Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибирцева Н.В.

В статье рассматривается актуальность внедрения ИКТ на уроках музыки для развития музыкального мышления. Выявляется роль использования компьютерных технологий на уроках музыки. Приводятся примеры новых подходов к проведению урока музыки с использованием современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 372.878

Н.В. Сибирцева

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

В статье рассматривается актуальность внедрения ИКТ на уроках музыки для развития музыкального мышления. Выявляется роль использования компьютерных технологий на уроках музыки. Приводятся примеры новых подходов к проведению урока музыки с использованием современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока музыки.

Ключевые слова: искусство; развитие; музыкальное мышление; информационные коммуникационные технологии.

Современная наука и практика среди приоритетных направлений исследований выделяет модернизацию художественно-эстетического образования и развития личности средствами искусства [1, 2, 3].

Одним из важных исследовательских направлений в музыкальном искусстве является сущность музыкального мышления. Культурологический подход позволяет интерпретировать данную категорию как одну из форм художественного сознания, способствующую формированию и развитию музыкального искусства.

А.Н. Сохор заостряет внимание на категории деятельность: «Как и всякая художественная деятельность, музыкальное мышление представляет собою единство трех основных видов деятельности: отражения, созидания, и общения» [4]. Важное дополнение находим у И.Г. Ляшенко: «Деятельность музыкального мышления представляет собой процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную», цит. по книге Сергеевой Г.П. [5, с. 12]. То есть, модель отношений человека к действительности, выражаясь в звуках, использует некую часть этой действительности - акустическую действительность в качестве звуковой материи для обозначения идеального художественного содержания.

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Диапазон частот колебательных движений в природе, воспринимаемых человеком, - огромен. Но наиболее ясно можно ощутить периодичность частот, которые соответствуют биоритмам нашего организма: ритмам дыхания, сердечного пульса, бега. Именно этим частотам соответствует музыкальная метроритмика, и именно они наиболее подтверждены перестройке.

Изменения дыхания и пульса, мышечного тонуса, соответствующего ходьбе и танцевальным движениям, являются основными, но не единственными телесными реакциями на музыкальное воздействие. Так, В.И. Петрушин приводит интересные экспериментальные данные о резонансе биотоков мозга на темповые показатели музыки [6]. Поскольку музыка всегда сочетает в себе ритмические, звуковысотные, темповые и тембровые показатели, постольку частота дыхания и пульса, биоритмы мозга и неосознаваемая вокализация всегда будут создавать богатую и уникальную картину неосознаваемых двигательных реакций человека при восприятии музыки.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Информационные технологии (ИТ) в настоящее время является необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний [7, 8, 9].

На данный момент известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и ее источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. ИКТ благоприятен усвоению учебного материала, развитием музыкального мышления, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

© Сибирцева Н.В., 2017.

Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65).

ISSN 2223-4047

Музыкальное мышление противоположно чувствам, подобно как рациональное и эмоциональное. Оно оперирует логическими внечувственными абстракциями, имея связь с чувственным предметным миром. Особенность музыкального мышления содержится в том, что чувственно воспринимаемым миром являются сами чувства, выражаемые через интонационные сопряжения. Таким образом, эмоциональный и рациональные ряды сливаются в целостный феномен, названый В.П. Бобровским «эмоцией - мыслью» [10, с. 8]. Данное означает, что музыкальное мышление оперирует как информационными единицами не только материальными, но и духовными сущностями, составляющими неотъемлемую долю информационного содержания музыки.

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) - с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца [11]. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки на первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке: слушание музыки; пение; инструментальное музицирование; музыкально-пластическое движение; драматизация музыкальных произведений.

Особенностью современного урока музыки является возможность использования разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы [12].

Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ [13], игровые технологии, развивающие интегрированные технологии [14], театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.

Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.

Таким образом, применение ИКТ на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, -это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству [15]; развитию теоретического мышления.

Библиографический список

1.Медведев Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся // Философия образования. 2016. № 6 (69) С. 134-140.

2. Лыкова Е.С. Концепции художественного образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 1. С. 146-149.

3.Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы// Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И.Носова. 2014. С. 237-241.

4.Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. 186 с.

5.Сергеева Г.П. Освоение технологий преподавания предмета «Музыка»: в последипломном образовании. М.: Триумф, 2013. 264 с.

6.Петрушин В.И. Две гипотезы о психофизиологических закономерностях музыкального восприятия. // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: тезисы VI научной конференции / под ред. Ю.Б. Алиева и др. М., 1982.

7. Лыкова Е.С. Информационные технологии в современной школе // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. Часть I. ООО «АР-Консалт», 2013. С. 143-144.

8.Савельева О.П., Литош Г.Н. Применение информационно-коммуникативных технологий в проверке знаний по изобразительному искусству // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Магнитогорск, 2015. С. 170-177.

9. Семенова М.А. Методические рекомендации по проведению вебинаров в on-line режиме // Школа и производство. 2012. №7. С. 47-48.

10. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. М., 1989.

11. Зубачевская Н.А. Урок музыки как «художественно-педагогическое произведение»: учеб. пособие. Омск: изд-во ОмГПУ, 2009. 99 с.

12. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 177-180.

13. Лыкова Е.С. Современные информационные технологии на уроках изобразительного искусства // Художественное образование в культурном пространстве Омского региона: Материалы Второй открытой городской научно-практической конференции. Омск: Мир музыки, 2010. С. 324-328.

14. Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245-249.

15. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

СИБИРЦЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - магистрант факультета искусств (музыкальное отделение), Омский государственный педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.