БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Овчаренко (ХМ. Проектирование информационно-обрюовательной среды с использованием новых информационных технологий // Труды IV Международной научнопрактической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании». - Таганрог: ТИУ и Э, 2005, Т2. - С. 245-250.
2. Норенкав НМ. Концепция модульного учебника. - М.: Информационные технологии, 1996, № 2.
В.В. Лещанова
ОРАГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
. ,
который способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился. В итоге, формируется сеть ( ) , создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким об, -тельно-профессиональном пространстве, его развитие через обучение, а также постоянный образовательный и профессиональный консалтинг [1].
Одной из наиболее перспективных стратегий практического внедрения концепции открытого образования является создание виртуальных представительств учебных заведений, т.е. гибких, открытых, распределенных и автономных струк-.
,
.
кафедр является сегодня актуальной задачей. В качестве решения данной задачи предлагается создание виртуальных представительств (ВП) кафедр, как базовых структурных единиц информационно-обр^овательной среды (ИОС) системы образования [2].
Принципы построения и функционирования ВП. Виртуальное представительство учебного заведения в ИОС ОО - это взаимосвязанный набор сервисных ( ), проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей. В целом, понятие виртуального представительства можно охарактеризовать следующими признаками [3,4]:
♦ Подбор кафедр (организаций, имеющих совместимые цели, потребность в опыте и ресурсах друг друга.
♦ Электронная интеграция педагогических, учебно-методических и организационно-технических ресурсов на основе сетевых технологий.
♦ Реализация процессов кооперации и координации пространственно удаленных партнеров.
♦ Совместное производство и использование географически распределенных педагогических и образовательных технологий, а также быстрое их приумножение.
♦ Реализация междисципл инарной стратегии обучения.
♦ Возможность быстрого формирования, развертывания, переструктури-рования в интересах адаптации к состоянию рынка образовательных услуг.
♦ Формирование автономных виртуальных учебных групп с гибким распределением и перераспределением функций и ролей партнеров, взаимодействующих на расстоянии.
Создание ВП учебного заведения (как типового модуля) и организация его работы с различными пользователями - это многокомпонентная задача. При этом сервисные средства ВП решают только одну проблему. Другая не менее сложная и объемная задача - организация его работы (проблема технологии работы), т.е. обеспечение эффективного использования сервисных возможностей и ресурсов ВП со стороны учебного заведения и интеграция сетевого учебного процесса в существующую структуру учебного заведения. Учебное заведение можно рассматривать как некую сложную систему, на входе которой находятся абитуриенты. Став , ,
.
и используют ресурсы (интеллектуальные, информационные и материальные) . , , -за, т.е. его продуктом.
Внедрение и освоение новых технологий - это длительный и весьма не про. , , решению встающих технологических, организационных, методических, норматив-
- , .
Основными этапами работы в процессе создания ВП являются [4]:
♦ Пересмотр всех видов деятельности кафедры с их последующей реорга-
низацией.
♦ Определение основных объектов инноваций и выделение основных ин-
формационных потоков кафедры.
♦ Выбор инструментальных средств для создания поддерживающей ин-
формационной системы.
♦ Реализация всех компонентов информационной системы.
♦ Внедрение и опытная эксплуатация.
♦ Доработка и модификация системы.
В разработке информационно-технической инфраструктуры ВП кафедры главную роль должны играть стандарты в области образовательных технологий, , , -, .
ВП кафедры объединяет следующие технологии и средства:
1. Сетевые Интернет-технологии.
2. Интеллектуальные технологии:
♦ распределен ные базы учебно-педагогических данных и знаний, включая базы мультимедиа-данных;
♦ технологии управления знаниями и, в частности, средства интеллектуализации информационного поиска в сети Интернет;
♦ технологии управле ния учебным процессом;
♦
среды.
Структурная организация ВП учебного заведения. Создание информаци-онно-обр^овательной среды системы образования ведется путем разработки од,
( ) . -
личных регионах на базе наиболее оснащенных вузов (например, в узлах сети ЯиМЫЕТ), образуя региональные информационно-обр^овательные среды. Каждая
- -
( )
учебных заведений различного уровня на добровольной основе. Структуру региональной ИОС поясняет схема на рис.1.
Рис.1. Структуру региональной ИОС
В процессе создания своего ВП учебное заведение формирует в открытой части ВП информацию о предоставляемых им услугах и условиях обучения, а в закрытой части - необходимые для ведения учебного процесса учебные и админи-. , представленную учебным заведением в открытой части ВП, и принять решение о заключении договора с данным учебным заведением на ту или иную предлагаемую им услугу.
