Научная статья на тему 'Проблемы электронной педагогики'

Проблемы электронной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ / INFORMATIONAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIONAL-COMMUNICATIVE TECH-NOLOGIES / ELECTRONIC TRAINING AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марина Викторовна, Муравьева Ольга Вячеславовна, Ворохобина Яна Витальевна

Электронная педагогика новое направление педагогической науки, сис-тема педагогических методов, методик, форм обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах. В статье рассматриваются основные составляющие учебного процесса в информа-ционно-образовательной среде на примере виртуального представитель-ства учебного заведения сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Марина Викторовна, Муравьева Ольга Вячеславовна, Ворохобина Яна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ELECTRONIC PEDAGOGICS

The electronic pedagogics is a new school in pedagogical science, the system of peda-gogical methods, methodics, forms of education and training in high-technological in-formational-educational environment. The basic components of educational process in informational-educational environment are examined in the article (the example is vir-tual representation of the educational institution in Internet).

Текст научной работы на тему «Проблемы электронной педагогики»

УДК 37.01

Попова М.В., Муравьева О.В., Ворохобина Я.В.

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Образование в России невозможно без внедрения информационно-коммуникационных технологий. Информационная образовательная инфраструктура охватывает такие крупные информационные ресурсы, как глобальные сети передачи данных и средства компьютерной и телекоммуникационной техники, позволяющей преподавателям и учащимся быстро получать доступ к различным источникам информации, широко использовать в процессе обучения электронные учебные пособия. Что делает необходимым по-новому развивать дидактику и педагогику в целом, т.е. наполнять информационную систему образования определенным педагогическим содержанием.

Использование преподавателями информационных технологий уже является обязательным, но не достаточным фактором для проведения качественного обучения. В связи с этим, на первый план выходит необходимость создания в учебном заведении информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. Есть ряд подобных определений понятия ИОС. Вот один из возможных вариантов данного подхода: «Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая». Теоретическое ядро всей ИОС составляет именно педагогическая система. Можно говорить о новом направлении педагогической науки, исследующим педагогические процессы в этом новообразовании, называемом ИОС. Такое новое направление мы условно называем как «Электронная педагогика».

Электронная педагогика - новое направление педагогической науки, предметом которой является педагогическая система открытого образования; система педагогических методов, методик, форм обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах

Рассмотрим, с помощью каких составляющих осуществляется учебный процесс в ИОС, например в виртуальном представительстве (ВП) учебного заведения сети Интернет.

ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей,

главными из которых при подготовке и реализации учебного процесса являются преподаватель и студент. При этом состав и содержание информационных ресурсов определяются самим учебным заведением, а набор сервисных служб - типовым программным обеспечением. Иными словами, ВП - это программно-педагогический комплекс, предоставляющий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении. Администрирование ВП ведет базовое учебное заведение, реализуя свою методику обучения на основе типовых.

ВП обеспечивает каждому учащемуся возможность:

■ доступа в электронную библиотеку, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение;

■ общения с преподавателем по электронной почте;

■ телеконференции по каждому изучаемому курсу;

■ общения со студентами своей виртуальной учебной группы;

■ консультации у преподавателя в режиме on-line;

■ ряд других возможностей.

Основными подсистемами ВП, реализующими основные функции виртуального представительства являются:

■ административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их отделенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;

■ подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;

■ библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;

■ подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - формирование учебных групп расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.;

■ подсистема контроля знаний (тестовая подсистема);

■ подсистема статистики - сбор, формирование и представление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы;

■ подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов.

Основными структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, и данной схеме являются электронная библиотека, тестовая система и электронный деканат.

Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line: текстовых материалов; аудио-и видеоматериалов; гипертекстовых пособий, графических иллюстра-

ций; учебных компьютерных программ; моделирующих систем; автоматизированных лабораторных практикумов; тестовых заданий нескольких типов и т.д.

В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.

