Научная статья на тему 'Представления преподавателей образовательных учреждений об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе'

Представления преподавателей образовательных учреждений об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LEARNING ENVIRONMENT / INTERNET / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козленкова Елена Николаевна, Карева А. С.

Рассматриваются вопросы организации информационно-коммуникационной образовательной среды подготовки специалиста; описаны результаты исследования среди педагогов вуза и колледжа, направленного на выявление их готовности к взаимодействию в информационно-коммуникационной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козленкова Елена Николаевна, Карева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ OPINIONS OF ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the organization of information and communication learning environment of training and describes the results of studies involving higher and secondary professional education teachers and aimed at identifying their readiness to cooperate with students in the information and communication education environment.

Текст научной работы на тему «Представления преподавателей образовательных учреждений об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе»

УДК 371.3

Е.Н. Козленкова, канд. пед. наук А.С. Карева

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Реализация учебно-воспитательного процесса на основе современных информационнокоммуникационных технологий требует высокого уровня компетентности преподавателей в данной области. Это предполагает овладение методикой разработки и применения электронных средств обучения, организации взаимодействия со студентами в интернет-среде. Информационно-коммуникационные технологии представляют собой совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей. Успешность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе находится в зависимости как от уровня подготовки преподавателя, так и наличия у них положительной мотивации к использованию данных технологий [1—3].

С целью выявления представлений преподавателей об использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также о характере взаимодействия преподавателей и студентов в информационнокоммуникационной образовательной среде было спланировано и проведено исследование. Оценка представлений преподавателей осуществлялась с помощью анкетирования по следующим критериям: доступность информационно-коммуникационных средств, наличие у них опыта использования информационно-коммуникационных технологий, представление о содержании информационно-коммуникационной образовательной среды.

В анкетировании приняли участие 42 преподавателя различных колледжей Москвы и 23 преподавателя ФГОУ ВПО МГАУ имени В.П. Горячкина. В итоге получены следующие результаты.

В ходе анализа ответов на вопросы о доступности персонального компьютера и Интернета выяснилось, что подавляющее большинство (94 %) имеют возможность пользоваться персональным компьютером, а 95 % имеют доступ в Интернет. У большинства опрошенных преподавателей до-

80

ступ к Интернету платный и безлимитный. Также выяснялось, что 74 % используют Интернет каждый день. Преподаватели колледжей пользуются Интернетом на работе (48 %) и в качестве доступа используют стационарный компьютер (47 %), а в вузе — только 22 % из опрошенных преподавателей, основным средством доступа является ноутбук (81 %).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у преподавателей имеются необходимые технические возможности для использования информационно-коммуникационных средств в своей деятельности, но у преподавателей колледжей лучше техническая обеспеченность на рабочем месте.

В процессе анкетирования ответы преподавателей относительно целей использования Интернета в учебном процессе, в случае если учебное заведение обеспечит к нему свободный доступ, распределились следующим образом.

Преподаватели достаточно хорошо используют возможности интернет-технологий в процессе самоподготовки (80 %), но лишь небольшое их число (26 % в колледже и 52 % в вузе) применяют для проведения занятий. Преподаватели также отвечали, что использовали бы Интернет для научной работы, при обмене информацией по электронной почте, для общения, в целях самообразования (расширения кругозора). Это может быть обусловлено как отсутствием достаточной материальной базы, так и затруднением в использовании данных технологий по причине личного и профессионального характера.

Респондентам также было предложено выбрать те виды учебной деятельности, которые, по их мнению, могут осуществлять студенты при наличии свободного доступа к электронным ресурсам образовательного учреждения и сети Интернет (таблица). К видам деятельности, значимость которых наиболее высоко оценена, относятся следующие: обмен информацией по электронной почте с другими студентами и с преподавателями; посещение доски объявлений образовательного учреждения; виртуальное посещение библиотеки (работа с каталогом и учебной литературой); подготовка выступлений, докладов, разработка проектов; изучение лекций, дополнительных материалов; подготовка к контрольной работе, прохождение тестов,

Приоритетные виды деятельности студентов при наличии доступа в Интернет

Оценка

преподавателей колледжей преподавателей вузов

Мнения сходны

Обмен информацией по электронной почте с другими студентами и с преподавателями Обмен информацией по электронной почте с другими студентами и с преподавателями

Виртуальное посещение библиотеки: работа с учебной литературой Виртуальное посещение библиотеки: работа с каталогом, работа с учебной литературой

Подготовка к контрольной работе Подготовка к контрольной работе

Посещение доски объявлений образовательного учреждения в целом по колледжу Посещение вузовской доски объявлений в целом по вузу, деканата, кафедр, по предметам

Изучение лекций, дополнительных материалов Изучение лекций, дополнительных материалов

Разработка проектов Разработка проектов

Подготовка к практическим занятиям Подготовка к семинарам, практическим занятиям

Прохождение тестов Прохождение тестов

Выполнение упражнений Выполнение упражнений

Участие в обсуждении на форуме текущих вопросов, возникающих в процессе обучения Участие в обсуждении на форуме текущих вопросов, возникающих в процессе обучения

Мнения отличаются

Посещение доски объявлений образовательного учреждения по предметам Выполнение дипломных проектов

Выполнение курсовых работ, рефератов

Подготовка выступлений, докладов

Поиск информации по предмету

Участие в обсуждении на форуме современных научных достижений

Участие в различных образовательных телеконференциях внутри- и межвузовских

нологий в учебно-воспитательном процессе: возможно получение дополнительной информации; меньше затрат времени, больше наглядной информации; расширение возможностей обучения; материал лучше усваивается, если его преподают разными способами. Также отмечалось, что информационные технологии — «будущее человечества». Те преподаватели, которые оценивали пользу использования информационно-коммуникационных технологий не столь оптимистично, указывали на такие причины: нехватка времени; «если не будет четкой организации и мотивации работы студентов, то внедрение данных технологий может привести к негативным последствиям». Из ответов, данных преподавателями, следует, что в своем большинстве они готовы использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и достаточно хорошо понимают их преимущества перед традиционными.

Уровень своей подготовки в области информационно-коммуникационных технологий преподаватели (28,6 % — колледж, 18 % — вуз) оценили как достаточный и указали, что имеют образование в данной области или самообразование. Остальные преподаватели (64,3 % — колледж и 82 % — вуз) считают этот уровень недостаточным. При этом последние указывают на то, что им приходится обращаться к более авторитетным в данной области

выполнение упражнений; участие в обсуждении на форуме.

Такое различие во мнениях естественно и определяется особенностями учебного процесса и рядом сформированных потребностей осуществления какой-либо деятельности через Интернет.

Преподаватели рассматривают интернет-среду для студентов, прежде всего, как средство получения информации о предмете, о жизни учебного заведения, общения между студентами, а также считают ее необходимой для выполнения домашних заданий. При этом недостаточно оценивают возможность общения с преподавателями, работу с каталогом, поиск дополнительной информации по изучаемому материалу с целью углубления знаний.

В ходе анкетирования выявлено, что, по мнению преподавателей (69 %), использование информационных технологий будет способствовать повышению качества обучения. В то же время 7 % преподавателей считают, что качество ухудшится или не изменится, а 29 % — зависит от предмета. Свою позицию (качество обучения улучшится) преподаватели объясняли тем, что использование современных технологий позволяет общаться с обучаемыми на «одном языке», можно повысить интерес к учению, расширить их кругозор. Многие преподаватели видели методические преимущества использования информационно-коммуникационных тех---------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО

лицам, не хватает знаний, компьютерные технологии постоянно развиваются, за ними не получается успевать, мало практики и времени, хотелось бы посетить курсы повышения квалификации. Таким образом, большинству преподавателей требуется дополнительная подготовка в области использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

С развитием информационно-коммуникационных технологий использование электронных учебников становится уже больше правилом, нежели исключением. Мнения преподавателей по вопросу: нужны ли электронные учебники в их работе, разделились: нужны — 65 %; не нужны — 29 %; не знаю — 6 %.

Преподаватели, которые высказывались относительно необходимости электронных учебников в процессе обучения студентов, указывали на следующие положительные стороны использования данного средства обучения: обычная литература по разным причинам труднодоступна (дорого, не хватает в библиотеке, не все учебники можно купить в магазинах); позволяет оптимизировать учебный процесс (сокращение времени и затрат, увеличение объема информации); возможность расширения кругозора студентов.

Кроме электронных учебников, есть еще различные информационно-коммуникационные технологии, которые можно применять в учебном процессе. Опрошенные преподаватели образовательных учреждений приводили следующие примеры использования информационных средств на своих уроках: видеоуроки, слайд-шоу, презентации, учебные фильмы, интерактивная доска, компьютер, проектор, электронные учебники, локальная сеть, электронный дневник ведения практики, консультации по электронной почте.

Преподаватели отмечают, что указанные средства используют не часто (15 %). Это можно объяснить тем, что не все учебные заведения обеспечены современными информационными средствами и если они имеются, то не все умеют ими пользоваться и применять в образовательном процессе.

Отвечая на вопрос относительно того, какие современные информационные технологии и электронные средства обучения хотелось бы использовать на занятиях, преподаватели приводили следующие ответы: интерактивная доска, карманный персональный компьютер или ноутбук, ноутбук у каждого ученика, студента на каждой парте, слайд-шоу, видеокурсы, смарт-доска, телевизор, кассеты для просмотра учебных материалов, электронные книги для студентов, электронные учебные пособия. Преподаватели также указывали на необходимость применять в учебном процессе контрольные задания и тесты, виртуальные лаборатории, онлайн-информирование о текущей успеваемости.

