Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов Виталий Николаевич, Москвина Елена Владимировна

Цель - сформулировать содержание понятия «информационно-коммуникационная культура обучающихся» и определить её роль в создании информационно-безопасной среды образовательной организации. Процедура и методы. В статье рассмотрены процесс конструирования и осуществления педагогического процесса формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся и главный критерий оценки его эффективности. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, синтеза, систематизации и обобщения научного опыта. Результаты. Рассмотрены актуальные вопросы содержания понятия информационно-коммуникационной культуры обучающихся как взаимообусловленных компонентов дефиниций «информационная культура» и «коммуникационная культура». Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию педагогической науки в вопросах формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся как условия создания информационно безопасной среды в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS:THE CONCEPT CONTENT

Aim. To formulate the content of the concept of students’ information and communication culture and to determine its role in creating an information-safe environment of an educational organization. Methology. The article considers the process of designing and implementing the pedagogical process of forming the information and communication culture of students and the main criterion for evaluating its effectiveness. The research uses methods of comparative analysis, synthesis, systematization and generalization of scientific experience. Results. Topical issues of the content of the concept of students’ information and communication culture are considered as mutually dependent components of the definitions “information culture” and “communication culture”. Research implications. The results of the study contribute to the theory of pedagogical science in the formation of students’ information and communication culture as a condition for creating an information-safe environment in an educational organization.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ»

УДК 37 . 011

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-42-51

информАционно-коммуникАционнАя ШЫ7рА обучающихся: содержание понятия

Ефимов В. Н.1, Москвина Е. В.2

1 Марьинская школа № 1566 памяти героев Сталинградской битвы 109652, г. Москва, ул. Новомарьиская, д. 7, корп. 2, Российская Федерация

2 Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1

117623, Московская обл., р. п. Бутово, жилой комплекс «Бутово-парк», д. 27, Российская Федерация

Аннотация

Цель - сформулировать содержание понятия «информационно-коммуникационная культура обучающихся» и определить её роль в создании информационно-безопасной среды образовательной организации.

Процедура и методы. В статье рассмотрены процесс конструирования и осуществления педагогического процесса формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся и главный критерий оценки его эффективности. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, синтеза, систематизации и обобщения научного опыта. Результаты. Рассмотрены актуальные вопросы содержания понятия информационно-коммуникационной культуры обучающихся как взаимообусловленных компонентов дефиниций «информационная культура» и «коммуникационная культура».

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию педагогической науки в вопросах формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся как условия создания информационно безопасной среды в образовательной организации.

Ключевые слова: информационная-коммуникационная культура, образовательная организация, информационная безопасность

information and communication culture of students: the concept content

V. Efimov1, E. Moskvina2,

1 Maryinskaya School no. 1566 in memory of the heroes of the Battle of Stalingrad ul. Novomaryiskaya 7, str. 2, Moscow 109652, Russian Federation

2 Butovskaya secondary school no. 1

zhil. comp. Butovo-park, 27, rab. pos. Butovo 117623, Russian Federation

Abstract

Aim. To formulate the content of the concept of students' information and communication culture and to determine its role in creating an information-safe environment of an educational organization. Methology. The article considers the process of designing and implementing the pedagogical process of forming the information and communication culture of students and the main criterion for

© CC BY Ефимов В . Н Москвина Е . В . , 2021.

evaluating its effectiveness. The research uses methods of comparative analysis, synthesis, sys-tematization and generalization of scientific experience.

Results. Topical issues of the content of the concept of students' information and communication culture are considered as mutually dependent components of the definitions "information culture" and "communication culture".

Research implications. The results of the study contribute to the theory of pedagogical science in the formation of students' information and communication culture as a condition for creating an information-safe environment in an educational organization.

Keywords: information and communication culture, educational organization, information security

ВВЕДЕНИЕ

К рассмотрению вопросов содержания понятия «информационно-коммуникационная культура» на современном этапе развития общества и педагогической науки обращаются многие исследователи. Повышающийся интерес педагогической общественности к вопросам определения подходов и содержания деятельности по формированию у подрастающего поколения основ информационной и коммуникационной культуры объясняется такими факторами современности, как повсеместная информатизация всех сфер жизнедеятельности: электронных библиотек, электронных ресурсов регистрации получения медицинских услуг, цифровых образовательных ресурсов и электронных учебников Ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 ввела в сферу образования дистанционную форму обучения, предполагающую использование дистанционных образовательных технологий, которые понимаются как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Именно поэтому всё большую значимость приобретают компетенции, формирующиеся в школьном возрасте и способствующие освоению навыков ис-

1 Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant .ru/document/ cons_doc_law_140174 (дата обращения: 14.06.2021).

