Научная статья на тему 'Средства массовой коммуникации как источник информации в социальном управлении'

Средства массовой коммуникации как источник информации в социальном управлении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2014
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / COMMUNICATION MEDIA / MASS MEDIA / SOCIAL MANAGEMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / SOCIAL COMPUTER NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каира Юрий Владимирович

Рассматривается ресурс средств массовой информации (на современном этапе актуальнее говорить о средствах массовой коммуникации) как источника информации в социальном управлении. Проведен сравнительный анализ представительности региональных органов власти в виртуальных социальных сетях. При первом приближении можно предположить, что этот ресурс используется региональными органами государственной исполнительной власти недостаточно полно, в том числе в социально-политическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AS A SOURCE OF INFORMATION IN SOCIAL MANAGEMENT

This article considers the resource of mass media (at the present stage to speak about mass media is more topical) as a source of information in social management. There was carried out a comparative analysis of representativity of regional authorities in virtual social networks. At first thought, it may be assumed that this resource is underused by regional bodies of the state executive power, including the socio-political aspect.

Текст научной работы на тему «Средства массовой коммуникации как источник информации в социальном управлении»

УДК 316

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Ю.В. Каира

Рассматривается ресурс средств массовой информации (на современном этапе актуальнее говорить о средствах массовой коммуникации) как источника информации в социальном управлении. Проведен сравнительный анализ представительности региональных органов власти в виртуальных социальных сетях. При первом приближении можно предположить, что этот ресурс используется региональными органами государственной исполнительной власти недостаточно полно, в том числе в социально-политическом аспекте.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, средства массовой информации, социальное управление, информационно-коммуникационная среда, социальные компьютерные сети.

Масштабное внедрение компьютерных технологий, становление глобальной системы массовых коммуникаций и формирование единого информационного пространства стали основной информационнокоммуникационной среды современного общества. Развитие информационно-коммуникационной среды не просто технико-технологический, но и социальный процесс, поскольку освоение информационнотелекоммуникационных технологий создает новые более эффективные формы взаимодействия акторов. Информационно-коммуникационная среда становится неотъемлемой частью современного общества, охватывая социальные отношения всех уровней. В настоящее время идет образование социальной группы, представители которой, осваивая новое коммуникативное пространство, получают преимущество при реализации повседневных практик, что может выступить основанием для новой дифференциации социальной структуры общества[1].

Вопрос о необходимости повышения социально-политической активности - отдельная тема исследования в области РЯ-технологий. При сборе социологической информации важно учитывать современную информационно-коммуникационную среду, в которой существует население. В соответствии с данными мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации во всех субъектах в 2012 г. увеличилась доля населения, имеющего широкополосный доступ к Интернет, в т.ч. в Орловской области - до 11,8 абонентов фиксированного доступа на 100 чел. населения и до 56,6 абонентов мобильного доступа [2]. Россия наряду с такими странами, как Аргентина, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Г реция, Италия, Казахстан, Португалия, Румыния, Украина, отличается средними показателями по стационарной телефонизации, но высокими показателями

по мобильной телефонизации, является отстающей по доле пользователей Интернет и домохозяйств, подключенных к Интернету по стационарному каналу [3, с. 272-282]. Всего за один год, с 2011 по 2012 гг. доля пользователей мобильного Интернета в России увеличилась на четверть, а в Орловской области - почти вдвое. По мере проникновения Интернет и естественной смены поколений все большая доля людей будет получать и, в свою очередь, распространять информацию посредствам глобальной сети и построенных на ее основе сервисов, производных от всемирной паутины.

Традиционные печатные СМИ, априори не предусматривающие взаимодействие с аудиторией, постепенно утрачивают свою востребованность, и эта тенденция имеет глобальный масштаб. Так, в середине октября 2012г. американский еженедельник «Newsweek» - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий - объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013г. и переходе на цифровой формат. Тиражи печатных версий СМИ, особенно газет, имеют устойчивую тенденцию к сокращению во всем мире, за исключением Китая и Индии. Представленные на международном конгрессе«Distripress» данные, показывают ежегодное падение тиражей печатных СМИ [4]: в Германии - на 10 % ежегодно за последние 5 лет, в Испании - на 7 %, в США и Англии - на 5 %,в Португалии - на 3 %.Тиражи на российском рынке в среднем с 2007 по 2012 гг. сокращались на 7 % в год. При этом перевод или дополнение существующих печатных СМИ в электронный формат все равно не позволит охватить все социальные группы, прежде всего молодежь.

