Организация учебного проектирования с применением ИКТ в высшем учебном заведении
Фомина Антонина Сивреновна кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук (ФиГН), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» ул. Нежинская, 7, г. Москва, 119501, +7(495) 411-66-33 antonina.fomina@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена организации учебного проектирования в информационно -коммуникационной среде в высшем учебном заведении. Исследовались возможности и результаты применения интерактивного метода обучения -метода проектов - посредством современных средств ИКТ. Охарактеризованы средства ИКТ с точки зрения проектной деятельности. Определена последовательность использования wiki-технологии, виртуальной среды обучения (СДО), социальных сетей («В Контакте»), облачной технологии хранения данных Google Диск^г^), средств коммуникации на разных этапах проектирования и выведены модели применения ИКТ в реализации учебных проектов. Приведены примеры организации проектирования при изучении учебных дисциплин. Установлены преимущества применения современных средств ИКТ в учебном проектировании: освоение новых информационных технологий, усиление воспитательной составляющей процесса образования, взаимодействия и сотрудничества студентов и преподавателя, получение навыков работы с современными системами управления проектом, знаниями. Выводы статьи основаны на результатах исследования автора, включая результаты анкетирования студентов - участников проектов.
The article is concerned with the educational designing in the information and communication environment in a higher educational establishment. We investigated the possibilities and results of application of the interactive teaching methods - a method of projects - through the ICT modern new technologies. The ICT technologies were characterized in terms of project activities. The sequence of use of the wiki-technology, virtual learning environment (VLE), social networks (“V Kontakte”), and cloud technologies of data retention Google Disk (drive), means of communication at different design-phases was determined and the ICT usage models in the educational projects implementation were developed. We gave examples of design management when studying of educational subjects. We determined advantages of use of the ICT modern new technologies in educational designing: development of new information technologies, strengthening of the educational component of the educational process, collaboration between students and teachers, getting of operating skills in work with the modern project control systems, knowledge. Conclusions of the article are based on the results of the author’s research, including the results of the questionnaire survey of the students - project participants.
Ключевые слова
учебное проектирование, метод проектов, ИКТ, информационнокоммуникационная среда, wiki-технология;
educational designing, method of projects, ICT, information and communication environment, wiki-technologies.
Введение
Формирование на современном этапе информационного общества изменило основную цель и модель образования. Реализация личностно-развивающей парадигмы образования и практико-ориентированного подхода к результатам образовательного процесса во многом зависит от применения эффективных технологий и методов обучения, включая технологию электронного обучения и метод проектов.
Технология обучения - это способ реализации содержания обучения в соответствии с учебными программами, включающий формы, методы и средства обучения [1]. Термин «электронное обучение» появился в российском законодательстве в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. В законе указывается: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе... электронное обучение [2]. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [2].
Электронное обучение дает возможность применения в образовательном процессе достижений и преимуществ цифрового мира, в котором живут современные студенты. Адекватный ответ преподавателя вуза на вызов стремительного развития ИКТ необходим также и потому, что ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата ставит задачи формирования у студентов таких общекультурных компетенций, как понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность обобщать и анализировать различную информацию, находящуюся в том числе в компьютерных сетях и корпоративных информационных системах [3].
Метод обучения, как составная часть технологии обучения, - это способ решения конкретной задачи [1]. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4]. Метод проектов относится к интерактивным методам обучения, сущность которых состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии студентом друг с другом и с преподавателем. Интерактивные методы опираются на групповую работу, обмен знаниями, обязательную обратную связь [5]. Применение метода проектов способствует формированию у студентов компетенций, указанных в ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способность осуществлять публичные выступления, деловое общение
[3].
Таким образом, внешние нормативные документы нацеливают преподавателя вуза на применение в образовательной деятельности технологии электронного обучения и интерактивного метода обучения - метода проектов. Актуальность организации и исследования учебного проектирования в информационно -коммуникационной среде связана также с тем, что в современном обществе проектирование как система деятельности применяется в производстве, строительстве, научно-исследовательской работе, гуманитарной деятельности, управление проектами осуществляется, как правило, посредством специального программного обеспечения и имеет общие закономерности как в производственной, так и в учебной деятельности.
В научной литературе по проблеме организации учебного проектирования с применением ИКТ доминируют разработки по теории проектирования [4, 6] и практике использования метода проектов в процессе предметного обучения в средней школе [6]. В рамках характеристики активных и интерактивных методов обучения авторами разработаны методики выполнения проектов [1, 5]. Появляются исследования интеграции педагогических технологий, в частности учебного проектирования, и современных средств ИКТ в образовательном процессе вуза. Они имеют как теоретический характер, например определяют основные этапы перевода учебных проектов в профессиональное поле при подготовке специалистов наукоемких специальностей [7], так и практическую направленность - исследуют возможность применения технологий Web 2.0 в проектной деятельности студентов в предметной области [1, 8].
