Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаурова Татьяна Павловна

В статье рассмотрены условия формирования информационной культуры курсантов военного учебного заведения в процессе обучения физике, способствующие повышению эффективности образовательного процесса. Автор обозначил различные подходы к понятию «информационная культура»: философский, информациологический, культурологический. С точки зрения данных подходов дается определение информационной культуры личности.Формирование информационной культуры курсантов военного вуза при обучении физикеАвтором выделены и описаны основные компоненты информационной культуры личности. Исходя из этого сформулированы педагогические условия формирования информационной культуры курсантов: мотивация курсантов на овладение информационной культурой в процессе активной познавательной деятельности по изучению физики, связанной с проецированием учебных заданий на будущую профессию; применение проблемного обучения, способствующего развитию сознания через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия; создание комфортной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаурова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS WHEN TEACHING PHYSICS

The article considers the conditions for the formation of information culture of cadets of a military educational institution in the process of teaching physics, which contribute to improving the efficiency of the educational process. The author outlined various approaches to the concept of "information culture": philosophical, informational and cultural. From the point of view of these approaches the definition of the information culture of the individual is given.The author identifies and describes the main components of the information culture of the individual. Based on this, the pedagogical conditions for the formation of information culture of cadets are formulated: the motivation of cadets to master information culture in the process of active cognitive activity in the study of physics, associated with the projection of educational tasks for the future profession; the use of problem-based learning that promotes the development of consciousness through the resolution of cognitive problems containing contradictions; the creation of a comfortable information and educational environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-2-65-73

УДК 378.14 ББК 74.480.25

Т.П. Кандаурова

(Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Челябинск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В статье рассмотрены условия формирования информационной культуры курсантов военного учебного заведения в процессе обучения физике, способствующие повышению эффективности образовательного процесса. Автор обозначил различные подходы к понятию «информационная культура»: философский, информациоло-гический, культурологический. С точки зрения данных подходов дается определение информационной культуры личности.

Автором выделены и описаны основные компоненты информационной культуры личности. Исходя из этого сформулированы педагогические условия формирования информационной культуры курсантов: мотивация курсантов на овладение информационной культурой в процессе активной познавательной деятельности по изучению физики, связанной с проецированием учебных заданий на будущую профессию; применение проблемного обучения, способствующего развитию сознания через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия; создание комфортной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: информационная культура, педагогические условия, мотивация, проблемная ситуация, электронный учебник, информационно-образовательная среда.

T.P. Kandaurova

(Military Training and Research Center of Air Forces «(Military Air Academy», Chelyabinsk, Russia)

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS WHEN TEACHING PHYSICS

The article considers the conditions for the formation of information culture of cadets of a military educational institution in the process of teaching physics, which contribute to improving the efficiency of the educational process. The author outlined various approaches to the concept of "information culture": philosophical, informational and cultural. From the point of view of these approaches the definition of the information culture of the individual is given.

The author identifies and describes the main components of the information culture of the individual. Based on this, the pedagogical conditions for the formation of information culture of cadets are formulated: the motivation of cadets to master information culture in the process of active cognitive activity in the study of physics, associated with the projection of educational tasks for the future profession; the use of problem-based learning that promotes the development of consciousness through the resolution of cognitive problems containing contradictions; the creation of a comfortable information and educational environment.

Keywords: information culture, pedagogical conditions, motivation, problem situation, electronic textbook, information and educational environment.

<u

т ^

ю о s Ci с

m

0

1 I

<u о m m о

го о

Ci &

2

Ci ^

!г £

го s

Ci

о

го m о

Ci

Ci

о ©

го ш

0 ^

го ч

1

го

Современное военное образование направлено на подготовку специалистов, обладающих не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и сформированными профессионально значимыми личностными качествами, адекватными содержанию профессиональной деятельности военнослужащих. Целевой установкой военного образования является не только передача курсантам определенных знаний, необходимых для конкретной деятельности, но и подготовку будущих специалистов, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной динамической обстановке и самостоятельно принимать верные решения в возникших экстремальных ситуациях.

При решении данной целевой установки важную роль в учебном процессе имеет применение средств новых информационных технологий. Знание новых информационных технологий и умение применить их как для автоматизации рутинных операций, так и при решении нетрадиционных, творческих задач является неотъемлемой частью информационной культуры личности. Подготовка военного специалиста с заданным уровнем информационной культуры, способного решать профессиональные задачи в современном информационном пространстве, является одной из основных задач высшей военной школы.