В ВП учебного заведения в ИОС выделяются следующие основные категории пользователей: администраторы, преподаватели-консультанты (тьюторы), авторы-разработчики, редакторы, слушатели, студенты, читатели (электронной библиоте-). , -
. [5],
требующих реализации в виртуальном представительстве, позволил структурировать их в ряд подсистем ВП, основными из которых являются:
♦ Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей.
♦ Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий.
♦ Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным за.
♦ Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) -формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.
♦ Подсистема контроля знаний (тестовая подсистема).
♦ Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы.
♦ Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе раз-
.
Из административной подсистемы по мере необходимости могут создаваться, , , иной дисциплине. К числу таких модулей относятся:
♦ ЧАТ учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории -
).
♦ Телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line аудитории - семи-
).
♦ Доски объявлений.
♦ Листы рассылки.
♦ Система индивидуальных (тарифицируемых) консультаций.
Число таких модулей в ВП учебного заведения определяется потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения. Основной категорией, организующей работу других категорий пользователей, являются администраторы. Все действия администратора ВП регламентируются соответствующей документацией, доступной ему в полном объеме в административной подсистеме ВП.
В качестве примера, поясняющего организацию и технологию работы пред, -
:
♦ регистрация новых (и корректировка имеющихся) учебных планов, новых пользователей (удадение информации о выбывших); новых учебнометодических и иных ресурсов электронной библиотеки ВП;
♦ контроль за обеспечением досту па к ресурсам ВП для пользователей;
♦ формирование информации на Доске объявлений данного ВП, раздела Новости и иных разделов открытой части ВП;
♦ ( );
♦ контроль за работой системы тестирования и правильностью ее исполь-
;
♦ ( , );
♦ (on-line) -
( );
♦ оформление договоров с абитуриентами, поступающими на обучение через ВП (анализ поступивших заявок, контроль за заполнением догово-
, , );
♦ контроль за ходом обучения слушателя по его личному делу (досье, про-
);
♦ просмотр учебн ых материалов ВП;
♦ контроль за ходом консультаций on-line, временем работы преподавателя, корректностью ведения консультаций, правильностью работы систе-
;
Учебное заведение через свое ВП проводит обучение по одной или более , -
, . -данному в ВП учебному плану обучаемый получает категорию "с^дент", а при регистрации на обучение без учебного плана, по отдельным курсам (независимо от их числа) - категорию "слушатель". Если же пользователь желает получить доступ к ресурсам электронной библиотеки ВП, но не проходить обучение ни по курсам, ни по учебному плану, он получает категорию "читатель". Потенциальный пользователь получает ту или иную категорию после регистрации. В дальнейшем он не может перейти в другую категорию без перерегистрации [6].
Аналогично проходят регистрацию будущие слушатели и студенты. До регистрации они имеют возможность ознакомиться с особенностями работы данной категории пользователей с ресурсами ВП. В процессе регистрации данные о пользователе поступают к администратору ВП. Он контролирует правильность проведения регистрации и завершает регистрацию или отказывает в ней (в зависимости
).
отправкой пользователю атрибутов для доступа в закрытую часть ВП.
Регулярно работая в виртуальном представительстве, пользователь получает доступ только к ограниченному составу сервисных служб и набору информацион-.
процедур, обеспечивающих учет используемых ресурсов, и отслеживания соблюдения авторских прав, включая и экономические вопросы (авторское вознагражде-). -, . обучения обучающийся имеет возможность ознакомиться с анкетными и иными данными о преподавателе (научная степень и ученое звание преподавателя, стаж работы, основные достижения и публикации, награды, цена обучения и др.).
По каждой дисциплине слушатели обеспечиваются обязательными и допол-
- (
).
Каждое ВП обеспечивает обучающемуся возможность использовать в процессе обучения следующий набор основных сервисных функций:
♦ доступ в электронную библ иотеку к оплаченным ресурсам;
♦ общение с преподавателем в режиме off-line (по электронной почте);
♦ телеконференция по каждому изучаемому курсу;
♦ консультации и работа в ЧАТ - группе по каждому изучаемому курсу;
♦ общение со студентами сво ей виртуальной учебной группы;
♦ доска объявлений админ истрации учебного заведения;
♦ личное дело (протокол работы);
♦ консультации у преподавателя в режиме on-line и др.