В современных условиях требуются исследование и осмысление:
• целей, задач и способов организации учебного проектирования посредством ИКТ в различных предметных областях;
• формирование у студентов навыков проектирования в информационно -коммуникационной среде.
Цель данной статьи - исследование проблемы организации учебного проектирования с применением ИКТ в вузе. Для достижения указанной цели выполняются анализ и выработка рекомендаций по планированию и выполнению последовательных проектных действий с указанием интерактивных средств ИКТ, позволяющих решить задачи проектирования. Исследование проведено на основании личного опыта автора по организации учебных проектов в информационнокоммуникационной среде по историческим дисциплинам в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Евразийском Открытом институте (ЕАОИ), а также с учетом разработок по данной проблеме, изложенных в ряде журнальных публикаций.
В учебном проектировании по дисциплинам «История России», «История российского предпринимательства», «История мировой культуры» участвовали 22 студента 1 и 3 курсов обучающиеся по направлениям «Экономика», «Бизнес-информатика», «Психолого-педагогическое образование». Было реализовано 5 проектов (4 исследовательских проекта, 1 поисковый проект) продолжительностью 2, 3 и 4 месяца, 2 проекта были межгрупповые (участвовали студенты направлений «Экономика» - «Бизнес-информатика», «Экономика» - «Психолого-педагогическое образование»), 3 проекта - групповые. Все проекты осуществлялись в информационно-коммуникационной среде и завершились выступлениями с презентациями и ответами на вопросы на потоковых студенческих научных конференциях (3 проекта) и на занятиях в группах (2 проекта). По итогам проектной работы было проведено анкетирование участников.
Проектирование в образовательном процессе
Проект как вид деятельности характеризуется направленностью на достижение конкретной цели, реализуется посредством координации выполнения взаимосвязанных действий, ограничен во времени (имеет начало и конец). Метод проектов в образовательном процессе, возникший в начале 20 в., применяется педагогами для решения дидактических задач, он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, на коллективную, групповую работу, выполняемую в определенные сроки и заканчивающуюся конкретным результатом.
Е.С. Полат, разрабатывая теорию учебного проектирования, выделяет типологические признаки проектов: по доминирующей в проекте деятельности (например, исследовательской, поисковой, прикладной), по предметно -
содержательной области (в рамках одной области знания, межпредметный проект), по характеру координации проекта (непосредственный, скрытый), по характеру контактов участников, по количеству участников и продолжительности проекта [4].
В теоретических разработках даны как общие подходы к структуре учебного проекта, так и более подробные описания этапов проектирования с указанием содержания работы и действий обучающихся и преподавателя. Общие подходы к структурированию включают определение темы и целей проекта, распределение задач и обсуждение методов исследования, самостоятельную работу участников и обсуждение промежуточных данных, защиту и оппонирование проектов, внешнюю оценку и выводы [4].
На основании общих подходов учебный проект рассматривается как интерактивный метод обучения, структурируется на этапы и подэтапы.
По мнению Ю.В. Гущина, структуру и этапы проекта можно определить как «5П»: проблема - планирование - поиск решения - продукт - презентация [1]. Е.А. Реутова укрупняет этапы проектирования и выделяет организационноподготовительный, технологический и обобщающий (рефлексивный) этапы [5].
Одной из теоретических позиций учебного проектирования является организация оценки проекта, которая позволяет вести мониторинг, своевременную коррекцию и оценить проект по ряду параметров: актуальность проблемы и корректность используемых методов исследования, глубина исследования и доказательность решений, активной участников и их умение работать в группе, эстетика оформления результатов проекта и умение отвечать на вопросы оппонентов
[4].
В теории проектирования весьма актуальной является проблема формирования у учащихся собственно проектных умений и готовности к проектной деятельности. Исходя из того, что метод проектов - это совместная деятельность учащихся и преподавателя, Н.Ю. Пахомова рассматривает учебный проект как деятельность, в процессе которой формируются не только навыки по отдельным действиям и операциям, но и умение выполнять их в определенной последовательности. Элементами проектной деятельности являются проблематизация и целеполагание; планирование; анализ проблемной ситуации, определение всевозможных действий в проблемном поле, выделение допустимых действий, определение из их числа необходимых действий, построение схемы их применения и рефлексивные действия; самооценка; постановка задач по добыванию информации, знаний, поиск и извлечение информации и знаний [6].
Теоретические установки применения ИКТ в учебном проектировании определяют телекоммуникационнный проект как учебный проект, организованный на основе телекоммуникации, указывают типы учебных проектов, наиболее эффективных с точки зрения применения телекоммуникаций - исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты распределенных (из разных учебных заведений) участников [4].