Понятие «информационная культура» в литературе трактуется с философской, информациологической и культурологической точек зрения.

С философской точки зрения А.П. Суханов определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации» [10, с. 59].

Об информациологическом подходе к трактовке понятия «информационная культура» пишет Н.А. Калиновская.

Она определяет информационную культуру как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей» [4, с. 94].

С точки зрения культурологического подхода информационная культура рассматривается как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.

О.А. Степанова отмечает, что «культурологический подход позволяет более широко рассмотреть содержание понятия «информационная культура». Информационная культура выступает и как способ жизнедеятельности в информационном обществе, и как способ гармонизации внутреннего мира, и как составляющая общей культуры» [9, с. 3].

Становление информационной культуры личности происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс организуется и направляется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Формирование и развитие личности определяется объемом и характером доступной информации, формами ее получения и преобразования.

Н.И. Гендина дает следующие определение понятию «информационная культура личности»: «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной про-

фессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [1, с. 34]. В нашем исследовании мы придерживаемся данного определения.

Информационная культура личности включает сложный комплекс знаний и умений:

1) умение работать с информацией, т.е. осуществлять ее поиск, отбор, оценку, систематизацию, анализ, переработку и т. д.;

2) знание особенностей структуры потоков информации, обеспечи-ващих учебную и профессиональную деятельность;

3) умение решать учебные и профессиональные задачи средствами современных информационных и коммуникационных технологий;

4) умение выбирать методически целесообразные программные средства для решения конкретных задач;

5) умение применять средства и методы защиты информации;

6) умение использовать современные информационные и коммуникационные технологии для познания объектов, процессов и явлений современного информационного пространства.

Процесс формирования информационной культуры не сводится только к получению знаний и умений в области информатики, информационных технологий и других дисциплин, а заключается в процессе формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста и зависит от степени осознания его собственных информационных потребностей.

Рассматривая структуру информационной культуры личности, можно выделить четыре основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-практический и коммуникативный [11].

Н.А. Шулика отмечает, что «когнитивный компонент информационной

культуры проявляется во владении обучающимся методологией осуществления своей информационной деятельности, умении сочетать цели информационной деятельности со своими информационными потребностями, рациональной организации процесса творческой деятельности по достижении целей, ее рефлексии и оценки, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде» [11, с. 100]. Важным понятием при рассмотрении данного компонента является компьютерная грамотность.

Эмоционально-ценностный компонент информационной культуры характеризуется содержанием информационных потребностей и интересов обучающегося, мотивацией деятельности, самооценкой степени удовлетворения информационных потребностей, отношением к компьютерным технологиям.

В действенно-практическом компоненте информационной культуры проявляется способность обучающихся в применении знаний и умений в получении информации из различных источников, а также в умении применять полученную информацию при решении задач. С данным компонентом информационной культуры связано понятие «информационное поведение» личности. По мнению Н.Н. Елистратовой, необходимо разграничивать понятия «информационная деятельность» и «информационное поведение». «Последнее явление более широкое и включает в себя не только осознанные, целеполагаемые действия -информационную деятельность, но и огромную систему неосознанных реакций (раздражение, страх, сомнения, интерес, одобрение и тому подобное)» [3].

Коммуникативный компонент информационной культуры состоит из правил поведения личности в информационных и коммуникативных системах.

Выделенные компоненты информационной культуры личности взаимосвязаны и развитие каждого из них влияет на другие компоненты.

<u

т ^

ю о

S

с

ш

0

1

I

ф

о ш ш о

го

о £

2

!г £

го S

о

го ш о

о ©

Информационная культура у курсантов военного вуза формируется в процессе обучения информатике, при изучении других общеобразовательных дисциплин, а также при использовании информационно-коммуникационных технологий в освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин. При этом важную роль играют педагогические условия, которые создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное формирование информационной культуры курсантов. Под последними мы понимаем совокупность взаимосвязанных условий, которые необходимы преподавателю для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего формирование информационной культуры будущего военного специалиста.

В процессе обучения курсантов естественнонаучным дисциплинам, к которым относится дисциплина «Физика», мы выделяем следующие педагогические условия формирования информационной культуры.

1. Мотивация курсантов на овладение информационной культурой в процессе активной познавательной деятельности по изучению физики, связанной с проецированием учебных заданий на будущую профессию.

