Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий деятельности органов государственной власти'

Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий деятельности органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2508
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / INFORMATION AND ANALYTICAL TECHNOLOGIES / ACTIVITY OF PUBLIC AUTHORITIES / REGIONAL INFORMATION AND ANALYTICAL NETWORK / INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE DECISION-MAKING PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каира Юрий Владимирович

Рассматриваются основные направления повышения эффективностиинформационно-аналитических технологий в деятельности органов государственнойвласти и обосновывается необходимость в единой структуре, реализующей информационно-аналитическое взаимодействие, координацию территориального управления,хозяйствующих субъектов на территории города, организационно образующих региональную информационно-аналитическую сеть; особое внимание уделяется информационно-аналитической поддержке принятия управленческих решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каира Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INCREASE OF EFFICIENCY OF INFORMATION AND ANALYTICAL TECHNOLOGIES APPLICATION IN WORK OF PUBLIC AUTHORITIES

This article considers the guidelines of increase of efficiency of information and analytical technologies application in the work of public authorities and substantiates the needfor the uniform structure of information and analytical interaction, coordination of territorialadministration and activities of economic entities in the city, which in terms of organizationform a regional information and analytical network. A special attention in the article is paidto the information and analytical support of administrative decision-making process.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий деятельности органов государственной власти»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Ю.В. Каира

Рассматриваются основные направления повышения эффективности информационно-аналитических технологий в деятельности органов государственной власти и обосновывается необходимость в единой структуре, реализующей информационно-аналитическое взаимодействие, координацию территориального управления, хозяйствующих субъектов на территории города, организационно образующих региональную информационно-аналитическую сеть; особое внимание уделяется информационно-аналитической поддержке принятия управленческих решений

Ключевые слова: информационно-аналитические технологии, деятельность органов государственной власти, региональная информационно-аналитическая сеть, информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений.

Исследование, анализ и прогноз функционирования и развития систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности территориального управления, не могут производиться на основе интуитивных представлений его сотрудников о конечном результате. Практика показывает, что и метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов зачастую приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств, зачастую превышающих затраты, использованные на создание самих аналогов [1].

Все это приводит к росту понимания территориальным управлением значимости информационной и аналитической деятельности. В управлении постоянно совершенствуется организационное и методическое обеспечение всех подразделений, улучшается материально-техническая база. Однако управленческие решения не всегда имеют достаточную аналитическую проработку, экономическое и правовое обоснование. Имеющийся теоретический и производственный потенциал используется крайне неэффективно. Оставляет желать лучшего уровень методического и информационно-технологического обеспечения аналитической деятельности, процессов принятия решений, недостаточен уровень системного проекти-

рования больших информационных комплексов. Информационные интересы лиц, принимающих решения в территориальном управлении, определяются кругом решаемых ими вопросов, но практика показывает, что для организации эффективного информационно-аналитического обеспечения нельзя ограничиваться рамками запросов первых лиц на получение информации. Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющих работы всех служб и структур администрации и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности [2].

Очевидна необходимость в единой структуре, реализующей информационно-аналитическое взаимодействие, координацию территориального управления, хозяйствующих субъектов на территории города, организационно образующих региональную информационно-аналитическую сеть.

Сеть формируется на базе двух основных сегментов - внутреннего, включающего сети или коммуникационные узлы самой администрации, и внешнего, включающего сети и коммуникационные узлы разноподчинен-ных и разнопрофильных информационных центров, региональных научных учреждений и учебных заведений, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, банков, аудиторских и консалтинговых фирм, инвестиционных компаний и фондов и т.п.

Функционирование такой сети может обеспечить с минимальными затратами решение следующих задач:

- осуществление непрерывного разнопланового мониторинга ситуации в территориальном управлении, отслеживание состояния и выявление новых проблем во всех сферах жизнедеятельности;

- оперативное предоставление альтернативных вариантов решений

задач;

- управление, подготовленное с использованием различных методик, технологий, опосредованном привлечением сторонних независимых экспертов;

- формирование информационного фонда с широким спектром материалов по различным проблемам и создание условий для оперативного сетевого открытого или регламентированного доступа к этим материалам.

