Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ КАК ПРИНЦИП МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ МЕДИА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ КАК ПРИНЦИП МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
416
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / INFORMATION TRANSPARENCY / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICY / МОЛОДЕЖНЫЕ МЕДИА / YOUTH MEDIA / INFORMATIONAL SUPPORT OF THE STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бачерикова Е.Г., Малкова Е.В.

Государственные информационные ресурсы сегодня - это источники большого объема социально-значимой информации, в том числе и для молодежи. Принцип информационной открытости органов государственной власти является ключевым критерием оценки эффективности информационного обеспечения государственной молодежной политики. Молодежные медиа сегодня способствуют реализации данного принципа. В статье рассматривается понятие «информационная открытость», ключевые элементы информационной открытости, нормативно-правовые условия, роль молодежных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL OPENNESS AS A PRINCIPLE OF THE STATE YOUTH POLICY. THE ROLE OF YOUTH MEDIA

State informational resources today are sources of a large quantity of socially significant information, especially for young people. The principle of informational openness of the state power is a key criterion for evaluating the effectiveness of the informational support of the state youth policy. Youth media today contribute to the realization of this principle. The article considers the concept of «the information openness», the key elements of it, normative legal conditions and the role of youth media.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ КАК ПРИНЦИП МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ МЕДИА»

УДК 070-053.6

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ КАК ПРИНЦИП МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ МЕДИА

Е.Г. Бачерикова, Е.В. Малкова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Государственные информационные ресурсы сегодня - это источники большого объема социально-значимой информации, в том числе и для молодежи. Принцип информационной открытости органов государственной власти является ключевым критерием оценки эффективности информационного обеспечения государственной молодежной политики. Молодежные медиа сегодня способствуют реализации данного принципа. В статье рассматривается понятие «информационная открытость», ключевые элементы информационной открытости, нормативно-правовые условия, роль молодежных медиа.

Ключевые слова: информационная открытость, молодежная политика, молодежные медиа, информационное обеспечение молодежной политики.

На сегодняшний день информационное обеспечение молодежной политики представляет собой совокупность целей, приоритетов и мер, отражающих национальные интересы Российской Федерации в информационном пространстве. В связи с тем, что ключевой установкой для реализации государственной молодежной политики (далее - ГМП) является понимание молодежи как полноценного субъекта социальных отношений и отношений с государством, одним из «отраслевых» «вызовов» информационного обеспечения ГМП выступает вовлечение молодежи в обсуждение и определение приоритетов развития молодежной политики [5, с. 136]. Основными задачами информационного обеспечения молодежной политики принято считать: создание единой информационной сети для развития потенциала молодого поколения; обеспечение информационной поддержки молодежи,

© Бачерикова Е.Г., Малкова Е.В., 2017 275

их инициатив; усиление эффективности механизма обратной связи между молодежью, государственными структурами и общественными объединениями [12]. В определенном смысле это находится в поле задач реализации диалога общества и власти, создания единого информационного пространства, в котором молодежь видит свое «место», находит сведения, определяющие круг возможностей самореализации.

Получение достоверной, качественной информации от первоисточника, является принципиально важным для формирования положительного имиджа государства в глазах молодежи и воспитания активной гражданской позиции молодого поколения. С одной стороны, молодой человек - это гражданин, который должен получать информацию и иметь возможность участвовать в управлении обществом в самых разных сферах (не только в сфере ГМП). С другой, принцип информационной открытости органов государственной власти является ключевым критерием оценки эффективности информационного обеспечения собственно ГМП. Наш опыт участия в молодежных форумах и других событиях, где встречаются лидеры для обсуждения новых форматов инициатив, управления, профессионального развития, экономического и политического участия, объединения в проектные команды, показывает, что «присутствие» молодежи в информационном пространстве, создаваемом государственными информационными ресурсами и собственная медиаактивность (молодежное самоинформирование) - это фактически норма, а информационная открытость - потребность, принимающая форму ценности. Более того, эта ценность предпочтительно должна быть реализована сквозным образом в системе мер, направлений, форм, событийного потока ГМП на всех уровнях.

Под «информационной открытостью» мы понимаем организационно-правовой режим деятельности организации, обеспечивающий возможность всем желающим получать достоверную информацию о целях, задачах, структуре, условиях деятельности и результатах данной организации [16].

Информационная открытость позволяет молодежи получать необходимую информацию о деятельности органов власти, принимаемых решениях, нормативно-правовых условиях, формирует способности к аналитическому мышлению, критическому восприятию процессов, формирующих состояние российского обще-

ства, территориальных и профессиональных сообществ, вовлечению молодежи в реализацию общественного контроля за деятельностью органов власти [9]. Информационная открытость позволяет улучшить качество диалога и взаимодействия органов власти с молодежью.