Именно мотивация является высшим регулятором любого вида деятельности (познавательной, самостоятельной, информационной и др.), придает направленный, осмысленный, избирательный, динамичный характер. Мотивы представляют собой побуждения личности к тому или иному виду деятельности. Отметим, что именно «под воздействием мотивационного механизма происходит изменение мотивационных структур личности через рефлексию ситуацион-

§ ных изменений в познавательные мотаем

^ вы, мотивы достижения успеха и саморе-

^ ализации» [6, с. 55].

^ Эмоционально-ценностный компо-

I- нент информационной культуры лично-

сти включает мотивы, цели, потребности в развитии, совершенствовании информационной культуры:

- развитие умений и навыков самостоятельной информационной деятельности и информационного общения;

- удовлетворение своих информационных потребностей с использованием знаний информационных технологий;

- стремление к изучению новых информационных технологий, к применению указанных технологий в познавательной и профессиональной деятельности;

- стремление изучать передовой опыт в области информатизации;

- нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры.

Основными целями дисциплины физики в свете формирования информационной культуры курсантов является развитие следующих умений:

- самостоятельно и творчески добывать знания и применять их на практике;

- выявлять логическую структуру информации и связывать ее с уже имеющимися знаниями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- четко и понятно формулировать собственные высказывания.

2. Применение проблемного обучения, способствующего развитию сознания через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия.

Противоречия в проблемной ситуации могут возникнуть между имеющимися знаниями и новой информацией, между целью и незнанием средств достижения цели. Проблемная ситуация является стимулом к поиску новых знаний и способов деятельности. Для эффективного формирования информационной культуры необходимо создавать проблемные ситуации постоянно, в процессе всего обучения. Важным является разработка и использование заданий, в которых используется связь дисциплины «Физика» с об-

щепрофессиональными и специальными дисциплинами, с профессиональной деятельностью, что обеспечивает развитие эмоционально-ценностного компонента информационной культуры курсантов.

Преподаватель может в проблемную ситуацию включить несколько видов действий:

1) Самостоятельный поиск и обработку (систематизации и обобщения) новой информации учащимися: выявление связей нового понятия с введенными ранее понятиями; обобщение утверждения, сформулированного для частного случая.

2) Обработку информации, где применяются умения, сформированные ранее на занятиях по физике: четко формулировать, исследовать и решать задачи, сопоставлять их с имеющимися знаниями.

3) Групповую работу курсантов при анализе проблемы в процессе дискуссии, что будет развивать умения взаимодействовать с другими курсантами при получении и обработке информации, критически оценивать утверждения, высказанные другими.

Проблема, направленная на будущую профессиональную курсанта, способствует развитию мотивации личности в получении новой информации и формированию умения применять знания при решении практических задач. Реальные задачи, возникающие в профессиональной деятельности, чаще всего не имеют четкой формулировки, не содержат всех необходимых данных для решения, или наоборот, содержат избыточные данные. Поэтому специалист должен уметь самостоятельно найти необходимую информацию, правильно оценить ее и применить для разрешения проблемы. И именно проблемное обучение способствует формированию и развитию этих умений. Вот почему в условиях информатизации военного образования, возросла актуальность применения этой формы обучения

при подготовке курсантов по физике, так и при изучении других дисциплин.

3. Создание комфортной информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательной среда - это совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, необходимого для успешного освоения курсантами изучаемой дисциплины.

В работе М.Л. Груздевой выделены основные компоненты информационно-образовательной среды, которые необходимы в образовательном процессе ВУЗа:

- наличие компьютерных залов свободного доступа с достаточным количеством компьютеров;

- наличие образовательных баз данных на основе современных информационных и коммуникационных технологий, содержащих научную, методическую, техническую, справочную литературу, учебную информацию различного вида другие материалы;

- наличие профессионально направленного программного обеспечения, позволяющему курсанту приобрести навыки применения информационных технологий в будущей профессии;

- наличие локальной сети и доступа к ресурсам сети Интернет [2, с. 76].

Возникает необходимость в разработке учебных пособий, методического, программного и организационного обеспечения информационно-образовательной среды. В этих условиях особенно актуальными становятся задачи поиска рационального состава и содержания учебно-методического обеспечения.

Е.Ю. Панцева отмечает, что «электронные издания, применяемые в учебном процессе, позволят обеспечить заинтересованность курсантов при изучении той или иной дисциплины, что в конечном итоге приведет к качественному усвоению материалов учебного курса. Электронные издания в значительной

т ^

ю

о ^

С

СО

0

1 I

<и о со ш о

го

о £

2

^

!г £

го

О

го ш о

О ©

степени изменят процесс преподавания дисциплин, что позволит обеспечить совершенно новые условия не только для преподавателя, но и для будущих военных специалистов» [8, с. 6].