Телевидение также постепенно перестает быть транслятором инициатив власти для молодежи (средний возраст телеаудитории неуклонно растет: с 2002 г. он увеличился с 41 года до 46,8 [5]). Молодое поколение заинтересовано не только в получении информации, но и в обмене мнениями о ней, настроено на взаимодействие с источником информации. Такие возможности традиционные печатные и электронные СМИ предоставить не могут вообще или объем соответствующих возможностей ограничен либо неприемлем для ускоряющегося темпа жизни и информационного обмена растянут во времени, например, обратная связь посредством традиционной или даже электронной почты.

Молодежи нужно «здесь и сейчас», т.е. информационное взаимодействие в режиме онлайн. Для удовлетворения именно таких информационно-коммуникационных потребностей были развиты интерактивное цифровое телевидение, блогосфера и, самое главное, компьютерные социальные сети, функционирующие в режиме онлайн со встроенными сервисами приватного или коллективного чата (текстового, голосового и видео), форума для обмена мнениями в максимально широкой аудитории, размер которой ограничен лишь численностью населения, зарегистрированного в сети.

Региональные органы исполнительной власти не всегда успевают за

информационно-коммуникационной мобильностью населения, новые технологические основы коммуникаций внутри общества не успевают институционализироваться в органах власти ни функционально, ни организационно. Основная новизна информационной деятельности в органах государственной исполнительной власти на региональном уровне связана с созданием электронного правительства и его элементов, так или иначе нацеленных на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде и связанную с этим информационную открытость (порталы органов государственной власти), на информатизацию самих органов государственной власти. Так, в структуре правительства Орловской области Управление информационных технологий и связи согласно официальным данным [6] насчитывает 13 служащих, которые занимаются, в основном, многофункциональными центрами, межведомственным электронным взаимодействием и другими аспектами электронного правительства.

Анализ функций органов государственной исполнительной власти Орловской области, изложенных в соответствующих Положениях, показал, что единственным подразделением, как-либо занимающимся социологической информацией, является Управление пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы аппарата Губернатора и Правительства Орловской области [7]. Однако в Управлении институционально не выражен отдел или иное подразделение, или хотя бы должностная позиция, занимающаяся исключительно сбором, обработкой, анализом социологической информации, доведением ее до лиц, принимающих управленческие решения, и до широкой общественности. Наряду с такими функциями, как мониторинг социально-политической и социально-экономической ситуации, анализ реакции в СМИ на действия органов исполнительной власти, непосредственно предполагающими использование результатов социологических исследований, Управление занимается целым рядом иных функций, никак не связанных с социологической информацией.

В современных реалиях потребность в социологической информации актуализируется в период предвыборных кампаний или в связи с наступлением отчетных сроков об эффективности деятельности органов государственной власти по исполнительной вертикали. Вместе с тем, в целях повышения оперативности управления и пресечения негативных общественных тенденций необходимо постоянно, в режиме мониторинга отслеживать реальное положение различных социальных групп, а также общественное мнение о деятельности органов государственной власти, восприятие общественно резонансных событий местного, регионального, всероссийского и мирового масштаба. Негативные общественные тенденции заключаются не столько в виде акций массовых протестов, которые для Орловской области неактуальны [8], сколько в виде, например, отъезда рабочей силы в другие регионы, или, в перспективе, вероятно, обостряющейся проблемы межнациональных взаимоотношений и толерантности, осо-

бенно в местах компактного проживания выходцев из других регионов России, или, скажем, реального положения дел с пьянством и наркоманией. Имеющаяся статистика в лучшем случае явно недостаточна для принятия оптимальных управленческих решений, поскольку общие цифры не отражают причину явления и не способны предложить варианты решения проблем, а в худшем случае - и вовсе неточна, недостоверна.

