Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / УРОК МУЗЫКИ / УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко А.Х.

В статье рассматривается насколько является актуальным развитие креативности у школьников на уроках изобразительного искусства и музыки. Описываются методы и технологии для развития креативности у младших школьников. Рассматривается роль креативных задач на занятиях музыки в младших классах влияющих на развитие мыслительной деятельности при прослушивании сложных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65).

ISSN 2223-4047

УДК 372.87

А.Х. Кондратенко

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье рассматривается насколько является актуальным развитие креативности у школьников на уроках изобразительного искусства и музыки. Описываются методы и технологии для развития креативности у младших школьников. Рассматривается роль креативных задач на занятиях музыки в младших классах влияющих на развитие мыслительной деятельности при прослушивании сложных произведений.

Ключевые слова: креативность, развитие, урок музыки, урок изобразительного искусства.

Вопросы развития творческих способностей детей на занятиях музыкой, изобразительным искусством, поэзией и др. мы встречаем во многих педагогических публикациях, в том числе таких авторов как Л.Г. Медведев [1], Е.С. Лыкова [2], О.П. Савельева [3], и др.

Современная научная литература и словари дают нам такое определение «креативность» (лат. сгео - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры [4, с. 256].

Способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод, новое произведение искусства; синоним слова «творческий». Креативность находится в постоянном противоречии с установившимся, общепризнанным, как дуализм интеллекта и интуиции, сознания и бессознательного, общепринятого и нетрадиционного, сложности и простоты [5, с. 37].

У всех детей есть способности и таланты, однако они требуют раскрытия. Ранний возраст, когда дети полны энтузиазма и желания открывать все новое, лучшее время для выявления и закрепления творческих способностей, указывает Е.С. Лыкова [6, с. 177]. Очень важным в этот период будет правильное и умное руководство со стороны взрослых. Это является важной задачей современной школы, поскольку искусство отличается удивительной способностью формировать в человеке, и тем более в ребенке общее эстетическое мировоззрение, что является обязательным условием для формирования гармоничной личности. Креативность - это деталь, формирующая среди прочих сложную систему личности человека и также являющаяся чертой формируемой искусством [7, с. 95]. Креативность и творческая фантазия ни что иное как двигатель любой человеческой деятельности и важная составляющая в исследовании как гуманитарных, так и естественных наук.

Вопрос развития творческих способностей поднимался еще в античные времена и сейчас остается актуальным. Педагоги и психологи ищут способы повышения эффективности простого обучения, когда формирование творческих способностей выступает производным результатом получения знаний и умений [8, с. 135]. Наиболее важная цель их исследований состоит в выявлении самих процессов формирующих способности, чтобы использовать их целенаправленно. Уже выявлены способы обучения направленные на развитие креативности и творческих способностей в младших классах. Задача современного педагога творческого направления - это эффективное использование таких методов в построении учебного процесса. Об этом свидетельствуют современные концепции художественного образования, пишет Е.С. Лыкова [9, с. 148].

На уроках музыки, как и на других уроках искусства, изучение материала необходимо сделать увлекательным, в таком случае ученики будут с большим интересом подходить к изучению нового и получать эстетическую радость [10, с. 230], как от победы в игре, указывает Е.С. Стригуль.

На занятиях младших классов важным элементом является игровая ситуация. Существуют разные варианты креативных задач: Описать прослушанное произведение как визуальную картину, придумать короткий рассказ и озвучить голоса его героев подобрав нужный характер, тембр и регистр. Развить двигательные навыки учеников поможет выполнение таких задач как изображение услышанных музыкальных образов по средствам языка тела. Использование нескольких простых движений поможет в составлении

© Кондратенко А.Х., 2017.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65)

танцев. Такие несложные игровые ситуации помогут сделать учебный процесс более легким и увлекательным и конечно они станут прекрасным инструментом формирования личности путем развития артистических талантов и коммуникации учащихся.

Если в первом классе изучение музыкального искусства происходит по средствам движение, игры, то уже во втором классе дети узнают о средствах музыкальной выразительности, нотной грамоте, элементарных исполнительских возможностях.

К примеру, знакомство с нотами происходит в игровой форме, однако носит познавательный характер. Понятие звуковысотности идет через игру «Музыкальная графика». Когда ученики составляют график движения мелодии. Исполняя мелодию, ученики показывают движение мелодии рукой. Также в изучении нотной грамоты могут помочь ребусы и головоломки. При изучении длительностей нот помогают музыкальные примеры.

Различные креативные задачи на занятиях музыки в младших классах обучают мыслительной деятельности в среднем звене, при прослушивании более сложных, объемных произведений. Поэтому используется игра «Копилка образов». К прослушанному произведению подбираются средства его воплощения:

- характер: светлый, задорный, игривый...

- темп: подвижный, быстрый, живой.

- регистр: изменяющийся, от нижнего к верхнему или наоборот.

Эта игра поможет в выстраивании наиболее полного и детального разбора музыкального произведения.

На уроках изобразительного искусства возможно привлечение музыкального ряда для создания эмоционального настроения, для усиления воздействия анализируемого произведения. Изображение музыки, попытки передачи или создание художественного образа музыкального ритма или произведения -обогащают опыт эмоционально-ценностной и творческой деятельности ребенка [11, с. 79].

Кроме перечисленных методов, большую популярность сегодня приобретает такая форма как мастер-класс [12, C. 99].

Развитие креативного мышления через игровые ситуации в младших классах помогут воспитать вдумчивого слушателя, способствует приобщению школьников к классическим произведениям и пониманию значимости их наследия.

Библиографический список

1.Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.

2. Лыкова Е.С. Анализ возрастных особенностей развития детского рисунка // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. №3 (19). С. 134-139.

3.Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И.Носова. 2014. С. 237-241.

4.Новая философская энциклопедия. Под редакцией В.С. Стёпина: В 4-х тт. М.: Мысль. 2001.

5.Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону, 2006.

6. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 177-180.

7.Савельева О.П., Рерих А.Ю. Особенности художественно-творческого развития обучающихся в условиях детской художественной школы // Творческое пространство образования: Сб. материалов внутривузовской (очно-заочной) научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ, 2016. С.94 - 98.

8.Медведев Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся // Философия образования. 2016. № 6 (69) С. 134-140.

9.Лыкова Е.С. Концепции художественного образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 1. С. 146-149.

10. Савельева О.П., Стригуль Е.С. Работа с бумагой как средство развития художественно-творческой активности младшего школьника в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 2 (10). С. 228-235.

11. Лыкова Е.С., Чебаева Е.Н. Методика изображения автопортрета в технике «Гравюра по пластику» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (8). С. 76 -80.

12. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа // Педагогика искусства. 2008. №4. С. 98-127.

КОНДРАТЕНКО АСИЯ ХАЛИЛОВНА - магистрант факультета искусств (музыкальное отделение), Омский государственный педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.