Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА ПЕРМСКОГО КРАЯ)'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА ПЕРМСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / YOUTH / YOUTH POLICY / YOUTH PARLIAMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голдобина В. В., Иванова Е. А., Стеценко Т. И.

В современных реалиях государственные органы сталкиваются с проблемой оценки эффективности информационно-коммуникативной деятельности. В связи с этим данное исследование направлено на выявление и анализ информационно-коммуникативных технологий, которые используются при продвижении Молодежного парламента Пермского края. В исследовании применен метод контент-анализа. Результатом является комплекс рекомендаций: создание контент-плана с целью систематизации публикуемых материалов и охвата еще большей аудитории, разработка постоянных рубрик и публикация материалов, отражающих изменения в законодательстве в сфере молодежной политики; подача материала в более свободной форме с использованием интерактивных форматов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE SUPPORT OF YOUTH POLICY (THE EXAMPLE OF YOUTH PARLIAMENT PERM KRAI)

In the modern world government bodies face the problem of evaluating the effectiveness of information and communication activities. This study aims to identify and analyze information and communication technologies that are used to promote the Youth Parliament of the Perm Krai. The method of content analysis is used in the study. As a result we derive a set of recommendations: preparation of a content plan for systematizing of the published materials and extending audience, developing regular sections and publishing of materials with changes of legislation in the sphere of youth policy; more free presentation of material using interactive formats.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА ПЕРМСКОГО КРАЯ)»

УДК 316.34(470.53)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА ПЕРМСКОГО КРАЯ)

В.В. Голдобина, Е.А. Иванова, Т.И. Стеценко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Пермский филиал)

В современных реалиях государственные органы сталкиваются с проблемой оценки эффективности информационно-коммуникативной деятельности. В связи с этим данное исследование направлено на выявление и анализ информационно-коммуникативных технологий, которые используются при продвижении Молодежного парламента Пермского края. В исследовании применен метод контент-анализа. Результатом является комплекс рекомендаций: создание контент-плана с целью систематизации публикуемых материалов и охвата еще большей аудитории, разработка постоянных рубрик и публикация материалов, отражающих изменения в законодательстве в сфере молодежной политики; подача материала в более свободной форме с использованием интерактивных форматов

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, Молодежный парламент, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникативное обеспечение.

В настоящее время информационно-коммуникативное обеспечение становится неотъемлемой частью полноценного функционирования любой организации, это связано с развитием информационных технологий, которые проникают во все сферы жизни общества.

Информационная открытость - основная задача, которая стоит не только перед коммерческими, но и перед государственными структурами. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1] одним из направлений деятельности можно считать

© Голдобина В.В., Иванова Е.А., Стеценко Т.И., 2019

информационное обеспечение о потенциальных возможностях саморазвития, а также вовлечение молодых граждан в социальную практику, что делает исследование актуальным.

Цель исследования - выявить и проанализировать информационно-коммуникативные технологии, которые используются при продвижении Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края.

В современном мире особое внимание государства уделяется развитию и поддержке молодежи и это не случайно, ведь Россия всегда находится в центре глобальных экономических и политических процессов. Опираясь на проект Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», можно отметить, что молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей (лица в возрасте от 14 до 30 лет). В соответствии с проектом ФЗ предельный возраст для молодых граждан может быть установлен и свыше 30 лет, но не более 35 лет (для участников программ решения отдельных социальных проблем работников - до 45 лет) [2].

Согласно данным Росстата, опубликованным на официальном сайте федерального органа исполнительной власти «Росмоло-дежь» [3], доля молодых граждан составляет 20 % от общего числа населения, а это 29,4 млн чел., которые требуют особого внимания к себе со стороны государства.

Государственная молодежная политика (далее ГМП) - это система приоритетов, решений и действий государства, направленных на увеличение возможностей молодежи для дальнейшей успешной самореализации, эффективной социализации и активного роста человеческого капитала в целях достижения устойчивости социально-экономического развития, а также конкурентоспособности и национальной безопасности страны [2].

В настоящее время наблюдается активный рост органов молодежного самоуправления, цель которых заключается в осуществлении молодежного самоуправления на территории Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, муниципальных образований или в какой-либо организации для успешной реализации государственной молодежной политики и решения моло-

дежью вопросов собственной жизнедеятельности и общегосударственных задач.

Молодежный парламент при ЗС ПК был создан как форма участия молодежи в процессе обеспечения эффективного законодательного регулирования общественных отношений в пределах предметов совместного ведения Российской Федерации и Пермского края [4].

Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края (далее - «МП при ЗС ПК») ежегодно расширяет свои возможности информационно-коммуникационного обеспечения. Информационно-коммуникативное обеспечение является неотъемлемой частью полноценного функционирования Молодежного парламента, поэтому согласно регламенту Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края создан отдельный пункт, посвященный информационному сопровождению его деятельности.

На данный момент пресс-служба Молодежного парламента состоит из пяти членов парламента, пресс-секретарей, избранных от каждой комиссии. Возглавляет ее пресс-секретарь, избранный от Комиссии по бюджету и взаимодействию со СМИ и общественностью.

Стоит отметить, что пресс-служба работает на основании положения о пресс-службе МП при ЗС ПК.

К обязанностям пресс-секретаря можно относится:

• написание пресс-релизов, пост-релизов, анонсов и иных информационных материалов;

• проверка присылаемых материалов от пресс-секретарей комиссий на предмет фактических, орфографических и иных ошибок, а также правильности размещения материалов;

• взаимодействие с Управлением по связям с общественностью и средствами массовой информации Законодательного Собрания Пермского края;

• взаимодействие с иными СМИ города и края;

• своевременная публикация материалов на сайте и иных информационных каналах.

На сайте в обязательном порядке размещаются:

• Положение о Молодежном парламенте и регламент МП, решения, принятые МП, отчет о деятельности МП за установленный период;

• поименный список членов Молодежного парламента с указанием порядка избрания в Молодежный парламент и членства в рабочих органах МП;

• информация о структуре Молодежного парламента, списки членов комиссий, повестки заседаний комиссий, решения комиссий.

На сайте могут размещаться:

• стенограмма заседаний или статья, отражающая основные моменты заседания;

• информация о деятельности комиссий, рабочих групп, объединений (групп) членов Молодежного парламента и других структурных подразделений Молодежного парламента, интервью с членами Молодежного парламента, ответы на поступившие на сайт вопросы и комментарии к ним, опубликованные с привлечением полномочных лиц;

• фото- и видеоматериалы, связанные с деятельностью Молодежного парламента, комиссий, объединений либо отдельных членов МП;

• иная информация, отражающая деятельность МП.

Молодежный парламент при ЗС ПК осуществляет свою информационную политику через различные каналы связи, среди них: каналы теле- и радиовещания, газеты, журналы, информационные порталы, сайт Законодательного Собрания Пермского края, социальные сети (Вконтакте, Instagram и Youtube).

В ходе нашего исследования были рассмотрены материалы деятельности пресс-службы Молодежного парламента при ЗС ПК, а именно: официальный сайт краевого Молодежного парламента, социальные сети (Вконтакте, Instagram, YouTube, Twitter, Facebook), а также нормативно-правовые акты, посвященные государственной молодежной политике и иные документы.

В социальной сети Вконтакте на май 2019 г. насчитывается 3 866 участников. Из них 43 % - это мужчины и 57 % - женщины. Если рассматривать аудиторию в разрезе возрастных групп, то большинство занимают мужчины и женщины от 30 до 35 лет, за-

тем женщины от 35 до 45 лет, мужчины и женщины от 27 до 30 лет, и почти в равном объеме места разделились между: аудиториями от 18 до 21 года, от 21 до 24 лет и от 24 до 27 лет. Меньше всего аудитории в группе до 18 лет и от 45 лет. Мы можем сделать вывод, что в основном активная аудитория, которая следит за деятельностью Молодежного парламента в социальной сети Вконтакте - это мужчины и женщины в возрасте от 18 до 45 лет.

Публикации носят информационный характер, например, анонсы мероприятий, информация о проектах, пост-релизы об участии членов Парламента в различных мероприятиях, репосты от пользователей и муниципальных Молодежных парламентов, а также других молодежных групп в крае. Публикации достигают 16 тыс. просмотров.

На Instagram Молодежного парламента подписано более 650 человек, показы публикаций достигают 800 просмотров. Если говорить об аудитории, которая следит за новостями в Instagram, то это примерно: 49 % женщин и 51 % мужчин. Доминирующее большинство по возрастному показателю - это молодежь от 25 до 34 лет, затем аудитория от 18 до 24 лет и от 35 до 44 лет, среди подписчиков есть люди в возрасте от 45 лет и больше.

