на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности.
Список литературы
Балабанов, А.А. Политико-правовые аспекты обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации (на примере Алтайского края). -М., 2003
Возжеников, А.В. Обеспечение национальной безопасности России на местном и региональном уровнях // Общая теория национальной безопасности. - М., 2005.
Медведев, Н.П. Политическая регионалистика. - М., 2007.
© Стрельченко В.В., 2010
В.Г. Антипова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
АНТИПОВА Валентина Геннадьевна - аспирантка кафедры управления экологическими и социальными системами РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования информационно-коммуникативных отношений органов местного самоуправления с населением муниципального образования, дан анализ правовой базы, регулирующей информационную сферу деятельности муниципальной власти. Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, орган местного самоуправления, информационная политика, информационно-коммуникативные отношения, информационные связи.
Сегодня местное самоуправление является неотъемлемой частью гражданского общества и представляет собою закрепленную в Конституции Российской Федерации форму народовластия. Местное самоуправление представляет собой непосредственное выражение власти народа, составляющее основу любого демократического государства. Именно эта власть затрагивает интересы каждого гражданина, решает большинство повседневных проблем жителей муниципалитета, поскольку максимально при-
ближена к населению. Сбои в работе органов местного самоуправления негативно сказываются на состоянии всего общества и на формировании мнения граждан о власти в целом.
За последние годы существенным образом изменились уровень и качество отношений между властными структурами и российскими гражданами в связи с возросшим потоком информации, поступающей в общество, а также с появлением новейших форм и технологий информационного обмена. Органы государственной власти уделяют пристальное внимание осуществлению информационно-коммуникативной деятельности на региональном или федеральном уровне и рассматривают ее, как один из наиболее действенных инструментов систем местного и государственного управления.
В настоящее время в России идет процесс становления новой государственности, эффективность которой обеспечивается опорой на местное самоуправление - связующее звено между властью и народом, обеспечивающее согласование интересов людей с государственными интересами и поддерживающее качество общественной жизни на территории муниципального образования.
Однако в данной области существует ряд нерешенных проблем: недостаточный уровень развития связей между властью и обществом; недоверие граждан к власти; отсутствие налаживания конструктивного диалога властных структур с обществом; необходимость научно обоснованного механизма оптимизации коммуникативно-информационных связей муниципальной власти и населения, проживающего в муниципальном образовании, и др.
Вышеперечисленные проблемы определяются сложившимися противоречиями между необходимостью совершенствования муниципального управления и неготовностью населения и самих органов местного самоуправления муниципального образования активно участвовать в этом процессе. Актуальным является также совершенствование взаимоотношений СМИ и органов местного самоуправления, населения и органов местного самоуправления, а в некоторых регионах - органов государственной власти и местного самоуправления с привлечением СМИ. Практический анализ потенциальных возможностей участия населения в местном самоуправлении позволит найти решения многих социальных, экономических, политических и культурных проблем муниципального образования.
Эффективное управление на муниципальном уровне возможно лишь на основе детального изучения всей информационно-коммуникативной деятельности органов власти на местах.
Среди множества концептуальных моделей современного общества сегодня преобладает понимание его как информационного общества. Каче-
ство информационного обеспечения решений, принимаемых органами власти любого уровня, в том числе уровня местного самоуправления, в существенной мере определяет успех реализуемых управленческих решений. В данном ряду одной из важнейших проблем является поиск концептуальных основ формирования информационно-коммуникативных отношений в системе «власть - СМИ - гражданское общество». Только ее решение позволяет разработать действенные механизмы информационного сопровождения принимаемых органами власти решений.
Цель информационной политики органов местного самоуправления -создание в муниципальном образовании эффективной системы информирования жителей о работе органов исполнительной и представительной власти, содействие развитию информационных каналов, улучшение взаимодействия власти и населения. В сложившейся ситуации средства массовой информации и массовой коммуникации становятся мощным ресурсом обеспечения информированности населения по вопросам деятельности органов местного самоуправления в целях повышения эффективности участия граждан в процессе принятия решений и их реализации на практике. Под информационной деятельностью мы подразумеваем процесс информирования населения муниципального образования и информационного взаимодействия населения и органов местного самоуправления.
В контексте указанной цели необходимо обозначить следующие аспекты для изучения: правовые основы информационной деятельности органов местного самоуправления; формы информационного взаимодействия населения и местной власти.
