ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации
Н.В. ТИХОМИРОВА, профессор, ректор
В.Г. МИНАШКИН, профессор, проректор
Л.Н. ДУБЕЙКОВСКАЯ, начальник управления по учебной и методической работе Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
В статье представлена модель организации учебного процесса в условиях активного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий, изменения организационной модели вуза. Сформулированы принципы построения студен-то-ориентированной модели организации учебного процесса и ее элементов. Показано использование единой информационной среды университета для повышения эффективности образовательного процесса, формирования компетенций выпускников, соответствующих изменяющимся потребностям рынка труда.
Ключевые слова: единая информационная среда университета, информационное общество, организация учебного процесса, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронный университет, электронное обучение.
Университеты - чрезвычайно кон-
сервативные системы. Они выполняли свою миссию в течение многих сотен лет и до сих пор способны адаптироваться к изменениям среды - преобразованиям в обществе, в экономике, внося при этом минимальные изменения в свои организационные процессы и структуры. Однако вызовы времени, вставшие перед университетами сегодня в результате развития коммуникационных технологий и глобализации, не сравнимы ни с чем из того, с чем им приходилось сталкиваться до сих пор.
Значительное увеличение объемов и количества публикаций, расширение доступа практически к любой информации, существенное снижение межнациональных барьеров, постоянно меняющиеся потребности рынка труда заставляют университеты адаптироваться с такой скоростью и в таких направлениях, которые невозможно было представить раньше. Новым внешним фактором, кардинально воздей-
ствующим на организацию и методику обучения, явились новации в глобальной информационной инфраструктуре, которые стали возможны с развитием компьютеров и изменением способов и сроков обработки информации. Адекватным ответом может быть только широкое использование вузами тех же самых технологий в своем образовательном процессе.
Бурное развитие информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) предоставило вузам возможность трансформации многих традиционных решений и в то же время поставило задачу встраивания новой практики в сложившуюся организацию обучения. В современной ситуации вузы ищут эффективные пути решения своих проблем, основанные на новой педагогической практике, новых организационных процессах и структурах, взаимно влияющих друг на друга. При этом ИКТ должны быть нацелены прежде всего на решение следующих ключевых задач:
• повышение качества обучения через предоставление студентам возможности доступа к большим объемам знаний, к лучшим материалам и более качественному общению с преподавателями, удовлетворение более широкого диапазона потребностей разных категорий учащихся;
• устранение территориальных барьеров доступа к образованию путем предоставления возможности обучаться вне кампуса в то время и в том месте, которое подходит каждому конкретному студенту;
• снижение затрат на обучение и, следовательно, стоимости обучения путем автоматизации всех процессов образовательной деятельности, которые ранее требовали существенных затрат труда.
Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс и переход высшей школы на двухступенчатую модель подготовки кадров также является серьезным вызовом как для системы образования, так и для рынка труда. Первая ступень подготовки специалистов (бакалавриат) должна в основном удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, но при этом обучение здесь должно быть ориентировано на широкую область профессиональной деятельности (инженерная деятельность, экономика, менеджмент, педагогика и т.п.). Обучение на второй ступени должно быть направлено на овладение знаниями и навыками конкретных профессий, по которым нужна углубленная подготовка. На основе этих требований и должна строиться новая модель учебного процесса в вузе.
Формирующиеся изменения не только технологического, но и социально-экономического порядка побуждают практиков в сфере образования подвергать анализу каждый аспект образовательной деятельности вуза и поднимают вопрос взаимной ответ-
ственности учебных, сервисных и административных служб, а также управленческой команды каждого учебного заведения. Поэтому на этапе перехода необходимо в первую очередь выработать структурированный подход к организационным изменениям.
