УДК 378.147 Фомина Антонина Сивреновна
доцент кафедры философии и гуманитарных наук
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ GOOGLE ДИСК
(DRIVE) В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация:
Статья посвящена организации учебного проектирования в информационно-коммуникационной среде высшего учебного заведения. Исследовались возможности и результаты применения интерактивного метода обучения - метода проектов - посредством облачной технологии хранения данных Google Диск (Drive). Приведены примеры организации проектирования при изучении учебных дисциплин. Установлены преимущества применения современных средств ИКТ в учебном проектировании. Выводы статьи основаны на результатах исследования автора, включая результаты анкетирования студентов - участников проектов.
Ключевые слова:
учебное проектирование, метод проектов, ИКТ, информационно-коммуникационная среда, Google Диск (Drive).
Fomina Antonina Sivrenovna
Assistant Professor, Department for Philosophy and the Humanities, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
THE EDUCATIONAL DESIGNING WITH APPLICATION OF CLOUD TECHNOLOGIES OF DATA RETENTION AT GOOGLE DISK (DRIVE) IN A HIGHER SCHOOL
Summary:
The article is concerned with the educational designing in the information and communication environment of a higher school. The author investigates the possibilities and results of application of such an interactive teaching methods as a project method by means of cloud technologies of data retention at Google Disk (Drive). The examples of design management when studying educational subjects are presented. The paper determines advantages of the modern ICT technologies application in the educational designing. The article findings are based on the results of the author's research, including the results of the questionnaire survey of the students - project participants.
Keywords:
educational designing, project method, ICT, information and communication environment, Google Disk (Drive).
Актуальность исследования учебного проектирования с применением ИКТ в вузе обусловлена рядом факторов.
Во-первых, на современном этапе проектирование как система деятельности широко применяется в профессиональной сфере, управление проектами, как правило, осуществляется с помощью специального программного обеспечения и имеет общие закономерности в производственной и учебной деятельности. Готовность выпускника вуза к проектной работе формируется в процессе обучения студентов с применением интерактивного метода - метода проектов - и ИКТ.
Во-вторых, метод проектов позволяет решать задачи формирования у студентов в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата таких компетенций, как готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, умение ставить цели и находить пути их достижения [1].
В-третьих, применение ИКТ в образовательном процессе находится в полном соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., указывающем на электронное обучение как образовательную технологию при реализации образовательных программ [2], и с ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата, ставящим задачи формирования у студентов таких компетенций, как понимание роли и значения информационных технологий в развитии современного общества, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность обобщать и анализировать информацию, находящуюся в том числе в компьютерных сетях и корпоративных информационных системах [3].
В-четвертых, в последние годы в практике применения ИКТ в различных сферах жизни общества утвердились новые «тренды», которые бросают вызов педагогике и качеству образования. Наряду с социальными медиа, массовыми открытыми онлайн-курсами, мобильными технологиями новые возможности электронному образованию предоставляют «облачные сервисы», «облачные вычисления» - модель предоставления пользователю удаленного динамичного доступа посредством Интернет к услугам, вычислительными ресурсам и приложениям, включая операционные системы и инфраструктуру [4].
Новые ИКТ ставят под сомнение эффективность традиционных автономных систем организации и управления электронным обучением (LMS / электронных учебных оболочек, с которыми работает вуз, приобретенных на коммерческой основе или находящихся в свободном доступе). По мнению специалистов [5; 6], будущее электронного обучения - за разработкой специальных сервисов, которые интегрируют LMS с социальными сетями, облачными вычислениями и обеспечивают студентам доступ к обучению с помощью мобильных устройств и мобильных приложений.
Проблемы разработки и приобретения специальных приложений для реализации электронного обучения посредством новых перспективных ИКТ решаются на институциональном уровне. Педагоги же, помимо или вместо использования в учебном процессе автономных LMS, проводят эксперименты по применению бесплатных общедоступных образовательных интернет-инструментов, комбинируя сервисы Web 2.0 и облачных вычислений, к числу которых относится и Google Диск (Drive).
В литературе по вопросам организации учебного проектирования, в том числе с применением ИКТ, наиболее обстоятельно разработаны теория и методика проектирования, рассматриваются возможности интеграции педагогических технологий и средств ИКТ (в большей степени в средней школе, нежели в вузе) [7], проанализированы суть и модели облачных сервисов [8; 9; 10], появились исследования в части практического применения технологий Web 2.0 и Google Диск в учебном проектировании в вузе [11; 12].
Цель данной статьи - исследование проблемы организации учебного проектирования с применением Google Диск (Drive) в вузе. Исследование проведено на основании личного опыта автора по организации учебных проектов с применением ИКТ в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики и с учетом разработок по данной проблеме, изложенных в журнальных статьях.
Учебное проектирование с применением Google Диск (Drive) реализовывалось в двух проектах: поисковом проекте «Культура нового времени: развитие науки» (дисциплина «История мировой культуры») и исследовательском проекте «Догоняющая модернизация: Россия и Япония» (дисциплина «История»). В проектах приняли участие 12 студентов 1-х и 3-х курсов, обучающихся по направлениям «Прикладная информатика», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Психолого-педагогическое образование». В поисковом проекте участвовали студенты одной группы, исследовательский проект был межгрупповым - в нем работали студенты четырех групп и двух направлений обучения. Вся работа проводилась в информационно-коммуникационной среде, по результатам проектирования все участники выступили с презентациями в группах и на студенческой научной конференции, четверо участников подготовили к публикации статью в сборник научных работ кафедры философии и гуманитарных наук МЭСИ. По итогам проектной работы было проведено анкетирование и интервьюирование участников проектов.
При реализации учебного проекта с применением ИКТ требуется наличие следующих сервисов информационно-коммуникационной среды:
1. Размещение на общем ресурсе различной информации - документов, ссылок, источников исследования, контента, созданного участниками проекта.
2. Проведение обсуждения по вопросам проектирования.
3. Формирование (редактирование) единых документов на разных этапах проектирования.
4. Осуществление поиска источников информации для исследовательской деятельности.
5. Использование современных средств коммуникации.
Сервисы, указанные в пункте 4, осуществлялись через поисковые системы и сайты Интернет, в пункте 5 - посредством социальной сети «ВКонтакте», электронной почты, мобильных приложений, в пунктах 1, 2, 3 - с помощью Google Диск (Drive), который предоставляет возможность бесплатной работы с 5 Гб виртуального дискового пространства.
С помощью Google Диск (Drive) можно:
- создавать и редактировать документы, таблицы, презентации;
- проводить обсуждение вопросов;
- размещать информацию;
- предоставлять доступ к файлам по адресу электронной почты и выбирать уровень доступа - «Чтение», «Комментирование», «Редактирование».
Особенностью Google Диск является то, что эта система привязана к учетной записи Google, доступ к файлам дает пользователям владелец аккаунта, в свою очередь пользователи должны иметь аккаунт Google. Координацию, техническую и организационную поддержку работы участников проекта из своей рабочей области осуществляли студенты-модераторы.
Учебное проектирование с применением Google Диск (Drive) осуществлялось с учетом опыта реализации других моделей проектной деятельности: в виртуальной среде обучения Кампус МЭСИ и при комбинировании wiki-страниц Кампуса МЭСИ и социальной сети «ВКонтакте». В первом случае практически все необходимые сервисы для проектной деятельности были в наличии в Кампусе - форумы, электронная почта, доска объявлений, календарь, разделы для размещения документов, ссылок, литературы, wiki-страницы. Однако, во-первых, данная модель оказалась приемлемой только для студентов, обучающихся в одной группе. Во-вторых, по мнению студентов-участников всех моделей проектирования (34 человека), главным недостатком автономной LMS является ее недоступность с мобильных устройств.
Во втором случае вопросы удобства и оперативности работы по проекту решались с помощью социальной сети «ВКонтакте». По результатам анкетирования (34 человека) чаще всего участники проектов используют социальную сеть «ВКонтакте» и считают ее наиболее удобной для коллективной работы (100 %). В числе причин выбора указанной социальной сети 61,7 % студентов на 1-е место поставили то, что сеть проста и удобна в пользовании, что студенты, как правило, общаются в данной сети, находятся в ней практически постоянно, 52,9 % студентов на 2-е место поставили то, что в сети можно работать с мобильного устройства. Однако при реализации второй модели такая важная составная часть проектной работы, как редактирование, создание единого документа коллективом авторов, осуществлялась в автономной LMS, недоступной с мобильных устройств. Поэтому при выборе Google Диск (Drive) преподаватель исходил из того, что, во-первых, указанный сервис позволяет реализовать практически все составляющие проектирования (размещение данных, обсуждение, редактирование и создание единого документа) на одном общем ресурсе и, во-вторых, в процессе проектирования студенты получают возможность освоения новых информационных технологий - облачный сервис хранения данных (из 34 участников проектов до начала проектирования только 20 % работали с указанным сервисом). Учебные проекты с применением Google Диск (Drive) реализовывались по модели, изображенной на рисунке 1.