Одним из основных законов, регулирующих сегодня информационную сферу в обществе, являются федеральные законы «О средствах массовой информации в Российской Федерации»1 и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2, где четко регулируются правовые отношения, возникающие в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, и закрепляется принцип открытости и свободного доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить два способа получения населением муниципального образования информации от органов местного самоуправления: она предоставляется гражданам по инициативе органов местной власти либо по требованию самих граждан. От имени муниципального образования в пределах полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к инфор-
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - № 7. - Ст. 300.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (Ч. 1). - Ст. 3448.
мации о своей деятельности гражданам и организациям. Законодателем четко определен ряд вопросов, по которым доступ к информации не может быть ограничен. Это нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовое положение организаций, полномочия органов власти; информация о состоянии окружающей среды, деятельности органов власти и использовании бюджетных средств, открытых фондов библиотек, музеев и архивов, государственных, муниципальных и иных информационных систем; иная информация, недопустимость доступа к которой установлена федеральными законами.
Достижения последних лет в информационной сфере выводят на качественно новый уровень информационно-коммуникативные отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления. Важно уметь управлять информацией и информационными процессами в обществе, правильно расставлять акценты, не закрывая доступ к «невыгодным» сведениям и не манипулируя СМИ.
В данном контексте отметим деятельность органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань», которыми создан и активно используется в работе информационный сайт. На сайте активно работает «Интернет-приемная», размещается информация о деятельности структурных подразделений и контактные телефоны, сведения об избранных депутатах, постоянных комиссиях Городской думы, решениях, принимаемых на заседаниях. Однако круг получателей данной информации весьма узок. Это демонстрируют результаты экспертного опроса государственных и муниципальных служащих Астрахани, проведенного автором в апреле 2009 г. На вопрос: «Скажите, пожалуйста, из каких СМИ вы обычно получаете информацию о деятельности органов местного самоуправления, мэра, депутатов Городской думы?» из 126 опрошенных лишь 17,6% пользуются Интернетом регулярно; 17,6% - часто; 12,6% - от случая к случаю. Самый высокий процент респондентов - 22,7% - пользуются Интернетом редко, не пользуются совсем 20,2% опрошенных (сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбирать не все предложенные варианты ответа).
Полученные результаты позволяют судить о низком уровне использования существующих муниципальных информационных систем. На вопрос: «Каков, на ваш взгляд, уровень информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города?» ответы распределились следующим образом: 71% опрошенных считают уровень информационного обеспечения средним, 17% назвали его низким, 10% респондентов охарактеризовали его как высокий, 2% - как низкий. Вывод очевиден: лишь десятая часть опрошенных высказалась о достаточно высоком уровне информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправ-
ления города. Структурным подразделениям, отвечающим за организацию и осуществление информационной деятельности органов местного самоуправления, есть над чем работать.
Необходим комплексный подход и качественные изменения как самой системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, характера деятельности и построения управленческих решений руководителями органов местного самоуправления. Следует учитывать, что внедрение новейших информационных технологий в сфере муниципального управления требует одновременного согласования и использования ранее существовавших информационных, кадровых, правовых, организационных, технических и других факторов.
Любая информационная деятельность, любой информационный процесс ориентированы на достижение определенных результатов, т. е. конкретных ответных действий со стороны той или иной группы, на которую направлена информация. Применительно к рассматриваемой ситуации -это население муниципального образования. Поэтому чем эффективнее управление подаваемой информацией, разнообразнее ее виды и способы преподнесения, тем выше вероятность достижения желаемого результата.
7 февраля 2008 г. Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Этим документом признается, что «динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества».
Стратегия провозглашает основные принципы развития информационного общества в Российской Федерации, определяет главные направления государственной политики в области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий. В решении данного вопроса России нельзя отставать, поскольку, отмечается в Стратегии, «международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств». Чтобы Россия сумела занять достойное место среди лидеров глобального информационного общества, ей необходимо объединить усилия органов власти, бизнеса и гражданского общества для реализации в среднесрочной перспективе имеющегося культурного, образовательного и научно-технического потенциала.
Существенным политическим фактором, определяющим результативность деятельности власти в современных условиях, организации взаимовыгодного информационного обмена между властью и населением, стал Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступивший в силу 1 января 2010 г.1 Принятие этого документа рассчитано на обеспечение открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, определяет порядок и общие условия доступа к указанной информации населения и организаций. Статьи закона закрепляют содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационных системах, в том числе в Интернете, по различным направлениям деятельности данных органов.
