Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти'

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2451
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / INFORMATION AND ANALYTICAL TECHNOLOGIES / ACTIVITY OF EXECUTIVE AUTHORITIES / REGIONAL INFORMATION AND ANALYTICAL NETWORK / INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF ADOPTION OF ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каира Юрий Владимирович

Рассматриваются основные проблемы внедрения информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, выделяются важнейшие принципы создания и использования информационно-аналитических технологий в деятельности органов исполнительной власти, приводится сравнительный анализ интегрального информационного развития регионов ЦФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Каира Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE ACTIVITY OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES

In this article the main problems of introduction of information technologies in activity of executive authorities are considered, the most important principles of creation and use of information and analytical technologies in activity of executive authorities are allocated, the comparative analysis of integrated information development of regions of the Central Federal District is provided.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 316

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Ю.В. Каира

Рассматриваются основные проблемы внедрения информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, выделяются важнейшие принципы создания и использования информационно-аналитических технологий в деятельности органов исполнительной власти, приводится сравнительный анализ интегрального информационного развития регионов ЦФО.

Ключевые слова: информационно-аналитические технологии, деятельность органов исполнительной власти, региональная информационно-аналитическая сеть, информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений.

Усложнение структуры государственного и муниципального управления обусловливает необходимость разработки и внедрения в деятельность органов управления актуальных информационных технологий сбора, анализа, обработки информации, выработки управленческих решений, доведения их до объектов управления и контроля за их реализацией. В то же время на практике внедрение информационных технологий в деятельность любых организаций влечет за собой ряд противоречий.

Так, например, современные информационные технологии направлены на то, чтобы облегчать деятельность специалистов государственного и муниципального управления, повышать их производительность труда, обеспечивать реализацию всех их информационно-коммуникационных потребностей, которые возникают в ходе решения стоящих перед ними задач, способствовать улучшению качества принимаемых управленческих решений.

В то же время процесс разработки и внедрения в деятельность органов государственной власти необходимых информационных технологий представляет собой сложный инновационный процесс, неизбежно влекущий за собой преобразование методов, приемов, форм деятельности органов управления, необходимость изменения компетенций их должностных лиц, а очень часто и структуры самих органов управления.

Данные противоречия приводят к тому, что процессы информатизации органов управления, особенно на региональном уровне, значительно отстают от темпов развития современной науки и техники, современной методологии управления, что существует значительная дифференциация в результатах

информатизации по регионам.

Внедрение информационных технологий в российскую практику сопряжено с рядом традиционных и переходных особенностей. Как данные статистики, так и результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что россияне менее охотно приобщаются к информационному обществу, чем население большинства развитых стран (рис. 1). Государственные служащие как часть населения страны также неоднозначно воспринимают информационно-технологические инновации, во многом порождающие и социальные нововведения.

В области научных исследований

В области системы образования

В области внедрения новых технологий

В области обеспеченности компьютерами, развития Интеренета

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ значительно сильнее □ сильнее И на том же уровне

ЕЗ слабее 3 значительно слабее ^ затруднились ответить

Рис. 1. Сравнение России с развитыми странами мира по уровню развития науки, образования, инновационной деятельности и информатизации (в % к числу опрошенных) [1]

Информационно-аналитические центры территориального управления г. Орла, Орловской области и близлежащих субъектов Российской Федерации, координирующие и осуществляющие информационное взаимодействие всех государственных органов, отсутствуют; работы по информатизации еще не получили должного развития, поскольку руководители территориального управления ещё не в полной мере оценили важность и необходимость информатизации как важного и эффективного средства значительного ускорения социально-экономического развития учреждения, повышения эффективности его управлением, улучшения благосостояния и обеспечения конституционных прав граждан на доступ к информации; работы по информатизации в территориальном управлении проводятся несистемно,

разрозненно, без должной координации и увязки, без выделения основных направлений и первоочередных задач: отсутствуют подразделения, занимающиеся информатизацией, кроме информационно-вычислительного сектора территориального управления, нет персональной ответственности за эти вопросы, нет сколько-нибудь полной и достоверной информации о состоянии работ по информатизации; необходимо повышение статуса (значения) электронных документов во властных структурах; за последнее время в территориальном управлении было мало сделано в сфере информатизации, что не может не сказаться на плодотворной деятельности территориального управления.