Университеты и другие вузы многие годы развивали и оттачивали структуры и процессы, соответствующие исторически сложившейся модели получения высшего образования, когда студенты отбирались по результатам их школьных аттестатов, вступительных экзаменов, а потом - ЕГЭ. Это были в основном 17-18-летние юноши и девушки, которые поступали в своей массе на дневное обучение и жили в общежитии или дома, если учились в родном городе. Дисциплины преподавались в рамках хорошо отлаженной и поделенной на академические годы программы, учебный план предполагал минимум выбора, методы преподавания были, в принципе, унифицированы (лекции, семинарские занятия), в рамках некоторых дисциплин предусматривались лабораторные или полевые работы, а технологическая база была достаточно статичной (лекционные аудитории, лаборатории, книги, библиотеки и т.п.).
В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Студенты все больше рассматриваются в качестве клиентов: они теперь вносят свою часть оплаты за обучение; они все более требовательны к организации учебного процесса и к качеству обучения; они различаются по возрасту и опыту; многие из них выбирают очно-заочное или заочное обучение и живут дома; увеличился спрос на программы второго высшего образования, магистратуры и профпереподготовки. Расширение доступа к высшему образованию привело к тому, что университеты сегодня все больше озабочены пробле-
мой набора и сохранения контингента обучающихся. Структура учебного плана и методы преподавания также нуждаются в коррекции, чтобы соответствовать меняющимся обстоятельствам и ожиданиям потребителей. Итак, адекватная требованиям времени модель организации учебного процесса позиционирует студента-клиен-та и потребителя образовательной услуги в качестве центрального звена в комплексе всех действующих в вузе систем и процессов (рис. 1.).
Вуз должен готовить студентов к работе и жизни в современном обществе, учитывая прежде всего тот факт, что информационные технологии используются не только в каждой сфере деятельности, в каждой организации, на каждом рабочем месте, но и в процессе повышения уровня образования каждого индивида и его профессиональных компетенций в течение всей жизни, а также в быту и в общении.
Поэтому ключевыми компетенциями молодого специалиста, бакалавра или магистра становятся: владение информационными, коммуникационными технологиями, способность к поиску информации в огромных мировых информационных ресурсах, способность анализировать, выделять ключевые позиции и самообучаться. При этом не снижается роль и таких традиционных компетенций специалиста, как глубокое знание своей предметной области, профессиональные умения и навыки, способность принимать решения, нести ответственность - личную и социальную.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) является электронным распределенным университетом, поэтому вся его деятельность базируется на использовании единой информационно-образовательной среды (ЕИС), международных стандартов ISO, IMS, TQM, а также системы управления знаниями.
Электронные технологии в первую очередь являются средством создания наиболее оптимальных условий для реализации способностей студента и возможностей преподавателя в образовательном процессе, индивидуализации процесса обучения и повышения качества последнего. Использование ЕИС при организации и осуществлении образовательной деятельности позволяет решать следующие задачи:
• планирование образовательного процесса по всем программам, уровням и формам обучения;
• организация в электронной среде учебных мероприятий по дисциплинам;
• предоставление обучающимся учебного материала (контента) и справочной информации;
• предоставление доступа к информации, связанной с планировани-
Система мониторинга
Управление образованием
Технологии
учебного
процесса
Маркетинговая политика
Тип организации учебного процесса
Система контроля знаний
Система
оценивания
Учебно-
методические
материалы
Обеспечение качества
Рис. 1. Новая модель организации учебного процесса
ем, организацией и мониторингом учебного процесса, различным группам потребителей (клиентов): профессорско-преподавательского состава, администрации университета, студентов;
• обеспечение коммуникации участников учебного процесса;
• хранение (и сохранение) содержания образования в виде постоянно обновляющихся комплексов учебнометодических материалов и педагогических методик (рис. 2).
ется электронный контент, под которым понимается содержательное и информационное наполнение учебных программ дисциплин, представленное на электронных носителях информации.
