Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION SPACE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носуля Оксана Сергеевна

В статье речьидет о появление нового типа культуры - информационной. Проанализированы характеристики различных подходов в понимании феномена «информационная культура», определении понятия «информационная культура», предмета и средств развития информационной культуры с различных точек зрения. Приведены основные факторы развития и условия формирования информационной культуры современного общества. Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии как главный фактор развития информационной культуры будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF A FUTURE SPECIALIST

He article deals with the emergence of a new type of culture - information. The characteristics of different approaches in understanding the phenomenon of "information culture", the definition of "information culture", its subject and means of development from different points of view are analyzed. The main factors of development and conditions of formation of information culture of modern society are given. Information and communication technologies as the main factor of development of information culture of the future specialist are considered

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

УДК378.016

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Носуля Оксана Сергеевна, старший преподаватель, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

e-mail: nosulya.oksana@mail.ru Nosulya Oksana, Senior Lecturer Donetsk National University, Donetsk

]......

В статье речь идет о появление нового типа культуры - информационной. Проанализированы характеристики различных подходов в понимании феномена «информационная культура», определении понятия «информационная культура», предмета и средств развития информационной культуры с различных точек зрения. Приведены основные факторы развития и условия формирования информационной культуры современного общества. Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии как главный фактор развития информационной культуры будущего специалиста.

Ключевые слова: информационное пространство, информационная культура, информационно-

коммуникационные технологии, информационное общество, профессиональное образование.

\.......!

Анализ актуальных исследований.

В условиях информационного общества не случайно появление нового типа культуры - информационной. Библиотекари в понятие «информационная культура» вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. Информационная культура - это очень широкое явление и все эти определения справедливы в своей области применения. Сложность понятия «информационная культура» связана именно с мно-

гозначностью определений, отмечает Е.А. Сотникова [24].

Цель статьи - на основе характеристики феномена информационной культуры определить пути развития современного информационного общества и информационной культуры будущего специалиста.

Изложение основного материала. Остановимся на характеристике различных подходов в понимании феномена информационной культуры. Так, М.Г. Вох-рышева определяет ее как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [3].

И.Г. Хангельдиева в понятие «информационная культура» вкладывает информационную деятельность, как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [25].

А.А. Гречихин информационную культуру представляет как информационную деятельность аксиологического ха-

рактера, т.е. обусловленную ценностями культуры [7].

По мнению Е.А. Медведевой информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [17].

Т.Н. Соснина и П.Н. Гончуков понимают информационную культуру, как характеристику уровня развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Ученые полагают, что информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека, она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей [23].

Т.А. Кудрина характеризует информационную культуру, как совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, установок, определяющих поступки и в целом деятельность человека [14].

Основным предметом формирования информационной культуры, считает Н.Б. Зиновьева, является процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации [10].

Согласно определению Ю.С. Зубова, информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей [11].

В.А. Минкина считает, что становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоенных бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций, в ходе самообразования, при обучении в семье и на работе [18].

Как утверждает Л.А. Воронина, информационная культура - это умение це-

ленаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [2].

То есть, информационная культура -это информационная компонента человеческой культуры в целом, отмечает Э.П. Се-менюк, объективно характеризующая уровень всех существующих в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений, т. е. это степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании [22].

НИ. Гендина, НИ. Колкова, И.Л. Ски-пор, Г.А. Стародубова, глубоко занимающиеся этой проблемой, выдвигают такую трактовку понятия информационной культуры, как одной из составляющих общей культуры человека [5], [6]. Ученые предлагают информационную культуру рассматривать как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура, по их мнению, является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В более широком смысле определение понятия информационной культуры предложили Н.А. Калиновская и Д.Ю. Устимов - как обобщение, касающееся информационных знаний, умений и навыков человека, его способности работать с информацией [12].

В.А. Кравец и В.Н. Кухаренко рассматривают информационную культуру как оптимизацию процессов работы с информацией и подачи ее потребителю в наиболее удобной форме для решения теоретических и практических задач, спо-

QO

собы улучшения технических средств получения, передачи и хранения информации, эволюцию системы обучения, подготовку человека к рациональному использованию информации и информационно-коммуникационных средств [13].

Такой разнобой в понимании информационной культуры отражает как уровень ее осмысления в социально-философской и культурологической литературе, так сложность и разнохарактерность этого феномена. Но все же большинство ученых сходятся во мнении, что информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, направленных на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности [12].

Понятие информационной культуры в настоящее время также достаточно четко оформлено институционально. При Международной академии информатизации России существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу «Основы информационной культуры». Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным [9].

В современных условиях именно средства информационно-коммуникационных технологий являются средством развития информационной культуры человека. Но информационная культура не сводится к отдельным знаниям и умениям работы за компьютером, а предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека [8].

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и т.п.) [9].

Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хороший уровень информационной культуры, особое значение необходимо придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает навыками выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, а также умением ее использовать. Так Н.М. Розенберг, рассматривая информационную культуру личности в контексте содержания общего образования, делает акцент на исследовании проблем совершенствования информационной культуры в педагогической теории и практике, в изучении и выявлении оптимальных методик и организационных форм обучения в условиях внедрения новых информационных технологий, в обосновании «сквозного» содержания информационного образования, начиная с дошкольного возраста, первых школьных лет и до завершения

©

общего среднего и профессионального образования [21].

В условиях информатизации общества одной из важнейших задач профессионального образования является подготовка специалистов, свободно ориентирующихся не только в предметной области, но и в уже используемых, а также перспективных информационных и коммуникационных технологиях, связанных с их профессиональной деятельностью. Система профессионального образования в настоящее время должна быть направлена на формирование информационного мировоззрения человека, подготовки и адаптации к условиям жизни и труда в информационном обществе, которое открывает для человека возможности доступа к информации и знаниям [21].

В связи с этим, перед системой профессионального образования возникает необходимость решения проблемы - подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий. Поэтому одним из важных направлений при формировании информационной культуры будущего специалиста должно быть обучение по использованию информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности.

Высказанное нами утверждение созвучно с пониманием информационной культуры будущего специалиста О.А. Ла-гуткиной. Исследователь определяет такую культуру как способность к реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности, к предвидению последствий информационной деятельности; к информационному взаимодействию [15].

По мнению Н.А. Гайворонской информационная культура специалиста - это знание потенциальных возможностей современных информационных технологий, умение использовать эти возможности в повседневной работе, в процессе принятия решений в будущей профессиональной деятельности [4]. Это умение анализировать, предвидеть и прогнозировать различные ситуации с использованием всего

арсенала средств вычислительной техники, программного обеспечения, с помощью построения компьютерных моделей изучаемых процессов и явлений и анализа этих моделей при помощи автоматизированных информационных систем. И, наконец, - это составляющая формирования профессионализма.

Информационная культура и образование сегодня все более определяются как процесс на протяжении всей жизни, обеспечивающий повышение личностного статуса и профессиональной компетентности человека. Составной частью информационной культуры специалиста является компьютерная грамотность, теоретические знания и практические навыки работы, прежде всего при использовании компьютерных технологий, в частности компьютерных сетей, при поиске, обработке и анализе информации в профессиональной деятельности.

Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому О.А. Лагутки-на утверждает, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях профессионального образования и по всем направлениям изучаемых курсов [15].

Для свободной ориентации в информационном потоке специалист должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры.

Для формирования информационной культуры будущих специалистов, как отмечают А.М. Магомедгаджиева и З.У. Алиева, должны соблюдаться следующие условия:

- использование новейших средств информационно-коммуникационных технологий при обучении;

- соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях;

- внедрение в образование новых информационных технологий;

- формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности;

- высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей - специалистов в области информационных и компьютерных технологий;

- наличие современной технической (компьютерной) базы [16].

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании занимает особое место и рассматривается как средство, которое дополняет традиционную методику обучения и позволяет адаптировать систему образования к различным потребностям общества в образовательных услугах и уровнях подготовки профессиональных кадров, отвечающих требованиям развития современного информационного общества.

Выводы. Формирование информационной культуры будущего специалиста осуществляется в процессе овладения содержанием дисциплин, определенных Государственным образовательным стандартом, изучающих закономерности информационных процессов. Однако оно не может осуществляться изолированно, только в рамках узкой предметной области «Информатика», а приводит к необходимости междисциплинарного интегрирования.

Новые ИКТ позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общими базовыми и вариативными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей. Таким образом, в поле зрения профессионального образования оказалась методологическая подготовка студента не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция на основе использования ИКТ.

1. Бояров Е.Н. Информационная культура современного специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности / Е.Н. Бояров //Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика : материалы II международной научно-практической конференции (28 ноября 2011 года, Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост. : С.В. Абрамова, В.В. Моисеев, Е.Н. Бояров. -Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. -C. 20-25.

2. Воронина Л.А. Информационная куль-тура как фактор инновационного развития / Л.А. Воронина, Н.Е. Иванова, С.В. Ратнер // Качество. Инновации. Образование. - 2008. -№ 3. - С. 8-11.

3. Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре /М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. - Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / Науч. ред. : Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. -Москва; Магнитогорск, 1997. - C. 57.

4. Гайворонская Н.А. Формирование профессионализма будущих инженеров с использованием компьютерных программных продуктов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.А. Гайворонская. - Ставрополь, 2006. - 28 с.

5. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н.И. Гендина // Библиосфера, 2005. - №1. - C. 57-62.

6. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной программы / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко // Рос. Комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - Москва : Межрегион. центр биб. сотрудничества, 2006. - 512 с.

7. Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения / А.А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - Москва, 1994. - C. 15.

8. Ежова Т.В. Информационная культура как важнейшая компетенция в современном информационном обществе / Т.В. Ежова // Провинциальные научные записки : Региональный открытый социальный институт. -Курск, 2016. - №1(3). - C. 50-56.

9. Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2012. № - 7. - Режим доступа : htp://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770. -Дата обращения: 23.09.2018.

10. Зиновьева Н.Б. Формирование личности нового типа / Н.Б. Зиновьева // Библиография. - 2000. - № 1. - С. 33-39.

11. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов //Проблемы информационной культуры: сб. статей. - Москва, 1994. - С.6-11.

12. Калиновская Н.А. Информационный стресс. Информационно-психологическая безопасность личности как качественная ха-

©

рактеристика информационной культуры человека /Н.А. Калиновская, Д.Ю.Устимов. -Казань : КазГУКИ, 2006. -144 с.

13. Кравец В.А. Формирование информационной культуры /В.А. Кравец, В.Н. Кухарен-ко // Дистанционное образование. - 2000. -№4. - C. 35-37.

14. Кудрина Т.А. Религия в структуре информационной культуры / Т.А. Кудрина // Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее. Междунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996 г. : тез.докл. - Краснодар, 1996. - С. 38.

15. Лагуткина О.А. Формирование информационной культуры будущего специалиста / О.А. Лагуткина //Информационная компетентность специалиста и информационная культура специалиста: от теории к практике: В 2 ч.-Ч.2 : Материалы IIоткрытой Краевой заочной научно-практической конференции /Сост. О.С. Приказчикова, И.Г. Едовина, И.В. Приказчиков. - Пермь : ГБПОУПМК 2016 - C. 298-301.

16. Магомедгаджиева А.М. Состояние, проблемы и педагогические условия формирования информационной культуры будущих учителей в условиях взаимодействия «Профильная школа - педвуз» [Электронный ресурс] /А.М. Магомедгаджиева, З.У. Алиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. - №5-2.--Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ sostoyanie-problemy-i-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-buduschih-uchiteley-v-usloviyah-vzaimodeystviya. - Дата обращения: 25.10.2018.

17. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) /Е.А. Медведева // Социс. -1994. - №11. - C. 59-67.

18. Минкина В.А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа / В.А. Минкина, В.В. Брежнева // Мир библиографии. -1998. -№ 4. - С. 21-23.

19. Полякова Г.В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 /Г.В. Полякова. - Москва, 2015. - 35 с.

20. Результаты исследований группы Информационная культура / БХ-17-1 [Электронный ресурс] : ВикиНГПУ - свободная площадка преподавателей и студентов Нижегородского государственного педагогического университета. - Электрон.дан. - Режим доступа : https://wiki.mininuniver.ru /Мех.рИр/ - Загл. с экрана. - Описание основано на версии, датир. : дек. 23, 2018.

21. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н.М. Розенберг // Сов.педагогика. - 1991. -№3. - С. 33-38.

22. Семенюк Э.П. Информационная куль-тура как фактор развития информационного общества [Электронный ресурс] / Э.П. Семенюк // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://vestnik.tspu.edu.ru/. -Дата обращения: 25.10.2018.

23. Соснина Т.Н. Словарь трактовки понятия «Информация» (обучающего типа) А-Я : учебное пособие / Т.Н. Соснина, П.Н. Гончу-ков. - Самара : Самарский аэрокосмический университет, 1998. - 212 с.

24. Сотникова Е.А. Информационная культура личности - актуальная проблема Российского общества / Е.А.Сотникова // Экология культуры. - 2005. - № 3 (37) -С. 115-134.

25. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» / И.Г. Хангельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г. : тез. докл. - Краснодар, 1993. - С. 21.

Abstract. Nosulya O. INFORMATION CULTURE OF A FUTURE SPECIALIST. The article deals with the emergence of a new type of culture - information. The characteristics of different approaches in understanding the phenomenon of "information culture", the definition of "information culture", its subject and means of development from different points of view are analyzed. The main factors of development and conditions offormation of information culture of modern society are given. Information and communication technologies as the main factor of development of information culture of the future specialist are considered

Key words: information space, information culture, information and communication technologies, information society, professional education.

Статья представлена профессором Е. И. Скафой.

Поступила в редакцию 22.06.2018 г.

си>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.