Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей'

Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION LEARNING ENVIRONMENT / INTERNET / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлёнкова Елена Николаевна, Карева Анна Сергеевна

Рассматриваются вопросы организации информационно-коммуникационной образовательной среды подготовки специалиста, описаны результаты исследования, проведенного среди студентов и педагогов вуза, направленного на выявление их готовности к взаимодействию в процессе обучения в информационно-коммуникационной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлёнкова Елена Николаевна, Карева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION LEARNING ENVIRONMENT OF SPECIALISTS’ TRAINING FROM STANDPOINTS OF STUDENTS AND TEACHERS

The paper deals with the organization of information and communication learning environment of specialists’ training, describes the results of research carried out among university students and teachers with the purpose to identify their readiness to cooperate in the process of learning in the information and communication educational environment.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей»

жизненные явления, превращая саму жизнь в средство воспитания, утверждая при этом значимость любого проявления жизни. Дальневосточная педагогика стремилась обеспечить живое единство всех аспектов культурной практики человека, нацеливалась на воспитание целостной личности» [1]. Российский ученый совершенно прав, когда указывает, что конфуцианский взгляд на воспитание как на средство, способное усовершенствовать природу человека, было определяющим для дальневосточной педагогической традиции [там же].

Педагогическая теория и практика дальневосточной цивилизации всегда была очень восприимчивой к инокультурным идеям и опыту. Так, стремление соединить плюсы национальной и западной культур в Китае во второй половине XIX в. породило формулу «китайские знания — сущность, западные занятия — инструмент».

Характеризуя педагогические традиции России как локальной цивилизации, Г.Б. Корнетов рассматривает длительный и противоречивый путь ее развития, оказавший влияние на современное состояние образовательной системы и педагогической науки в Российской Федерации. При проведении исследования необходимо будет учесть эти особенности. Кроме охарактеризованного цивилизационного, авторы предполагают использовать также и парадигмальный подход. Педагогическая парадигма есть переведенный на язык педагогики идеал человека, к которому стремится общество, его отдельные группы (социально-классовые, этнические, профессиональные и т. п.) и представители [3].

Доказав, что «динамика генезиса педагогического знания представлена диалектикой взаимосвязанного развития педагогической мысли и практики», сторонники названного подхода (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Н.В. Назаров и др. [3—5, 6]) подчеркивают необходимость «рассмотрения внутренней логики развития педагогической теории с точки зрения возникновения, взаимодей-

ствия и отмирания педагогических парадигм» [5, с. 10—13]. Объясняя механизм развития педагогического знания и созданных на его основе образовательных моделей, М.В. Богуславский и Г.Б. Корнетов утверждают, что это развитие «происходит не путем замены старого знания (модели) новым в результате смены парадигм, а формируется как альтернативное и вариативное по своей сути, что делает возможным одновременное сосуществование нескольких парадигм» [там же]. Авторы статьи постараются это проследить в ходе исследования.

В заключение следует отметить, что рассмотренные особенности организации сравнительно-педагогического исследования, выявленные на первом этапе работы над диссертацией, возможно, будут уточнены и дополнены на последующих этапах разработки проблемы.

Список литературы

1. Корнетов, Г.Б. Педагогика великих цивилизаций Востока / Г.Б. Корнетов // Свободное воспитание.-1993. — Вып. 4. — С. 39-45.

2. Богуславский, М.В. Проблема концептуализации развития педагогического знания в ХХ столетии: ист.-пед. исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов; под ред. З.И. Равкина. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 226.

3. Корнетов, Г.Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики / Г.Б. Корнетов // Свободное воспитание.- 1993. — Вып. 2. — С. 20-24.

4. Богуславский, М.В. О педагогических парадигмах / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. — 1992. — Май. — С. 15-21.

5. Богуславский, М.В. Педагогическая парадигма: история и прогноз / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. — 1992. — Сентябрь. — С. 13-20.

6. Назаров, Н.В. Методология применения периодизации историко-педагогического процесса в целях прогнозирования стратегии развития образовательных систем: ист.-пед. исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования /

Н.В. Назаров; под ред. З.И. Равкина. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 48-50.

УДК 371.3

Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук А.С. Карева

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Современные информационно-коммуника- цию многих элементов образовательного процесса

ционные технологии достигли такого уровня на другом качественном уровне. Учебно-воспита-

в своем развитии, что могут обеспечить реализа- тельный процесс, организованный традиционным

------------------------------ Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2011 - --------------103

способом, предполагает осуществление взаимодействия между двумя субъектами образовательного процесса — педагогом и обучаемым.