Подтверждением того, что рассматриваемое территориальное управление не полностью использует потенциал информационно-аналитических технологий для повышения эффективности деятельности является то, что Орловская область по результатам исследования Высшей школы экономики не относится к наиболее информационно развитым регионом (рис. 2)[2].

Орловская область Брянская область

Смоленская область

Ивановская область

Калужская область

Владимирская область Московская область

Липецкая область

г. Москва 225,7

0 50 100 150 200 250

Рис. 2. Интегральный рейтинг информационного развития субъектов

РФ в ЦФО

Федеральная политика должна быть направлена на создание единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [3].

ччччччччч-кчччч 76,1

чччччччччЧчччччч! 83

аууууууууЧуууууууч q0,4

.УУУУУУУУУЧУУУУУУУЧ Q12

ууууууууучуууууууу1 q2 1

чллллллллХУУУУУУУУУ!

уУУУУУУУУУУУУУУУУУУЧ

5

1

95,7 96,5

■чччччччччЧчччччччччЧ1103,2 ууууууууууууууууууу^Д 105,2

ччччччччччхчччччччч'чу! 107,8

^УУУУУУУУУУУУУУУУУУУТ^ 108,6

^ууууууууууууууууууу^Х! 114,9

^ууууууууу|ууууууууууу^ 116,3 УУУУУУУУУ\УУУУУУУУУ\УУУУ1 122,8

^УУУУУУУУЧУУУУУУУУУУЧУУУМ 123,7

^yyyyyyyyyvyyyyyyyyyS^^ 131

3

■ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧМ225

Одним из ключевых направлений развития систем информационно-аналитической поддержки органов исполнительной власти следует рассматривать геоинформационные технологии и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природно-ресурсный и т.д.). Сетевые геоинформационные технологии являются ярким примером возможного информационно-аналитического обеспечения

мультидисциплинарного подхода к решению сложных научно-технических задач. Для широкого круга задач экологии, землепользования, поиска природных ископаемых, прогноза и мониторинга природных катастроф общей интегрирующей основой является географическая информация. Фактографические данные (слои), относящиеся к этой основе, формируются самостоятельными научными дисциплинами (например, геологическими, геофизическими, природопользовательскими, экологическими и др.), научные исследования по которым ведут, как правило, самостоятельные организации, территориально расположенные в различных местах города, области, страны. Единственная возможность объединить усилия этих организаций на информационно-практическом уровне - это интеграция их в единую информационно-аналитическую программно-техническую

среду [4].

Для информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти регионов наибольшую трудность представляют задачи, решаемые при большой размытости границ сферы управления, распределённости процессов принятия решений, уникальности, неповторимости и хаотичности развития событий, нечеткости целей управления и причинно-следственных связей, большом влиянии интуитивного фактора в принятии решений. Проблемные области с такими характеристиками являются предметом освоения геоинформационных и интеллектуальных информационно-аналитических технологий.

Успешное решение вышеизложенных задач невозможно без понимания руководителями всех уровней государственной важности информатизации для общества, знания ими (хотя бы на концептуальном уровне) основ информационно-аналитических технологий: принципов создания автоматизированных информационных систем, принципов передачи информации по сетям передачи данных, современных компьютерных технологий, информационного законодательства и т.д. [5].

Сейчас разработаны теоретические основы создания и эксплуатации систем информационно-аналитической поддержки принятия решений в органах исполнительной власти.

В числе важнейших принципов создания и использования информационно-аналитических технологий следует выделить следующие:

- сжатие информации для уровня первых лиц;

- непосредственное воздействие высших должностных лиц на функционирование информационно-аналитических технологий;

- связность данных разного уровня агрегации и обобщения;

- ведение подготовки и согласования проектов решения на разных уровнях должностной иерархии лиц, принимающих решение, по свойственной данному уровню иерархии совокупности показателей [6].

