Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН / МЕХАНИЗМ "ЕДИНОГО ОКНА" / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ / CUSTOMS AUTHORITIES / PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / DIGITAL TECHNOLOGIES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / BLOCKCHAIN TECHNOLOGY / "SINGLE WINDOW" MECHANISM / FUNCTIONAL-COST ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Станислав Николаевич

В статье проводится анализ информационно-функциональной модели взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Определяются основные проблемы ее реализации и пути совершенствования предложенной модели в условиях развития цифровой экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильев Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND FUNCTIONAL MODEL OF INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES AND FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY PARTICIPANTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT

The analysis of information and functional model of interaction of customs authorities and foreign economic activity participants is performed in the article. The main problems of its realization and ways to improve the proposed model in the context of the digital economy development in Russia are determined.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

С. Н. Васильев

ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье проводится анализ информационно-функциональной модели взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Определяются основные проблемы ее реализации и пути совершенствования предложенной модели в условиях развития цифровой экономики в России.

Ключевые слова: таможенные органы; участники внешнеэкономической деятельности; цифровые технологии; внешнеэкономическая деятельность; технология блокчейн; механизм «единого окна»; функционально-стоимостный анализ.

S. N. Vasiliev

INFORMATION AND FUNCTIONAL MODEL OF INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES AND FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY PARTICIPANTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT

The analysis of information and functional model of interaction of customs authorities and foreign economic activity participants is performed in the article. The main problems of its realization and ways to improve the proposed model in the context of the digital economy development in Russia are determined.

Keywords: customs authorities; participants of foreign economic activity; digital technologies; foreign economic activity; blockchain technology; "single window" mechanism; functional-cost analysis.

В настоящее время современные цифровые технологии становятся основой таможенных процессов, формируя общее информационное пространство в пределах не только Российской Федерации (РФ), но и других государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В целях повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг проводится работа по внедрению современных цифровых технологий в деятельность таможенных органов, а также модернизация информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС) [1].

Исследование перспектив использования информационных технологий в государственных органах власти, которым приходится анализировать и обрабатывать большие объемы информации, является особенно актуальным.

Внедрение современных цифровых технологий в таможенной сфере требует определенных ресурсов и осуществления предварительного анализа деятельности таможенных органов. Для проведения такого анализа на предмет возможности использования современных цифровых технологий в деятельности таможенных органов автором разработана информационно-функциональная модель взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Под информационно-функциональным моделированием понимается аналог деятельности таможенных органов, представленный формализованным информационным описанием с использованием средств системного анализа.

Анализируя существующие информационные потоки, разработанная информационно-функциональная модель может решать две основные задачи:

- проводить оценку таможенных операций и таможенного контроля;

- формулировать основные предложения по совершенствованию информационно-функционального обеспечения таможенной деятельности в технологическом и системном плане.

В целом информационно-функциональная модель взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД позволяет определить возможность, специфику и эффективность внедрения технологий в деятельность таможенных органов.

Разработать информационно-функциональную модель можно с помощью методологии структурного анализа и проектирования Structured Analysis and Design Technique (SADT), которая предназначена для графического представления различных аспектов деятельности организаций. Методология SADT описывает такие параметры, как управление, обратная связь, исполнители, и хорошо сочетается с другими структурными методами анализа и проектирования систем. Она позволяет разбивать сложный объект на составные части и описывать его в виде модели, состоящей из серии диаграмм с сопроводительной документацией.

Информационно-функциональное моделирование можно осуществлять и с помощью автоматизированных инструментальных средств. Наиболее проработанными средствами являются:

- пакет Desing/IDEF - для проектирования, информационного и функционального моделирования сложных систем;

- пакет Easy ABC - для экономического анализа моделей.

Пакет Design/IDEF предназначен для проектирования и моделирования сложных систем широкого назначения, поддержки методологии описания и моделирования системных функций (IDEF0/SADT), структур и потоков данных в системе (IDEF1, IDEF1X, E-R) и поведения системы (IDEF/CPN) [2].

Основными возможностями пакета Desing/IDEF являются:

- поддержка методологии информационного и функционального моделирования;

- интеграция информационного и функционального представления системы в рамках единой информационно-функциональной модели;

- контроль непротиворечивости информационно-функциональной модели на протяжении всего жизненного цикла;

- наличие встроенного словаря данных, позволяющего создавать неограниченное количество параметров описания любого объекта;

- создание генератора отчетов, позволяющего формировать отчеты о функциях и потоках данных модели;

- наличие интерфейсов к внешним программам;

- экспорт и импорт данных.

Итогом работы пакета Design/IDEF является проект программной системы, состоящей из двух частей:

- проекта информационной структуры системы (логической модели ее базы данных), описывающего все структуры и взаимосвязи данных;

- проекта функциональной структуры системы, содержащего иерархически связанные страницы с IDEF0-диаграммами и описывающего все модули (вплоть до элементарных функций) системы, их взаимосвязи, входные и выходные параметры.

В целях проведения комплексного моделирования, охватывающего все сферы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, после функционального моделирования необходимо провести экономический анализ сформированной модели.

Построение функционально-стоимостных моделей осуществляется на основе применения IDEF0.

На функциональном уровне IDEF0 базируется на двух принципах:

1) функция характеризуется числом, которое представляет собой стоимость или время выполнения этой функции;

2) стоимость или время функции, которая не имеет декомпозиции, определяется разработчиком модели.

Стоимость или время функции, которая имеет декомпозицию, определяется как сумма стоимостей (времен) всех подфункций на данном уровне декомпозиции.

В общем случае функционально-стоимостный анализ (ФСА) и оценка полученной ФСА-информации технологий работы любого предприятия позволяет решить следующий круг задач:

- формализовать технологии выполнения бизнес-процессов и работы каждого структурного подразделения и должностного лица предприятия;

- выделить основные, вспомогательные и управляющие бизнес-процессы и функции подразделений и должностных лиц предприятия;

- провести сравнительный анализ и оценку эффективности выполнения бизнес-процессов, технологий работы структурных подразделений и должностных лиц;

- оптимально распределить функции между подразделениями и сотрудниками;

- снизить временные и стоимостные затраты, связанные с выполнением бизнес-процессов и функций предприятия, за счет устранения проблемных аспектов;

- повысить эффективность оперативного управления деятельностью предприятия [3].

ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, технических, технологических и других изменений производства) при одновременном исключении лишних функций.

Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных, с точки зрения потребителя и производителя, вариантов того или иного практического решения. Для достижения этой цели с помощью анализа должны решаться следующие задачи:

- общая характеристика объекта исследования;

- детализация объекта на функции;

- определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям;

- исчисление суммы затрат на изготовление изделий при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;

- разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства.

Объектами ФСА могут быть как отдельные виды изделий, так и технологические процессы [4].

Предлагаемая информационно-функциональная модель взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД (рис.) базируется на технологии блокчейн и механизме «единого окна».

Основными принципами функционирования технологии блокчейн являются: децентрализация и распределенность; безопасность и защищенность; открытость и прозрачность; неизменность уже записанной информации [5]. Такая технология соответствует принципам взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

Реализация предлагаемой модели взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД (см. рис.) с использованием технологии блокчейн и механизма «единого окна» создает предпосылки для значительного сокращения издержек в процессе взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Основным преимуществом предлагаемой модели является то, что часть таможенных операций и таможенных услуг совершается до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, при этом сроки выпуска товаров и издержки на совершение таможенных операций значительно сокращаются.

При реализации модели вначале подготавливается комплект документов, который участник ВЭД в срок от пяти до десяти дней загружает в распределенный реестр, где ему присваивается уникальный идентификационный номер (УИН). После присвоения этого номера формируется таможенная декларация в автоматическом режиме исходя из сведений, указанных в инвойсе, далее срабатывает система управления рисками (СУР) и по результатам СУР выбирается одна из форм таможенного контроля. В зависимости от формы таможенного контроля определяется, необходимо ли транспортному средству заезжать в зону таможенного контроля (ЗТК). Формы таможенного контроля, которые не требуют присутствия товаров в ЗТК, проводятся до прибытия товаров, что позволяет участникам ВЭД значительно сократить временные затраты. Для взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД будет минимум пять дней (например, получение объяснений и проверка таможенных документов будут осуществлены до прибытия товаров на территорию ЕАЭС), что позволит существенно сократить издержки участников ВЭД.

О необходимости заезда в ЗТК участник ВЭД узнает только после прибытия транспортного средства на территорию ЕАЭС. После прибытия транспортного средства перевозчик идентифицирует присвоенный УИН поставки через терминал. Далее принимается решение о выпуске товаров или отказе в выпуске; в случае выпуска списываются таможенные платежи.

Взаимодействие участников ВЭД с использованием технологии блокчейн и механизма «единого окна» позволит:

- сократить документооборот;

- облегчить взаимодействие всех участников цепи поставки;

- повысить доверие к предоставляемой информации;

- ускорить процесс осуществления таможенных операций и таможенного контроля [6].

Входы:

^ В //

Выходы:

определение форм таможенного контроля до прибытия товаров на границу ЕАЭС

Рис. Информационно-функциональная модель взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности

В отличие от централизованного хранения информации, когда все данные находятся на серверах таможенных органов, что может привести к сбоям и взломам с целью внесения изменений, в распределенном реестре данные не хранятся в одном месте, а перераспределяются на тысячи компьютеров участников ВЭД. Вероятность того, что все компьютеры одновременно будут выведены из строя, очень мала. Если работает хотя бы один компьютер, то система будет функционировать. Взламывать такую систему не имеет смысла, так как делать это придется со всеми блоками и копиями баз данных на всех компьютерах сети. Мощный алгоритм шифрования с помощью хеш-функции является дополнительной гарантией безопасности распределенного реестра [7].

Распределенный реестр технологии блокчейн основывается на доверии пользователей друг к другу, а доверие подкрепляется строгими математическими вычислениями. Для доступа к информации используются открытый и закрытый ключи. Открытый необходим для проверки самой подписи, а закрытый используется при ее создании.

Технология блокчейн может быть использована применительно к взаимодействию таможенных органов не только с участниками ВЭД, но и с другими органами исполнительной власти. Она может стать дополнением к уже функционирующим системам, например системе межведомственного электронного взаимодействия. Реализовывать данную технологию необходимо комплексно во всех органах государственной власти: это значительно упростит осуществление большого количества бизнес-процессов и обеспечит стабильное функционирование всей системы исполнительной власти. В перспективе технология блокчейн может стать базовой технологией реализации механизма «единого окна».

«Единое окно» - это механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими ВЭД, и участниками ВЭД, который позволяет последним однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования их заинтересованными государственными органами и иными организациями при проведении контроля за осуществлением ВЭД [8].

В соответствии с Рекомендацией и руководящими принципами по созданию механизма «единого окна» № 33 разработка «единого окна» не предполагает наличия или необходимости существования сложной компьютеризованной информационной системы для получения, хранения информации и обмена ею [9]. Технология обмена с помощью распределенного реестра (блокчейн) является, на наш взгляд, наиболее подходящим вариантом, так как будет способствовать реализации одного из главных принципов функционирования механизма «единого окна» - однократного представления документов через единый пропускной канал. Комплект документов будет загружаться в распределенный реестр задолго до перемещения товаров через границу. Такие документы, как контракт, документы об оплате товара, регистрационные документы участников ВЭД, разрешительная документация, будут автоматически «подвязываться» к поставкам. Участнику ВЭД потребуется представить только один документ - счет-фактуру (инвойс), сформированный в установленной форме.

Главным требованием, предъявляемым к внешнеэкономической документации, является полнота предоставляемых сведений. В счете-фактуре необходимо указать:

- код ТН ВЭД ЕАЭС;

- наименование товара, переведенное на русский язык;

- количество товара;

- цену за единицу товара в валюте;

- общую стоимость по каждой позиции;

- условия поставки;

- количество мест, занимаемых товарами;

- номер контейнера, если товары перемещаются в нем;

- отправителя и получателя товара;

- вес нетто и брутто.

Перечисленные выше сведения в счете-фактуре позволят заполнить основные графы в декларации на товары в автоматическом режиме. Остальные сведения загружаются из других документов. После того как сформировалась декларация на товары, участник ВЭД проверяет ее в соответствии с представленной документацией и при необходимости вносит в нее изменения.

Таким образом, предложенная информационно-функциональная модель взаимодействия позволит повысить качество предоставляемого комплекса таможенных услуг, сократить издержки и упростить процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Основу такого упрощения составляют: совершение большинства операций до прибытия товаров на границу; автоматическое формирование таможенной декларации; представление для совершения таможенных операций всего одного документа (счета-фактуры), составленного в установленном порядке.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Тебекин А. В., Сомов Ю. И. Моделирование управления деятельностью таможенных органов с использованием методологии IDEF1 // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1. С. 135-142.

3. Кузьмина О. Н. Функционально-стоимостный анализ: методические подходы и концептуальные основы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 121-125.

4. Веретехина С. В. Функционально-стоимостный анализ как инструмент оптимизации в социально-экономических системах // Материалы афанасьевских чтений. 2016. № 2. С. 115-119.

5. Борисов А. А., Краснов С. А., Нечай А. А. Технология блокчейн и проблемы ее применения в различных информационных системах // Вестник Российского нового университета. 2018. № 2. С. 63-67.

6. Васильев С. Н. Использование современных цифровых технологий в деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 116-123.

7. RightA. В таможенной службе США займутся исследованием блокчейна [Электронный ресурс] // Bitjournal.media. URL: https://bitjournal.media/11-11 2017/raspredelennyj_reestr_ pomozhet_optimizirovat_rabotu_chmovnikov.

8. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» № 33 (Европейская экономическая комиссия. Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Нью-Йорк и Женева, 2005) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.