Если сравнивать контент, который публикуется в социальной сети Вконтакте и контент в Instagram, то он практически не отличается. Стоит отметить, что видео адаптируются под формат Instagram, так как у данной социальной сети есть ограничения в продолжительности видео, нет репостов из других аккаунтов с целью поддержания единого стиля профиля.

В 2018 г. у Молодежного парламента при ЗС ПК появился YouTube канал, целью его создания является увеличение охвата целевой аудитории. На регулярной основе молодые парламентарии снимают ролики в формате видеоблогов, в которых рассказывают о мероприятиях краевого парламента. На данный момент снято шесть роликов в формате влогов. Подписчиков на канале всего 20, но видео набирают более трех тысяч просмотров. Помимо влогов, присутствует контент в формате репортажей, который выкладывается не только на YouTube, но и транслируется по местным телеканалам, например, таким как ВЕТТА.

Особое место в информационно-коммуникативном сопровождении уделяется деятельности постоянно действующей рабочей

группы по взаимодействию с молодежными организациями. Ее основная задача заключается в работе с молодежью края, а также освещении деятельности парламента, с целью популяризации молодежной политики среди молодежи и ее дальнейшего вовлечения.

Каждый месяц парламентарии выезжают в школы и вузы, а также на предприятия, где находятся советы молодых работников или просто молодежные активы с целью дальнейшего взаимодействия и повышения уровня узнаваемости Молодежного парламента. Так, например, парламентарии переняли опыт от депутатов - Парламентский урок, который существует в Законодательном Собрании с 2006 г. и успешно реализуется на протяжении долгих лет.

Парламентский урок - это особая форма взаимодействия с молодежью, которая создана для того, чтобы рассказать о роли и задачах краевого Молодежного парламента, о текущей политике Пермского края и его проблемах, а также о способах и инструментах участия в общественно-политической жизни и процедуре попадания в Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края. Данный урок направлен на развитие гражданского самосознания учащихся в ходе знакомства с деятельностью Молодежного парламента края и формирования представлений о механизмах разработки, рассмотрения и принятия законов.

Специально для парламентского урока Молодежным парламентом была разработана универсальная презентация о своей деятельности, чтобы каждый член парламента имел возможность представить информацию о деятельности парламента в едином стиле. В IV созыве было проведено более 45 парламентских уроков, что позволило охватить около 1000 молодых ребят, которые до этого не знали о существовании и структуре работы Молодежного парламента. Члены краевого Молодежного парламента каждый месяц устраивают для школьников, студентов и рабочей молодежи экскурсии по Законодательному Собранию Пермского края, что позволяет охватывать все большее количество молодежи и повышать свою узнаваемость в Пермском крае.

Особое внимание Молодежного парламента к информационно-коммуникативному обеспечению своей деятельности позволя-

ет активной молодежи края быть в курсе событий, которые происходят в краевом Молодежном парламенте.

Информационная и коммуникативная деятельность парламента ежегодно модернизируется путем получения обратной связи от молодежи и введением новых инструментов, позволяющих улучшить работу Молодежного парламента. Стоит отметить, что именно внедрение новых форматов информационно-коммуникативного обеспечения позволяет охватывать с каждым годом все большее количество молодежи Пермского края, а также вовлекать ее в свою деятельность.

Таким образом, информационная открытость стала неотъемлемым условием для полноценного функционирования Молодежных парламентов и других коммерческих и некоммерческих структур. Информационно-коммуникативное обеспечение в молодежной политике является эффективным инструментом, который помогает создавать благоприятные условия для наиболее полного участия молодых людей в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

В данном исследовании на основе большого объема эмпирических данных, был проведен анализ информационно-коммуникативного обеспечения МП при ЗС ПК. В результате проведенного анализа, можно выделить несколько особенностей, которые влияют на информационно-коммуникативное обеспечение краевого Молодежного парламента:

• Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края - коллегиальный совещательный орган, поэтому основная часть публикаций представлена в деловом стиле и строго формализованной форме;

• Более 80 % публикаций проходит модерацию у сотрудников аппарата Законодательного Собрания Пермского края;

• Несмотря на годовой план мероприятий краевого Молодежного парламента, существует ряд коммуникативных мероприятий, которые возникают стихийно в ходе работы парламента, а также существует ряд рисков, которые препятствуют проведению запланированного мероприятия, в связи с чем отсутствует четкий план-график публикаций.

В процессе работы пресс-служба краевого Молодежного парламента старается предлагать и реализовывать новые форматы подачи информации, реагируя на изменения, которые происходят в медиапространстве и видоизменять старые форматы. Так, одним из ярких примеров может служить создание видеороликов в формате влогов, которые пришли на замену формализованным репортажам. Данная мера была принята с целью учета особенностей современной молодежи, так как формат влогов становится с каждым днем все популярнее.

