Научная статья на тему 'Алгоритмический подход к созданию информационно-образовательной среды'

Алгоритмический подход к созданию информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритмический подход к созданию информационно-образовательной среды»

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

О. Х. Туракулов

Целью настоящего доклада является изложение процесса алгоритмизация по созданию информационно-образовательной среды (далее - ИОС) для среднего специального и профессионального образования.

Опыт показывает, что для создания ИОС необходимо выполнять ряд процедур, следуя приведенной алгоритмической схеме: шаг первый - определить цель и задачи создания ИОС; шаг второй - разработать принципы организация ИОС; шаг третий - разработать принципиальную схему функционирования ИОС; шаг четвертый - определить структуру виртуального представительства учебного заведения; шаг пятый - определить и уточнить элементы ИОС и структуру пользователей; шаг шестой - сформировать информационные ресурсы; шаг седьмой определить поддержки и развитие ИОС.

Шаг первый. Целью создания ИОС является максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся профессиональных коллежей по самому широкому диапазону специальностей. К задачам создания ИОС относятся: (а) формировании фонда учебно-методического обеспечения; (б) обеспечение любого персонального компьютера (далее - ПК) типовым набором сервисных служб, обеспечивающих реализацию всех этапов обучения, включая документирование хода учебного процесса; (в) выбор тактики процесса систематизации информационных ресурсов (далее - ИР) среды, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых любым ПК, входящем в ИОС; (г) создание условий для профессионального общения научных и педагогических работников независимо от места их нахождения; (д) создание центра коллективного пользования, обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств (ВП) в получении дополнительной информации и консультации и ряд других задач.

Шаг второй. Создание ИОС в учебных заведениях. Создаваемая ИОС должна иметь единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возможность быстро и простым средствами найти: ПК, независимо от места расположения и уровня подготовки специали-

228

стов; список ПК (учащиеся, педагогического состав) по конкретной специальности через их ВП; ИР, включенные в состав ИОС (независимо от места нахождения); виртуальные ПК в ИОС; средства поддержки пользователей и др.

Шаг третий представлен на приведенной ниже схеме. Принцип организации ИОС позволяет проводит анализ ресурсов всей среды, находясь в любом ПК.

Региональная ИОС

Территориальные ПК, включенных ИОС Виртуальные представительства ПК

Пользователей удаленных объектов от ЦКП Системные ресурсы региональной ИОС

Региональ- ные каталоги Копии главных каталогов

канал ■ сеть

связи ж Интернета

Главной ЦКП Общественные ресурсы

Главный ИОС Глобаль- ные каталоги Среда про-фессио-нального общения

Принципиальная схема функционирования ИОС

Шаг четвертый - программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб для конкретного ПК (электронная библиотека, отдел кадров, система документооборота, телеконференции и др.).

229

Шаг пятый. Система ИОС состоит из множества элементов. Из-за имеющихся ограничений объема текста мы только перечислим их названия по структуре ИОС: характерные признаки организации (главный ИОС, региональный ИОС, территориальный пункт доступа, консалтинговый центр, региональный ВП и др.); характерные признаки пользователей (учащиеся ПК, слушатели, читатели, тьюторы, администратор ВП и др.). Исходя из общей теории создания ИОС, мы разработали структуру готовности ИОС к педагогической деятельности, включающей в себя следующие факторы: мотивационный, связанный с направленностью на педагогическую деятельность, потребностью постоянно улучшать процесс и результаты педагогической деятельности; аналитический, связанный с умением анализировать процесс и результаты; процессуальный, связанный с теоретической вооруженностью, умением добывать знания из различных источников, оперировать ими, использовать в решении многообразие педагогических задач; организационно-оценочный, включающий умение планировать, осуществлять самообразовательную деятельность, оценивать ее продуктивность и вносить необходимые коррективы. Ведущими фактором являются мотивационный и аналитический.

Шаг шестой. Информационные ресурсы включают в себя, в частности: (а) текстовые материалы, (б) компьютерные обучающие программы, (г) структурно-функциональные модели, (д) математические модели, (е) концептуальные модели; (ж) компьютерные тренажеры и др.

Шаг седьмой. Поддержка ИОС может осуществляется по следующим направлениям: (а) мониторинг широкого набора пользователей ПК, (б) учет мнений и требований всех участников в работе системы ИОС, (в) реализация сформулированных рекомендаций, (г) разработка программного обеспечения с учетом мнения и требований пользователей, (д) проведение оперативных консультаций в режиме on-line по методикам и передовым технологиям для пользователей, организация обмена опытом как в части создания учебнометодических, научно-методических, информационных и других ресурсов, а также и по методикам ведения сетевого учебного процесса и использованию сервисных служб ИОС в учебном процессе и т. д.

Сформулированной выше алгоритмический подход к созданию ИОС в системе среднего специального профессионального образования Республики Узбекистан имеет ряд положительных сторон: комплексность, практическая направленность, универсальность,

реальность, демократичность.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.