение позволяет организовать индивидуальный подход к каждому.

Недостатками дистанционного обучения являются:

• Необходимость мотивации - практически весь материал предоставляется обучающемуся на самостоятельное изучение и, в связи с этим, ему должна быть присуща мотивация, ответственность и самоконтроль.

• Отсутствие развития коммуникабельности - личный контакт обучающегося с преподавателем минимален или вовсе отсутствует. В связи с этим данная форма обучения не подходит для развития коммуникативных навыков и навыков для работы в команде.

• Недостаток компьютерной грамотности - возникает потребность дистанционного обучения в отдаленных районах страны, однако в некоторых местах у желающих обучаться отсутствует доступ в Интернет [8].

Дистанционное обучение базируется на различных подходах к обучению. Так, данная система по типу обучения классифицируется следующим образом:

• Имитирующее традиционное очное соответствует традиционной методике обучения. Используются такие же инструменты: лекции и семинары, но при помощи телекоммуникационной среды. Занятия, проводимые онлайн, называются вебинарами. Примерами российских и зарубежных организаций вебинаров являются Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi и т.д. В данной классификации преподаватель играет важную роль в обучении.

• Самостоятельное дистанционное обучение подразумевает обучение «по учебнику». Материалы находятся в виде файлов, видео и электронных книг. Стоит отметить, что данная классификация подразумевает самостоятельный выбор последовательности прохождения обучения.

• Распределенное автоматизированное дистанционное обучение - при данной классификации важность компьютера (обучающей системы) превосходит важность самого преподавателя. Обучающая система контролирует учащихся по методике, которую задал преподаватель [6].

В последние годы сложилось такое понятие, как «e-learning», которое обозначает систему электронного обучения с использованием Интернета. Технологии «е-learning» также развиваются и в России, однако по оценкам многих экспертов все-таки не входит в первую десятку стран мировых лидеров в развитии данных технологий. Несмотря на это темпы роста России превышают больше чем в два раза общемировые (рисунок 1). В соответствии с данными CNews Analytics прирост рынка ежегодно будет составлять около 20%.

Рис. 1. Страны-лидеры по темпам роста онлайн-обучения

Первые позиции с точки зрения доходов, полученных от дистанционного обучения, занимают следующие страны: США, Китай, Южная Корея, Индия. США считается самым крупным в мире рынком данного обучения, однако темпы роста имеют сейчас отрицательный показатель - 2,7% [2].

Российский рынок EdTech в 2020 году благодаря темпам роста в 20-25% может составить 60 млрд рублей в соответствии с данными исследования, которое было проведено «Интерфакс Академией». Однако при всем этом Россия все равно в сравнении с мировыми показателями будет составлять всего около 1% рынка. Такой повышенный интерес к онлайн образованию может быть вызван недостаточным качеством основного образования, по мнению генерального директора образовательного холдинга «Нетология-групп». Здесь он видит причину в том, что при прохождении общего школьного образования многие прибегают к дополнительным затратам на репетиторов, дополнительные курсы из-за недостаточного качества базовой услуги, а в отношении высшего образования, по его словам, тут проблема кроется в большом несоответствии между академическими знаниями и запросами рынка [12].

В 2012 году значительное инвестирование было в EdTech, и именно Coursera стала участником первой волны стартапов. На сегодняшний день около десятков миллионов человек используют онлайн-курсы. При этом доля онлайн-образования составляет 3% от объема мирового рынка образования и оценивается в $165 млрд.

Расширяется на российском рынке Coursera: количество курсов от российских компаний и университетов на английском и русском языках составляет около 200. Услугами Coursera пользуются ВШЭ, МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НГУ, ТГУ, а также Корпоративный университет «Сбербанка», Яндекс, Google Россия и 2GIS [7].

ВУЗы создают контент по научным дисциплинам, а корпорации, в свою очередь, используют платформу для обучения своих сотрудников. Так в 2016 году была запущена программа Coursera for Business, в которой предлагаются курсы для организаций с учетом требуемых навыков.

На сегодняшний день образование представляет собой динамично растущий рынок. Развитие технологий для повышения эффективности и доступности образования-одно из главных направлений для инвестирования.

На российском рынке существует целый ряд успешных российских компаний в сфере EdTech, выручка которых приравнивается к сотням миллионов рублей и более. Примерами являются: Skyeng, Lingualeo, MAXIMUM Education. Также на рынке есть

23

сотни успешных стартапов, которые включаются в портфели частных фондов и фондов с участием государственного капитала [9].