Данный принцип нашел свое отражение в тексте одного из проектов Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г. (Стратегия не была принята): в качестве основного принципа, на ряду с участием молодежи в разработке и реализации приоритетных направлений ГМП, а также взаимодействия государства, институтов гражданского общества и бизнеса, в тесте проекта Стратегии обозначен принцип информационной открытости [11]. В тексте действующих сегодня Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. словосочетание «информационная открытость» в чистом виде не упоминается, но, стоит отметить, что она в качестве смысловой установки интегрирована в одном из десяти принципов реализации ГМП: «повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодежной политики» [12]. Этот принцип находит свое отражение в приоритетной задаче ГМП по формированию информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи [12].

В законодательстве Российской Федерации принцип информационной открытости закреплен в Конституции Российской Федерации - в ст. 24, 29, 41 и 42; Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Более того, в январе 2014 г. был утвержден Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти, который определил основные механизмы открытости.

В своей статье «Информационная открытость как один из факторов в борьбе с коррупцией при построении информационного общества» В. А. Девицына выделяет элементы информационной открытости органов власти: открытость информации о системе государственного управления; публикации в открытом доступе правовых актов, отчетов; проведение открытых заседания, освещение процесса принятия решений, обнародование результатов; использование современных информационных технологий [4, с. 194].

Рассмотрим, как реализуются стандарты информационной открытости в молодежной политике. Обратимся к ведомственному плану Федерального агентства по делам молодежи «Росмоло-дежь» по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2016 г. [10]. Согласно плану, референтными группами являются:

1) профессиональные пользователи информации - это специалисты по работе с молодежью, лидеры общественных организаций, эксперты молодежной политики;

2) федеральные и региональные СМИ, представители бло-госферы;

3) непрофессиональные пользователи информации - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Внутриведомственные организационные мероприятия плана включают в себя проведение совещаний рабочих групп по реализации мероприятий Росмолодежи и изучение уровня открытости агентства. Также план включает ряд механизмов («публичная декларация целей и задач», «открытые данные», «публичная отчетность», «работа с референтными группами») и разделов («инициативные проекты»). Так, механизм «Публичная декларация целей и задач» включает в себя проект публичной декларации на 2016 г., его обсуждение, публичное предоставление проекта на итоговой коллегии агентства, размещение информации об итогах на официальном сайте, составление отчета за 6 и 9 месяцев реализации проекта. Механизм «Публичная отчетность» представляет собой итоговые годовые отчеты и заседания итоговой коллегии, подготовку итогового годового доклада о результатах

деятельности Росмолодежи за прошлый год, публикацию проекта итогового годового доклада на официальном сайте Росмолодежи. Механизм «Работа с референтными группами» включает в себя селекторное совещание с региональными органами исполнительной власти по работе с молодежью, проведение информационной работы среди молодых людей по популяризации Автоматизированной информационной системы «Молодежь России». Раздел «Инициативные проекты» включают в себя модернизацию официального сайта Росмолодежи, упрощение доступа граждан к максимальному объему информации, создание понятного интерфейса, выставочные мероприятия, разработку и поддержание мобильных приложений.

Анализ информационных ресурсов Росмолодежи показал, что их контент охватывает аудиторию всех регионов России, отражает новости глобального характера, но присутствие локальных новостей ограничено региональными дайджестами в сфере молодежной политики [13]. Не всегда представлена полная, исчерпывающая информация о состоявшихся мероприятиях, собраниях, форумах, совещаниях. Обратная связь не всегда имеет обратный отклик, в социальных сетях присутствуют негативные комментарии от молодежи. За календарный год (данные на 22.05.2017) сайт Росмолодежи посетило более 460 тыс. человек, но среди аудитории сайта - граждане таких стран как Германия, Нидерланды, Канада, Украина, США, Казахстан, Молдова, Беларусь, Великобритания и др. Молодежь в возрасте от 18 до 34 лет составляет 68 % от общего числа посетителей сайта. Напомним, что в России по данным, размещенным на сайте Росмолодежи, молодежи насчитывается 31,5 млн. человек, посетило главный «молодежный» сайт всего 460 тыс. чел. Более того, по нашему мнению, контент сайта Росмолодежи перегружен событийными новостями, за которыми трудно найти информацию о деятельности непосредственно ведомства и его подразделений и подведомственных учреждений.

Анализ работы в информационном пространстве многих региональных ведомств по делам молодежи позволяет оценить ее качество как неудовлетворительное. Этот вывод мы делаем в связи с несоответствием особенностей целевой аудитории и характеристик информационного контента органов ГМП на региональном уровне: официальный, «сухой» язык сообщений, несвоевремен-

ные публикации анонс-отчетной формы, отсутствие современных медиатехнологий, публикация неполных и неточных данных -нарушает условия информационной открытости власти. Очевидно, что молодежь не посещает такие сайты, предпочитая получать информацию через другие каналы, например, молодежные медиа, образованные самой молодежью.