Интерактивные методы обучения в целом и метод проектов, в частности, изменяют роль преподавателя, который должен обеспечивать сотрудничество студентов и преподавателя, быть организатором исследовательской деятельности учащихся. Учебное проектирование с применением ИКТ входит в модели обучения «студент в центре» и “e-collaboration” (электронное сотрудничество), вошедшие в мировую практику образовательного процесса с конца 90-х годов прошлого века и рассматриваемые отечественными исследователями в качестве теоретической базы педагогических разработок [4, 9].
Теоретические разработки проблемы учебного проектирования являются фундаментом применения преподавателем вуза метода проектов в современной информационно -коммуникационной среде.
Информационно-коммуникационная среда учебного проектирования
Информационно-коммуникационная среда как среда, базирующаяся на использовании информационных технологий, как система, включающая интеллектуальные ресурсы, организационные структуры и коммуникационные технологии, обеспечивающие функционирование среды и открывающие доступ к ресурсам в процессе учебного проектирования, позволяет реализовать все элементы проектной технологии посредством ряда сервисов, с помощью которых можно:
• править документы на разных этапах проектирования - при выработке целеполагания, изменений в планировании, корректировке промежуточных и итоговых результатов проекта;
• размещать на общих ресурсах документы и источники для исследовательской работы;
• проводить обсуждение возникающих вопросов;
• осуществлять поиск электронных источников информации для исследовательской деятельности;
• использовать современные средства коммуникации.
Составляющими информационно-коммуникационной среды являются:
• wiki-узел, wiki-страницы, в том числе интегрированные в виртуальную
среду обучения;
• виртуальная среда обучения (система дистанционного обучения - СДО);
• социальные сети;
• облачный сервис хранения данных Google Диск (Drive);
• поисковые системы, сайты, блоги;
• электронная почта, мобильные приложения к телефону для общения.
Wiki - гипертекстовая среда, дающая возможность авторам многократно
исправлять текст. Wiki-узел может использоваться для обмена знаниями и имеет достоинства, актуальные в проектной работе, а именно:
• создание wiki-страниц несколькими авторами;
• редактирование страниц - многократное исправление текста участниками проекта, возможность вставить таблицы, рисунки;
• создание ссылок на другие страницы;
• возможность сравнения первоначальных текстов с последующими, восстановление предыдущей версии страницы.
В проектировании wiki применялись сначала для «мозгового штурма» при определении проблемы, цели проекта и постановки задач, затем в процессе сбора материалов для их размещения и корректировки на wiki-страницах каждого участника, для изменения плана работы и, наконец, на wiki-страницах создавался
единый текст по результатам проекта. Таким образом, технология wiki позволяет отразить и систематизировать все этапы проектной деятельности. В проектировании использовались wiki-страницы, интегрированные в СДО - Виртуальный Кампус МЭСИ (4 проекта).
Виртуальная среда обучения - программная оболочка, обеспечивающая дистанционное обучение в электронной среде. Этот может быть система дистанционного обучения, с которой работает вуз (Виртуальный Кампус МЭСИ, ГЭСО (Глобальная Электронная Среда Обучения) ЕАОИ), СДО «Прометей» или другие учебные оболочки, свободно распространяемые или приобретенные вузом на коммерческой основе. С точки зрения учебного проектирования в СДО есть необходимые для реализации проекта сервисы: создание обсуждения (форума) по проекту, размещение в папках, в форуме, в специальных разделах документов, источников, ссылок, списка литературы. В проектировании использовался Виртуальный Кампус МЭСИ, реализованный на Платформе MS SharePoint (2 проекта).
Наличие среды с указанными сервисами необходимо в учебном проектировании с применением ИКТ. С этой целью можно использовать социальные сети в Интернет-среде, которые классифицируются по разным признакам. Выделяют социальные сети по общем тематике, специализированные, профессиональные и деловые сети. Категории Интернет-сетей учитывают их типы, степень открытости информации, географический охват, уровень развития Web.
В проектировании использовалась социальная сеть общей тематики «ВКонтакте». Это был выбор студентов, и, как следует из результатов анкетирования, он был обусловлен следующими причинами. Все студенты -участники проектов - указали «ВКонтакте» как социальную сеть, которой они пользуются чаще всего, и которая, по их мнению, наиболее удобна для коллективной работы (100% опрошенных). На вопрос о том, почему выбранная социальная сеть наиболее удобна для коллективной работы, на первое место был поставлен ответ, что студенты, как правило, общаются в данной сети, находятся в ней практически постоянно / много раз в день в нее заходят (81,8% опрошенных), на второе место был поставлен ответ, что сеть проста и удобна в пользовании (63,6% опрошенных), на третье место был поставлен ответ, что в сети можно работать с мобильного устройства (50% опрошенных).
С целью проведения коллективной работы в сети «ВКонтакте» были использованы ее возможности: создание групп, обсуждений, отправка личных сообщений и сообщений, доступных всем участникам, размещение регламентирующих материалов и источников по проекту, ссылок на wiki-страницы участников с целью перехода из социальной сети в wiki.