Слушатели и студенты ВП после регистрации и выполнения требований (например, прохождения вступительных испытаний) зачисляются на обучение, после чего в ВП проводится формирование соответствующей учебной группы. В ВП возможно формирование учебных групп трех типов:
1. ( ) .
2. Курсовая группа.
3. Комплексная группа.
Стабильная (постоянная) группа практически аналогична учебным группам при очной форме обучения. Она формируется из обучающихся, поступивших на обучение по одной специальности. В ней возможно появление новых слушателей. Г руппа сохраняется на протяжении всего срока обучения.
Курсовая группа формируется только из слушателей, поступивших на обучение по определенному учебному курсу. Она прекращает свое существование после изучения этого курса и проведения итоговой аттестации.
Комплексная группа образуется на основе постоянного приема на обучение, когда в ее состав добавляются дополнительно принятые слушатели на конкретный . , , , существование по завершении этого курса.
Необходимость появления учебных групп трех типов вызвана соображениями экономической целесообразности. В виртуальном представительстве, в принципе, могут формироваться и смешанные группы. Решение о типе учебных групп отнесено к компетенции администрации ВП учебного заведения.
Учебные группы позволяют организовать учебную деятельность слушателей , . -
, -
ти. В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться (открываться) электронные аудитории в виде ЧАТ-групп или форумов как
средств коллективной работы слушателей. Обучающийся может работать только в , .
, -
ние учебного процесса, включая документирование. Кроме того, в ВП формируется и передается на уровень региональной ИОС интегральная (мега) информация, обеспечивая функционирование ВП как составной части территориально-
- , -
шенно новые перспективы для информирования потенциальных потребителей образовательных услуг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Открытое образование - стратегия ХХ1-го века для России/ Под общ. ред. В.М. Филиппова и В.П.Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2000. - 288 с.
2. Тихомиров В.П., Солдаткин В.М., Лобачев С.Л, Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. - М.: МЭСИ, 1999
3. Горнев В.Ф., Тарасов В.Б. Виртуальная кафедра - базовая единица вуза ХХ1-го века// Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. - Таганрог: ТИУЭ, 1999. - С. 29-30.
4. Голенков В.В., Гулякина НА., Елисеева О.Е., Лемешева Т.Л., Беззубенок НМ., Сердюков Р.Е.,Ивашенко В.П. Виртуальная кафедра// Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в ХХ1-м веке» (ЮЛГ2001, Дивноморск, Россия, 3-8 сентября 2001 г.). - М.: Наука. Физматлит, 2001. - С.559-570.
5. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебньк телекоммуникационных проектов. -Барнаул, 1998. - 95 с.
6. Основные положения концепции создания и развития информационно-обр^овательной среды Открытого Образования системы образования РФ. - М.: ГосНИИ Системной интеграции, 1999. - 22 с.
B.JI. Колесниченко КАНАДСКАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ*
Статья посвящена проблеме разработки и реализации медиаобразованой модели в Канаде. Рассматривая данную проблему, остановимся на ключевых положе-
,
.
Интенсивное развитие средств массовой информации (которые являются неотъемлемой и важной частью жизни современного общества) делает всё более актуальным необходимость дальнейшего рассмотрения и анализа процесса медиаобразования в мире.
Прежде всего, обратимся к самому термину «медиаобразование». «Медиаобразование (media education) - это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, а также с развитием аналитических способностей интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатек). (media education), (media
studies) (media
literacy)» [1].
Бесспорно, выявление наиболее эффективных подходов, знакомство с перспективными направлениями зарубежного опыта медиаобразования будет способствовать интенсивному процессу развития российского медиаобразования.
Анализ современных тенденций развития медиаобразования убедительно по, -. , 1999
является обязательным компонентом школьной программы во всех школах Канады с 1 по 12 класс. Канада является первым в мире государством с системой обязательного медиаобразования школьников. Высшее медиаобразование можно получить в следующих учебных заведениях Канады: Carlenton University, York University, Ryerson Politechnical Institute, Canadian Center for Advanced Film Studies, Montreal University . -
ляет Манитобский yHHBepcHTeT(Manitoba University).
,
можно отнести плодотворную деятельность ассоциаций деятелей медиаобразова-, -ства. Данные ассоциации занимаются изданием научно-методической литературы , , мастер-классы и конференции регионального и международного уровней. Координирует деятельность всех региональных ассоциаций Канадская ассоциация медиа-образовательных организаций (CAMEO).
"статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект № 04-06-00038а «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах ». - -ки России, доктор педагогических наук, профессор А В. Фёдоров.