УДК 659.3
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ
© Ухинова Надежда Валерьевна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета.
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: ukhnad@gmail.com
Статья посвящена реализации информационной политики органами исполнительной власти Республики Бурятия через интернет-сайты. Рассматривается понятие информационной открытости органов власти, а также Интернет как канал коммуникации. Автор анализирует нормативно-правовые акты, регулирующие содержание интернет-сайтов государственных органов и дает оценку информационной политике, основываясь на их наполнении и характеристиках. В статье выявляются функциональные особенности интернет-ресурса. Сайты государственных органов являются источником информации об их деятельности и выступают важнейшим средством передачи информации. Проведя анализ нормативной базы и мониторинг контента сайтов, автор приходит к выводу, что в настоящее время информационная политика государственных органов в интернет-пространстве проходит период становления.
Ключевые слова: информация, информационная политика, информационная открытость, коммуникация, интернет-сайты, контент сайта, доступ к информации.
IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION POLICY THROUGH THE INTERNET SITES BY THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA
Ukhinova Nadezhda V., Research Assistant, Department of political science and sociology, Buryat State University.
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: ukhnad@gmail.com
The article is devoted to implementation of the information policy through the Internet sites by executive authorities of the Republic of Buryatia. The concept of information openness of authorities, as well as the Internet as a channel of communication is considered. The author analyzes the normative-legal acts regulating the content of the Internet sites of the public authorities and evaluates the information policy based on their filling and characteristics. The article identifies the functional characteristics of the Internet resource. The websites of state bodies are the source of information on their activities and act as the most important means of information transmission. After analyzing the regulatory framework and monitoring the sites' content, the author comes to the conclusion that currently the information policy of the state bodies in the Internet space is undergoing the period of formation.
Keywords: information, information policy, information openness, communication, Internet sites, site content, access to information.
Современное информационное пространство представляет собой не только совокупность контента традиционных средств коммуникации, но и различных интернет-ресурсов. Интернет в настоящее время активно используется политическими акторами как один из способов коммуникации. К таким политическим акторам можно отнести органы исполнительной власти, поскольку они реализуют государственную политику по разным направлениям.
В Республике Бурятия перед органами исполнительной власти ставится задача повышения уровня информационной открытости и прозрачности деятельности. Информационная открытость власти регламентируется нормативно-правовыми актами, отслеживается общественными организациями, представителями средств массовой информации, а также другими контрольно-надзорными организациями, например, такими как Роскомнадзор. Информационная открытость исполнительных органов власти - это общедоступность максимально исчерпывающей информации о деятельности ведомства, результат проведения информационной политики. Информационная политика заключается в реализации комплекса процедур и мероприятий, направленных на обеспечение эффективности диалога между властью и социальными структурами общества.
Уровень информационной открытости органов власти зависит от объема и соответствия контента сайта требованиям федеральных, региональных нормативно-правовых актов и интересам населения республики. Так, содержание сайтов органов исполнительной власти регламентируется Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления» [6], Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.03.2009 №68 «Об официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия» [7], Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.07.2011 №361 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» [8], Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.03.2013 №146 «О государственной программе Республики Бурятия "Информационное общество"» [9] и др.
Федеральное и региональное законодательство обязывает органы государственной власти соблюдать все необходимые требования для доступа к информации. К ним относятся: достоверность информации, соблюдение сроков и порядка предоставления информации, указание всех контактных данных, сведения о полномочиях органа, о руководителе, о нормотворческой деятельности, о работе с обращениями граждан, о кадровом обеспечении, перечень подведомственных организаций, официальные выступления, доклады, визиты, результаты проверок и многое другое.
В целях реализации информационной политики государственные органы используют все доступные каналы коммуникации. Одними из них выступают интернет-сайты. Сайт государственного органа является важным инструментом по распространению необходимой и значимой информации. Так как именно здесь располагаются большие объемы данных, касающихся различных сфер жизнедеятельности общества, доступ к которым должен быть свободным и беспрепятственным. «Сегодня официальный сайт - самое эффективное средство распространения проверенной информации о деятельности государства среди неограниченного круга лиц» [2]. Цель создания сайтов государственными органами заключается в достижении максимальной открытости и доступности информации, а также в оптимизации деятельности ведомств.