Абоненты сети, т.е. работники территориального управления, помимо права доступа к ресурсам сети, должны нести определенные информационные обязанности, соблюдать правила и регламенты, соответствовать техническим и организационным требованиям [3]. В целом информационно-аналитическая сеть должна представлять собой информационный образ территориального управления, адекватно отражающий реальную и ретроспективную ситуацию, особенности и тенденции развития района и отдельных сфер его жизнедеятельности.

Структуре. призванной выражать интересы, координировать дея-

тельность и организовывать решение конкретных задач для территориального управления при создании и сопровождении информационно-аналитической системы, естественно вменить в обязанности и следующие функции:

- формирование и проведение в области общей политики информатизации, максимально учитывающей интересы территориального управления и привлекательной для всех участников разнообразных программ и проектов как потенциальных абонентов информационно-аналитической сети;

- формулирование принципов и формирование общего для области информационно-телекоммуникационного пространства с тенденцией к унификации технологий и требований при обеспечении интеграции государственных и иных информационных ресурсов;

- создание и обеспечение системы информационной безопасности, регламентации доступа к информационным ресурсам;

- разработки общих критериев соответствия, регламентов представления, форм, протоколов и иных формализованных требований к материалам, размещаемым в пространстве доступа информационно-аналитической системы;

- администрирование, нормативное правовое обеспечение деятельности информационно-аналитической системы.

Система информационно-аналитического обеспечения должна строиться на основе анализа предметной области управления и выделения приоритетных программно-целевых установок. Для территориального управления в настоящее время это следующий перечень вопросов:

- создание оптимальных условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в районе, улучшение основных экономических показателей, увеличение занятости населения;

- привлечение в район внешних инвестиций, поддержка наиболее значимых инновационных проектов;

- планирование и увеличение налоговых поступлений, стабилизация финансово-бюджетной сферы района, эффективное управление и контроль финансовых потоков;

- развитие инфраструктуры и эффективное управление системами социального обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом и т.п.;

- создание и поддержание стабильности общественно-политической ситуации в области;

- охрана правопорядка и эффективная борьба с преступностью;

- решение проблем экологии.

Под решение этих постоянных задач необходимо строить и систему информационно-аналитического обеспечения деятельности территориального управления. При этом необходимо рассматривать три возможных ре-

жима принятия решений:

- решение управленческих задач стратегического характера, связанных, как правило, с перспективами развития района, стабильностью и преемственностью власти;

- решение управленческих задач оперативного, тактического характера, ориентированных на текущее организационное и финансово -ресурсное обеспечение выполнения планов и проектов;

- решение чрезвычайных, экстремальных управленческих задач, связанных с необходимостью предотвращения и устранения последствий воздействия разрушительных природных или техногенных факторов, возникновением и неконтролируемым развитием острых социально-политических проблем и конфликтов.

Каждый из указанных режимов принятия решений нуждается в информационно-аналитической поддержке.

Стратегический уровень предполагает выявление проблемных областей в различных сферах жизнедеятельности территориального управления, анализ и прогноз долгосрочных тенденций его социально-экономического развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций и создание системы уравновешивания различных проявлений политической активности. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются модели и сценарии развития района.

На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической и общественно-политической сфер района, формируются планы реализации концепций, моделей и сценариев развития района, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов.

Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных природных, техногенных социально-политических факторов и обеспечение организационно-технических вопросов осуществления управления в экстремальных условиях.

Система информационно-аналитического обеспечения управления должна также учитывать специфику территориального управления - отраслевую структуру производства, приоритетные направления развития экономики, наличие ресурсов, инфраструктуру обеспечения экономики и управления, демографические и миграционные особенности района.

Специфика информационно-аналитической деятельности территориального управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их

полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности. По сути, это работа распределенных, постоянно возникающих и распадающихся, в зависимости от текущей задачи, экспертных коллективов.

Учитывая широчайший спектр проблем и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в штате высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям, очень важно иметь под рукой перечень сторонних экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в администрации людей или структур в круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических исследований, подбор и координация экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.

Так как в основе аналитической и экспертной деятельности лежит информация, то созданию информационно-аналитических служб обычно сопутствует разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации[4]. Этот этап плановой информатизации полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для принятия решений.