пользования современных информационно-коммуникационных ресурсов .

В этой же связи стоит, однако, отметить, что информационно-коммуникационная среда помимо упрощения процедуры доступности информационных ресурсов и средств коммуникации таит в себе определённые угрозы для подрастающего поколения . К таким угрозам можно отнести демонстрацию художественных и публицистических материалов со сценами насилия по телевидению, распространение в интернете информации о группах, призывающих к насилию, суицидах, интернет-мошенничестве и преследовании, хищении персональных данных. Обращаясь к глобальной сети для получения полезной информации, обучающиеся попадают под отрицательное влияние повсеместной информатизации Информационные ресурсы антиобщественной и криминальной направленности и простота доступа к ним привлекает несовершеннолетних к их использованию в интернете, а активное вхождение в жизнь подростков гаждетов делает максимально доступным использование асоциальной информации в любое время

В связи с вышесказанным в период прорыва информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности каждого человека встаёт вопрос о необходимости формирования информационно-коммуникационной культуры населения, особенно несовершеннолетних Ведь именно эта категория населения наиболее подвержена рискам, связанным с угрозами, сопровождающими процессы повсеместной информа-

тизации, в силу психофизиологических особенностей подросткового возраста, природной тяги к познанию, недостаточной сформированности нравственных устоев, отсутствия жизненного опыта. Однако, прежде чем приступать к процессу формирования информационно-коммуникационной культуры у школьников как одного из педагогических условий информационной безопасности подростков, нужно определиться с содержанием понятия «информационно-коммуникационная культура».

В период активизации внимания исследователей к рассмотрению роли информатизации в педагогическом процессе государственные структуры предпринимают определённые шаги для регулирования процессов информационной безопасности обучающихся, которая понимается как состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию1.

Основы информационной безопасности нашли своё отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где определены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

К работе по созданию и развитию системы безопасной для обучающихся информатизации подключены и институты гражданского общества, структуры общественного контроля В конце 2016 г в Общественной палате Российской Федерации начала действовать рабочая группа по профилактике суицидов в ин-

1 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. URL: https://rg. ru/2010/12/31/deti-inform-dok. html (дата обращения: 22.08.2021).

тернет-сообществе среди подростков. 16 февраля 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации прошли нулевые чтения законопроекта, связанного с внесением дополнений в Уголовный Кодекс РФ статьёй о склонении к самоубийству с использованием интернета

Как говорилось ранее, вопросы формирования основ информационной безопасности обучающихся диалектически взаимосвязаны с уровнем их информационной культуры . Научные представления об информационной культуре обучающихся в образовательных организациях сложились в результате развития информационного общества, повсеместной информатизации всех сфер и направлений образования под влиянием исследований А. Г. Асмолова, Б . М. Бим-Бада, Б . С . Гер-шунского, В . В . Красильникова. Влияние процессов информатизации на формирование информационной культуры личности изучали Ю . С . Зубова, Н . Б . Новицкая. Проблемам формирования педагогики информационного общества посвящены исследования В . А. Извоз-чиковой, В . В . Лаптевой, М. Н . Потемкиной . Характерные тенденции изменения содержания и форм образования в связи с всеобщей информатизацией в своих работах описывали Б С Гершунский и В Г Кинелев

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - сформулировать содержание понятия «информационно-коммуникационная культура» обучающихся и определить её роль в создании информационно-безопасной среды образовательной организации

Методология и методы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили содержательные основы культурологического подхода в контексте формирования информационно-коммуникационной культуры личности (М . Г. Вохрышева, Г. И. Гайсина, А. А. Гречихин). Культурологический подход предполагает равно-

правное сотрудничество обучающегося и педагога, их совместную творческую деятельность, направленную как на усвоение знаний и умений, так и на принятие культурных образцов с учётом интересов и способностей самого обучающегося .