Создание электронного контента -сложный и всеобъемлющий процесс, требующий привлечения значительных трудовых и материальных ресурсов. При этом вуз не ограничивается разработкой учебно-методических материалов: в его структуре появляются целые
Рис. 2. Образовательная деятельность в электронном университете
Внедрение электронных технологий в образовательную деятельность существенно меняет форму, содержание и сам процесс разработки учебнометодических материалов по дисциплине. От классического учебника и задачника осуществляется переход к интерактивному электронному учебнику и практикуму, презентациям и видеолекциям по темам курса, электронным тестам (в том числе для самоконтроля), дополнительным учебным материалам, размещенным в открытых образовательных ресурсах. Таким образом, в электронном университете формиру-
блоки производственных подразделений, функционалом которых является производство электронных курсов, сканирование полнотекстовых учебных материалов, поиск в Интернете открытых образовательных ресурсов и в итоге - размещение всех этих материалов и ссылок в единой информационной среде (рис. 3). Помочь же учащимся сориентироваться в этом огромном объеме учебной информации призван навигатор по дисциплине.
В МЭСИ все учебно-методические материалы размещены в учебной информационной среде (Виртуальном
Рис. 3. Персонифицированный постоянно обновляемый электронный контент
кампусе), которая включает в себя три подсистемы:
• Exchange server live@edu (электронная почта);
• Share Point (информационная оболочка - учебные материалы, форумы по группам, график изучения дисциплины, объявления, списки реко-
мендуемой литературы, блоги, ссылки на Интернет-ресурсы, электронный журнал группы, общий форум, объявления);
• Efficient LMS (система электронного тестирования).
Доступ в электронную учебную среду (study.mesi.ru) осуществляется через
Интернет-браузер Internet Explorer версии не ниже 6.0. Авторизация в системе осуществляется по одной учетной записи, которая автоматически активируется во всех подсистемах одновременно.
Использование электронных технологий даже на дневном отделении существенно отражается на организации учебного процесса. Учебная программа каждой дисциплины предусматривает определенное количество (зависящее от трудоемкости дисциплины в часах или зачетных единицах) семестровых контрольных мероприятий в Виртуальном кампусе или в аудитории. На практических занятиях (семинарах) допускается проведение только аудиторных контрольных мероприятий (контрольных работ, тестирований и пр.), не требующих электронной среды. Все семестровые контрольные мероприятия, прохождение которых предполагает использование электронной среды Виртуального кампуса (обмен файлами, форумы, чаты, тестирование), должны выполняться обучающимися самостоятельно во внеаудиторное время. При этом могут применяться как синхронные, так и асинхронные коммуникации.
Синхронные коммуникации - средства общения в режиме реального времени. К ним относятся чаты, аудиоконференции, видеоконференции, веби-нары, электронные доски и др. Асинхронные коммуникации - средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой по времени (электронная почта, форум, система обмена файлами, тематические рассылки и пр.).
Асинхронные коммуникации являются необходимыми элементами курсов в большинстве систем дистанционного обучения. Синхронные же коммуникации, за исключением чатов, являются пока редкостью. Они требуют
очень хорошего Интернет-соединения, и в большинстве случаев модемное соединение для данной цели не подходит. Кроме того, использование синхронных коммуникаций требует высоких технических характеристик компьютера, и не каждый студент может это себе позволить. Поэтому в МЭСИ в первую очередь были созданы условия для самостоятельной работы студентов и коммуникаций с преподавателями. Во всех зданиях имеется бесплатный доступ к беспроводному Интернету (wi-fi).
Синхронные и асинхронные коммуникации представляют собой единое целое. Как правило, они обеспечивают решение следующих задач:
• групповая работа (совместное выполнение групповых проектов, подготовка докладов, в том числе в рамках НИРС и пр.);
• решение возникающих в процессе обучения проблем (вопросы студентов в форуме могут касаться не только дисциплины, но и проблем с программным обеспечением, СДО и т.д.);
• социальное общение (студенты могут общаться со студентами из своей группы, студентами того же курса или просто со студентами из своего университета);
• обсуждение курса (общая дискуссия по поводу содержания курса или возможность дебатов и подведения итогов по теме или курсу в целом);
• более широкое участие в жизни университета (студенты могут стать частью виртуального университета, если получают доступ к различным форумам и чатам не только в рамках одного курса; такое общение может и не относиться к учёбе, но оно способствует вовлечению студентов в вузовскую жизнь через форумы по интересам, обсуждение недавних мероприятий);
• работа студентов с постоянно
актуализируемыми учебно-методическими материалами в электронной библиотеке.