Функции электронного деканата - формирование соответствующих учебных, групп, что позволяет организовать учебную деятельность учащихся и преподавателей, обеспечить четкую работу ВП в целом. Для учебных групп составляется расписание, размещаемое на доске объявлений ВП в закрытой его части. Здесь же может размещаться информация о составах учебных групп, информация администрации ВП, деканата или отдела кадров ВП.

В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться (открываться) электронные аудитории или форумы КАК средств коллективной работы учащихся. При этом ВП учебного заведения само формирует необходимые для ведения учебного процесса учебные и административные ресурсы, так называемые производственные модули, применяемые в процессе обучения нотой или иной дисциплине и создаваемые по мере необходимости. К числу таких модулей можно отнести:

■ ЧАТ учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории - семинары и консультации);

■ телеконференции (форумы) по дисциплинам (oft-line аудитории - семинары и консультации);

■ доски объявлений;

■ листы рассылки;

■ система индивидуальных (тарифицируемых) консультаций.

Следует отметить, что число таких модулей в ВП учебного заведения определяются потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.

Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя. На него возлагаются следующие функции: координирование познавательного процесса; корректировка преподаваемой дисциплины; консультирование при составлении индивидуального учебного плана; руководство учебными планами, учебными проектами.

В этой связи, необходимым условием работы преподавателя в ИОС является повышение его квалификации в соответствии с отмеченными инновациями. Преподаватель-консультант (или тьютор), должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические сложности получения максимального педагогического результата. В этом

смысле, одним из существенных моментов при создании и развитии ИОС является соответствующая подготовка новых педагогических кадров, способных разрабатывать учебные курсы нового поколения, организовывать и реализовывать учебный процесс в современных ИОС.

Перечень основных требований, предъявляемых к таким преподавателям, включает:

■ способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;

■ обладать определенной психологической устойчивостью и работать с виртуальными студентами, когда преподаватель не видит своих студентов, практически, за все время обучения;

■ работать в условиях распределенного времени;

■ быть внутренне хорошо организованным человеком, способным заранее подготовить все необходимые компоненты сетевого курса, разработать четкий календарь событий в течение курса и всех видов отчетности по учебным заданиям;

■ быть готовым к очень активному обмену информацией со студентами, поскольку без активного диалога и сетевых коммуникации типа «преподаватель-студент(-ы)» и «студент-студент(-ы)», «студенты-студенты» технологии обучения сводятся лишь к слегка модифицированному старому заочному обучению по переписке («корреспондентское обучение»);

■ активно стимулировать и поощрять совместную работу студентов при выполнении учебных заданий посредством сетевых технологий;

■ немедленно информировать студентов об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий;

■ быть готовым достаточно часто изменять содержание сетевого курса.

В этой связи можно сформулировать казалось бы очевидный, но тем не менее часто не принимаемый во внимание важный принцип -становление и развитие системы образования (СОО) без специально подготовленных и высоко мотивированных преподавателей невозможно. Часто получается так, что на начальном этапе становления корпоративной СОО руководство образовательного учреждения, приняв решение об активных действиях СОО, стремится, в первую очередь, оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, полагая, что при этом учебный процесс развернется как бы сам собой. Однако, не преуменьшая значения выше перечисленных действий, это типичная ошибка игнорирования системного подхода. Требуется учитывать все элементы педагогической систе-

мы, включая участников образовательного процесса, и прежде всего (или одновременно), подготовку преподавателей как в области средств информационных и коммуникационных технологий, так и педагогики современных информационно-образовательных сред.

При этом, отметим, что анализ программ подготовки показывает, что основное внимание до сих пор уделяется подготовке в области средств информационных и коммуникационных технологий, основываясь на ошибочной посылке о том, что знание и умение преподавателя использовать возможности этих технологий автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе. Преподаватель в информационно-образовательной среде должен иметь представление:

■ в какой системе образования ему предстоит работать (системе открытого образования);

■ как готовить учебно-методический материал;

■ о новой роли преподавателя, использующего все богатство дидактических, программно-технологических, аппаратно-технических и других возможностей системы;

■ о правовом статусе преподавателя, и, прежде всего, - о его правах и обязанностях как субъекта образовательного права.