Необходимо осознавать, что в различные периоды времени текущая форма задач может изменяться и государственная мудрость состоит, в том числе, и в способности высших руководителей менять темп и ставить не только чрезвычайные и среднесрочные задачи, но и задачи стратегического прогноза и планирования[5]. С течением времени так и должно произойти, поскольку включение информационно-аналитических подразделений в структуру органов исполнительной власти и управления явление достаточно новое для практики руководства, а значит формы и методы их работы, место и роль в принятии решений определятся постепенно.

Существенное развитие получили информационно-аналитические услуги, предоставляемые в глобальной сети информационными фирмами. Доступ к большим объемам газетной информации, материалам информационных агентств и специализированных информационных служб сочетается с предоставлением консультационных услуг, возможностью подборок информации по заданным рубрикам. Эти услуги являются платными и пока весьма дорогостоящими, что определяет достаточно узкий круг клиентов данного сегмента информационного рынка.

Постепенное развитие и организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик ее проведения. У территориального управления нет возможности заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие теоретические исследования. Обычно речь идет о привлечении отдельных экспертов или небольших сложившихся группах исследователей, способных применить знания и технологии в совместной работе с сотрудниками информационно-аналитических подразделений. Одновременно существенно повышаются требования к общей эрудированности, осведомленности, обучаемости, мобильности, разносторонности специалистов администрации, которые, по сути, являются постоянно действующими экспертами на своих рабочих местах.

Актуальным становится четкое взаимодействие информационно-аналитических структур всех уровней государственного управления. Все активнее устраняется из практики управления дублирование работ по сбору, обработке, хранению однотипной информации.

Часто словосочетание «информационно-аналитическая» по отношению к некоторой информационной системе, как правило, просто следует из названия службы, которая ее сопровождает и использует в своей работе. Набор технологических возможностей при этом обычно не выходит за рамки групповой работы над документами, поиска в информационных и справочных базах данных.

Расширение функционального набора до возможностей проведения автоматизированных аналитических исследований обычно связывают с обеспечением математического моделирования ситуаций. Пока накопленный опыт фундаментальных научных и практических работ слабо используется в деятельности территориального управления.

Это связано преимущественно с тем, что при разработке сложных математических моделей решаемые задачи и критерии оценки результатов решений обычно формулируются заранее. В практике проведения аналитических исследований, особенно в сфере общественно-политических и социально-экономических проблем, наибольшую трудность в организации исследования составляет именно постановка и формулирование проблемы. Обычно постановка проблемы производится на вербальном уровне в виде качественного описания ситуации.

Использование новейших информационных технологий также возможно при проведении аналитических исследований, основанных на накоплении и представлении эвристических экспертных знаний и прецедентов с ситуационными аналогами. Основной проблемой при этом является также объективная оценка получаемых результатов и возможность дальнейшего использования созданной информационной системы независимо от экспертов, принимавших участие в отработке технологии и создании информационной базы прецедентов.

Возможность замены эксперта при принятии решений в строго регламентированных проблемных областях предполагается в интеллектуальных информационных системах, особенно в классе экспертных систем, основанных на знаниях. При этом задачи решаются в пределах некоторой параметрически управляемой инструментальной оболочки и априорно создаваемой базы знаний. В таких системах возможность оперативного изменения базы знаний сильно ограничена, поскольку может привести к невосстанавливаемому нарушению работоспособности системы. В свою очередь это существенно ограничивает возможность использования экспертных систем в аналитической практике территориального управления.

Таким образом, на информационно-аналитическое подразделение чаще возлагается информационное обеспечение, постановка задач, подбор и координация деятельности привлеченных экспертов, представление результатов аналитического исследования, нежели непосредственно реализация высоких аналитических технологий. Тем не менее, аналитические функции априорно присущи информационным структурам. Создание полноценной информационной среды требует оценки значимости, достоверности, полноты источников информации.

Необходимость постоянного получения актуальной информации заставляет отслеживать и анализировать качество получаемой информации, создавать собственные информационные аналитические продукты для осуществления информационного бартера. Поэтому постоянной функцией должна быть селекция и интерпретация информации, предоставляемой лицам, принимающим решения.