Выводы

Реализация перечисленных принципов требует большого искусства от отечественных разработчиков информационно-аналитических технологий, которые должны создаваться непосредственно под информационно-аналитические и функциональные потребности пользователей. Особо тщательной проработке должен подвергаться уровень взаимодействия пользователя с системой поддержки - пользовательским интерфейсом.

Было бы полезным при разработке и использовании информационно-аналитических систем, предназначенных для применения в управленческой деятельности органов исполнительной власти, иметь свод норм и правил, определяющих соответствие разработок требованиям поддержки профессиональной деятельности специалистов в органах государственной власти.

Список литературы

1. Шувалова О.Р. Об использовании информационных технологий населением // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 334.

2. Гохберг Л.М. Подготовка рейтинга информационного развития субъектов Российской Федерации и уровня использования технологий электронного правительства в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации / Центр статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ. 2014.

3. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в России // Вопросы государственного и муниципального управления 2014. № 1. С. 127-148.

4. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: "вертикаль" и "горизонталь" // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 7-18.

5. Проказина Н.В., Пашин Л. А. Практика потребления социологической информации государственными гражданскими служащими // European Social Science Journal. 2012. № 7. С.365 - 369.

6. Каира Ю.В.Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий в деятельности органов государственной власти // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 1. С. 123-136.

7. Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Информационная открытость органов местного самоуправления как фактор информационного развития//Инновации в современной политике в условиях глобализации: опыт, проблемы, технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Федерация мира и согласия, 2013.С. 159-167.

References

1. SHuvalova O.R. Ob ispol'zovanii informatsionnykh tekhnologij naseleniem // Voprosy obrazovaniya. 2013. № 3. S. 334.

2. Gokhberg L.M. Podgotovka rejtinga informatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossijskoj Federatsii i urovnya ispol'zovaniya tekhnologij ehlektronnogo pravitel'stva v federal'nykh organakh ispolnitel'noj vlasti i v organakh ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federatsii / TSentr statistiki i monitoringa informatsionnogo obshhestva ISIEHZ GU-VSHEH. 2014.

3. Dmitrieva N.E., Styrin E.M. Otkrytoe gosudarstvennoe upravlenie: zadachi i perspektivy v Rossii // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya 2014. № 1. s. 127-148.

4. Tikhomirov YUA. Gosudarstvennoe upravlenie: "vertikal'" i "gorizontal'" // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2013. № 4. S. 7-18.

5. Prokazina N.V., Pashin LA. Praktika potrebleniya sotsiologicheskoj informatsii gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhashhimi // European Social Science Journal. 2012. № 7. S.365 - 369.

6. Kaira YU.V.Puti povysheniya ehffektivnosti informatsionno-analiticheskikh tekhnologij v deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2015. Vyp. 1. S. 123-136.

7. Lavrikova А.А., SHumilova O.E. Informatsionnaya otkrytost' organov mestnogo samoupravleniya kak faktor informatsionnogo razvitiya//Innovatsii v sovremennoj politike v usloviyakh globalizatsii: opyt, problemy, tekhnologii: materialy Mezhdunarod. nauch.-praktich. konf. M.: Federatsiya mira i soglasiya, 2013.S. 159-167.

Каира Юрий Владимирович, канд. социол. наук, доц., докторант, alexaconst@rambler.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE ACTIVITY OF THE EXECUTIVE

AUTHORITIES

Yu.V. Kaira

In this article the main problems of introduction of information technologies in activity of executive authorities are considered, the most important principles of creation and use of information and analytical technologies in activity of executive authorities are allocated, the comparative analysis of integrated information development of regions of the Central Federal District is provided.

Key words: information and analytical technologies, activity of executive authorities, regional information and analytical network, information and analytical support of adoption of administrative decisions

Kaira Yury Vladimirovich, candidate of Sociological Sciences, associate professor, doctoral candidate of Chair of Sociology and Management Psychology, alexaconst@.rambler. ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.