В этой связи органы государственной исполнительной власти регионов напрямую заинтересованы в социологической информации и аналитических выводах на ее основе, которую может предоставить только честно и профессионально проведенное социологическое исследование. В этом плане Орловскому филиалу Российской академии народного хозяйства и государственной службы альтернативы нет, по крайней мере, на территории Орловской области. Вместе с тем, в целях повышения оперативности получения социологической информации, мониторинга общественной ситуации и имиджа органов власти в СМИ, особенно в СМК (страницы изданий во всемирной паутине, блогосфера, компьютерные социальные сети, цифровое интерактивное телевидение и радио), необходима институционализация деятельности, связанной с получением социологической информации, в самих региональных органах исполнительной власти, т.е. выделение должностных позиций или подразделений, занимающихся исключительно социологическими исследованиями.

Функции подразделений региональных органов государственной исполнительной власти в настоящее время не вполне учитывают перемещение информационно-коммуникационного пространства, в котором существует население, из традиционных средств массовой информации (пресса, аналоговое телевидение и радио), предполагающих лишь одностороннее воздействие источника информации на аудиторию, в новые средства массовой коммуникации (страницы изданий во всемирной паутине, блогосфера, компьютерные социальные сети, цифровое интерактивное телевидение и радио), подразумевающие взаимодействие всех источников и частей аудитории между собой.

В настоящее время органы исполнительной государственной власти Орловской области в самой популярной компьютерной социальной сети «Вконтакте» взаимодействуют с объектом управления лишь на уровне представительства группы «Молодежная политика Орловской области», созданного Управлением по делам молодежи Департамента образования и молодежной политики Орловской области. Группа открыта для новых участников, численность которых не превышает 5000, однако только само Управление может добавлять темы для обсуждения (записи) и мультимедийный контент, а участники могут делиться ссылками на эти темы или оставлять свои комментарии. Содержание тем определяется Управлением и касается анонсов или сообщений об уже проведенных массовых молодежных мероприятиях или наиболее резонансных событий. Следователь-

но, парадигма традиционных СМИ - односторонняя подача материала -принципиально не претерпела существенных изменений (таблица 1).

Как видно из табл. 1, далеко не всегда название группы сформулировано достаточно лаконично, чтобы поместиться в отведенное поле без ущерба для правописания и смысла. Это может дополнительно свидетельствовать о «дежурном», формальном отношении к социальной сети как средству коммуникации, а также средству получения социологической информации.

Следует отметить повышенную информационную активность подразделений по делам молодежи в Орловской области как на уровне субъекта РФ, так и на местном - г. Орла. Тем более, если молодежь заинтересована информацией о власти, следует повышать активность самих органов власти и местного самоуправления как источников информации, в т.ч. социально-политической.

Одним из индикаторов социально-политической активности молодежи может выступать участие в виртуальных группах компьютерных социальных сетей. Наиболее популярной сетью является «Вконтакте», возраст участников которых самый низкий из всех сетей в российском пространстве всемирной паутины. В связи с этим именно сеть «Вконтакте» была взята в качестве объекта анализа представительности политических партий, при этом показателем выступило количество участников виртуальной группы, созданной партией или её молодежным или региональным подразделением, при этом представлены парламентские партии (рисунок). При этом рассмотрены Орловская область и соседние субъекты РФ. Особенности использования «Вконтакте» не позволяют получить срез информации по субъекту РФ, поэтому были взяты их административные и политические центры. Следует отметить, что непарламентские партии также представлены в сети, виртуальные группы некоторых из них насчитывают сотни участников.

Г руппы в компьютерной социальной сети «Вконтакте», созданные региональными органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления административных центров некоторых субъектов РФ с объектом

управления - населением [9]

Субъект РФ Название группы (оригинальное) Создатель группы Числен- ность участников, чел. Добавление записей участника- ми

Брян- ская область «Отдел молодёжной политики. БРЯНСК» Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства администрации города Брянска 447 Возможно

Окончание

Субъект РФ Название группы (оригинальное) Создатель группы Численность участников, чел. Добавление записей участниками

Калуж ская область «Молодёжное правительство Калужской области» Молодёжное правительство Калужской области 534 Возможно

«Молодежный парламент Калужской области» Молодежный парламент Калужской области 175 Возможно

Курская область «Управление по организации и проведению спортивных мер» Управление по организации и проведению спортивных мероприятий.г. Курск 572 Возможно