Кроме того, информационная деятельность исполнительных органов власти нацелена на создание положительного образа ведомства, повышение доверия и понимания населением осуществляемой работы. Информация, содержащаяся на сайте органов государственной власти, должна быть актуальной и своевременной. Регулярное обновление контента является основной задачей в осуществлении информационной политики. Следует отметить, что наиболее часто на интернет-сайтах государственных органов обновляется новостная лента и раздел нормативно-правовой базы. Наполнение сайтов исполнительных органов власти Республики Бурятия регулируется Информационно-аналитическим комитетом и Комитетом информационных технологий и документальной связи Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
Обновление новостного блока на ресурсе представляет собой системный механизм освещения деятельности исполнительных органов власти. Информационный поток на сайте формирует определенные информационно-политические повестки дня, что способствует созданию предзаданных информационных картин (полей), содержание которых, как правило, детерминировно интересами субъектов медиакратической системы [3]. В данном случае субъектом медиакратической системы выступают государственные органы. Информационные сообщения нацелены на создание положительного образа организации посредством распространения сообщений позитивного характера. Интенсивность обновлений новостной ленты должна быть высокой, а в их содержании не должен преобладать лишь «чиновничий» язык. Новости должны быть емкими и максимально информативными. Недостаток информации наталкивает общественность на «додумывание» и искажение действительного положения дел, что идет не в пользу государственной власти. Поэтому новости на сайтах должны содержать исчерпывающую информацию.
В современных условиях органам власти ставится задача посредством виртуального диалога с обществом достичь реальных результатов в собственной деятельности. В идеале интернет-сайты ведомств выполняют не только механизм субъект-объектных отношений между властью и обществом, но и субъект-субъектных отношений. В таком случае происходит процесс информационного взаимовлияния друг на друга. Поэтому очень важно создание интернет-приемных или страниц по принципу «вопрос-ответ», а также составление рейтинговых шкал, опросов по оценке определенной инициативы или проекта, инициирование площадок открытых обсуждений по актуальным проблемам, отражающим социальные запросы и интересы. Взаимодействие органов государственной власти и социальных структур общества должно приобрести перманентный характер. Это возможно только при отлаженной системе коммуникаций.
Отметим, что начиная с 2000-х гг. в стране была запущена политика открытости и доступности государственных услуг и информации для граждан. Наибольшее внимание развитию информационного общества и электронного правительства уделял Д. Медведев. Будучи президентом России, он в
2010 г., на заседании Совета по развитию информационного общества, акцентировал внимание участников мероприятия на формировании электронного правительства в субъектах государства. При этом еще в 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002-2010 годы)» [10] был регламентирован поэтапный переход к информационным услугам и электронному взаимодействию. Толчком к развитию электронной демократии в стране стало создание Открытого правительства в 2012 г. Сегодня региональные органы власти России пытаются активнее использовать информационные ресурсы, в том числе и Республика Бурятия.
В настоящее время в республике наблюдается процесс формирования культуры открытости органов власти. Несмотря на строгую регламентированность контента интернет-сайтов исполнительных органов власти Бурятии, их содержание отличается друг от друга. Важно отметить, что универсальность информационного наполнения, предусмотренная законодательно, не всегда соблюдается, поэтому унифицированную и обязательную для публикации информацию не всегда можно найти на интернет-ресурсах отдельно взятых органов исполнительной власти. Довольно часто информация, размещенная на интернет-сайтах ведомств, носит преимущественно отчетный характер, в то время как она должна иметь социальную ориентированность, обладать общественной значимостью.
В конечном итоге складывается ситуация, свидетельствующая о недостатке информационных сообщений о деятельности органов власти. Данное обстоятельство демонстрирует несостоятельность интегративной функции некоторых интернет-сайтов органов власти, которая призвана нивелировать границы между властью и социальными структурами общества. Тем не менее, на интернет-ресурсах каждого исполнительного органа власти Республики Бурятия можно найти раздел «Открытые данные», в котором содержится Публичная отчетность о деятельности за определенный период времени, что позволяет отчитаться перед населением. Этот раздел создан в соответствии со Стандартом открытости федеральных органов исполнительной власти [13].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время реализация информационной политики органами исполнительной власти Республики Бурятия посредством интернет-сайтов проходит этап становления и институционализации.
Литература
1. Андрианов В. Д. Электронное правительство и качество госуправления // [Электронный ресурс]. -URL: http://bujet.ru/article/142372.php (дата обращения 13.05.2015).
2. Информационная открытость государственных интернет-ресурсов в интересах молодежи: сб. ст. - М.: Союз вебмастеров России, 2008. - 80 с.
3. Ковалев Г. С. Технологии власти в современной политике: от виртуальности к реальности: авто-реф. ... канд. полит. наук. - М.: РУДН, 2008. - С.19.
4. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти // [Электронный ресурс]. - URL: http://open.gov.ru/events/5508409/?sphrase_id=102267 (дата обращения 14.05.2015).
5. Мелешкина Е. Ю. Политические отношения и процессы России. - М.: Борей-принт, 2000. - 150 с.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. - 2009. - 13 февраля. - С.12 (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 №200-ФЗ, от 07.06.2013 №112-ФЗ, от 21.12.2013 №366-ФЗ, от 28.12.2013 №396-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 01.12.2014 №419-ФЗ).
7. Постановление Правительства Республики Бурятия от 05.03.2009 №68 «Об официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия» // [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/reg base/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW355;n=39750 (дата обращения 13.05.2015).