Соединение функций правки документов на разных этапах проектирования, размещения и обсуждения вопросов проекта осуществлялось не только посредством wiki - СДО/социальная сеть, но и в облачном сервисе хранения данных Google Диск (Drive). Указанный сервис дает возможность:
• создавать новые документы, таблицы, презентации;
• предоставлять доступ к файлу по адресу электронной почты или списку рассылки;
• выбирать уровень доступа к файлу: «Редактирование»,
«Комментирование», «Чтение»;
• совместно работать в режиме реального времени - редактировать файл совместно с другими пользователями и одновременно общаться во встроенном чате.
Для работы в Google Диск (Drive) необходимо завести учетную запись в Google и скачать программу Google (Drive). Однако поскольку Google Диск (Drive) -это система, привязанная к учетной записи Google, целиком видит рабочую область
только владелец аккаунта, остальные пользователи могут видеть только файл, на который есть ссылка. В процессе проектирования (в Google Диск проводился один поисковый проект) возникали также проблемы совместимости MS Office и Google Диск (Drive).
Поиск источников информации по проектам в информационно -коммуникационной среде осуществлялся через поисковые системы Интернета:
• в электронных библиотеках, например Lib.ru, Ru Lit, bizhesbooks.com (библиотека книг о бизнесе), «Библиотека Annales» (книги и статьи по истории), в которых скачивание осуществляется без регистрации и бесплатно;
• в электронных ресурсах по историческим проектам исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
• на различных сайтах, например «Галерея экономистов», «Московское купеческое общество», «Лучшие люди страны», «Энциклопедия Москвы».
В качестве средств коммуникации в проектировании наиболее активно использовались социальная сеть «ВКонтакте», форум в СДО, мобильные приложения для общения, электронная почта.
Таким образом, задачи учебного проектирования решались в информационно -коммуникационной среде, в которой осуществлялись функции корректировки текстов и документов, размещения информации и общения участников проекта, а также функции поиска информации и коммуникации студентов. Учебные проекты реализовывались по 3-м моделям (рис. 1).
Виртуальная среда обучения (Кампус МЭСИ)
Wiki Рабочая область
(форум, материалы, ссылки)
Учебный проект
Средства коммуникации (ВКонтакте, форум СДО, мобильные приложения, электронная почта)
Поисковые системы,
Виртуальная среда обучения (Кампус МЭСИ)
Wiki
Средства коммуникации (ВКонтакте, форум СДО, мобильные приложения, электронная почта)
Социальная сеть «ВКонтакте» (обсуждение, материалы, ссылки)
Учебный проект
Поисковые системы
Google Диск (Drive)
Корректировка документов и текстов, обсуждение, материалы, ссылки
Учебный проект
Средства коммуникации (ВКонтакте, форум СДО, мобильные приложения, электронная почта Поисковые системы, сайты
Рис. 1. Применение ИКТ в учебном проектировании.
Организация учебного проектирования
Организация учебного проектирования состояла из нескольких этапов: подготовка и планирование учебного проекта (1); выполнение исследования (2); защита и оценка проекта (3). Каждый из этапов складывался из ряда последовательных действий, отражаемых в информационно-коммуникационной среде.
Работа над проектом начиналась с определения участников и ИКТ, с применением которых будет проводиться проектирование. Wiki-страницы, доступ к документам в Google Диск, создание групп в социальной сети осуществляются под конкретных участников: wiki-страницы создавались структурой поддержки
электронного обучения МЭСИ в Виртуальном Кампусе (см. Рис.2), доступ к документам в Google Диск и создание групп «ВКонтакте» осуществлялось модератором проекта (см. Рис.3).
Рис. 2. Wiki-страницы.
Рис. 3. Группы в сети «ВКонтакте».
На модератора возлагалась, прежде всего, функция технической поддержки. Если работа в сети «ВКонтакте» не составляла для студентов серьезной проблемы, то работая с wiki и в Google Диск, участники проекта испытывали определенные трудности. Задачей модератора было оказание помощи и консультаций по работе с новыми технологиями в группе. Помимо этого модератор курировал процесс коллективной работы: отслеживал сроки размещения результатов работы на wiki-страницах и в Google Диск, поддерживал постоянную связь в участниками проекта, вырабатывал предложения по соединению в единый документ представленных материалов, формировал совместно с участниками проекта единый документ и презентацию по результатам по итогам проектирования.
Необходимость модератора, выполняющего функции организационнотехнической поддержки, подтверждается результатами анкетирования студентов. На вопрос о том, какими качествами, по их мнению, должен обладать модератор проекта, 77% опрошенных на первое место поставили ответ «Хорошо владеть компьютерными технологиями и оказывать участникам техническую поддержку», на второе место (68% опрошенных) был поставлен ответ «Обладать способностью руководить коллективной работой».