Однако следует подчеркнуть, что данное содержание (ст. 9 закона) носит рекомендательный характер, а конкретные перечни информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будут утверждаться в порядке, закрепленном ст. 10 закона. Для нас представляет интерес порядок утверждения перечня информации о деятельности органов местного самоуправления. Согласно принятой редакции закона, порядок и периодичность размещения информации определяются самим органом местного самоуправления.
Реализация данного закона сможет обеспечить информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления, доступность информации об их деятельности в интересах гражданского общества, развиваться конструктивному взаимодействию органов власти любого уровня с гражданским обществом. Принятый Федеральный закон заслуживает, по-нашему мнению, высокой оценки. Остается только ждать, когда он станет эффективным регулятором информационно-коммуникативных отношений, возникающих между властными структурами любого уровня и населением.
В эпоху информационного общества ни одно сколько-нибудь значительное начинание не может быть успешным без соответствующего развития и поддержки средств массовой информации и массовой коммуникации. Понимая важность проблемы, Президент и Правительство Российской Федерации инициируют появление документов, особое внимание в которых уделяется развитию информационных отношений и информационных технологий.
Сложившаяся система местного самоуправления - важнейший результат развития современной российской демократии. Именно этот уровень
1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 7. -Ст. 776.
публичной власти является одним из основных условий построения гражданского общества в России. Широкому вовлечению граждан в осуществление местного самоуправления способствуют четко выстроенные информационно-коммуникативные связи органов муниципальной власти и населения, взаимный обмен информацией о предполагаемых путях и методах решения существующих в муниципалитете проблем. Партнерские отношения органов местного самоуправления и горожан позволят успешнее решать возникающие проблемы, будут способствовать снижению социальной напряженности в обществе, поскольку граждане смогут увидеть результаты своей деятельности. Как отмечает А.В. Шевченко, взаимодействие органов власти и населения на информационно-коммуникативном поле базируется на известных постулатах теории коммуникации и управления:
1. От уровня информированности населения о содержании деятельности администрации зависит ее правильная оценка и поддержка населением и, в конечном счете, достижение положительного результата в управлении за счет повышения уровня общественного сознания.
2. Без помощи общественности и СМИ власть не может реализовать свои социальные программы. Нужен синтез коммуникативного потенциала государства и гражданского общества.
3. Событие «не произошло», если о нем не рассказали в СМИ - таков закон информационной жизни общества.
4. Информационное взаимодействие тем результативнее, чем полнее удовлетворение информационных потребностей каждого субъекта информационной политики1.
Информационно-коммуникативное взаимодействие органов местного самоуправления с общественностью становится существенным фактором, определяющим результативность деятельности муниципальной власти в современных условиях и ее дальнейшую жизнеспособность. Превращение муниципальной власти в партнера общественного процесса, совместное с населением определение целей и путей развития муниципалитета, доступность и открытость муниципальных ресурсов и информации, взаимный обмен информацией, согласование позиции властных структур и заинтересованной общественности - все это гарантирует новое качество процесса управления жизнедеятельностью муниципального образования.
Создание эффективных моделей взаимодействия органов местного самоуправления и населения требует научного осмысления этого процесса. Однако имеется определенный дефицит в конкретных разработках по формированию информационной политики органов местного самоуправления,
1 См.: Шевченко, А.В. Информационно-коммуникативный потенциал сопровождения реформ в Российской Федерации // Информация и коммуникация стратегии социальных реформ : сб. научных статей ; под общ. ред. В. Д. Попова. - М., 2006. - С. 54.
выстраиванию информационно-коммуникативных связей муниципальной власти и населения.
С учетом наработанных схем органов местного самоуправления по выстраиванию информационно-коммуникативных связей с обществом, накопленного практического опыта крайне важно создание проекта концепции информационной политики органов местного самоуправления и реальные пути ее реализации на практике. Думается, что имеющаяся правовая база и практика выстраивания информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления и населения создают благоприятные условия для решения поставленных задач.
Список литературы
Федеральный закон «О средствах массовой информации в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (Ч. 1). - Ст. 3448.
Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. - 2008. - 16 февр.
Шевченко, А.В. Информационно-коммуникативный потенциал сопровождения реформ в Российской Федерации // Информация и коммуникация стратегии социальных реформ : сб. научных статей ; под общ. ред. В.Д. Попова. - М., 2006.
© Антипова В.Г, 2010
А. С. Безмолитвенный
ВОПРОСЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
БЕЗМОЛИТВЕННЫЙ Антон Сергеевич - соискатель ученой степени кандидата философских наук кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected])