В заключительной части мы закрепляли полученные знания детей, выясняли, что им понравилось на занятии, какие трудности у них возникали.
На первом занятии мы познакомили детей с флипбуком, где каждый ребенок получил свой персональный флипбук. Это своего рода игровая книжка на кольцах с картинками, сделанная своими руками, где можно было перелистывать, снимать, доставать и менять местами картинки.
Например, основная часть состояла из трех заданий, в первом задании мы продолжили знакомство с предлогами. И первый предлог - это «НА», он означает расположение на поверхности предмета (сверху). На рисунке предлог «НА» изображался следующим образом: кружок на прямоугольнике. Следующий предлог - «В», данный предлог означает расположение предмета внутри и изображался как кружок внутри прямоугольника. Необходимо было показать названные предлоги.
Во втором задании детям давали флипбук, где они находили правильное графическое изображение предлога и его написание. На первое колечко дети надевали картинку с изображением того, как пишется предлог, а на второе колечко - картинку, на которой предлог изображен схематично.
В третьем задании необходимо было составить фразы, используя флипбук, для этого мы использовали три картинки и размешали их на кольца филпбука. На первой картинке был изображен предмет, а точнее, игрушка, например, МЯЧИК. На второй картинке изображен предлог «НА», а на третьей картинке - предмет, на котором может лежать игрушка или какой-то предмет, мебель, например, СТОЛ. Итак, у нас получилось предложение - МЯЧИК НА СТОЛЕ, то есть мячик лежит на поверхности стола. Для закрепления дети самостоятельно составляли предложение по трем картинкам. У каждого ребенка был свой набор картинок, и затем мы все вместе проверяли составленные сложные предложения.
Приведем примеры заданий «Составление трехсоставного предложения с использованием трех картинок». Детям предлагается самостоятельно выбрать три любые картинки, которые им нравятся и составить предложение, но только так, чтобы говорилось обо всех выбранных предметах, а само предложение было сложное. Предложение должно быть построено связно и логично. Картинки можно было менять местами при необходимости.
Далее - задание «Дополни». Детям необходимо составить предложения из трех составных частей, но одна картинка скрыта, им нужно логически доду-
Библиографический список
мать, что же скрывается за этой картинкой и составить правильное предложение, чтобы немного облегчить задание мы использовали цветовые подсказки. После выполнения двух заданий с детьми проводили физкультминутку.
Предлагалось задание на развитие повествовательной формы речи, например, задание: «Чем я люблю заниматься?» Детям нужно рассказать о себе, чем любит заниматься каждый из них или, например, что любят кушать. Начало предложения предлагалось такое: «Мне нравится или я люблю...», первая картинка у них была девочка или мальчик, т.к. каждый же говорил о себе, а в дальнейшем у всех все картинки индивидуальные. И в конце занятия с детьми проводилась рефлексия, мы узнавали, что они сегодня узнали нового на занятии, что им понравилось больше всего.
После реализации программы провели повторное обследование по серии заданий из методик (О.Б. Иншаковой, Т.Б. Филичевой, Г В. Чиркиной, В.П. Глухо-ва), использовавшихся на этапе констатации, и сравнительный анализ до и после формирующего эксперимента.
После формирующего эксперимента мы наблюдали положительные изменения в развитии фразовой речи, хотя большая часть детей имела средний уровень развития фразовой речи, который был преобладающим, и выявлен у 63% испытуемых. Следовательно, часть детей со среднего уровня развития фразовой речи перешли на высокий уровень, который выявлен у 24% испытуемых, низкий уровень был выявлен у 13% испытуемых, дети с низким уровнем испытывали затруднение при составлении сложных предложений или вообще не могли выполнить задание. После реализованной программы дети чаще стали использовать предлоги при составлении предложений, пытались согласовывать числительные с именем существительным по родам, падежам, составляли сложные фразы. Используемое нами средство визуальной поддержки позволило детям дошкольного возраста усвоить порядок построения слов в предложении.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество эффективных средств визуальной поддержки, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Мы использовали в своей работе флипбук как средство визуальной поддержки, которое, безусловно, направлено на формирование навыков коммуникации, взаимодействия, сотрудничества и способствовало развитию фразовой речи. Мы считаем, что воспитатели и логопеды могут использовать данное средство визуальной поддержки для развития фразовой речи и подготовки детей к школе.
1. Ковригина Л.В. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Концепт: научно-методический электронный журнал. 2018; № 7: 31 - 37. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186059.htm
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Сфера, 2007.
3. Хамматова РС. Методы формирования фразовой речи у дошкольников с ОНР Педагогика и современность. 2015; № 2 (16): 101 - 103.
4. Давидович Л.Р, Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Москва: ГНОМ, 2001.
5. Коэн М. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. Москва: Рама Паблишинг, 2018. References
1. Kovrigina L.V. Issledovanie sostoyaniya frazovoj rechi u doshkol'nikov s obschim nedorazvitiem rechi. Koncept: nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2018; № 7: 31 - 37. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186059.htm
2. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskojrechi. Moskva: Sfera, 2007.
3. Hammatova R.S. Metody formirovaniya frazovoj rechi u doshkol'nikov s ONR. Pedagogika isovremennost'. 2015; № 2 (16): 101 - 103.
4. Davidovich L.R., Reznichenko T.S. Rebenokploho govorit? Pochemu? Chto delat'?: Korrekcionno-pedagogicheskaya rabota s negovoryaschimi det'mi. Moskva: GNOM, 2001.
5. Ko'en M. Vizual'naya podderzhka. Sistema dejstvennyh metodov dlya razvitiya navykov samostoyatel'nosti. Moskva: Rama Pablishing, 2018.
Статья поступила в редакцию 27.04.21
УДК 371.385+004.9
Solovkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
INFORMATION CULTURE OF A UNIVERSITY STUDENT AS A MEANS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE FUTURE. Currently, much attention is paid to the development and formation of information culture at different stages of the learning process. This is due to the constant growth of information flow. Modern students should be well guided both in the selection of information that meets the requirements of scientific nature, reliability, relevance, and to own various innovations in the field of information and communication technologies, be able to competently apply them in practice, and improve existing skills in converting information. In connection with the current situation in universities, new, specific disciplines are being introduced that promote and help students in this direction. At the Gorno-Altaisk State University, one of such subjects is "Fundamentals of Information Culture" and "ICT as a Sphere of Socialization and a Means of Education". The disciplines introduced into the educational process are aimed at increasing the level of information culture of students, which in turn is one of the main means of their future professional career.
Key words: education, training, information, information culture, information culture of individual.
И.В. Соловкина, канд. пед. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУДУЩЕМ
В настоящее время развитию и становлению информационной культуры на разных ступенях процесса обучения уделяется большое внимание. Это обусловлено постоянным ростом информационного потока. Современные студенты должны хорошо ориентироваться как в подборе информации, отвечающей требованиям научности, достоверности, актуальности, так и владеть различными инновациями в сфере информационно-коммуникативных технологий, уметь грамотно применять их в практической деятельности, совершенствовать уже имеющиеся навыки по преобразованию информации. В связи со сложившейся ситуацией в вузах вводятся новые, специфические дисциплины, помогающие студентам в этом направлении. В Горно-Алтайском государственном университете одними из таких учебных предметов являются «Основы информационной культуры» и «ИКТ как сфера социализации и средства воспитания». Введенные в учебный процесс дисциплины ориентированы на повышение уровня информационной культуры обучающихся, которая, в свою очередь, является одним из основных средств их будущей профессиональной карьеры.
Ключевые слова: образование, обучение, информация, информационная культура, информационная культура личности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта №20-413-040003 р_а
В качестве важнейшей стратегической задачи образовательного процесса на современном этапе рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на «совершенствовании информационной среды, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения» [1, с. 130]. В связи с данными требованиями в образовательную среду вводятся дисциплины, отвечающие данным критериям и объединяющие в себе знания о современных способах преобразования информации, перспективных информационно-коммуникационных технологиях и их эффективном использовании в процессе обучения.
К дисциплинам такого уровня, введенным в процесс обучения в Горно-Алтайском государственном университете, относятся «Основы информационной культуры» и «ИКТ как сфера социализации и средства воспитания», объединяющие в себе знания о компьютерной грамотности, показывающей компетентность пользователя в вопросах использования компьютера, базового программного обеспечения и знания поисковых возможностей сети Интернета и информационной грамотности, предполагающей наличие умений в поиске, применении и защите информации, навыков общения с использованием методов и средств информационно-коммуникационных технологий [2]. Доказано и обосновано, что процесс совершенствования информационной грамотности человека происходит каждодневно, на протяжении всей жизни, непосредственно путем получения, трансформации, преобразования и корректировки информации, формируя все более высокий уровень информационной культуры.