В рамках первого этапа преподавателем осуществлялось представление проблемной ситуации, её анализ и выделение собственно проблемы достигались в процессе совместной работы студентов и преподавателя. Так, в одном из проектов была описана проблемная ситуация: в эпоху капиталистической модернизации России появляется тип «купца-интеллигента», для которого прибыль является средством культурной деятельности во благо Отечества; яркими представителями этого типа были С.И. Мамонтов, А.А. Бахрушин, П.М. Третьяков; эта деятельность требовала больших капиталов; каким образом формировались капиталы «купцов-интеллигентов», какими они были предпринимателями, прежде всего в экономическом и социальном аспектах?
«Мозговой штурм» анализа проблемной ситуации и выделения проблемы проводился в режиме онлайн (на wiki-страницах, в Google Диск) в шаблоне документа (Анкета), в котором была сформулирована проблемная ситуация и в котором надо было разместить предлагаемые студентами вопросы для поиска на них ответов в источниках - 3-4 пункта (см. Рис.4).
Рис. 4. Анкета на wiki-страницах.
Временные рамки данного и других подэтапов были определены в другом документе - Плане работы над проектом, составленном преподавателем, с оговоркой возможности его корректировки в случае необходимости. На подэтапе анализа проблемной ситуации и выделения собственно проблемы студенты испытывают значительные трудности, обусловленные, как правило, недостаточным знанием проблемы и необходимостью поиска специальной информации. Задача преподавателя при обсуждении (в форуме, в социальной сети, в Google Диск) задавать наводящие вопросы, помогать студентам формулировать свои предложения (на wiki-страницах, в Google Диск, социальной сети, форуме).
Анализ проблемной ситуации и выделение проблемы дают возможность определить (в режиме онлайн) тему, цель и задачи в Программе проекта. По упомянутой проблемной ситуации была сформулирована тема проекта «Российские «купцы-интеллигенты» второй половины 19 - начала 20 вв.: исторический портрет». Была поставлена цель: на основании мемуаров, дневников представителей
купечества и современных научных исследований составить исторический портрет «купца-интеллигента» - одного из типов русской буржуазии второй половины 19 -начала 20 вв. В качестве задач было выдвинуто исследование вопросов, касающихся бизнеса «купцов-интеллигентов»:
• источники богатства (происхождение купеческой семьи и виды предпринимательской деятельности»;
• размер капиталов в сравнении с другими российскими предпринимателями;
• социальная политика на производстве, включая рабочий вопрос.
В Программе проекта были также указаны имеющиеся у студентов и преподавателя ссылки на источники, а также персоналии и участники проекта. При планировании учитывались особенности проектов. Например, в проекте, посвященном истории становления туристического бизнеса в России, перед
«мозговым штурмом» надо было перевести с английского языка статью, посвященную истории вопроса, разместить её и перевод в форуме. При реализации поискового проекта, посвященного первой научной революции, было необходимо сначала изучить учебную информацию по проблеме и в процессе «мозгового штурма» определить, какие именно науки и персоналии и в каком порядке должны быть представлены в проекте.
Таким образом, результатами первого этапа проектирования стали созданные коллективно в режиме онлайн документы - Анкета, План, Программа, которые подготовили следующий, технологический этап учебного проектирования -выполнение исследования.
На втором этапе проектирования каждый участник на своей wiki-странице или в документе Google Диск размещал (с указанием ссылок) и правил информацию в соответствии с регламентирующими документами - Анкетой, Планом, Программой (см. Рис.5).
Рис. 5. Wiki-страницы участников проекта.
При всем обилии информации в Интернете поиск и отбор необходимых данных представляли для участников проектов определенную трудность. По результатам анкетирования половина опрошенных указала, что при осуществлении в Интернете поиска информации по проекту не хватало научных данных и были необходимы дополнительные источники. В замечаниях и предложениях по результатам проектной деятельности многие участники отмечали, что в проектировании необходимо использовать качественную информацию: актуальную, научную, разнообразную, например фильмы.
На этапе исследования задача преподавателя - оказывать помощь студентам в поиске информации: размещать в обсуждениях (форумах) ссылки на специальные сайты и открытые образовательные ресурсы, список литературы, которую студенты могут предметно поискать в Интернете; предоставлять участникам проекта необходимые источники, в том числе и на бумажном носителе.
Исследование проблемы проекта требует совместной деятельности студентов и преподавателя. Задача преподавателя - в обсуждениях (форуме) поощрять возникновение у участников проекта вопросов, советовать изучение литературы, дающей на них ответы. Такими вопросами при реализации указанных проектов были
вопросы сравнительно-исторического характера и касающиеся причинноследственных связей. Так, при реализации проекта, посвященного «купцам-интеллигентам», потребовалось сравнение проводимой ими социальной политики на производстве и состояния «рабочего вопроса» в целом по стране. В процессе подготовки межгруппового проекта, посвященного выдающимся представителям российской культуры - выходцам из купеческого сословия, оказалось важным найти информацию для сравнения российских и западноевропейских явлений и тенденций в развитии предпринимательского класса (см. Рис.6).