Необходимо также принимать во внимание значительное влияние отклоняющих факторов в процессе принятия решения. Недостаточно определить решение проблемы, провести её декомпозицию и с помощью известных методов сгенерировать варианты решения. Отклонения от общего плана принятия решения могут появиться на любой стадии и определяться, например, ситуационным появлением новых интересных альтернатив, степенью доступности необходимой информации на различных стадиях процесса, изменением оценочных критериев важности информации, привлечением дополнительных источников знаний, использованием новых определений и понятий, трудностями с построением спецификаций или уточнением формулировки проблемы.

Также практика работы территориального управления показывает необходимость и обоснованность применения нетрадиционных подходов при использовании информационных систем для аналитических исследований. Важно, особенно действуя в сжатых временных рамках, обеспечить в пределах одной службы замкнутый цикл подготовки информации для принятия решения. Знание истории вопроса, информационных прецедентов, возможность заранее представить эффект от применения отработанных процедур и связей - все это позволяет существенно сократить и спе-

циализировать набор базовых показателей и упростить определения для сбора информации.

Кроме того, становится возможным уменьшить время поиска, классификации и обработки информации, а также иметь до начала процедуры анализа положительные и отрицательные примеры решения аналогичных задач. Все это позволяет не только повысить эффективность работы, но и увеличить достоверность, обоснованность, ценность прогнозов и рекомендаций.

Замкнутость цикла подготовки информации предполагает не только информационный и экспертно-аналитический, но и технологический и технический аспекты деятельности. Последнее крайне важно, поскольку современные информационные технологии позволяют реализовать присущий им высокий уровень возможностей только при соответствующем уровне проектирования, генерации и сопровождения информационной системы.

Под технологическим обеспечением подразумевается не столько наличие компьютеров, сетей, средств связи и программного обеспечения, которые несомненно имеются в территориальном управлении, сколько использование их в качестве единой системы специальных программно-аппаратных средств, позволяющей осуществлять подготовку заданий, непосредственно поиск, предварительную обработку, хранение необходимой информации в автоматизированном режиме, которые сводятся к возможности иметь работникам управления в произвольный период реального времени открытый доступ к информационным ресурсам. Наиболее естественным путем при этом считается создание собственных баз данных, создаваемых для решения конкретных задач.

Работники территориального управления постоянно находятся в противоречии между количеством и качеством информации. С одной стороны, налицо постоянный избыток информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать. С другой стороны, информации, необходимой и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов принятии управляющего решения, всегда не хватает.

В связи с этим информационные источники должны соответствовать определенным требованиям и критериям качества. Такими критериями являются полнота, актуальность, достоверность, доступность информации. Для внутренних информационных источников закрытых систем важны также требования унификации форм, форматов, протоколов, регламентов представления информационных ресурсов, возможность однозначной идентификации источника информации.

Таким образом, максимально используя повсеместно происходящие процессы информатизации, в том числе инициируя и реализуя концепции, программы и проекты информатизации отдельных сфер деятельности территориального управления, участвуя в проектировании и сопровождении

информационных систем, работники администрации могут создать необходимые условия для дальнейшей эффективной работы.

В последние годы можно отметить наличие существенной активности по созданию, реорганизации, расформированию, интеграции и дифференциации функций информационно-аналитических структур на всех уровнях власти и управления.

Такие факты одновременно говорят и о явном понимании необходимости таких структур и функций для управления, и об отсутствии канонов, о разнообразии принципов организации подобных структур, существенном разбросе форм и методов осуществления информационно-аналитической деятельности, специфике личности конкретных руководителей, их способности определять цели и ставить задачи для этих структур.

Становятся актуальными высказываемые предложения по:

- созданию координационного совета по методологии информационно-аналитической деятельности в территориальном управлении;

- периодическому проведению совещаний и семинаров для работников администрации с участием представителей аналитических служб всех уровней и научно-исследовательских организаций;

- упорядочению организационных форм взаимодействия всех подразделений, обобщению имеющегося опыта аналитической деятельности;

- организации системы обмена аналитическими и методическими материалами, по централизованному обеспечению работников администрации соответствующими информационными технологиями, необходимой информацией, программно-техническими и информационно-коммуникационными ресурсами, в том числе обеспечению администрации статистической;

- обмену информацией на безвозмездной основе среди различных структур и подразделений;

- созданию геоинформационной системы для администрации, интеграции картографической информации из федеральных и региональных источников информации;

- плановому обучению и повышению квалификации специалистов управления[6].

