Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / CUSTOMS DECLARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Станислав Николаевич

В статье рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в настоящее время. Проводится анализ выявленных проблем, определяются основные направления совершенствования взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильев Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN CUSTOMS AUTHORITIES AND PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article describes current problems of interaction between customs authorities and participants of foreign economic activity at present. The author analyzes the revealed problems and defines the main directions of interaction improvement.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

С. Н. Васильев

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в настоящее время. Проводится анализ выявленных проблем, определяются основные направления совершенствования взаимодействия.

Ключевые слова: таможенные органы; участники внешнеэкономической деятельности; взаимодействие; информационные технологии; внешнеэкономическая деятельность; таможенные операции; таможенная декларация.

Переход Российской Федерации (РФ) на инновационный принцип развития экономики и формирование благоприятных перспектив для эффективной интеграции РФ в мировое хозяйство предполагают совершенствование внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также поиск оптимальных путей развития таможенной службы РФ.

Таможенные органы являются одним из основных институтов регулирования международной торговли. В процессе своей деятельности таможенные органы взаимодействуют с участниками ВЭД. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД обусловлено многими факторами, которые зависят от специфики груза, перемещаемого через границу.

В соответствии с результатами опубликованного Всемирным Банком аналитического доклада «Ведение бизнеса в 2017 году» (табл. 1) Россия по уровню ведения международной торговли занимает 140-е место из 189 [1]. Данный показатель свидетельствует о наличии ряда проблем, возникающих при осуществлении международной торговли. К таким проблемам следует отнести высокий уровень издержек, которые несет участник ВЭД при экспорте и импорте товаров, что, в свою очередь, отражается на конечной стоимости экспортируемого и импортируемого товара. Эти издержки лишают экономику государства ряда конкурентных преимуществ. В связи с этим исследования, направленные на совершенствование механизма взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, представляют особую актуальность.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» совершенствование ВЭД невозможно представить без внедрения современных информационных технологий [2]. Для ее развития следует создавать такие условия,

С. Н. Васильев

которые позволят расширить внешнеэкономические связи, упростить ее осуществление, открыть доступ к международным финансовым ресурсам, обеспечить выход российских компаний на мировой рынок.

Таблица 1

Индикаторы международной торговли РФ и других государств

Индикатор Россия, Москва Австрия, Вена США, Нью-Йорк Китай, Шанхай

Место в мировом рейтинге 140 1 35 96

Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль (ч) 96 0 2 23

Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (долл. США) 765 0 175 602

Время на экспорт: оформление документов (ч) 26 1 2 14

Стоимость экспорта: оформление документов (долл. США) 80 0 60 90

Время на импорт: пограничный и таможенный контроль (ч) 96 0 2 72

Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (долл. США) 1 125 0 175 790

Время на импорт: оформление документов (ч) 43 1 8 54

Стоимость импорта: оформление документов (долл. США) 160 0 100 150

В Таможенном кодексе Таможенного союза выделены следующие субъекты ВЭД: таможенные органы, декларант, таможенный представитель, уполномоченный экономический оператор, специалист по таможенным операциям, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, физические лица [3].

Каждый из субъектов ВЭД представляет свои интересы. Главным представителем интересов государства являются таможенные органы. При реализации своих функций таможенные органы осуществляют таможенный контроль. Задача контроля заключается в соблюдении порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через границу, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством государств - членов Таможенного союза, а также международными договорами и соглашениями [4]. Основная задача участников ВЭД - наибольшая минимизация издержек при перемещении товаров через границу.

Основную роль при осуществлении взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД выполняют декларанты, без которых невозможно организовать ВЭД. Можно выделить следующие направления взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД (рис.):

- совершение таможенных операций, необходимых для перемещения товаров через таможенную границу;

- информирование и консультирование на всех этапах совершения таможенных операций.

1. До прибытия груза на таможенную территорию ЕАЭС

2. При пересечении границы

3. После выпуска товаров

Консультирование участников ВЭД

Таможенный транзит

Подтверждение выполнения обязательств участниками ВЭД

Предварительное информирование

Помещение товаров на временное хранение

Предварительное решение по коду ЕТН ЕАЭС

^ Удаленный выпуск ^ ¡^Уплата таможенных платежей ^

Круглые столы таможенных органов с участниками ВЭД

Получение разрешений на применение отдельных таможенных процедур

Таможенный контроль

Оформление завершения действия таможенной процедуры (временный ввоз, таможенный склад)

Г Декларирование товаров 1

Таможенный контроль после выпуска товаров

Рис. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД на разных этапах совершения таможенных операций

Таможенные операции условно можно разделить на предшествующие подаче таможенной декларации и связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

Для упрощения процесса совершения таможенных операций и повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в деятельности таможенных органов используются информационные технологии.

В настоящее время в таможенных органах внедрены информационные технологии, позволяющие упростить процесс перемещения товаров через таможенную границу. Среди основных информационных технологий можно выделить электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск.