Появление новых средств обучения позволяет включать в процесс взаимодействия педагога и студентов третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе информационно-коммуникационных технологий), который имеет возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя [1]. В настоящий период информационное взаимодействие (с обратной связью) может осуществляться одновременно с несколькими партнерами, в различных режимах работы, а в перспективе — в образовательном пространстве.

Такое расширение поля образовательного взаимодействия предъявляет новые требования к организации учебно-воспитательного процесса. Преподаватель должен быть, с одной стороны, компетентен в достаточной мере в области использования компьютерных технологий, должен иметь представление о современных средствах обучения, уверенно использовать обучающие программы, порталы и т. п. А самое главное, преподаватель должен уметь грамотно организовать процесс взаимодействия со студентами в информационно-коммуникационной среде подготовки специалиста. С другой стороны, студенты должны обладать минимумом знаний и умений применения компьютерных технологий для своих нужд, а также иметь представление о том, как данные технологии могут быть использованы в процессе обучения [2].

Эффективная организация взаимодействия трех субъектов информационно-коммуникационной образовательной среды предполагает необходимость выявления представлений студентов и преподавателей об основах организации их взаимодействия.

С этой целью было спланировано и проведено исследование, в котором оценка мнений студентов и преподавателей осуществлялась с помощью анкетирования. Анкета разрабатывалась в соответствии со следующими критериями: доступность информационно-коммуникационных средств для студентов и преподавателей; наличие у них опыта освоения образовательных программ с использованием информационно-коммуникационных технологий; представление о содержании информационно-коммуникационной образовательной среды; возможности и способности преподавателей использовать информационно-коммуникационные средства в образовательном процессе; сложности, которые мешают внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс учебных заведений.

В анкетировании приняли участие 267 студентов (с первого по пятый курс) и 23 преподавателя

104

ФГОУ ВПО МГАУ имени В.П. Горячкина. В итоге были получены следующие результаты.

В ходе анализа ответов студентов на вопросы о доступности персонального компьютера и Интернета выяснилось, что подавляющее большинство студентов (93 %) имеют возможность пользоваться персональным компьютером, а 78 % студентов ответили, что имеют собственный доступ в Интернет. У большинства опрошенных студентов доступ к Интернету платный и безлимитный, при этом 75 % опрошенных пользуются им каждый день.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов имеются технические возможности для выполнения учебных работ с использованием информационно-коммуникационных средств. Более того, студенты часто обращаются к интернет-технологиям в образовательных целях. Так, при ответе на вопрос: как часто вы используете Интернет для решения учебных задач? — 29 % ответили, что каждый день, а 24 % — 1-2 раза в неделю, т. е., примерно половина опрошенных студентов обращаются к интернет-услугам в процессе обучения.

Кроме этого, студентам было предложено выбрать те виды учебной деятельности, которые можно осуществлять, используя электронные ресурсы вуза, при наличии свободного доступа в Интернет. Основные результаты представлены в табл. 1.

Выполнение расчетов, подготовку выступлений, докладов, разработку проектов, изучение лекций, дополнительных материалов и подготовку к контрольной работе можно достаточно успешно осуществлять и традиционным способом. Однако современные информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать данные виды деятельности (например, сделать их менее затратными по времени исполнения). Выбор студентов в пользу реализации указанных видов деятельности с использованием Интернета говорит о понимании ими современных преимуществ и возможностей информационно-коммуникационных средств.

При анализе результатов выявлено увеличение выборов студентами видов деятельности от первого к пятому курсу. Так, если на первом курсе приоритетными являются семь видов деятельности, то на пятом курсе их уже одиннадцать. Такую динамику можно объяснить тем, что с возрастанием курса обучения у студентов происходит накопление опыта в использовании информационно-коммуникационных средств, а также растет доля самостоятельной работы (дипломное проектирование, курсовые работы, практика), что заставляет их использовать оптимальные технологии при решении учебных задач.

Мнения студентов относительно того, как удобнее выполнять учебные задания разделились

Таблица 1

Приоритетные виды деятельности для студентов разных курсов

Курс

Обмен информацией по электронной почте с другими студентами

Подготовка выступлений, докладов

Разработка проектов

Подготовка к контрольной работе

Выполнение расчетов Изучение лекций, дополнительных материалов Прохождение тестов

Посещение вузовской доски объявлений

Обмен информацией по электронной почте

Выполнение расчетов Изучение лекций, дополнительных материалов Посещение вузовской доски объявлений

Выполнение расчетов Изучение лекций, дополнительных материалов Обмен информацией по электронной почте

Прохождение тестов Выполнение упражнений

Выполнение расчетов Изучение лекций, дополнительных материалов Посещение вузовской доски объявлений Обмен информацией по электронной почте

Прохождение тестов Выполнение упражнений

Работа с учебной литературой

в процентном соотношении на три группы: выполню традиционно, на занятиях — 32 %, выполню в электронном виде на портале вуза — 23 %, способ выполнения будет зависеть от конкретного предмета — 38 %.