Информационно-коммуникационная среда учебного проекта
Google Диск (Drive) Корректировка документов, обсуждение, материалы, ссылки
~F Г
Средства коммуникации
(ВКонтакте, мобильные приложения, электронная почта)
Поисковые системы, сайты
Рисунок 1 - Модель осуществления учебного проекта с применением Google Диск (Drive)
Проектная деятельность состояла из нескольких этапов: подготовка и планирование (1); сбор, размещение на общем ресурсе материалов и собственно исследование (2); создание коллективных документов (текста, статьи, презентации), защита их участниками и оценка проектов преподавателем (3). Действия студентов и преподавателя на каждом этапе осуществлялись на Google Диск (Drive).
На первом этапе в организационном плане определялись состав участников и модераторы проектов, заводились аккаунты для тех, кто не имел учетной записи на Google, были определены обязанности модератора - организационно-техническая поддержка участников проектов:
- оказание, если необходимо, помощи по участию в обсуждении или размещению материалов, ссылок, по редактированию коллективных документов (текста, презентации, статьи);
- курирование сроков размещения результатов совместной работы на файлах, созданных модератором в Рабочей области Google Диск (Drive) (рис. 2).
Рисунок 2 - Первый этап осуществления проекта на Google Диск (Drive)
В предметной области на первом этапе проектирования на общем ресурсе осуществлялся анализ проблемной ситуации, представленной преподавателем. Студенты предлагали направления поиска информации и план составления итогового документа. Задача преподавателя состояла в оказании помощи студентам при формулировании целей и задач проекта, основных вопросов проблемы, на которые следовало найти ответы.
По наблюдениям автора, наибольшие трудности студенты испытывают на первом этапе проектирования. Не только потому, что у них недостаточно знаний и им необходимо осуществлять тщательный поиск информации по проблеме, чтобы генерировать идеи, но и по причине «клипового мышления», свойственного поколению тинейджеров. Сегодня молодые люди очень быстро и в большом объеме воспринимают новый материал, и в первую очередь посредством ИКТ. Они обладают способностью одновременно делать много дел: читать, звонить по мобильному телефону, посылать сообщения, работать с разными сайтами и почтовыми системами. Однако у положительного качества современных студентов - быстро реагировать на поставленные задачи - есть оборотная сторона. Людям с клиповым мышлением сложно проводить глубокий логический анализ и решать достаточно серьезные задачи [13]. Студентам, рассчитывавшим на то, что в процессе проектирования они просто найдут через поисковые системы информацию по заголовку проекта и «набросают» ее на общий ресурс, приходилось учиться действовать последовательно, формулировать цели, определять возможные действия. В данном случае помогает «прозрачность» коллективной работы на общем ресурсе, возможность учиться друг у друга.
В поисковом проекте «Культура нового времени: развитие науки» формулирование цели и задач, указание сроков проектирования не представило особых трудностей - программа проекта включала определение наук и персоналий первой научной революции. Исследовательский проект требовал активного руководства со стороны преподавателя и закончился разработкой важного коллективного документа - программы поиска, анализа, обработки и сравнения информации по проблеме догоняющей модернизации в России и Японии (рис. 3).
Рисунок 3 - Осуществление первого этапа проекта «Культура нового времени: развитие
науки» на Google Диск (Drive)
Созданные на первом этапе программы проектов и определение сроков выполнения поставленных задач подготовили базу для выполнения собственно исследования. На втором этапе на созданном модератором файле размещались и корректировались в соответствии с поставленными задачами индивидуальные документы участников проектов. Студенты с самого начала были сориентированы на поиск научной информации по проблемам - в статьях, монографиях, учебниках, на исторических сайтах. По результатам анкетирования поиск и отбор необходимых материалов в Интернете составили для студентов определенные трудности. 100 % участников проектов с применением Google Диск (Drive) (12 человек) и 97 % всех участников проектов (34 человека) отметили, что информация часто была ненаучная, были необходимы дополнительные источники - тексты на бумажных носителях - и специальные исторические сайты.
На этапе исследования преподаватель оказывал содействие студентам в поиске информации: размещал ссылки на открытые ресурсы, рекомендовал литературу, которую можно предметно поискать в Интернете, предоставлял студентам источники на электронных и бумажных носителях.
На третьем, обобщающем этапе проектирования участники на файле Google Диска составили единые документы - текст, презентацию, статью (рис. 4), в качестве защиты проекта выступили с презентацией на научной студенческой конференции и в группах другого потока, подготовили к публикации статью.