Рассматривая понятие и становление информационной культуры, отметим, что сам термин впервые начал появляться в изданиях советских авторов примерно в семидесятых годах, что является заслугой библиотекарей. В силу специфики своей профессии именно работники библиотек К.М. Войханская и Б.А. Смирнова в работе «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (974 г), Э.Л. Шапиро в работе «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (1975 г) и др. стали первыми, кто использовал это понятие в своих публикациях.
В настоящее время интерес к понятию «информационная культура» значительно вырос и расширился в связи с бурно растущим потоком информации и столь же стремительно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями, влияющими на общую культуру всего общества и личности в частности. Понятие информационной культуры очень многогранно, существуют различные варианты определения этого термина, приводимые в публикациях многими исследователями, среди которых Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева [3], А.В. Федоров [4], Б.А. Семеновкер [5], Г.В. Полякова [6], Е.А. Медведева [7], И.Г Хангельдиева [8], Э.Л. Семенюк [9].
Определения рассматриваются авторами с различных точек зрения, все они сходятся к одному, дают возможность увидеть основное, заключающееся в неразрывной связи информации и культуры, так как «благодаря материальным носителям информации ценности культуры становятся всеобщим достоянием» [6, с. 84]. Кроме того, большая вариативность трактовки понятия информационной культуры объясняется тем, что включенные в это понятие две ключевые составляющие - информация и культура - также имеют достаточно много определений как отдельные ключевые понятия в образовании.
Опираясь на различные трактовки рассматриваемого понятия, будем придерживаться более содержательного, на наш взгляд, термина, автором которого является Ю.С. Зубов: «Информационная культура представляет собой систему совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающую эффективное осуществление индивидуальной информационной деятельности, удовлетворяющей как профессиональные, так и непрофессиональные потребности; «это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека и развитием общества» [10, с. 6].
Человек, живя в обществе, вбирает в себя все культурные ценности, характерные данному социуму, здесь он развивается, проходит процесс обучения и постепенно становится личностью, выпускником какого-либо образовательного учреждения, будущим профессиональным специалистом, способным выстраи-
вать свою карьерную траекторию. На данном этапе жизни, проходя путь социализации и обучения, каждому свойственен определенный уровень информационной культуры, а именно - информационной культуры личности.
Анализируя трактовку и специфические особенности, характерные понятию информационной культуры личности, отметим, что оно определяется Н.Б. Зиновьевой как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» [11, с. 115]. Гораздо шире рассматривает это понятие Н.И. Гендина, с ее точки зрения информационная культура личности является структурным звеном общей культуры человека и представляет собой «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей» [12, с. 65] с применением информационно-коммуникационных технологий. Так, автор отмечает, что данный феномен является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности. Кроме того, как акцентирует профессор Н.И. Гендина, данное понятие является достаточно ёмким и полностью включает в себя понятие «информационная грамотность», а также такие структурные компоненты, как «информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях» и в первую очередь именно в профессиональных. Также информационное мировоззрение, занимающее ключевое место в понятии «информационная культура личности», смыслом которого является «ценностное (осмысленное, ответственное) отношение и к информации, и к создаваемым и используемым информационным продуктам, и к техническим средствам, информационным технологиям» [13], несет в себе профессиональную направленность. Следовательно, грамотно выстроенный учебный процесс, всесторонне отвечающий становлению информационной составляющей будущих профессионалов, был и является основной траекторией в обучении студентов.
В своей работе Е.В. Ишутина также в подтверждение нашего предположения говорит о том, что создание творческих проектов, так называемых информационных продуктов нацеливает студентов, будущих профессиональных специалистов, не только на использование различных знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий, но и таких творческих качеств, составляющих суть понятия информационной культуры личности, как «инициатива, смелость мышления, новаторский подход к решению задач, способствует формированию информационного стиля мышления, информационного мировоззрения» [14]. Таким образом, разноплановые творческие работы, ориентированные на различные уровни в направлении получения, обработки и преобразования информации, занимают центральную позицию во всей образовательной деятельности. В своей работе мы также отмечаем, что в данном контексте широкое использование приобретают новые учебные дисциплины, объединяющие в себе совокупность знаний о новых, перспективных, современных технологиях и их применении в процессе обучения [15, с. 181].