Полученное соотношение выборов, сделанных студентами, может свидетельствовать о том, что для них не принципиальны способы выполнения заданий и их выбор зависит от преподавателя или от используемой в вузе технологии обучения. Студенты не видят препятствий в использовании интернет-ресурсов, при решении учебных задач, при этом большинство из них (58 %) отметили, что качество обучения в целом улучшится.

Студентам в ходе анкетирования было представлено определение информационно-коммуникационной образовательной среды подготовки специалистов и предложено выбрать те элементы, которые в обязательном порядке, по их мнению, должны в ней присутствовать. В результате было получено, что на втором курсе особую необходимость студенты видят в электронных учебных пособиях и методических указаниях (76 %), на третьем и четвертом курсах мнения студентов остаются те же (67 % и 73 % соответственно), студенты пятого курса отдают предпочтение доступу к электронным библиотекам (72 %). При этом для студентов четвертого и пятого курсов особенно актуальна связь с наставниками, преподавателями, что объясняется высокой степенью самостоятельной работы при прохождении преддипломной практики и дипломном проектировании.

Анкетирование преподавателей предполагало как выявление оценок относительно применения информационно-коммуникационных технологий

в учебном процессе, так и профессиональное отношение к внедрению данных технологий, оценивалось также наличие опыта их использования в собственной практике.

Анализ результатов анкетирования преподавателей показал следующее. Преподаватели (95 %), так же как и студенты (93 %), имеют практически одинаковую возможность пользоваться персональным компьютером. Собственный доступ в Интернет по сравнению со студентами (78 %) имеют 90 % преподавателей.

Большинство опрошенных преподавателей имеют доступ к Интернету, он и у студентов платный и безлимитный, при этом 86 % опрошенных пользуются им каждый день, при этом основным средством доступа является ноутбук (81 %).

Таким образом, у студентов и преподавателей имеются практически одинаковые технические возможности для выполнения учебных работ с использованием информационно-коммуникационных средств.

Мнения преподавателей относительно целей использования Интернета в учебном процессе разделились следующим образом: 71 % использовали бы (при наличии свободного доступа) Интернет при подготовке к занятиям; 52 % — для проведения занятий; также преподаватели отвечали, что использовали бы Интернет для научной работы, при обмене информацией по электронной почте, для общения, в целях самообразования (расширения кругозора).

Преподавателям было предложено выбрать те виды деятельности, которые, по их мнению, необходимо осуществлять студентам при наличии свободного доступа к электронным ресурсам наше-

го вуза и сети Интернет (табл. 2). Приоритетными видами деятельности преподаватели выбрали следующие: обмен информацией по электронной почте с другими студентами и с преподавателями; посещение вузовской доски объявлений; виртуальное посещение библиотеки (работа с каталогом и учебной литературой); подготовка выступлений, докладов, разработка проектов; изучение лекций, дополнительных материалов; подготовка к контрольной работе, прохождение тестов, выполнение упражнений; участие в обсуждении на форуме. У студентов, в отличие от преподавателей, приоритетными видами деятельности являются: обмен информацией по электронной почте с другими студентами; выполнение расчетов; подготовка выступлений, докладов; разработка проектов; изучение лекций, дополнительных материалов; подготовка к контрольной работе, прохождение тестов; поиск информации по предмету.

Такое различие во мнениях и определяется, с одной стороны, разными целями, в соответствии с которыми преподаватель и студент взаимодействуют в учебном процессе, а с другой — определяются уже рядом сформированных потребностей осуществления какой-либо деятельности через Интернет. Так, преподаватели, прежде всего, ориентируются на необходимость своевременного получения студентами информации по предмету и вузу в целом, а также на выполнение учебных задач, заданных преподавателем. Студенты ориентируются на те виды деятельности, которые ими успешно реализуются в учебном процессе (обмен информацией со студентами, выполнение домашней и самостоя-

тельной работы). При этом студенты, в отличие от преподавателей, не видят необходимости следить за новостями вуза, участвовать в обсуждении учебных и научных вопросов на форумах, участвовать в интернет-конференциях.

Студенты, так же как и преподаватели в своем большинстве, склонны считать, что качество обучения при использовании информационных технологий улучшится (58 % студентов и 67 % преподавателей). В то же время большее, по сравнению со студентами, число преподавателей (23 % и 10 % соответственно) считают, что качество не изменится. И лишь 4,5 % преподавателей считают, что ухудшится.