Рис. 6. Размещение материалов в «ВКонтакте».
Третий обобщающий этап проектирования включает подготовку итогового документа (статьи, доклада, презентации), защиту проекта - выступление на конференции, в группе, анализ достигнутых результатов - на заседании научного студенческого кружка, посредством анкетирования участников проекта. Подготовка итогового документа на основании работы участников проходила на ■шкі-страницах
(или в Google Диск) и осуществлялась в организационном плане модератором (см.Рис.7). Согласование вопросов итогового документа, особенно в содержательной части, происходило в созданных для работы над проектом обсуждениях (форумах). Корректировка итогового документа была возложена на модератора (см. Рис.8).
Страница Опубликовать
Фомина Антонина Сергеевна -
"В начале 1880-х годов братья Бахрушины совершили свой первый благотворительный акт — пожертвовали около полумиллиона рублей на больницу для хронических больных."
"Бахрушины жертвуют также большие деньги на устройство детского приюта, жертвуют не формально, а проявляют заботу о будущем дстсй-сирот."
"На пожертвование Бахрушиных был также выстроен на Софийской набережной дом бесплатных квартир для вдов и учащихся девушек." "Полмиллиона рублей было пожертвовано на колонию для беспризорных детей в Тихвинском имении, полмиллиона на устройство народных домов."
Ответы на вопросы анкеты(объединенные)
Вопрос 1. «Отношение к "делу" (бизнесу)»
1) Станиславский К. С.
В своих многочисленных письменных и устных общественных выступлениях, нашедших отражение на страницах настоящего тома, Станиславский принимает на себя всю полноту ответственности за развитие возглавляемого им театрального направления, старается всякий раз отыскать наилучшее решение задач, возникающих перед театром, и наметить программу его дальнейшего роста. Выступая с юбилейной речью или докладом в стенах Художественного или Оперного театра, он выдвигает проблемы, важные для всего советского искусства, и адресуется, по существу, ко всем своим театральным современникам. Поэтому многие высказывания Станиславского по конкретному, частному поводу приобретают нередко обобщенное значение и являются вкладом в современную театральную эстетику.
В новых общественно-политических условиях, когда идея создания народного театра, о котором так страстно всю жизнь мечтал Станиславский, стала реальностью, он считал своим гражданским долгом всемерно содействовать эстетическому просвещению широчайших народных масс и стремился сделать завоевания театрального искусства достоянием всего народа. В рукописях 1917 года он подчеркивает, что "русский театр переживает важный исторический момент", и призывает работников сцены к профессиональному и идейно-творческому объединению, к созданию сети высокохудожественных общедоступных народных театров. Без всяких оговорок и колебаний он убежденно становится на путь служения революционному народу и призывает к этому не только работников театра, "о и всех деятелей искусства.
Рис. Т. Подготовка итогового документа на wiki-страницах.
Форум
^етвичоицы й
V проект №3 1
|«45*ч4?¥р?нция
♦ Добавить обсуждение
ар б форме форума Форум
31.05.20
01.05.20
13.05.20
27.03.20
10:29
9:50
Ссылки п о курсу
С Тип Изменить URL-адрес Примечания
□ щ http ://*п аплде, ги/press /market! па/1998-2 /Ol.shtml Исторические корни российской модели
□ Q http://www.istorya.ru в истерии России,
□ ф http ://«ww.ebha ,огд ЕВНА European Business History Association (Европейская Ассоциация па истории бизнеса, материалы ежегодных конференций)
□ ф http://www.hiit.msij, ги /Labs/Ecohist/version /r_databa.htm базы данных и таблицы по экономической истории России конца 19-начала 20вв.
□ щ http://www.hijt.msu. іи /Lab our/index, html Эволюция трудовых отношений в российской промышленности от дореволюционной советской
□ © http ://www-e-reading-lib-°rg по истории, истории России
□ © http ://ocw .mit.edu /courses/ihistory Courses by Department
натериалы авторов курсов по истории)
церкви. Затем в 1845 году он рекламировал отдых по путевке в Ливерпуль д номера и рестораны.
Затем он нанал организовывать поездки по всей Великобритании, в том чис информацию о поездках, советы путешественникам, статьи и доклады о ме<
В 1854 году он отказался от своей работы в качестве печатника. В 1855 году он отправился в Швейцарию и в 1864 году в Италию. К тому времени у неге
организовали круговой билет, который давал путешественнику единый бил< ‘ ’купоны3, которые люди покупали дома и обменивали в чужой стране в от
В 1866 году первая группа европейских туристов посетили Нью-Йорк и пол впалатках потому что там не было никаких отелей в то время. После этого т вверх по реке Нил.