Использование электронных учебников, разработанных по дисциплинам естественнонаучного цикла, к которым относится дисциплина «Физика» представляет собой «продукт образовательного характера, являющийся автоматизированной обучающей системой, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать все это для самостоятельного получения и контроля знаний» [5, с. 90].

Использование электронного учебника по физике способствует активизации познавательной деятельности курсантов как при изучении теоретического материала, так и при выполнении практических заданий, позволяет достичь развивающего эффекта путем радикальных изменений в организации самоподготовки, обязательной по распорядку дня в военном ВУЗе. Важным является возможность использования электронного учебника в реализации автоматического контроля знаний, исследовательской, творческой деятельности курсантов.

По мнению И. Б. Николаевой, к основным преимуществам использования

Таблица 1 - Уровни сформирование

электронного учебного пособия следует отнести «реализацию принципов системности и доступности, практико-ори-ентированности и наглядного моделирования, сочетания теории и практики, активности курсантов, которые позволяют воздействовать на разные каналы восприятия информации курсантами, возможность выступать в роли обучающегося, так и в роли эксперта, партнера по деятельности» [7, с. 99].

Исходя из компонентов информационной культуры личности нами выделены три основных критерия, с помощью которых мы охарактеризовали уровни сформированности информационной культуры курсантов:

1) самостоятельность мышления и действий в процессе использования информационных технологий в обучении;

2) полнота усвоения знаний и действий;

3) наличие интереса к овладению новыми информационными технологиями.

В нашем исследовании для характеристики степени сформированности информационной культуры у курсантов при обучении физике нам представляется целесообразным выделить три уровня: высокий, средний и низкий, поскольку, как нам кажется, именно трехуровневая шкала отражает специфику курсантской группы.

(нформационной культуры курсантов

го со

0

а.

^

го ч

1

го

Уровень Характеристики уровня

1. Низкий уровень При выполнении заданий курсант действует по аналогии, умеет решать алгоритмические задачи, связь между системой знаний и системой умений в целом слабая, обобщение эмпирическое; знание теоретических и практических положений неполное, связи между ними неустойчивые; интерес к овладению новыми информационными технологиями низкий, мотивация преимущественно ситуативная

2. Средний уровень Курсант умеет решать задачи, предполагающие использование известных алгоритмов в качестве способов деятельности; есть стремление решать задачи, требующие исследований; полное знание теоретических положений, правильная трактовка понятий и теорий, но иногда курсант допускает ошибки; анализ и обобщение на уровне отдельных

Уровень Характеристики уровня

теоретических положений; интерес к овладению новыми информационными технологиям устойчивый

3. Высокий уровень Курсант умеет решать задачи практически всех типов; предпочитаемый вид заданий, требующий исследований или конструирования нового способа решения; способен самостоятельно выявить проблему и выбрать пути ее решения; полное знание теоретических положений и свободное оперирование ими; проявляет высокий интерес к овладению новыми информационными технологиями в процессе обучения

Выделенные нами педагогические условия способствуют более эффективному продвижению курсантов от более низкого уровня информационной культуры к более высокому, что способствует повышению эффективности при обучении курсантов физике за счет формирования у них умений самостоятельно получать новые знания, овладевать умениями и компетентностями.

Процесс развития информационных технологий не стоит на месте, с каждым годом появляются все более совершенные, приближенные к пользователю средства. В современной профессиональной деятельности необходимо изучать новые области применения информационных технологий, расширять полученные знания, повышать свой уровень информационной культуры. Процесс формированной информационной культуры предполагает развитие таких качеств, как готовность к самообразованию, навыки самоорганизации познавательной деятельности, творческой активности.

Задача высших военных учебных заведений состоит в подготовке специалистов с высоким уровнем информационной культуры, которые способны эффективно использовать средства информационных и компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 337 с.

2. Груздева М.Л. Формирование информационной культуры студентов вузов // Вестник Вятского государственного университета. - 2009. -Т. 3. - № 2. С. 75-77.

3. Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информационного высшего образования в современных условиях реформирования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. -2012. - № 7. - Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2012/07/15770.

4. Калиновская Н.А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия // Информационное общество: культурологические проблемы: материалы междунар. науч. конф. Краснодар; Новосибирск, 17-18 сентября 1997 г. - Краснодар, 1997. - С. 93-94.