Технология электронного декларирования подразумевает подачу таможенной декларации в электронном виде. Для подачи таможенной декларации в электронном виде требуются: электронная подпись, программный продукт, позволяющий создать декларацию, и Интернет для передачи сформированной декларации в таможенные органы. Подаче таможенной декларации может предшествовать предварительное информирование.

При предварительном информировании таможенные органы заблаговременно получают необходимые им сведения. Полученная информация анализируется с использованием системы управления рисками, и принимается предварительное решение по действиям таможенного органа при прибытии транспортного средства, т. е. фактически определяются необходимые формы таможенного контроля. Эффективность использования инструмента предварительного информирования достигается при условии достоверности заблаговременно поданной информации, а именно полного соответствия всем перевозочным и коммерческим документам. К тому же товары, в отношении которых была предоставлена предварительная информация, подвержены меньшему риску, чем товары, в отношении которых не было предоставлено такой информации.

Определенный вклад в развитие таможенного дела внесла технология удаленного выпуска, применение которой позволяет оптимизировать логистику

с. н. Васильев

поставок товара, сократить расходы на внутренний таможенный транзит, поскольку выпуск товара осуществляется со склада временного хранения (зоны таможенного контроля), расположенного в зоне деятельности внешнего таможенного органа, либо таможенно-логистического терминала.

Таможенные операции в отношении товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, осуществляются согласно «Порядку совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», утвержденному приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 (Порядок) [5].

Действующий Порядок определяет особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, и включает описание совершения следующих операций:

- в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ;

- в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ с предварительным таможенным декларированием;

- в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если вывозимые товары находятся в регионе деятельности иного таможенного органа.

Вышеперечисленные информационные технологии позволяют значительно упростить осуществление ВЭД. Однако в соответствии с данными аналитического отчета Всемирного Банка «Ведение бизнеса в 2017 году» время, необходимое на экспорт (пограничный и таможенный контроль), составляет 96 ч, столько же времени требуется и на импорт, а разница стоимости оформления документов на экспорт и на импорт значительно больше: экспорт - 80 долл. США, а импорт -160 долл. США (см. табл. 1) [1]. Столь значимая разница возникает в связи с более трудоемким процессом оформления и важностью определения и включения всех расходов в таможенную стоимость, так как она является основой для начисления таможенных платежей. В связи с этим риски по неуплате таможенных платежей в отношении импортируемых товаров значительно выше, а контроль таможенной стоимости значительно строже.

Следует отметить, что показатели России намного выше, чем у других государств (см. табл. 1), что еще раз свидетельствует о несовершенстве ВЭД. В настоящее время наблюдаются ситуации, при которых осуществление таможенного контроля иногда неоправданно сдерживает товаропотоки. Это приводит к возникновению дополнительных издержек как для участников ВЭД, так и государства. Рост издержек при проведении таможенного контроля оправдан лишь при пресечении нарушений таможенных правил. В любом другом случае эти издержки должны быть минимизированы.

Так, к проблемам, которые влияют на взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД, необходимо отнести: высокую стоимость экспорта (пограничный и таможенный контроль - 765 долл. США, оформление документов -80 долл. США) и импорта (пограничный и таможенный контроль - 1 125 долл. США, оформление документов - 160 долл. США); длительный срок проведения таможенного и других видов государственного контроля (экспорт и импорт -

96 ч), что приводит к дополнительным издержкам, возникающим в связи с хранением товара на складе временного хранения.

На процесс совершения таможенных операций большое влияние оказывает также человеческий фактор, из-за которого могут увеличиваться сроки выпуска товаров. Для решения данного вопроса необходимо автоматизировать процессы, связанные с совершением таможенных операций. Одним из направлений автоматизации процессов может стать активно внедряемая технология авторегистрации и автовыпуска таможенных деклараций (при импорте), что позволит уменьшить сроки, необходимые для совершения таможенных операций. В настоящее время авторегистрация и автовыпуск осуществляются в отношении экспортируемых товаров.

Скорость совершения таможенных операций зависит и от такого фактора, как загруженность таможенных постов. Технология удаленного выпуска позволяет подавать декларацию на таможенные посты, отличные от места совершения таможенных операций. В результате этого основной объем декларирования товаров приходится на крупные федеральные центры, что влечет перегруженность таможенных постов и, как следствие, увеличение сроков выпуска товаров (табл. 2).

Таблица 2

Количество поступивших и оформленных таможенных деклараций в таможенные управления с 1 января по 1 августа 2016 г. и 2017 г. [6]

№ п/п Наименование РТУ 2016 г. 2017 г.