Было опасно носить с собой большую сумму наличных денег, поэтому в 15 миру. Томас Кук умер в 1892 году в возрасте 84 лет. Его сын Джон Мейсон*
Оригинал
When was the last time you had a holiday? And did you organise the trip or did yoi accommodation in their own country, and they take traveller’s cheques which they century, travelling for pleasure was rare and very expensive, and only a few rich pei
Thomas Cook was a printer in Leicester, England and the secretary of a local chun miles. This was the world’s first package tour. After this first success, he organisec Liverpool to meet the hotel staff, and check the accommodation and restaurants.
♦ Добавить ссыпку
He then started to organise trips all over Britain, including the Great Exhibition in Ь
Рис.8. Форум для участников проекта в Кампусе МЭСИ.
Первый и третий этапы проекта - этапы коллективной работы, в которой преподаватель выступает в качестве участника проекта. Работа в команде представляет определенную сложность для студентов. По результатам анкетирования на вопрос о том, что представляло наибольшую трудность при выполнении группового проекта, 63% опрошенных на первое место поставили ответ
«Составление единого документа (статьи, презентации), на второе место был поставлен ответ «Работа с ■дакі-страницами» (50% опрошенных). В замечаниях и предложениях по результатам проектной деятельности многие участники проекта указали на необходимость обучения работе в команде. Картину отношения студентов к коллективной работе дополняют и другие данные анкетирования. На вопрос «Если предоставится возможность, будете ли вы участвовать в учебном проектировании с применением ИКТ?» 80% опрошенных ответили утвердительно. Однако на вопрос «Готовы ли вы быть руководителем проекта - составить план, программу, вести мониторинг, дать рекомендации по конечному результату?» 59% студентов дали отрицательный ответ и только 32% опрошенных хотели был попробовать руководить проектом.
При подготовке к защите проекта - публичному выступлению на потоковой студенческой конференции или в группе - целесообразно заранее разместить презентацию (или итоговый документ) на ресурсе, доступном студентам потока или группы (в форуме в Рабочей области СДО, в социальной сети). Это привлекает внимание студентов к проекту и стимулирует их задавать вопросы при обсуждении (см. Рис.9). Целесообразно также, чтобы на вопросы, задаваемые при обсуждении, отвечали не только докладчики, но и все участники проекта.
История мировой культуры ( ДГЕ-301 ) ► Работы студентов на проверку преподавателю
Выбор темы курсовой работы
Курсовые работы на
проверку
преподавателю
История мировой культуры ( ДГЕ-301 ) Домашняя РАО
П Тип Имя
— — —---------------------------—— —
^ 13| Выдающиеся представители Российской культуры - выходцы из купеческого |
Ш Культура СССР и России п.п. Евграфова О. ДГЕ-301 а] Византийский стиль2. Евграфова Ольга ДГЕ-301 Культура Киевской Руси Пантеон богов в Др. Греции и Др. Риме 0] Индивидуальное задание и Кшатрии. Великие воины 13] КШАТРИИ
(ДО Дягилев. Маринушкина Виктория ДГЕ-301 Сергей Павлович Дягилев
Индивидуальное задание Русская культура в 16 веке Инд.заданиеПриложение Индивидуальное задание Соловьева ДГЕ-301 (^| Романский и готический стили
Индивидуальное задание Сысоева Анастасия гр ДГЕ-301
Основное
Календарь
Объявления
Форум
Работы студентов на
проверку
преподавателю
Материалы курса
Материалы по дисциплине
Рекомендуемая
литература
Ссылки по курсу
Типы работ
Курсовая работа Темы курсовых работ
а}
‘3* Добавить документ
Рис. 9. Рабочая область СДО.
Анализируя выполнение проекта (например, на заседании научного студенческого кружка или в группе), помимо достижений и неудач целесообразно обсудить результаты анкетирования участников проекта. Преподаватель должен использовать возможность сравнения обсуждаемого проекта с другими проектами, совместными усилиями преподавателя и студентов желательно выявить новые проблемы для исследования.
По завершении учебного проекта возникает вопрос об оценке преподавателем работы каждого участника. Вклад каждого участника в групповую работу отражен на
wiki-страницах, в Google Диск, в форуме (обсуждениях), во время выступлений и при подведении итогов. Балльно-рейтинговая система оценки знаний дает возможность преподавателю оценить работу каждого участника на всех этапах проектирования по определенным критериям. Оценка появляется по окончании проекта, но критерии с указанием баллов целесообразно довести до сведения студентов на первом этапе проектирования, например отдельным документом, размещенным в форуме СДО (в социальной сети), или в Программе проекта на wiki-страницах (в Google Диск).