Исследование также ориентировано на положения личностно-ориентирован-ного подхода (H. A. Алексеев, В. А. Беликов, В. В . Сериков, И . С . Якиманская), содержание которого применимо к исследованиям Е . В. Бондаревской, В . П . Зинченко при определении особой роли личностной ориентации образования в воспитании культуры в процессе становления культурной личности

Особое значение образования как со-циально-личностно ориентированного процесса отмечает В . И. Загвязинский1, т. к. в рамках этого процесса актуализируется субъектное начало обучающегося, что позволяет нацеливать образовательный процесс на активизацию его (обучающегося) личностного и социального потенциала одновременно; с этими выводами согласуется содержание понятия информационно-коммуникационной культуры, определённое в данной статье В ходе работы над статьёй сравнительному анализу, синтезу, систематизации и обобщению подверглись исследования учёных-педагогов, занимавшихся вопросами влияния информатизации всех сфер общественной жизнедеятельности, формирования информационной культуры и коммуникационной культуры, а также проектированием систем информационной безопасности населения Анализу также подвёргся зарубежный научный опыт в вопросах содержания понятий исследуемых терминов

Организация исследования и ход работы. В связи с тем, что мы рассматриваем информационную культуру об-

1 Загвязинский В . И . «Гнездо вопросов» . Фрагменты из готовящейся к печати книги «Теория обучения в вопросах и ответах» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0511.htm (дата обращения: 22.08. 2021).

учающихся как педагогическое условие создания безопасной для них информационной среды образовательной организации, обратимся к трактовке понятия «педагогические условие», предложенной методологами педагогики К определению понятия «педагогические условия» обращался В . М. Полонский, который понимает его как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности2 . А. Я. Найан определяет педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [8].

Таким образом, мы можем рассматривать формирование информационно-коммуникационной культуры обучающихся как педагогическое условие их информационной безопасности в связи с тем, что процесс её формирования связан с социальными воздействиями на подростка и представляет собой реализацию совокупности объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды образовательной организации, направленных на создание системы информационной безопасности обучающихся

Для определения содержания дефиниции «информационно-коммуникационная культура» необходимо определить содержание терминов, её составляющих: «культура», «информационная культура», «коммуникационная культура»

Культура как многогранное понятие имеет толкования в разнообразных областях научного знания, что связанно с появлением узких пониманий культур для определения содержания деятельности в той или иной отрасли исследования для достижения специальных задач

2 Полонский В . М . Словарь по образованию и педагогике . М .: Высш . шк., 2004. 512 с .

Так, выделяются «хозяйственная культура» (Т. А. Кузнецова, 2012), «правовая культура» (Н В Корчагин, 2012), «политическая культура» (А. А. Рухтин, 2011; О . Е . Манакина, 2011), «педагогическая культура» (А . В . Барабанщиков, 1985), «корпоративная культура» (А А Рычко-ва, 2011; Б . С . Выпряжкин, 2011) .

Э . Тейлор, выдающийся английский этнограф, один из основоположников антропологии, кратко определил суть культуры, которая до сих пор остаётся неизменной Её, согласно мнению учёного, можно сформулировать так: культура - это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества1 Отвечает целям нашего исследования и определение культуры А. И. Кравченко, который считает, что культура - свод правил, организующих человеческое поведение2

Более полное определение культуры предложено Б И Кононенко По его мнению, культура - это присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, образных рефлексий и интерпретаций, механизмов социализации личности, обладающий способностью к социальному и историческому самовоспроизводству, адаптивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию [4; 11].

В целом же в теории и практике исследований, посвящённых вопросам описания различных культур, существует множество определений данной дефиниции На основе анализа имеющихся источни-

1 Семёнов Ю . И ., Тейлор Э . Культурология // XX век: энциклопедия. Т. 2: М-Я / гл . ред . , сост. С. Я . Левит. СПб . : Университетская книга, 1998. С . 345-347.

2 Кравченко А . И . Культурология: учебное пособие для вузов . 4-е изд . М. : Академический Проект: Трикста, 2003. 496 с .