Выводы

Опыт работы обозначил целый комплекс проблем, имеющих отношение и к территориальному управлению, без решения которых дальнейшее развитие будет затруднено.

К числу первоочередных проблем можно отнести:

- разделение и фиксацию ответственности информационных источников за полноту, достоверность, актуальность информационных ресурсов; определение режимов, протоколов, форматов, регламентов информационного обмена внутри государственных структур всех уровней;

- установление правового статуса, оценку, страхование, продажу

информационных продуктов на основе информационных ресурсов, отнесенных к государственным;

- разработку и реализацию общих принципов создания, функционирования и координации ведомственных информационных систем.

Для повышения эффективности работы территориального управления необходимы согласованные решения на всех уровнях управленческой деятельности органов исполнительной власти. Остается актуальной необходимость координации дальнейшего развития и использования информационно-коммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями федеральных и региональных органов власти.

Список литературы

1.Чернов В. А. Информационные технологии // Коммерческий вестник. 2005. №7. С.61.

2. Батанина И.А. Интеграционные возможности политических и властных элит ЦФО// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 3.

С. 240-247.

3. Долинина О. Н. Информационные технологии в формировании нового стиля управления // Социальные гуманитарные знания. 2005. №1. С.56.

4. Проказина Н.В., Пашин Л.А. Практика потребления социологической информации государственными гражданскими служащими // European Social Science Journal. 2012. № 7. С.365-369.

5. Еремин Л. А. Информационные технологии в системах организационно-экономического управления: перспективы развития и применение // Проблемы теории и практики управления. 2006. №5. С.66.

6. Проказина Н.В. Особенности социологической культуры государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2012.

№ 1. С. 75 - 80.

Каира Юрий Владимирович, канд. социол. наук, доц., докторант, alexaconst@rambler.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

ON INCREASE OF EFFICIENCY OF INFORMA TION AND ANALYTICAL

TECHNOLOGIES APPLICATION IN WORK OF PUBLIC AUTHORITIES

Yu.V. Kaira

This article considers the guidelines of increase of efficiency of information and analytical technologies application in the work of public authorities and substantiates the need for the uniform structure of information and analytical interaction, coordination of territorial

administration and activities of economic entities in the city, which in terms of organization form a regional information and analytical network. A special attention in the article is paid to the information and analytical support of administrative decision-making process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: information and analytical technologies, activity of public authorities, regional information and analytical network, information and analytical support of administrative decision-making process.

Kaira Yury Vladimirovich, PhD (Sociology), Associate Professor, doctoral candidate, alexaconst@rambler.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Service.

УДК 316.354.4

МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТНОГО

СООБЩЕСТВА

А.В. Сычева

Посвящается вопросам развития добровольческого движения в молодежной среде. Проанализированы экспертные мнения о развитии добровольчества в регионе. Представлены результаты социологических исследований добровольческого движения в Тульской области.

Ключевые слова: добровольческое движение, доброволец, добровольческая деятельность, молодежное добровольчество, экспертное сообщество.

В течение последних двух десятилетий наблюдается устойчивый интерес к добровольчеству, представляющему собой важнейшую социальную практику гражданского общества. Характер развития общества подтверждает, что идеи добровольной помощи присутствовали всегда. В обществе всегда были, и как нам представляется верным прогнозировать, что и будут, люди, для которых труд на благо общества является способом самореализации и самосовершенствования.

Добровольчество повсюду в мире становится сегодня мощным ресурсом включения, прежде всего молодежи, в профессиональную и общественную деятельность, фактором формирования гражданской ответственности. Молодежь - это значимый элемент в социальной структуре общества. На разных этапах социального развития значение молодежи для обновления социальной системы то возрастало, то становилось слабее. Это объяснялось целым рядом причин, важнейшие из которых - параметры развития общества (преобладание в нем статических или динамических составляющих), доминирующая идеология обществ и их базовые ценности, а также количество самой молодежи [1].

Гражданские добровольческие инициативы развиваются на микро-и мезоуровнях [2], что проявляется в появлении и деятельности локальных общественных организаций, занимающихся воспитанием социально-

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.