Таким образом, на различных этапах проектной деятельности применяются различные средств ИКТ, с помощью которых проводится исследование, обсуждение, общение и коллективное создание нового знания (Таблица 1).
Таблица 1.
Применение ИКТ в учебном проектировании
Этапы Содержание этапов проектной деятельности Средства ИКТ, способствующие решению задач этапа
Подготовка и планирование учебного проекта • Анализ проблемной ситуации и выделение собственно проблемы • Определение темы, цели, задач проекта • Планирование Wiki-страницы, Google Диск, форум в СДО, группы и обсуждения в социальной сети, электронная почта, мобильные приложения для общения
е я ени ин й g по дел ыс В си • Поиск, размещение, корректировка информации в соответствии с регламентами проекта • Корректировка Анкеты, Плана, Программы Поисковые системы, сайты, электронные библиотеки, открытые образовательные ресурсы, wiki-страницы, Google Диск
Защита и оценка проекта • Подготовка итогового документа (статьи, доклада, презентации) • Защита проекта (на конференции, в группе) • Оценка результатов проектирования Wiki-страницы, Google Диск, форум в СДО, социальная сеть, электронная почта, мобильные приложения для общения
Анализ и оценка разработки
Организация учебного проектирования в информационно-коммуникационной среде позволила студентам-участниками проектов овладеть навыками анализа и обобщения исторических данных, планирования, коллективной работы и публичного выступления с презентацией.
В организации учебного проектирования применялись wiki, социальная сеть «ВКонтанте», виртуальная образовательная среда (СДО), облачный сервис хранения данных Google Диск (Drive), поисковые системы, сайты, современные средства коммуникации. К преимуществам, которые можно извлечь из применения ИКТ в учебном проектировании, можно отнести:
• освоение студентами и преподавателем новых технологий - wiki, Google Диск, повышение уровня в работе с поисковыми системами;
• проявление воспитательного эффекта: «прозрачность», благодаря
средствам ИКТ, вклада (интеллектуального, организационного, коммуницирования) каждого участника проекта в коллективную работу стимулировала повышение уровня ответственности, состязательности и сотрудничества участников проектов;
• усиление взаимодействия студентов и преподавателя, осуществляемое «на одном языке» - с помощью средств цифрового мира, которыми студенты пользуются в повседневной жизни;
• осуществление подготовки студентов к работе с современными системами управления, действующими посредством ИКТ, - системой управления проектами, системой управления знаниями в различных сферах человеческой деятельности.
Учебное проектирование в информационно-коммуникационной среде является частью общей проблемы применения интерактивных методов обучения посредством ИКТ в образовательном процессе вуза. Вопросы создания соответствующих методик, формирующих навыки сотрудничества, работы в команде, пока остаются открытыми.
Заключение
Изменение образовательной парадигмы на современном этапе требует от преподавателя вуза активного участия в модернизации педагогического процесса и информатизации образования. Новая модель обучения - коллаборационистское обучение, «студент в центре» - реализуется, благодаря интерактивным методам и применению ИКТ для организации сотрудничества студентов и преподавателя.
Перспективными направлениями в исследовании применения педагогических технологий в информационно-коммуникационной среде являются создание разработок по применению интерактивных методов обучения посредством современных средств ИКТ и методик обучения навыкам эффективного электронного сотрудничества в образовательном процессе в целом и в проектах, по конкретным учебным дисциплинам, в частности.
Литература
1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // «Психологический журнал Международного университета природы, общества человека «Дубна» Dubna Psichological Journal”. 2012. №2. - С. 1-18 ISSN 20767099.
URL: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/2012n2a1.pdf (дата обращения: 08.05.2014).
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523. (дата обращения 25.05.2014).
3. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 07.05.2014).
4. Полат Е.С. Метод проектов. URL: http://schools.keldysh. ru/labmro/lib/polat2. htm (дата обращения: 07.05.2014).
5. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: Методические рекомендации. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58с.
6. Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность // Электронный
журнал “Вестник Московского государственного областного университета”. 2010. №2. - C. 38-45 ISSN 2224-0209. URL: http://evest.nik-
mgou.ru/Articles/Doc/26 (дата обращения: 18.05.2014).
7. Чванова М.С., Храмова М.В. Организация проектной деятельности в системе открытого образования // Педагогическая информатика. 2010. №4. - С.47-57. ISSN 2077-9013.
8. Фомина А.С. Wiki-технология в преподавании исторических дисциплин в вузе // VI Международный научно-практический форум «Инновационное развитие российской экономики». Материалы конференции. Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2013. -С.418-421 ISBN 978-5-7764-0842-7.
9. Морзе Н.В., Варченко-Троценко Л.А. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2.0 // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society)». 2014. V.17. №1. - С. 637-649 ISSN 1436-4522.
URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17 i1/pdf/20.pdf (дата обращения: 18 апреля 2014).