ков под культурой мы будем понимать присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс знаний и законов, способствующих социальной интеграции, коммуникации, самоидентификации, механизмов социализации личности, адаптивной к изменчивости и прогрессивному саморазвитию

К вопросам содержания понятия и определения подходов к воспитанию у подрастающего поколения информационной культуры в последнее десятилетие обращались такие исследователи, как Е В Никотина, Н Б Зиновьева, Э П Семенюк, Н И Гендина, Н И Колкова, И Л Скипор, Г А Старо-дубова, М А Лукоянова, Н В Ходякова, О Ю Поддубная Сводный анализ представлен в таблице 1

На основе анализа приведённых выше определений информационной культуры, согласно большинству источников, можно сделать вывод, что понятие «информационная культура» представляет собой:

- компонент (компонента, составляющая) базовой (общей, человеческой) культуры (О Ю Поддубная, Н И Гендина, Н . И . Колкова, И . Л . Скипор, Г. А . Старо-дубова, Е. В. Никотина, Э. П. Семенюк);

- совокупность личностных качеств (М А Лукоянова);

- способ жизнедеятельности (Н В Ходякова);

- гармонизацию внутреннего мира личности (Н Б Зиновьева);

- систему знаний, умений и представлений в работе с информацией: получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, её передача, практическое применение (О Ю Под-дубная, М А Лукоянова, Н И Гендина, Н . И. Колкова, И. Л . Скипор, Г. А. Старо-дубова, Е В Никотина)

Такая культура:

- обеспечивает удовлетворение индивидуальных информационных потребностей (Н И Гендина, Н И Кол-кова, И Л Скипор, Г А Стародубова),

Таблица 1 / Table 1

Анализ понятия «информационная культура» / Analysis of the concept "information culture"

Понятие Автор Определение

Информационная культура Э . П . Семенюк [10] Информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех существующих в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений

Информационная культура личности Н . И . Гендина, Н . И . Колкова, И . Л . Скипор, Г. А . Стародубова1 Одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий

Информационная культура младших школьников Е. В . Никотина [9] Часть общей культуры личности, включающая систему представлений об информационной картине мира, умений в области информационно-коммуникационных технологий и потребностей в их использовании, знаний правовых и этических норм поведения в информационном пространстве, творческий подход к осуществлению информационной деятельности, а также наличие развитой информационной рефлексии

Базовая ин-формацион-ная культура школьника М . А. Лукоянова [6] Совокупность развивающихся личностных качеств (умение самостоятельного представления и извлечения знаний, умение оперативного поиска и использования полученной информации, познавательная активность, алгоритмическое мышление, эмоционально-ценностное отношение к информации, коммуникативные способности), знаний и умений, характеризующих его способность и готовность к информационной деятельности с применением информационных и компьютерных технологий

Информационная культура специалиста Н . В . Ходякова2 Социально-значимый способ жизнедеятельности личности в информационном пространстве, связанный с её нравственным самоопределением и творческой самореализацией в области информационных контактов и деятельности

1 Гендина Н . И . , Косолапова Е . В ., Рябцева Л . Н . Информационная культура личности: учебное пособие для

вузов: в 2 ч . Ч . 1 / под науч . ред . Н . И . Гендиной . 2-е изд . М. : Юрайт; Кемерово: КемГИК, 2021. 356 с .

2 Ходякова Н . В . Информационная культура специалиста: учебное пособие . Волгоград: Изд . Волгоградского

юридического института, 1999. 54 с .

Окончание табл. 1

Понятие Автор Определение

Информационная культура студентов О . Ю . Поддубная1 Информационная культура студентов - это компонент базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющий ему эффективно выполнять все виды работы с информацией (получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, её передача, практическое применение) с использованием различных средств, информационных процессов и отношений . Она позволяет личности развивать гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, осуществлять информационную рефлексию, творчество в информационном поведении и социально-информационную активность

Информационная культура личности Н . Б . Зиновьева2 Гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объёма социально значимой информации

понимание природы информационных процессов, развитие гуманистически ориентированной информационной ценностно-смысловой сферы, осуществление информационной рефлексии, творчество в информационном пространстве и социально информационную активность (О Ю Поддубная, Н В Ходякова);

- основана на знании правовых и этических норм поведения в информационном пространстве (Е В Никотина)

Многие исследователи обращались к этому термину Как процесс взаимодействия человека с информацией в своих исследованиях представляет «информационную культуру» М Г Вохрышева [2] К определению понятий «коммуникационная культура» и «коммуникативная культура» в своих трудах обращались О . М. Казарцева3, Н . Л . Кучеренко,

1 Поддубная О . Ю. Организация и использование образовательно-воспитательного пространства Интернета как средства развития информационной культуры студентов: метод, рекомендации . Рязань: Ряз . гос . ун-т им . С. А . Есенина, 2009. 24 с .

2 Зиновьева Н . Б . Информационная культура лично-

сти: введение в курс: учебное пособие / под ред И И . Горловой . Краснодар: КГАК, 1996. 136 с .

Источник: составлено авторами .

А . В. Мудрик [5; 7]. По мнению этих исследователей, в педагогике коммуникативная культура рассматривается как составная часть профессиональной деятельности и обязательное условие успешности процессов обучения и воспитания, формирования и развития личности как самого учителя, так и ученика А М Ва-рэлис при работе с содержанием понятия «коммуникативная культура» пришёл к выводу, что это атрибутивный компонент культуры, обеспечивающий функционирование всех видов коммуникации - коммуникативных актов и процесса коммуникации [1].

Вслед за названными выше авторами мы понимаем информационно-коммуникационную культуру обучающихся как присущий им комплекс знаний, умений и представлений о работе с информацией, обеспечивающий удовлетворение индивидуальных информационно-коммуникационных потребностей, направленных на понимание природы информацион-

3 Казарцева О . М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие 2-е изд М. : Флинта: Наука, 1999. 496 с .

но-коммуникационных процессов, развитие гуманистически ориентированной информационно-коммуникационной ценностно-смысловой сферы, осуществление информационно-коммуникационной рефлексии, творчество и социально информационную активность на основе правовых и этических норм поведения в информационно-коммуникационном пространстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе вышеизложенного определения информационно-коммуникационной культуры обучающихся мы можем сформулировать положения, важные для понимания процесса формирования информационной культуры в структуре создания безопасной для обучающихся информационной среды образовательной организации

Информационная культура обучающихся является педагогическим инструментом создания безопасной для обучающихся информационной среды образовательной организации наряду с научно-методическим обеспечением, а также включения в процесс её формирования всех участников образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагоги)

Формирование информационно-коммуникационной культуры обучающихся в условиях образовательной организации возможно при использовании ресурсов, доступных для этой организации, таких как нормативно-правовые (разработка и внедрение комплекса локальных нормативных актов, основанных на поло-

жениях федерального и регионального законодательства по вопросам информатизации образовательной организации), организационно-технические (техническая и программная оснащённость процесса пребывания обучающегося в образовательной организации, контентная фильтрация поступающей информации) и кадровые (подбор кадров соответствующей квалификации в вопросах информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий в процессе работы с обучающимися, подготовка и переподготовка кадров в системе внутреннего и внешнего обучения) [3].

Вслед за исследователями к компонентам информационно-коммуникационной культуры обучающихся, подлежащих своевременному диагностированию, можно отнести такие виды компонентов, как когнитивный, операционный и моти-вационно-ценностный, а также рефлексивный и творческий [9]

Процесс формирования информационно-коммуникационной культуры как педагогического условия создания безопасной для обучающихся информационной среды образовательной организации может быть расценён как совокупность социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на нравственное развитие обучающегося, его поведение, воспитание и обучение и в конечном итоге на формирование его личности в условиях безопасной среды образовательной организации

Статья поступила в редакцию 27.09.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варэлис А . М . Коммуникация и метакоммуникация в образовательном пространстве вуза культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 126-128.

2 . Вохрышева М. Г. Информационная культура и медиаинформационная культура: динамика раз-

вития // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту: материалы V Международной научно-практической конференции / Самара, 29-30 мая 2017 г. / под ред. С. В. Соловьевой. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. С. 18-23.

3 . Ефимов В . Н. Информационная безопасность несовершеннолетних в образовательной ор-

ганизации // Высшее профессиональное и дополнительное образование: сборник программ

Вып 5 / под науч ред А А Симонова Екатеринбург: Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П. Р. Поповича, 2017. С. 96-109. 4. Кононенко Б . И . Основы культурологии: курс лекций . М. : ИНФРА-М, 2002. 208 с .

5 . Кучеренко Н . Л . Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры у буду-

щих учителей иностранного языка . Благовещенск: БГПУ 2004. 204 с .

6 . Лукоянова М . А . Формирование базовой информационной культуры школьников в учрежде-

ниях дополнительного образования детей . Казань: Изд-во Казан . ун-та, 2015. 142 с .

7 . Мудрик А . В . Социальная педагогика. М . : Академия, 2000. 192 с .

8 . Найан А. Я . О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика . 1995.

№ 5 . С. 44-49.