Особо следует отметить роль форумов, организуемых преподавателями по наиболее актуальным вопросам читаемых курсов. Форумы позволяют изложить свое мнение даже тем студентам, которые по каким-либо причинам не могут высказаться в аудитории, предъявить свою аргументацию, познакомиться с суждениями однокурсников и студентов, обучающихся на других потоках или в филиалах вуза, вступить в спор и получить квалифицированную оценку своего выступления преподавателем. Конечно, проведение таких семестровых мероприятий требует значительного увеличения затрат преподавательского труда, который пока, к сожалению, в большинстве случаев традиционно оценивается по объему «горловой» нагрузки.
Электронная среда существенно расширяет возможности получения студентом консультаций. Консультирование осуществляется в дни и часы, установленные графиком семестровых консультаций преподавателя, и проводится как в очной форме, так и в режиме on-line (электронная почта, чат, консультационный форум). Консультирование обучающихся в режиме on-line в идеале предполагает, что максимальное время ожидания студентом ответа от преподавателя не должно превышать 30 минут.
С целью переноса обычных элементов учебного процесса в электронную среду в МЭСИ разработана система стандартов (стандарт на учебно-методическое обеспечение дисциплины, стандарт на оборудование учебной аудитории, стандарт на оборудование кафедры и пр.), формализованы общие регламенты, правила, шаблоны, организован мониторинг (работы профессорско-преподавательского состава,
полноты и актуализации учебно-методического обеспечения, рационального использования учебного аудиторного фонда).
С развитием электронных технологий и интеграции их в образовательные и управленческие процессы на практике мы имеем сочетание типов организации учебного процесса. Сегодня можно говорить о возникновении нового типа организации образовательного процесса - смешанного обучения (blended learning), при котором используются различные варианты электронного обучения. Все студенты разных форм обучения (очники, очно-заочники, заочники, экстерны) учатся в электронной среде обучения, им предоставлены равные возможности использования учебнометодических материалов, размещенных в Виртуальном кампусе и на сайте МЭСИ. При этом переход с одной формы обучения на другую не является столь уж принципиальным с точки зрения объема и качества получаемых знаний.
Смешанная модель обучения предоставляет студентам новые возможности по освоению учебных предметов: можно не только в любое время просмотреть необходимый материал, но и пройти тестирование, проверить свои знания, ознакомиться с дополнительными источниками, которые соответствуют пройденным темам. Электронная учебная среда позволяет использовать при изучении дисциплин различные дополнительные элементы: аудио- и видеозаписи, анимации и симуляции. Благодаря форуму и встроенной электронной почте одногруппники могут общаться друг с другом из дома, а также обращаться к преподавателю и задавать вопросы, не дожидаясь лекции.
При этом контроль качества и эффективности образовательного про-
цесса обеспечивает разработанная система мониторинга. От традиционной она отличается целым рядом элементов, среди которых наибольшего внимания заслуживает электронная система, гарантирующая постоянный контроль хода и результатов образовательного процесса как со стороны преподавателей, так и со стороны обучаемых; данная система основана на оценке показателей использования электронной среды обучения на базе е-Ме1:пс8. Ее показатели позволяют оценить активность использования среды всеми участниками образовательного процесса, личную активность обучаемых и преподавателей. Основой концепции организации и мониторинга учебного процесса для всех его участников (студентов, преподавателей и администрации) являются открытость и возможность получения необходимой информации в любое время.