1 Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России 370146 17,24% 425 561 17,64%

2 центральное таможенное управление 636 997 29,66% 691 664 28,67%

3 Северо-Западное таможенное управление 425 409 19,81% 465 599 19,30%

4 Южное таможенное управление 133654 6,22% 152698 6,33%

5 Приволжское таможенное управление 163257 7,60% 186365 7,72%

6 Уральское таможенное управление 95 273 4,44% 109185 4,53%

7 Сибирское таможенное управление 168829 7,86% 199874 8,28%

8 Дальневосточное таможенное управление 130196 6,06% 156780 6,50%

9 Северо-Кавказское таможенное управление 23 664 1,10% 25 096 1,04%

Всего 2 147 425 100% 2 412 822 100%

Решением данного вопроса может стать равномерное распределение нагрузки на таможенные посты. Процесс распределения, по нашему мнению, необходимо проводить в автоматическом режиме с использованием вычислительных программных средств, на основе технологии удаленного выпуска. Декларант до подачи таможенной декларации не предполагает, на какой таможенный пост будет подана и где оформлена его таможенная декларация, до того момента, пока таможенной декларации не присвоят регистрационный номер или откажут в регистрации. Среднее количество таможенных деклараций, которое будет приходиться на одно таможенное управление за один рабочий день, можно рассчитать по формуле (в расчете не учитываются таможни прямого подчинения и специализированные таможенные посты):

С. Н. Васильев

> X

Х="1 "3 .......п = : г,

п п

где ^ хп - индивидуальные значения каждого таможенного управления за рассматриваемый период;

п - общее количество таможенных управлений;

г - количество рабочих дней в анализируемом периоде.

_ 1987261

х=-: 212 = 1172,

8 '

1 172 - среднее количество таможенных деклараций, которое необходимо будет оформлять одному таможенному управлению за один рабочий день при равномерном распределении таможенных деклараций между таможенными органами.

Предложенные меры направлены на сокращение времени, необходимого для совершения таможенных операций; они помогут снизить нагрузку на таможенные органы, на которые приходится наибольший объем выпущенных деклараций.

Формирование деклараций осуществляется с использованием специальных программных продуктов. Наиболее часто применяются «Альта-софт» и «СТМ», на которые необходимо приобретать лицензию на определенный период. Участникам ВЭД, осуществляющим коммерческую деятельность в малых объемах, невыгодно приобретать собственную лицензию на специализированный программный продукт и электронную подпись. Решением этого вопроса может стать разработка и последующее внедрение альтернативного программного продукта на сайте ФТС России, позволяющего производить декларирование товаров в упрощенной форме, если их стоимость менее 200 евро, т. е. тех товаров, которые ввозятся беспошлинно. Такие меры значительно снизят затраты и упростят процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

К проблемам, которые влияют на сроки выпуска товаров, а также на процесс совершения таможенных операций, можно отнести и использование документов на бумажных носителях [7]. Так, при прибытии груза на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик (при перевозке автомобильным транспортом) зачастую представляет в таможенный орган транспортные и коммерческие документы на бумажных носителях. В целях совершенствования взаимодействия таможенным органам следует полностью переходить на электронный документооборот без возможности принятия документов на бумажных носителях, а всю необходимую информацию от перевозчиков принимать в электронном виде до прибытия транспортного средства на границу. Предложенные меры позволят упростить процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

Решением данной проблемы также может стать дальнейшее развитие механизма «единого окна» как в России, так и в других государствах - членах ЕАЭС. На сегодняшний день проводятся мероприятия по его реализации. В соответствии с Рекомендацией Европейской экономической комиссии ООН № 33 под «единым окном» понимают механизм, позволяющий участникам торговых и логистических операций предоставлять стандартизированную информацию и документацию в один контактный центр для соблюдения нормативно-правовых требований в сфере импорта, экспорта и транзита. Если информация представлена в электронном формате, тогда отдельные элементы данных предоставляются только один раз [8].

Таким образом, проведенный в статье анализ проблемных аспектов взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД при совершении таможенных операций. К наиболее перспективным направлениям совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД следует отнести: внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД; переход на полностью безбумажный документооборот; равномерное распределение количества таможенных деклараций между таможенными органами (при использовании технологии удаленного выпуска); автоматизацию таможенных операций, осуществляемых при перемещении товаров через таможенную границу.

Использованные источники

1. Исследование Всемирного Банка «Ведение бизнеса в 2017 году» [Электронный ресурс] // GTMARKET.RU: центр гуманитарных технологий (аналитический портал). URL: http:// gtmarket.ru/news/2016/l0/26/7312 (дата обращения: 25.06.2017).

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Липатова Н. Г. Применение математических методов при решении задач повышения эффективности таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 116-122.

5. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Статистические данные о количестве деклараций на товары, поданных в электронной форме, в общем декларационном массиве (нарастающим итогом) [Электронный ресурс] // CUSTOMS.RU: официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=19182&Itemid=2466 (дата обращения: 21.06.2017).

7. Васильев С. Н, Бондаренко А. В. Анализ и оптимизация приоритетной процедуры взаимодействия национального механизма «единого окна» // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях Евразийского экономического союза: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 33-37.

8. Рекомендация № 33 ЕЭК ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/db/it/ conf/Documents/UNECEdocs/Rec33_2005%20.pdf (дата обращения: 21.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.