9 . Никотина Е. В . Формирование информационной культуры как одно из направлений инфор-

матизации образования // Наука и молодёжь: материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции / Елабуга, 2009 г. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. С. 174-178.

10 . Семенюк Э . П . Информационная культура общества и прогресс информатики // Научно-тех-

ническая информация . Серия 1. 1994. № 1. С. 2-7. 11. Яковлева Е. В . Информационная образовательная среда школы как фактор достижения нового качества образования // Евразийское научное объединение. 2019 . № 1-6. С. 362-364.

I. Varelis A . M. [Communication and meta-communication in the educational space of the university of culture and arts]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2008, no. 1, pp. 126-128.

2 . Vohrysheva M. G . [Information culture and media information culture: dynamics of development].

In: Solov'eva S . V , ed. Modernizaciya kul'tury: ot cheloveka tradicii k kreativnomu sub"ektu: materialy VMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Samara, 29-30 maya 2017g. [Modernization of culture: from a person of tradition to a creative subject: materials of the V International scientific-practical conference / Samara, May 29-30, 2017]. Samara, Samara State University Publ. , 2017, pp. 18-23 .

3 . Efimov V. N . [Information security of minors in an educational organization]. In: Simonov A . A . , ed.

Vysshee professional'noe i dopolnitel'noe obrazovanie: sbornik program. Vyp. 5 [Higher professional and additional education: a collection of programs . Vol. 5]. Ekaterinburg, Engineering and Technical School named after twice Hero of the Soviet Union P R . Popovich Publ . , 2017, pp. 96-109. 4. Kononenko B. I . Osnovy kul'turologii: kurs lekcij [Fundamentals of culturology: a course of lectures] Moscow, INFRA-M Publ . , 2002. 208 p.

5 . Kucherenko N . L. Pedagogicheskaya podderzhka stanovleniya kommunikativnoj kul'tury u budushchih

uchitelej inostrannogo yazyka [Pedagogical support of the formation of communicative culture among future teachers of a foreign language] Blagoveshchensk, Blagoveshensk State Pedagogical University Publ. , 2004. 204 p .

6 . Lukoyanova M. A . Formirovanie bazovoj informacionnoj kul'tury shkol'nikov v uchrezhdeniyah

dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Formation of the basic information culture of schoolchildren in institutions of additional education for children]. Kazan', Kazan University Publ. , 2015. 142 p.

7 . Mudrik A. V. Social'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ. , 2000. 192 p.

8 . Najan A . Ya . [On the methodological apparatus of dissertation research]. In: Pedagogika [Pedagogy],

1995, no . 5, pp . 44-49.

9 . Nikotina E. V. [Formation of information culture as one of the directions of informatization of educa-

tion]. In: Nauka i molodyozh': materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj studencheskoj konferencii / Elabuga, 2009 g. [Science and youth: materials of the All-Russian scientific and practical student conference / Elabuga, 2009]. Elabuga, EPGU Publ. , 2009, pp. 174-178.

10 . Semenyuk E. P [Information culture of society and progress of informatics]. In: Nauchno-tekhniches-

kaya informaciya. Seriya 1 [Scientific and technical information . Series 1], 1994, no . 1, pp. 2-7 .

II. Yakovleva E. V. [Information educational environment of the school as a factor in achieving a new quality of education]. In: Evrazijskoe nauchnoe ob"edinenie [Eurasian Scientific Association], 2019, no . 1-6, pp . 362-364.

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ефимов Виталий Николаевич - учитель информатики Марьинской школы № 1566 памяти героев Сталинградской битвы, г. Москва; e-mail: pilot_ev@mail. ru

Москвина Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, заместитель директора МБОУ Бутовской средней общеобразовательной школы № 1, р . п. Бутово; e-mail: elena230877@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vitaly N. Efimov - Computer Science Teacher, Maryinskaya School no . 1566 in memory of the heroes of the Battle of Stalingrad, Moscow (Russia); e-mail: pilot_ev@mail. ru

Elena V. Moskvina - Cand. Sci. (Pedagogy), Deputy Director, Butovskaya Secondary School no . 1, rab. pos. Butovo;

e-mail: elena230877@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Ефимов В . Н . , Москвина Е . В . Информационно-коммуникационная культура обучающихся: содержание понятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С 42-51. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-42-51

FOR CITATION

Efimov V. N. , Moskvina E . V. Information and communication culture of students: the concept content. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no . 4, рр . 42-51. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-42-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.