Следует сделать акцент на том, что уже в начале 2000-х годов видные научные деятели обращали внимание общественности на то, что со стороны государства необходим новый подход к «организации информационной подготовки всех участников образовательного процесса, как тех, кто учит, так и тех, кто учится» [13]. Одним из вариантов решения данной проблемы явилось внедрение в учебный процесс вузов ряда новых дисциплин, входящих в обязательный курс, одной из которых, например, является «Основы информационной культуры личности». Так, введенные на уровне бакалавриата в процесс обучения в Горно-Алтайском государственном университете дисциплины, среди названная выше, и «ИКТ как сфера социализации и средства воспитания» на уровне магистратуры являются подтверждением рассматриваемой установки и, как следствие, залогом успешного карьерного роста наших выпускников.
Рабочие программы рассматриваемых дисциплин соответствуют современному информационному мировоззрению, большой акцент сделан на лабо-раторно-практической составляющей дисциплинарного блока. Так, для квали-
фикации бакалавр, 1 курс занятия включают следующие вопросы: грамотность оформления списка использованных источников информации, учитывая всю специфику написания и ссылок на литературу (внутритекстовые, подстрочные, затекстовые), соответственно государственному стандарту; обзор и применение информационно-образовательных ресурсов согласно направлению подготовки; структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности; создание и форматирование сложных комплексных документов, ввод, редактирование и форматирование текста, создание и форматирование таблиц, работа с таблицами, схемами, редактором формул в текстовом процессоре MS Word; построение графиков функций, графиков и диаграмм статистической обработки данных (различные виды круговых диаграмм, диаграмма Парето, динамические гистограммы, гистограммы с группировкой, гистограммы с наложением графика, график с накоплением, построение вторичной диаграммы) в табличном процессоре MS Excel; вставка звука, создание гиперссылок и управляющих кнопок, настройка анимации, работа с рисунками SmartArt в программе подготовки и просмотра презентаций MS PowerPoint.
Для квалификации магистр, 2 курс, направление подготовки «Социальная работа», профиль «Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи» практические и лабораторные занятия включают следующие вопросы: работа с текстовой информацией и электронными таблицами в социально-воспитательной деятельности педагога; работа с графиками и диаграммами, статистическая обработка данных в табличном процессоре MS Excel; разработка информационных технологий учебного назначения и применение их для реше-
Библиографический список
ния профессиональных задач в образовательном процессе; работа с готовыми рисунками и фигурами SmartArt, создание гиперссылок, схем и управляющих кнопок, настройка анимации в программе подготовки и просмотра презентаций MS PowerPoint; создание сайта педагога-психолога для успешной работы с аудиторией на портале Nsportal.ru; разработка web-анкеты профессионального назначения на сайте Webanketa. По окончании изучения дисциплин обучающиеся способны создавать новые информационные продукты (грамотно оформленные письменные работы и разработанные презентации, творческие проекты, мини-сайты, Web-анкеты и т.п.).
Таким образом, в дальнейшем студенты проектируют аналогичные и более усовершенствованные версии исходных продуктов и применяют их как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Достигаются цели изучения дисциплин, заключающиеся соответственно:
1) в формировании информационной культуры как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и осуществления дальнейшей профессиональной деятельности;
2) в профессиональной подготовке к работе с техническими и программными средствами, рассчитанными на использование их в социальных службах, а также к информационному обеспечению социальной сферы, использованию информационных ресурсов сети Интернет
Следовательно, информационная культура студента вуза как сформировавшейся личности является средством успешной профессиональной деятельности и залогом продуктивного карьерного роста в будущем.
1. Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика преподавания математики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.
2. Основы информационных технологий. Available at: https://studfile.net/preview/5270449/
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРА-М., 1999. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_ dict/6950
4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Издательство Таганрогского государственного педагогического института, 2010. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text23/0013.htm
5. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков. Библиография. 1994, № 1: 12. Available at: https://www.cbspechenga.ru/ nashi-izdaniya/rekomendatelnye-ukazateli/99-informatsionnaya-kultura/755-informatsionnaya-kultura-metodiko-bibliograficheskij-material
6. Полякова ГВ. Феномен информационной культуры в современном обществе. Власть. 2015; Т. 21, № 10: 83 - 86.
7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. Социс. 1994, № 11: 59.