Наиболее успешные в России практики молодежных медиа представлены в Санкт-Петербурге (Молодежное информационное агентство МИР [6], Городской студенческий пресс-центр [3], Ассоциация молодежных медиа [2]), Тюменской области (портал «MOI-PORTAL.ru») [14], Красноярском крае (портал «МыМоло-дые.РФ») [8], Ярославской области (Molportal.ru) [15], Алтайском крае (портал «Алтай молодой») [1] и др. Эти регионы, по результатам рейтинга эффективности реализации государственной молодежной политики за 2016 г. региональными органами исполнительной власти, занимают лидирующие позиции. На наш взгляд, высокий уровень информационного потенциала этих регионов в определенной степени зависит от развития молодежных медиаре-сурсов и уровня медиаграмотности молодежи. В Пермском крае молодежные медиа представлены Молодежным порталом Прикамья «МЕДВЕД» (tymolod59.ru) [7].

Информационный контент молодежных СМИ состоит из региональных новостей (до 80 %) и федеральных. Информация, представленная на порталах, отражает состояние молодежной политики региона в целом, и выражается в участии экспертов региональной молодежной политики в работе портала.

Молодежные медиа по собственной добровольной инициативе способствуют реализации информационного обеспечения ГМП и в определенной степени обеспечивают реализацию принципа информационной открытости молодежной политики. Ведь в это понятие заложено не только освещение деятельности органов власти и решений в сфере молодежной политики, но и место самой молодежи как субъекта молодежной политики и социальных процессов в целом.

Молодежные медиа - реальные партнеры государства и общества в создании и развитии единого информационного пространства. Развивая свой контент, молодежные медиа реализуют принцип информационной открытости, а также способствуют удовлетворению потребности молодежи в качестве, объеме ин-

формации, учитывают потребность своей целевой аудитории в безопасности и комфорте создаваемого информационного пространства. Фактически молодежные медиа на своих платформах объединяют вокруг себя профессиональные молодежные сообщества, популяризируют активность молодых людей региона, транслируют важные региональные решения в сфере молодежной политики, отвечают на вопросы молодежи. Именно этим, молодежные СМИ могут существенно дополнить информационную активность Росмолодежи и региональных органов в сфере работы с молодежью и государственной молодежной политики.

Библиографический список

1. Алтай Молодой. Управление спорта и молодежной политики Алтайского края. URL: http://altaimolodoi.ru/?clink=http%3A%2F%2F8 pw.ru/www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 25.06.2017).

2. Ассоциация молодежных медиа. URL: http://mol-media.ru/ (дата обращения: 25.06.2017).

3. Городской студенческий пресс-центр Санкт-Петербурга. URL: http://studpressa.ru/ (дата обращения: 25.06.2017).

4. Девицына В.А. Информационная открытость как один из факторов в борьбе с коррупцией при построении информационного общества // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 38. С. 193-195.

5. Лунева Е.В. Молодежь в информационном обществе: моногр. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2014. 136 с.

6. Молодежное информационное агентство «МИР». URL: http://xn--80apbncz.xn--p1ai/ (дата обращения: 25.06.2017).

7. Молодежные единые ведомости - МЕДВЕД. URL: https://tymolod59.ru/ (дата обращения: 25.06.2017).

8. МыМолодые.РФ: молодежный портал. URL: http://www.molodkrsk.ru/ (дата обращения: 25.06.2017).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». URL: http://docs.cntd.ru/ document/901851660 (дата обращения: 23.05.2017).

10. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 28 января 2016 г. N 14 «Об утверждении ведомственного плана Федерального агентства по делам молодежи по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2016 год». URL: http://docs.cntd.ru/document/420343388 (дата обращения: 10.04.2017).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от

18 декабря 2006 г. № 1760-р «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. Проект». URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-18122006-n-1760-г/ (дата обращения: 23.05.2017).

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 10.04.2017).

13. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь): официальный сайт. URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 23.05.2017).

14. Moi-portal.ru: молодежный портал. URL: https://moi-portal.ru/ (дата обращения: 25.06.2017).

15. Molportal.ru: молодежный информационный портал. URL: http://www.molportal.ru/ (дата обращения: 25.06.2017).

16. Slovariki 2.0. URL: http://slovariki.org/ (дата обращения: 10.04.2017).

INFORMATIONAL OPENNESS AS A PRINCIPLE OF THE STATE YOUTH POLICY. THE ROLE OF YOUTH MEDIA

E.G. Bacherikova, E. V. Malkova

Perm State University

State informational resources today are sources of a large quantity of socially significant information, especially for young people. The principle of informational openness of the state power is a key criterion for evaluating the effectiveness of the informational support of the state youth policy. Youth media today contribute to the realization of this principle. The article considers the concept of «the information openness», the key elements of it, normative legal conditions and the role of youth media.

Keywords: information transparency, state youth policy, youth media, informational support of the state youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.