Развитие электронных технологий и интеграция их в управленческие и образовательные процессы позволяют по мере необходимости переходить от модели «смешанного» обучения (когда в образовательном процессе используются как традиционные методы и средства обучения, так и новые технологии) к различным вариантам электронного обучения (краткосрочные программы, повышение квалификации, отдельные курсы и т.п.).
Большое значение в электронном университете имеет планирование учебного процесса. Помимо традиционного формирования расписания и графика учебных и контрольных мероприятий, необходима актуализация всей базы данных информационносправочной системы учебного процесса, актуализация размещенных в электронной среде учебно-методических материалов, а также подготовка электронной учебной среды для групп и преподавателей (размещение и предо-
ставление доступа к учебно-методическим материалам, тестам, графику изучения дисциплины, электронному журналу и т.д.). В этом процессе принимают участие кафедры и дирекции учебных институтов (факультетов), которые перед началом очередного семестра формируют и предоставляют для публикации в справочно-информационной системе соответствующий пакет материалов.
Сформированное расписание учебных и контрольных мероприятий, учебные планы, график учебного процесса, различные объявления, правила, инструкции, сведения о преподавателях, кафедрах, институтах, административный форум и прочая информация размещены в информационно-справочной системе на сайте отдела планирования учебного процесса. Ведение базы данных осуществляется через служебный web-интерфейс. Доступ к информационно-справочной информации осуществляется с любых компьютеров или интерактивных панелей, установленных в учебных корпусах университета или с любого ПК, подключенного к Интернету.
Для осуществления административной деятельности используется единая информационная среда, в полном объеме обеспечивающая реализацию в сетевом пространстве необходимых для функционирования университета процессов. Административная деятельность, включающая в себя все аспекты управления вузом, осуществляется при использовании следующих инструментов и программ:
■ общий календарь мероприятий;
■ распределение заданий;
■ контроль исполнения;
■ электронная канцелярия;
■ среда работы групп;
■ процесс согласования документов;
■ корпоративный портал SPP;
■ DocsVision (электронный документооборот);
■ Ои^оок (почтовая система).
Под влиянием описанных выше изменений учебные заведения вынуждены совершенствовать свои процессы. Ответственность за разработку и внедрение нововведений ложится обычно на сервисные службы, в частности, на учебные и компьютерные структурные подразделения в связи с необходимостью повышения эффективности процессов регистрации, идентификации студентов, обновления информации с учетом увеличения количества студентов в результате расширения доступа к образованию, а также переноса учебных занятий из традиционных аудиторий в виртуальные, увеличения доли и значения самостоятельной работы обучающихся. Быстрый рост потребности в новых услугах сервисных компьютерных служб связан также с желанием студентов получать доступ к ним со своих домашних компьютеров.
Есть запрос и со стороны библиотек, которые должны адаптировать свои услуги для предоставления и поддержки увеличивающегося числа электронных ресурсов. Все это можно рассматривать как частные примеры реагирования вузов на меняющуюся ситуацию в образовании, когда технологии используются для решения возникающих проблем. Достойно ответить на вызовы реалий современного мира можно только при стратегическом подходе к организационным изменениям, который будет нацелен на интегрированное использование информационнокоммуникационных технологий в рамках всего учебного заведения [1].
Литература
1. ТихомироваН.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы: Научное издание. М.: Финансы и статистика, 2009. 264 с.
TIKHOMIROVA N. EDUCATIONAL PROCESS IN E-UNIVERSITY: FACILITIES AND TRENDS OF TRANSFORMATION
The article presents the model of educational process organization in conditions of active implementation of Information and Communication Technologies which results in changing of the university organizational model. The principles of the student-centered model of educational system and its elements are summed up. The paper presents the use of Information and Communication Technologies (ICT) to improve educational process, creating graduates’ competence, in order to meet constantly changing needs of labour market.
Keywords: unified information environment, knowledge society, educational process organization, Information and Communication Technologies (ICT), e-University, e-Learning.