Тьютор, таким образом, должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Учебное заведение может реализовать через свое виртуальное представительство в ИОС ОО обучение по отдельным курсам (дисциплинам) по одной или более специальностям. При этом программное обеспечение ВП обеспечивает возможность выбора учащимся преподавателя, у которого он желает проходить обучение. Учащийся может ознакомиться с данными, характеризующими опыт работы каждого преподавателя, в частности, такими, как: анкетные данные; научный и педагогический стаж; основные научные труды и достижения и иные данные, которые сам преподаватель считает необходимым разместить в своем файле. Выбор преподавателя происходит, как правило, до осуществления выбора учебно-методического обеспечения по дисциплине.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть еще один блок, непосредственно относящийся к учебному процессу, и не представленный в приведенной выше схеме, - это электронная или виртуальная кафедра. Вопрос об идеологии построения кафедры находится в стадии становления, хотя определенный задел в этом направлении уже существует.

Интернет-кафедра может осуществлять свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом

кафедра организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей университетского образовательного комплекса по реализуемым образовательным программам на всех уровнях получения образования, по всем формам и технологиям обучения.

Распределенная кафедра может осуществлять все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:

■ лекции, в т.ч. и поточной аудитории;

■ лекции в сетевых классах;

■ лекции в режиме теле- и видеоконференций;

■ лекции-презентации;

■ практические занятия, в т.ч. семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;

■ организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в т.ч. выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;

■ организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;

■ консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);

■ контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме телевидеоконференций;

■ организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;

■ участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;

■ участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

Основной функцией распределённой кафедры является, конечно, учебно-методическая поддержка учебного процесса. Во-первых - это разработка учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий по данному курсу (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в сети Интернет).

Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности: учебники; учебные пособия; авторские курсы лекций; сборники задач, сборники ситуационных заданий и

упражнений (case-study); сборники тестов, лабораторные и иные практикумы; итерированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах; руководство по изучению курса (study-guide); компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности может располагаться на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое обучение, мультимедийное обучение).

Другим направлением деятельности виртуальной кафедры является ее научно-исследовательская работа в следующих направлениях:

■ научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебных курсов;

■ научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания всего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;

■ научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий;

■ мониторинг образовательной и методической деятельности других кафедр и образовательных структур в Российской Федерации и за рубежом;

■ организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научно-педагогической школы (школ);

■ организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов;

■ организация научно-консалтинговой деятельности;

■ подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в сети Интернет) по результатам научных исследований.

Важным вопросом является также определение состава виртуальной кафедры, который может образовываться из числа лиц, осуществляющих научно-педагогическую деятельность по родственным учебным курсам в отношении студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, обучающихся на территории субъектов Российской Федерации и за рубежом. В состав распределенной кафедры могут включаться как преподаватели базового учебного заведения, реализующего учебный процесс через свое виртуальное представительство, так и региональные преподаватели. Региональными преподавателями являются педагогические работники - профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, ведущие учебный процесс со студентами, аспиратами, докторантами, слушателями базового учебного заведения по одной или нескольким смежным дисциплинам через виртуальное представительство базового учебного заведения.

Наряду с профессорско-преподавательским составом кафедра может включать также аспирантов, докторантов, студентов-стажеров, методистов, технологов, лаборантов. В составе кафедры могут быть образованы лаборатории, научно-исследовательские группы и другие подразделения. Причем эти подразделения могут быть также экстерриториальными. Распределенная кафедра осуществляет свою образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде базового учебного заведения, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями учебного заведения, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспиратами, слушателями, обучающимися на расстоянии, а также доступ в мировое образовательное пространство.

Таким образом, информационно-образовательная среда - это, прежде всего, педагогическая система с ее обеспечением в финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемах.

Виртуальное представительство учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса, реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых при подготовке и реализации учебного процесса являются, конечно, преподаватель и студент. Основными же структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, являются виртуальная кафедра, электронная библиотека, система тестирования и электронный деканат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.