Рисунок 4 - Третий этап проекта «Культура нового времени: развитие науки» на Google
Диск (Drive)
На всех этапах коллективной работы было необходимо взаимодействие студентов, студентов и преподавателя: общение, обсуждение возникших вопросов, согласование формируемых на общем ресурсе единых документов, размещение ссылок на дополнительную информацию. Несмотря на то что сервисы Google Диск (Drive) предоставляют такую возможность, студенты предпочли общаться в социальной сети «ВКонтакте». Модератор создал в сети закрытую группу, в которую вошли студенты и преподаватель как участник проекта.
Оценка студентами проектной работы отражена в таблице 1. Наибольшую сложность для студентов при выполнении группового проекта представляло составление единого документа (для 75 % студентов, работавших с Google Диск (Drive), и для 54,5 %, работавших с другими ИКТ), приблизительно на одном уровне сложности стоит поиск информации (для 50 %, работавших с Google Диск (Drive), и для 45 %, работавших с другими ИКТ).
Таблица 1 - Результаты анкетирования участников проектов
Ответы участников Ответы участников
проектов с примене- проектов с приме-
Вопросы анкеты нием Google Диск нением lMs,
(Drive) «ВКонтакте», wiki
(12 человек), % (22 человека), %
1. При выполнении группового проекта что представляло для
Вас наибольшую трудность? (Указать 2-3 пункта из пяти.)
- Составление единого документа (статьи, презентации, текста) 75 54,5
- Поиск информации 50 45
- Работа с wiki-страницами - 50
2. Если Вам представится возможность, будете ли Вы участ-
вовать в учебном проекте с применением ИКТ?
- Да 91,6 81,8
- Нет 8,4 18,2
3. После того как Вы приняли участие в проекте, готовы ли Вы
быть руководителем проекта - составить план, программу,
вести мониторинг, давать рекомендации?
- Да, хотелось бы попробовать 50 59
- Нет 50 41
Продолжение таблицы 1
Вопросы анкеты Ответы участников проектов с применением Google Диск (Drive) (12 человек), % Ответы участников проектов с применением LMS, «ВКонтакте», wiki (22 человека), %
4. Если Вы работали с Google Диск, можно ли заниматься проектной работой с его применением? - Да, в нем есть все, что заменяет Рабочую область Кампуса (LMS) и wiki-страницы - Нет, не стоит, так как есть проблемы совместимости форматов MS Office и Google Диск 58,3 41,7 -
5. Какими качествами, по-вашему, должен обладать модератор проекта? (Указать два пункта из пяти.) - Хорошо владеть компьютерными технологиями и оказывать участникам техническую поддержку - Обладать способностью руководить коллективной работой 50 75 72,7 54,5
Трудности при составлении единого документа были связаны как с недостаточностью у участников чисто проектных навыков, так и со сложностями овладения новыми технологиями -Google Диск (Drive) и wiki. Это подтверждают ответы студентов в пунктах 1-4 таблицы 1. На вопрос «Если Вам представится возможность, будете ли Вы участвовать в учебном проекте с применением ИКТ?» большинство студентов ответили утвердительно (91,6 % студентов, работавших с Google Диск (Drive), и 81,8 % студентов, работавших с другими ИКТ). Однако на вопрос «После того как Вы приняли участие в проекте, готовы ли Вы быть руководителем проекта - составить план, программу, вести мониторинг, давать рекомендации?» положительно ответила приблизительно половина участников (50 %, работавших с Google Диск (Drive), и 59 %, работавших с другими ИКТ).
Из таблицы 1 следует, что применение незнакомых средств ИКТ представило для студентов совершенно определенные трудности. 50 % участников проектов с применением LMS, «ВКон-такте», wiki на 2-е место по сложности поставили wiki. И хотя 58,3 % студентов, занимавшихся проектной работой на Google Диск (Drive), согласились с тем, что это возможно, так как на нем есть все, что заменяет Рабочую область Кампуса (LMS) и wiki-страницы, достаточно большое количество студентов (41,7 %) считают, что заниматься проектной работой с применением Google Диск (Drive) не стоит, так как есть проблемы совместимости форматов MS Office и Google Диск (Drive).
Интервьюирование участников проектов с применением Google Диск (Drive) показало, что основная проблема заключается не столько в освоении новых ИКТ, сколько в недооценке овладения проектными навыками, которые формируются в процессе последовательной проектной деятельности и коллективной работы - совместных действий, сотрудничества студентов, студентов и преподавателя. Студенты, считавшие, что заниматься проектной работой с применением Google Диск не стоит, высказывали следующие замечания и предложения: проекты удобно осуществлять в социальной сети «ВКонтакте», так как в ней можно работать в закрытой группе и она проверена временем; при проектировании желательно пользоваться проверенными и уже используемыми средствами ИКТ, а единые документы - текст, статью, презентацию - можно составить в Word и Power Point.