8. Постановление Правительства Республики Бурятия от 14.07.2011 №361 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakonprost.ru/content/ regional/8/1338031 (дата обращения 17.05.2015).
9. Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.03.2013 №146 «О государственной программе Республики Бурятия "Информационное общество"» // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant. ru/hotlaw/buryat/466777/ (дата обращения 17.05.2015).
10. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002-2010 годы)» // [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/184120/ (дата обращения 13.05.2015).
11. Павлов И. Ю., Голубева Е. Г., Голубев В. О. Методика мониторинга официальных сайтов органов власти // [Электронный ресурс]. - URL: http://open.gov.ru/events/5508409/?sphrase_id=102267 (дата обращения 17.05.2015).
12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 №Пр-212 // Российская газета. - 2008. - 16 февраля. - С.16.
13. Утвержден Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти // [Электронный ресурс]. - URL: http://open.gov.ru/events/5508409/?sphrase_id=102267 (дата обращения 14.05.2015).
14. Цуладзе А. М. Большая манипулятивная игра. - М.: Алгоритм, 2000. - 345 с.
References
1. Andrianov V. D. Elektronnoe pravitel'stvo i kachestvo gosupravleniya [Electronic Government and the Quality of Public Administration]. Available: http://bujet.ru/article/142372.php (accessed May 13, 2015).
2. Informatsionnaya otkrytost' gosudarstvennykh internet-resursov v interesakh molodezhi [Openness of Public Internet Resources for Young People]. Moscow: Union of Russian Webmasters Publ., 2008. 80 p.
3. Kovalev G. S. Tekhnologii vlasti v sovremennoi politike: ot virtual'nosti k real'nosti: avtoref. ... kand. polit. nauk [Technologies of Authority in Modern Politics: from Virtuality to Reality. Author's abstract of Cand. political sci.]. Moscow: People's Friendship University, 2008. P. 19.
4. Kontseptsiya otkrytosti federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti [The Conception of Federal Executive Authorities Transparency]. Available at: http://open.gov.ru/events/5508409/?sphrase_id=102267 (accessed May 14, 2015).
5. Meleshkina E. Yu. Politicheskie otnosheniya i protsessy Rossii [Political Relations and Processes in Russia]. Moscow: Borei-print Publ., 2000. 150 p.
6. Federal'nyi zakon ot 09.02.2009 №8-FZ Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti go-sudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniya [On Providing Access to Information on the Activities of Stare Authorities and Local Governments]. Rossiiskaya gazeta - Russian Newspaper. 2009. February 13. P. 12.
7. Ob ofitsial'nom portale organov gosudarstvennoi vlasti Respubliki Buryatiya [On the Official Website of the Buryat Republic State Authorities]. Resolution of the Buryat Republic Government No. 68 of March 05, 2009. Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW355;n=39750 (accessed May 13, 2015).
8. O koordinatsii meropriyatii po ispol'zovaniyu informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v deyatel'nosti ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti Respubliki Buryatiya [On Coordination of Information and Communication Technologies Use in the Activities of the Buryat Republic Executive Authorities]. Resolution of the Buryat Republic Government No. 361 of July 14, 2011. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/regional/ 8/1338031 (accessed May 17, 2015).
9. O gosudarstvennoi programme Respubliki Buryatiya "Informatsionnoe obshchestvo " [On the Buryat Republic State Program "Information Society"]. Resolution of the Buryat Republic Government No. 146 of March 22, 2013. Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/buryat/466777/ (accessed May 17, 2015).
10. O federal'noi tselevoi programme "Elektronnaya Rossiya" (2002-2010 gody) [On the Federal Target Program "Electronic Russia" (2002-2010)]. Government Decree No. 65 of January 28, 2002. Available at: http://base.garant.ru/184120/ (accessed May 13, 2015).
11. Pavlov I. Yu., Golubeva E. G., Golubev V. O. Metodika monitoringa ofitsial'nykh saitov organov vlasti [Methods of Monitoring Official Websites of Authorities]. Available at: http://open.gov.ru/events/5508409/?sphrase_ id=102267 (data obrashcheniya 17.05.2015).
12. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii ot 07.02.2008 № Pr-212 [Strategy for Information Society Development in the Russian Federation No. Pr-212 of February 7, 2008]. Rossiiskaya gazeta -Russian Newspaper. 2008. Feb. 16. Pp.16.
13. Utverzhden Standart otkrytosti federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti [The Standard of Federal Executive Authorities Transparency Have Been Approved]. Available at: http://open.gov.ru/events/5508409/?sphrase_id=102267 (accessed May 14, 2015).
14. Tsuladze A. M. Bol'shaya manipulyativnaya igra [Big Manipulative Game]. Moscow: Algoritm Publ., 2000.
345 p.