8. Хангельдиева И.Г О понятии «информационная культура». Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Международная научная конференция. Тезисы докладов. Краснодар-Новороссийск. Краснодар, 1993: 2.
9. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики. НТИ. Серия: 1. 1994; № 7: 3.
10. Зубов Ю.С. Новое знание о проблеме взаимосвязи информационной культуры и информационного мировоззрения. Проблемы информационной культуры: сборник статей. Москва, 1996: 6.
11. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: учебное пособие для вузов культуры и искусства. Под редакцией И.И. Горловой; Краснодарская государственная академия культуры. Краснодар, 1996.
12. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы. Открытое образование. 2007; № 5: 58 - 68.
13. Гендина Н.И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования. Университетская книга. 2010; № 3. Available at: http://www.aselibrary.ru/ press_center/journal/ubook/2010/3/32366/323662399/
14. Ишутина Е.В. Веб-мастеринг как инструмент формирования информационной культуры управленца в инновационной экономике. Письма в Эмиссия. Оффлайн. Available at: http://www.emissia.org/offline/2012/1913.htm
15. Соловкина И.В. Информационная культура будущих педагогов как основная составляющая самостоятельной учебной и профессиональной деятельности. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ 2020; № 12 (20): 180 - 184.
References
1. Temerbekova A.A., Chugunova I.V., Bajgonakova G.A. Metodika prepodavaniya matematiki: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2011.
2. Osnovy informacionnyh tehnologij. Available at: https://studfile.net/preview/5270449/
3. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj 'ekonomicheskij slovar'. Moskva: INFRA-M., 1999. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6950
4. Fedorov A.V. Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Taganrog: Izdatel'stvo Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 2010. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text23/0013.htm
5. Semenovker B.A. Informacionnaya kul'tura: ot papirusa do kompaktnyh opticheskih diskov. Bibliografiya. 1994, № 1: 12. Available at: https://www.cbspechenga.ru/nashi-izdaniya/ rekomendatelnye-ukazateli/99-informatsionnaya-kultura/755-informatsionnaya-kultura-metodiko-bibliograficheskij-material
6. Polyakova G.V. Fenomen informacionnoj kul'tury v sovremennom obschestve. Vlast'. 2015; T. 21, № 10: 83 - 86.
7. Medvedeva E.A. Osnovy informacionnoj kul'tury. Socis. 1994, № 11: 59.
8. Hangel'dieva I.G. O ponyatii «informacionnaya kul'tura». Informacionnaya kul'tura lichnosti: proshloe, nastoyaschee, buduschee: Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Tezisy dokladov. Krasnodar-Novorossijsk. Krasnodar, 1993: 2.
9. Semenyuk 'E.L. Informacionnaya kul'tura obschestva i progress informatiki. NTI. Seriya: 1. 1994; № 7: 3.
10. Zubov Yu.S. Novoe znanie o probleme vzaimosvyazi informacionnoj kul'tury i informacionnogo mirovozzreniya. Problemy informacionnoj kul'tury: sbornik statej. Moskva, 1996: 6.
11. Zinov'eva N.B. Informacionnaya kul'tura lichnosti: Vvedenie vkurs: uchebnoe posobie dlya vuzov kul'tury i iskusstva. Pod redakciej I.I. Gorlovoj; Krasnodarskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury. Krasnodar, 1996.
12. Gendina N.I. Informacionnaya gramotnost' i informacionnaya kul'tura lichnosti: mezhdunarodnyj i rossijskij podhody k resheniyu problemy. Otkrytoe obrazovanie. 2007; № 5: 58 - 68.
13. Gendina N.I. Informacionnaya kul'tura lichnosti i zadachi innovacionnogo obrazovaniya. Universitetskaya kniga. 2010; № 3. Available at: http://www.aselibrary.ru/press_center/ journal/ubook/2010/3/32366/323662399/
14. Ishutina E.V. Veb-mastering kak instrument formirovaniya informacionnoj kul'tury upravlenca v innovacionnoj 'ekonomike. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn. Available at: http://www. emissia.org/offlline/2012/1913.htm
15. Solovkina I.V. Informacionnaya kul'tura buduschih pedagogov kak osnovnaya sostavlyayuschaya samostoyatel'noj uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacijINFO'20: sbornik nauchnyh trudov. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020; № 12 (20): 180 - 184.
Статья поступила в редакцию 22.04.21