82

Эффективное использование электронных средств обучения во многом определяется наличием умений и опыта самостоятельной разработки электронных учебных материалов, учебно-методических комплексов. Так, большинство преподавателей колледжей отвечали (81 %), что никогда не делали подобных разработок. Остальные преподаватели колледжей, которые имели опыт разработки электронных средств и комплексов, делали методические рекомендации, рабочие программы, презентации, открытые уроки, наглядные пособия.

При анализе ответов преподавателей вузов картина складывается немного по-другому. Только 50 % респондентов создавали электронные средства обучения и в качестве примеров приводили учебно-методические комплексы, презентации, контрольные измерительные материалы, дистанционную поддержку курсов, электронные учебники, электронные курсы на учебно-методическом портале. На основании полученных данных можно заключить, что преподаватели вузов более подготовлены и стремятся создавать различные электронные ресурсы.

Преподавателям было предложено указать причины, которые затрудняют широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях. Основными причинами, по мнению преподавателей как вузов, так и колледжей, являются следующие. На первом месте указывается недостаточное материально-техническое обеспечение (34 %), на втором месте — недостаточное финансирование образовательных учреждений (30 %). Также в качестве причин приводились такие, как недостаточный уровень знаний (13 %); нет времени, так как все время занято работой с обучающимися, а также недостаточная мотивация преподавателей, инертность традиционной системы.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. В подавляющем большинстве преподаватели владеют в достаточной степени современными электронными средствами и устройствами, а также их активно используют для своих личных и профессиональных нужд (в частности, для подготовки к занятиям). В то же время использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов осуществляется небольшим количеством преподавателей колледжей, остальные предпочитают опираться на традиционные средства и методы обучения. У преподавателей вузов ситуация складывается более благоприятно, они в большей степени используют информационно-коммуникационные средства в образовательном процессе, но доля преподавателей, постоянно использующих данные технологии в учебном процессе, невелика. Основной причиной такого пассивного отношения может являться недоста-

точный уровень компетентности преподавателей в использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, а также отсутствие грамотной политики образовательных учреждений по внедрению данных технологий в образовательный процесс. Основным направлением по решению данной проблемы является дополнительная подготовка преподавателей в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовании, которая должна предполагать не только формирование представлений о современных технологиях обучения, необходимых умениях и навыках работы с электронными устройствами, но и формирование готовности

к активному взаимодействию со студентами через информационно-коммуникационные технологии.

Список литературы

1. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — 3-е изд. / И.В. Роберт. — М: ИИО РАО, 2010. — 356 с.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт [и др.]; под ред. И.В. Роберт. — М.: ИИО РАО, 2006. — 372 с.

3. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев. — М.: Дашков и К, 2009. — 320 с.

УДК 378.14

Н.П. Тропникова, канд. пед. наук

Уральская государственная академия ветеринарной медицины

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сложившиеся тенденции образования, к которым относятся непрерывность образования, ориентация образования на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, на саморазвитие и творчество, определяют стратегическую цель вузовского образования, заключающуюся в подготовке квалифицированных и конкурентоспособных специалистов соответствующего уровня и профиля к предстоящей трудовой деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту и саморазвитию.

Особого внимания требует подготовка педагогов для самой системы профессионального образования, ибо они должны не только обладать вышеуказанными качествами, но и одновременно формировать эти качества у своих учащихся.

Анализ исследований (Л.В. Ведерникова, Е.И. Ерёмина, А.Р. Лопатин, Н.М. Трофимова, А.А. Шогенов, В.В. Ястребов) показывает, что успешность карьеры педагога профессионального обучения невозможна без постоянного саморазвития, которое способствует самостоятельному управлению собственным развитием и самореализации специалиста. Отсутствие способности личности к саморазвитию делает личность неконкурентоспособной.

Решение данной проблемы автор видит в разработке концепции саморазвития будущих педагогов профессионального обучения. Целью работы является: представить определение концепции саморазвития будущих педагогов профессионального обучения, описать закономерности, позволяющие

объяснить сущность исследуемого педагогического феномена и обеспечить теоретико-логический вывод положений концепции.

Проведенный анализ определений и философских подходов к данному вопросу показал, что термин «концепция», как правило, используется в двух основных контекстах: внутреннем или внешнем по отношению к процессу изучения явления как направляющая идея исследования или как форма представления результатов научной работы. Это позволило автору представить концепцию саморазвития будущих педагогов профессионального обучения как сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о феномене саморазвития будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного профессионально-педагогического образования.

Описание содержания концепции саморазвития будущих педагогов профессионального обучения предусматривает изложение положений, определяющих особенности построения научной теории и характеризующих ее специфику, что составляет ее ядро. Ядро концепции саморазвития будущих педагогов профессионального обучения составляют закономерности и принципы, позволяющие объяснить сущность и правила изучаемого процесса. Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях взаи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.