Рынок онлайн-образования подразделяется на следующие сегменты: дошкольное образование, общее среднее образование, дополнительное школьное образование, высшее и среднее профессиональное образование, языковое обучение.

Таблица 1. Российский рынок образования и степень проникновения онлайн-образования

(млрд рублей)

Сегменты Рынок образования Доля онлайн-образования

2016 прогноз на 2021 2016 прогноз на 2021

дошкольное образование 462 548 0,6 (0,1%) 1,7 (0,3%)

общее среднее образование 572 699 0 10 (1,5%)

доп.школьное образование 130 149 3,6 (2,7%) 10 (6,8%)

высшее образование 386 336 6,8 (1,8%) 15 (4,4%)

среднее проф.образование 146 175 0,6 (0,4%) 1,8 (1%)

доп.проф.образование 105 103 7 (6,7%) 11 (10,9%)

языковое обучение 26,8 24,6 1,55 (5,8%) 3,9 (15,9%)

рынок в целом 1800 2000 20,7 (1,1%) 53,3 (2,6%)

Из данных таблицы видно, что степень интернетизации образования в России отстает от мировых показателей. В 2016 году в России на онлайн-образование приходится 1,1% от общего объема рынка, а в мировом рынке образования доля составила 3%. По прогнозам специалистов, к 2021 году отставание сократится. Что касается доли онлайн-образования, то в России она вырастет до 2,6%, а на мировом рынке до 4,5%.

Также из данной таблицы видно, что проникновение интернета в сегменты образования не изменится. Однако на первое место выйдет сегмент языкового обучения по степени интернетизации с 5,8% до 15,9%. Затраты россиян, которые изучают иностранные языки онлайн, увеличатся на 2,35 млрд рублей (с 1,55 млрд до 3,9 млрд), несмотря на спад с 26,8 до 24,6 млрд рублей. Также исследователи причиной спада сегмента высшего и дополнительного профессионального образования называют действие демографических факторов. Доля студентов высших учебных заведений, которые используют дистанционное обучение, возрастет в 2,4 раза [11].

Таким образом, дистанционное обучение позволяет студентам использовать нетрадиционные источники информации, открывает новые возможности для обретения и закрепления навыков, повышает эффективность работы, а преподавателям, в свою очередь, предоставляет возможность применения новых форм и методов обучения. Ведь в последнее время рынок EdTech развивается, а темпы роста компаний показывают высокую заинтересованность пользователей в высокотехнологических продуктах.

Список литературы

1. Мадеев Н.Е., Зилько В.Э. История развития дистанционного обучения // Молодой ученый, 2017. № 21. С. 16-18[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/155/43724/ (дата обращения: 20.03.2020).

2. Батаев А.В. Анализ российского рынка дистанционного образования // Молодой ученый, 2015. № 21. С. 350-353. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22806/ (дата обращения: 20.03.2020).

3. Каповский В.Л.Дистанционное образование: мировой опыт // Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-mirovoy-opyt/ (дата обращения: 23.06.2020).

4. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7tendentsii-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-1/ (дата обращения: 23.06.2020).

5. Дистанционное обучение в условиях экономии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru7article/distancionnoe-obuchenie-v-usloviyah-ekonomii/

6. Латыпова В.А., Тюрганов А.Г. Эффективная форма дистанционного обучения [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 16-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/tech/archive/126/8496/ (дата обращения: 25.04.2020).

7. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. № 2 (февраль). С. 26-30. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm/ (дата обращения: 23.06.2020).

8. Дистанционное обучение: плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media7begomvshkolu/distancionnoe-obuchenie-plшsy-i-minusy-5c5d2857265ca800ac0f3da8?utm_source=serp/ (дата обращения: 23.06.2020).

9. 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a7947360f1e2e52/ (дата обращения: 23.06.2020).

10. Куда движется рынок EdTech? Тренды 2020 от Дмитрия Волошина. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://vc.ru7u7387242-terra-cognito/92714-kuda-dvizhetsya-rynok-edtech-trendy-2020-ot-dmitriya-voloshina/ (дата обращения: 23.06.2020).

11. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России // Креативная экономика, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.researchgate.net7publication7327748400_0snovnye_napravlenia_razvitia_r ynka_onlajn-obrazovania_v_Rossii/ (дата обращения: 23.06.2020).

12. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edumarket.digital7 (дата обращения: 23.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.