ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65)
УДК 372.87
А.Л. Шаповалова
К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье раскрывается вопрос о важности дисциплин художественно-эстетического цикла у школьников в современной общеобразовательной школе, и выявлении их влияния на развитие и становление личности ребенка.
Ключевые слова: образование, культура, искусство, духовность, нравственность, школа.
Вопрос о художественно-эстетическом воспитании школьников младших классов на сегодняшний день выступает наиболее актуальным среди работников образования и культуры. Данной теме посвящены публикации Л.Г. Медведева [1], Е.С. Лыковой [2], О.П. Савельевой [3] и других исследователей. В данный момент преподаватели находятся в поисках новых методов образования, с целью привлечь внимание учеников. В связи с этим на педагогов, преподающих дисциплины искусства, возложены определенного рода надежды и ожидания. Из этого следует, что учитель является одним из главных инвесторов в процессе формирования духовного мира и эстетического образования у молодежи. «Преподаватель изобразительного искусства должен стать таким специалистом, который сможет приложить все свои усилия для сохранения того, что нашло свое отражение в произведениях местного фольклорного творчества, народных художественных промыслов» [4, с. 249].
В современной общеобразовательной школе в ходе педагогических исследований выявлен ряд проблем, затрагивающих вопрос о затруднении в работе с организацией художественно-эстетического воспитания [5]. К ним относятся: отсутствие разработки комплексных программ художественно- эстетической направленности, отсутствие их адаптированности по национальной принадлежности, региональному расположению и возрастной категории; нехватка требуемого количества времени на освоение учебного материала; неполное материальное оснащение школ; слабая связь с другими видами искусства; недостаточно высокий уровень профессиональной компетенции преподавателей по организации художественно-эстетического образования - указывает Н.А. Зубачевская [6, с. 14].
Еще в конце двадцатого столетия образовательная программа в средней общеобразовательной школе имела общую направленность, ставя перед собой одну ведущую задачу - овладение общенаучными фактами об окружающем мире и общую цель - усвоение культурно-эстетических навыков посредством музыкальной и художественной грамоты. Но в конце века общие требования и стандарты в сфере образования были изменены, а как следствие этого сменились и задачи репродуктивно-авторитарного плана на задачи воспитания творческой личности [7, 8].
Теперь же, в XXI веке, сосредоточение на проблемах теории и практики художественно-эстетического образования значительно актуализировалось, и воспринимается как важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство воспитания нравственности и интеллекта, иными словами как средство формирования духовно богатой личности, развитой всесторонне. [Закон «Об образовании в РФ» 2014 г.] [Глава VII] [Статья 64].
Основополагающими в развитии художественно-эстетического воспитания являются теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.С. Кузина и др. Концепции, разработанные выше перечисленными авторами способствуют реализации различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.
Из этого следует, что основной вид деятельности образовательного учреждения и преподавателей должен быть направлен на оптимизацию художественно-эстетического развития учеников [9]. Развитие эстетической составляющей личности является результатом эстетического воспитания. Связующее звено этого процесса - художественное образование - процесс приобретения знаний, умений, навыков в области искусствоведения, развития способностей к художественному творчеству. Искусство в процессе получения образования выступает в качестве незаменимого средства формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, живопись, народное творчество. Все вышеперечисленные направления стимулируют развитие у детей эмоционально-творческого начала. Оно также непрерывно связано с воспитанием нравственности, потому что эстетика является неким регулятором человеческих взаимоотношений.
© Шаповалова А.Л., 2017.
Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65).
ISSN 2223-4047
Центральная педагогическая идея художественно-эстетического образования это - выстраивание образовательной системы таким образом, чтобы была ориентация на личностное развитие и благополучие эмоционального состояния, на актуальность приобщения к духовным ценностям, погружение в творчество, музыкальную, театральную и художественную деятельность, и, наконец, организация условий для воплощения этого творчества в жизнь [10].
На сегодняшний день в имеющихся условиях для достижения поставленной цели требуется сформировать такие задачи, как:
1. Систематическое развитие восприятия красоты, чувства эстетики, ассоциативного представления у детей.
2. Приобщение детей к деятельности в сфере искусства [11].
3. Формирование основ эстетического вкуса учеников и способности самостоятельного оценивания произведения искусства и явления жизни.
4. Развитие художественно-творческих способности учащихся.
Решение данной проблемы может быть успешным при соблюдении следующих условий:
- пополнение знаний и повышение педагогической квалификации с изучением модернизированных технологий и методик по проблеме художественно-эстетического образования учеников [12];
- создание условий, посредством которых будет реализовано художественно-эстетическое развитие;
- систематическая консультация и работа с семьёй по формированию творческой компетентности.
Художественно-эстетическое образование - понятие не конкретизированное. В область изучения
этой направленности входит познание природы, жизни общества и жизни в нем, искусства. Однако, процесс овладения знаниями об искусстве настолько многогранен и своеобразен, что он выбивается из общей структуры, как особая его составляющая. Художественно-эстетическое образование - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [13]. Компонентом этого образования является эстетическое воспитание, которое наиболее продуктивно и педагогически обоснованно реализуется в современной школе.
Библиографический список
1.Медведев Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся // Философия образования. 2016. № 6 (69) С. 134-140.
2.Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 212215.
3.Савельева О.П., Рерих А.Ю. Особенности художественно-творческого развития обучающихся в условиях детской художественной школы // Творческое пространство образования: Сб. материалов внутривузовской (очно-заочной) научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ, 2016. С. 94-98.
4.Сельская школа: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические инициативы и сельская малокомплектная школа» / под ред. Тимофеева В.А. Орел: ОППУ, 1995. 285 с.
5.Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы// Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова. 2014. С. 237-241.
б.Зубачевская Н.А. Урок музыки как «художественно-педагогическое произведение»: учеб. пособие. Омск: изд-во ОмГПУ, 2009. 99 с.
7.Медведев Л.Г. Проблема эстетического воспитания учащихся средних школ на занятиях по изобразительному искусству // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. С. 11-20.
8.Лыкова Е.С. Влияние концепций художественного образования на современное состояние учебного предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 132-136.
9.Савельева О.П., Шубина Е.А. Уроки аппликации в школе: учебно-методическое пособие. - Магнитогорск: Изд-во ООО ПКФ «Статус», 2016. 104 с.
10. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 177-180.
11. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа // Педагогика искусства. 2008. №4. С.98-127.
12. Лыкова Е.С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2000. С. 90-98.
13. Савельева О.П., Стригуль Е.С. Работа с бумагой как средство развития художественно-творческой активности младшего школьника в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 2 (10). С. 228-235.
ШАПОВАЛОВА АНАСТАСИЯ ЛЬВОВНА - магистрант факультета искусств (музыкальное отделение), Омский государственный педагогический университет, Россия.