В ходе дальнейшей беседы с участниками проектов выяснилось, что до начала проектирования суть коллективной работы студенты понимали по-разному:
- каждый участник ищет и анализирует информацию по определенному направлению программы, затем модератор соединяет ее в единый документ - 58,3 % опрошенных;
- каждый участник ищет и анализирует информацию по всем направлениям программы, а модератор соединяет ее в единый документ - 41,7 % опрошенных.
После завершения проекта большинство студентов (90 %) были согласны с тем, что каждый участник проекта должен не просто собрать и проанализировать информацию по всем направлениям программы, но и изучить материалы других членов проектной группы, принять участие в обсуждении и редактировании как размещенных на общем ресурсе индивидуальных документов, так и единого коллективного документа, составленного модератором.
Успешное выполнение проектных задач во многом связано с работой модератора. По результатам анкетирования на вопрос о том, какие качества должны быть присущи модератору проекта, на 1 -е и 2-е места были поставлены ответы:
- способность руководить коллективной работой (75 % студентов, работавших с Google Диск (Drive), и 54,5 %, работавших с другими ИКТ);
- уверенное владение компьютерными технологиями и способность оказывать участникам техническую поддержку (50 %, работавших с Google Диск (Drive), и 72,7 %, работавших с другими ИКТ).
Проектная деятельность с применением ИКТ, в том числе с применением Google Диск (Drive), позволяет достичь в образовательном процессе таких целей, как овладение навыками анализа и обобщения данных, планирования и работы в команде, работы с современными ИКТ, подготовки статьи и выступления с презентацией.
Очень важными достоинствами организации учебного проектирования в информационно-коммуникационной среде, в том числе с применением Google Диск (Drive), являются «прозрачность» благодаря общему ресурсу работы всех участников, возможность не просто увидеть и оценить вклад каждого в коллективную работу, но и, перенимая опыт членов проектной группы, учиться работать в команде, овладевать проектными навыками через сотрудничество и взаимодействие студентов, студентов и преподавателя.
К преимуществам организации учебного проектирования с применением Google Диск (Drive) можно отнести:
1. Возможность реализации межгруппового и междисциплинарного проекта, не привязанного к автономной LMS.
2. Использование на одном, общем для всех участников проекта ресурсе всех необходимых для коллективной работы сервисов - обсуждения, размещения материалов, создания (редактирования) единых документов.
3. Возможность применения в учебном процессе современных, регулярно обновляемых информационных технологий, сосредоточенных на бесплатном «облаке».
Перспективными направлениями в исследовании интеграции педагогических технологий и современных ИКТ являются изучение образовательных возможностей облачных сервисов (а также социальных сетей, мобильных технологий, массовых открытых онлайн-курсов), разработка соответствующих методик обучения, определение трудозатрат и критериев работы преподавателей, организующих образовательный процесс с применением новых ИКТ.
Ссылки:
1. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 27.05.2015).
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата.
4. Пьяных Е.Г. Организация образовательной среды на основе «облачных» сервисов для обучения информационным технологиям бакалавров по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51). С. 17-21. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&jour-nal_page=archive&id=1006&article_id=7736 (дата обращения: 27.05.2015).
5. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2014. № 1. С. 650-675. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i1/pdf/21.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
6. Соловов А.В. «Золотые клетки» виртуальных учебных сред [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 133-137. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zolotye-kletki-virtualnyh-uchebnyh-sred (дата обращения: 27.05.2015).
7. Фомина А.С. Организация учебного проектирования с применением ИКТ в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2014. № 3. С. 402-419. http://ifets.ieee.org/russian/deposi-tory/v17_i3/pdf/4.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
8. Пьяных Е.Г. Указ. соч.
9. Электронное образование в облаке [Электронный ресурс]. URL: http://www.web-soft.ru/db/wb/382DF785722E67DBC325787E005C58EA/doc.html (дата обращения: 27.05.2015).
10. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: http://www.science-education.ru/108-9066 (дата обращения: 27.05.2015).
11. Пьяных Е.Г. Указ. соч.
12. Фомина А.С. Указ. соч.
13. «Люди с клиповым мышлением элитой не станут» [Электронный ресурс]. 2015. 28 марта. URL: http://www.rosbalt.ru/pi-ter/2015/03/28/1382125.html (дата обращения: 27.05.2015).