Те преподаватели, которые полагают, что качество обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий улучшится, объясняли это следующим: такой подход будет способствовать формированию информационной компетенции (поиск, обработка и применение информации является универсальной базой для изучения любой дисциплины); студентов проще контролировать; формулируются более четкие требования к освоению образовательной программы; сократится время на поездки в библиотеки; доступ к образовательным ресурсам в любое время суток; расширит кругозор студентов.

Преподаватели, которые высказали скептическое отношение к использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, объясняли это тем, что если не будет четкой организации и мотивации работы студентов, то внедрение данных технологий может привести к негативным последствиям.

Таблица 2

Приоритетные виды деятельности, которые могут осуществлять студенты при наличии доступа к Интернету (по оценкам студентов и преподавателей)

Преподаватели Студенты

Обмен информацией по электронной почте с другими студентами и преподавателями Посещение вузовской доски объявлений в целом по вузу, деканата, кафедр, по предметам Виртуальное посещение библиотеки: работа с каталогом, работа с учебной литературой Подготовка выступлений, докладов Разработка проектов Изучение лекций, дополнительных материалов Подготовка к контрольной работе Прохождение тестов Выполнение упражнений Участие в обсуждении на форуме современных научных достижений; текущих вопросов, возникающих в процессе обучения Участие в различных образовательных телеконференциях (внутри- и межвузовские) Поиск информации по предмету Подготовка к семинарам, практическим занятиям Выполнение курсовых работ, рефератов Выполнение дипломных проектов Обмен информацией по электронной почте с другими студентами Выполнение расчетов Подготовка выступлений, докладов Разработка проектов Изучение лекций, дополнительных материалов Подготовка к контрольной работе; прохождение тестов Поиск информации по предмету Поиск дополнительной информации по изучаемому материалу с целью углубления знаний Подготовка к семинарам, практическим занятиям Выполнение курсовых работ, рефератов Выполнение дипломных проектов

Самооценка уровня подготовки преподавателей к применению современных компьютерных технологий показала, что только 18 % считают свой уровень достаточным (имеется соответствующее образование, или самообразование) и 82 % — недостаточным (хотелось бы посетить курсы повышения квалификации; в современных условиях стремительный рост информации и информационно-коммуникационных технологий не позволяет освоить их; хотелось бы научиться элементам компьютерного контроля; необходимо глубже изучить возможности данных технологий). Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически всем преподавателям требуется дополнительная подготовка в области использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

Преподаватели также отвечали, что из современных информационных технологий и электронных средств обучения в основном используют электронные презентации и учебно-методический портал, но из всех опрошенных только 20 % применяют их на своих занятиях. При этом большинство преподавателей хотели бы использовать в своей деятельности интерактивную доску, проектор для презентаций по предмету, видеоконференции, электронные учебные пособия, а также применять в учебном процессе контрольные задания и тесты, виртуальные лаборатории, онлайн-информирование о текущей успеваемости. Основной причиной затруднений в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс преподаватели называли отсутствие

достаточной материальной базы и недостаточный уровень подготовки.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать следующие выводы. С одной стороны, студенты в должной степени владеют навыками работы в интернет-среде, понимают как использовать в своих целях интернет-ресурсы, открыты для обучения с применением информационно-коммуникационных средств. С другой стороны, преподаватели осознают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, понимают положительные и отрицательные стороны их внедрения, но не обладают достаточной, по их мнению, подготовкой в данной области, а также испытывают потребность в обеспечении их электронными средствами обучения. Следовательно, необходимо осуществлять как повышение квалификации работающих преподавателей в области применения информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе, так и совершенствовать содержание подготовки педагога профессионального обучения в плане формирования у них соответствующих знаний, учений и навыков.

Список литературы

1. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — 3-е изд. / И.В. Роберт. — М: ИИО РАО, 2010. — 356 с.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И.В. Роберт [и др.]; под ред. И.В. Роберт. — М.: ИИО РАО, 2006. — 374 с.

УДК 378 Н.А. Булкина

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ: КОМПЕТЕНЦИИ, КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ

Большое внимание в последнее время уделяется реформированию образования. Возрастающий объем информации приводит к изменению требований к современному специалисту-выпускнику вуза: он должен обладать профессиональным проблемным мышлением, организационными, коммуникативными и другими компетенциями, потребностями личностного профессионального роста.

Основываясь на качествах, необходимых современному специалисту, выделенных Печерской Э.П., можно сформулировать следующие требования к нему. Специалисту для того, чтобы

быть востребованным на рынке труда, необходимо владеть:

• высоким уровнем мобильности в профессиональной деятельности и способностью эффективно работать с информацией в сети Интернет;

• высоким уровнем обучаемости и умением быстро, качественно переучиваться;

• способностью адаптироваться к изменениям на предприятии и в компании;

• полным набором навыков, необходимых для процесса трансформации знаний;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.