5. Лоскутов А.А., Ольховский Д.В. Элек-

тронный учебник по дисциплине как средство обучения и контроля знаний курсанта // Военный научно-практический вестник. - 2019. - № 2(11). С. 89-92.

6. Львов Л.В. Моделирование мотива-ционного механизма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 3. С. 49-56.

7. Николаева И.Б. Использование курсантами военного вуза электронного учебника в процессе изучения физики. - 2020. - № 3. С. 94-101.

8. Панцева Е.Ю., Шалугина Т.В., Той-шева О.А., Кинив С.Ю. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием электронных образовательных ресурсов [Элек-

ф

т ^

ю о

S

ср а

ш

0

1

I

ф

о ш ш о

го о

ср

£

2

ср

^

!г £

го S ср о

го ш о ср

ср

о ©

тронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - № 5. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/ PDF/09PDMN516.pdf

9. Степанова О.А. Развитие информаци-

онной культуры студентов вуза на основе культурологического подхода: автореф. дисс. ... кан. пед. наук. -Екатеринбург, 2007. - 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988. -192 с.

11. Шулика Н.А. Развитие информационной культуры личности студента как одно из условий повышения качества образования // Управление качеством образования: от проектирования к практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей школ и вузов, Ульяновск, 14-15 декабря 2017 года. -Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2018. - С. 338-346.

Поступила 20.05.2021

го ш

0 ^

го ч

1

го

Об авторе:

Кандаурова Татьяна Павловна, доцент кафедры математики и естественнонаучных дисциплин филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, kandaurovа_1961@mail.ru

Для цитирования: Кандаурова Т.П. Формирование информационной культуры курсантов военного вуза при обучении физике // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 2. С. 65-73. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-65-73

References:

1. Gendina N.I., Kolkova N.I., Skipor I.L. Formation of information culture of the individual in libraries and educational institutions: educational and methodological manual. - M., 2002. - 337 p. [in Russian]

2. Gruzdeva M.L. Formation of information culture of university students // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo Universiteta. - 2009. - Vol. 3. - № 2. Р. 75-77. [in Russian]

3. Elistratova N.N. Information culture as a criterion of information higher education in modern conditions of reformation [Electronic resource] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. - 2012. - № 7. - Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2012/07/15770. [in Russian]

4. Kalinovskaya N.A. Information culture of the individual and society: filling the concept // Information society: culturological problems. Conference proceedings. - Krasnodar; Novosibirsk, September 17-18, 1997. - Krasnodar, 1997. - P. 93-94. [in Russian]

5. Loskutov A.A., Olkhovsky D.V. Electronic textbook on the discipline as a means of teaching and controlling the knowledge of a cadet // Voenno-nauchnyi prakticheskii vestnik. -2019. - № 2(11). P. 89-92. [in Russian]

6. Lvov L.V. Modeling of the motivational mechanism // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - № 3. P. 49-56. [in Russian]

7. Nikolaeva I.B. The use of an electronic textbook by cadets of a military university in the process of studying physics. - 2020. - № 3 . Р. 94-101 [in Russian]

8. Panzeva E.Yu., Shalugina T.V.,Toisheva O.A., Kiniv S.Yu. Organization of independent work in a military university with the use of electronic educational resources [Electronic resource] // Internet journal «Mir Nauki». - 2016. - № 5. - Available at: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN516.pdf [in Russian]

9. Stepanova O.A. Development of information culture of university students on the basis of the cultural approach. Author's transcript. Dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2007. - 20 p. [in Russian]

10. Suhanov A.P. Information and progress. - Novosibirsk: Nauka, 1988. - 192 p. [in Russian]

11. Shulika N.A. Development of information culture of the student's personality as a subject of information interaction // Vestnik TGPU. - 2016. - 1(166). P. 98-104. [in Russian]

About the author:

Kandaurova Tatiana Pavlovna, Associate Professor, Department of Mathematics and Natural Sciences, Military Training and Research Center of Air Forces «Military Air Academy» (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, kandaurova_1961@mail.ru

For citation: Kandaurova T.P. Formation of information culture of military university cadets when teaching physics // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2021. - Vol. 13. - No. 2. P. 65-73. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-65-73

<u

T ^

Ю о s Ci с

m

о x

X

<u о m m о

го о

Ci £

2

Ci ^

!s £

ro s

Ci

о

ro m о

Ci

Ci

о ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.