Изменение информационно-коммуникативной политики краевого Молодежного парламента, а именно, внедрение новых форматов подачи информации, создание постоянно действующих рабочих групп (по взаимодействию с молодежными организациями, по взаимодействию с молодежным кадровым резервом и по взаимодействию с муниципальными Молодежными парламентами), можно измерить качественными и количественными показателями.

Предлагаем рассмотреть некоторые из них:

• конкурс на участие в ежегодном форуме Молодежного кадрового резерва в 2019 г. составил 5 человек на место, в сравнении с 2018 г., когда конкурс составил 2 чел. на место, а в предыдущие года конкурс был закрыт;

• за 2018 и 2019 гг. было проведено более 45 парламентских уроков, что позволило охватить около 1000 молодых ребят, которые до этого не знали о существовании и структуре работы Молодежного парламента;

• постоянный рост участников в официальной группе «Вконтакте» и подписчиков в социальной сети «Instagram», а также на официальном YouTube-канале и официальном сайте МП при ЗС ПК;

• создание Интернет-приемной с интерактивной кнопкой в группе «Вконтакте», которая позволяет молодежи Пермского края проявить свою инициативу, направленную на развитие Пермского края и Молодежного парламента в любое удобное для них время. За полтора года существования Интернет-приемной было обработано более 30 обращений от молодежи;

• участие в общегородских и краевых мероприятиях позволяет также охватывать новую аудиторию и повышать узнаваемость Молодежного парламента при ЗС ПК.

На основе анализа публикаций, информационных каналов и коммуникативных мероприятий краевого Молодежного парламента, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежный парламент использует различные каналы связи, что позволяет наращивать охваты молодежной аудитории и постоянно увеличивать свою узнаваемость;

2. Публикуемый материал подлежит адаптации под каждый канал связи;

3. Пресс-служба краевого Молодежного парламента внедряет новые форматы с целью достижения максимальной информационной открытости;

4. Информационная и коммуникативная деятельность парламента ежегодно модернизируется с целью получения обратной связи от молодежи и введением новых инструментов, позволяющих улучшить работу Молодежного парламента.

Необходимо отметить, что в процессе исследования был разработан ряд рекомендаций на основе анализа 1 780 публикаций во «Вконтакте», 150 публикаций в «Instagram» и новостей с официального сайта краевого Молодежного парламента, который позволил бы увеличить показатели эффективности работы пресс-службы краевого Молодежного парламента:

1. Создание контент-плана с целью систематизации публикуемых материалов и охвата еще большей аудитории, а также повышения участия молодежи в деятельность Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края;

2. Разработка постоянных рубрик и публикация материалов, которые будут касаться изменений в законодательстве в сфере молодежной политики;

3. Изложение материала в более свободной и неформальной форме с использованием интерактивных форматов (инфографики, короткие видео, опросы и др.).

В заключение следует сказать, что Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края выполняет поставленную государством цель и достигает информационной открытости и доступности информации, но существует ряд выше-

перечисленных особенностей, которые помогли бы краевому Молодежному парламенту улучшить информационно-коммуникативное обеспечение своей деятельности.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от

28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 12.09.2019).

2. Проект Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации». URL: http://youthrussia.ru/wp-

content/uploads/2018/02/proect_fz_molodej.pdf (дата обращения:

12.09.2019).

3. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). URL: https://fadm.gov.ru/agency/about (дата обращения: 12.09.2019).

4. Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края. URL: http://www.mp.zsperm.ru (дата обращения: 12.09.2019).

INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE SUPPORT OF YOUTH POLICY (THE EXAMPLE OF YOUTH PARLIAMENT PERM KRAI)

V. V. Goldobina, E.A. Ivanova, T.I. Stetsenko

National Research University «Higher School of Economics» (Perm branch)

In the modern world government bodies face the problem of evaluating the effectiveness of information and communication activities. This study aims to identify and analyze information and communication technologies that are used to promote the Youth Parliament of the Perm Krai. The method of content analysis is used in the study. As a result we derive a set of recommendations: preparation of a content plan for systematizing of the published materials and extending audience, developing regular sections and publishing of materials with changes of legislation in the sphere of youth policy; more free presentation of material using interactive formats.

Keywords: youth, youth policy, Youth Parliament, information and communication technologies, information and communication support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.