Липецкая область «Центр патриотического воспитания Липецкой област» Областное бюджетное учреждение «Центр патриотического воспитания населения Липецкой области» 325 Возможно

«Молодежная политика Орловской области» Управление по делам молодежи Департамента образования и молодежной политики Орловской области 4781 Невозможно

Орлов- ская область «Отдел по работе с молодёжью и взаимодействию с о» Отдел по работе с молодёжью и взаимодействию с общественными организациями управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Орла 2805 Невозможно

Смолен- ская область «Молодежь смоленщины» Отдел по делам молодежи Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи 901 Невозможно

Тульская область «Правительство Тульской области» Правительство Тульской области 1515 Невозможно

На основе данных, представленных на рисунке, можно сделать выводы о характере политической борьбы и степени участия в ней населения, по крайней мере, той его части, которая зарегистрирована в «Вконтакте»: если в группах г. Брянска лидирующие партии представлены равномерно, то в Смоленске и Туле явно преимущество КПРФ, а в информационном пространстве Орла и вовсе доминирует ЛДПР, в Курске - «Справедливая Россия». По накопительному показателю количества участников также можно судить о социально-политической активности, особенно, если ее соотнести с численностью населения, с количеством регистрационных учетных записей (аккаунтов) в социальной сети и со степенью проникно-

вения Интернет. Соответствующие исследования относятся к отдельному тематическому направлению, которое носит междисциплинарный характер: социология, политология, социальная психология, а также информационные технологии, которые позволяют автоматизировать процесс сбора и обработки информации из социальных сетей, существенно расширив эмпирическую базу и сократив трудозатраты на исследование.

Брянск Калуга Курск Липецк Орёл Смоленск Тула

Представительность в социальной сети «Вконтакте» парламентских партий в административных центрах некоторых субъектов РФ

По мере проникновения Интернет и естественной смены поколений аудитория новых средств массовой коммуникации превысит аудиторию традиционных (молодежь уже использует, в основном, новые средства). В этой связи региональные органы государственной исполнительной власти не смогут воспринимать актуальные общественные процессы и объективно отслеживать реальную социально-политическую и социальноэкономическую ситуацию. Для решения этой проблемы следует расширить круг задач и, как следствие, функции соответствующих подразделений, что потребует совершенствования нормативной документации.

Список литературы

1. Лысенко В.А. Структурно-функциональные изменения информационно-коммуникационной среды российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.; 2011.

2. Показатели развития информационного общества в Российской

Федерации / Росстат. Режим доступа:

http://www.gks.ru/free doc/new site/business/it/monitor rf.xls

3. Россия и страны мира. 2012: Стат.сб. / Росстат. M., 2012. 380 с.

4. 57-й Международный конгресс Distripress (Ассоциация продвижения и международного распространения печатных изданий). 1 -4 октября 2012 г. Глазго, Великобритания. Режим доступа: http://www.distripress.net/mdex.php?id=68.

5. Исследование «ТВ Индекс» компании TNS GallupMedia. Режим доступа: http://tnsglobal.ru

6. Портал Орловской области. Управление информационных технологий и связи Орловской области. Режим доступа: http://orel-region. ru/index.php?head=6&part=7 3 &unit=207&op=1.

7. Портал Орловской области. Управление пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы. Режим доступа: http://orel-region.ru/index.php?head=6&part=7 3 &unit= 18&op=6.

8. Алексеёнок, А.А., Бараночников В.А. Влияние среднего класса на уровень социальной напряженности в современном обществе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

С. 3-10.

9. Сообщества в компьютерной социальной сети «Вконтакте». Режим доступа: http://vk.com/search?c[ country]=1 &c[section]=communities.

Каира Юрий Владимирович, канд. социол. наук, доц., докторант alexaconst@rambler. ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

MASS MEDIA AS A SOURCE OF INFORMATION IN SOCIAL MANAGEMENT

Yu.V. Kaira

This article considers the resource of mass media (at the present stage to speak about mass media is more topical) as a source of information in social management. There was carried out a comparative analysis of representativity of regional authorities in virtual social networks. At first thought, it may be assumed that this resource is underused by regional bodies of the state executive power, including the socio-political aspect.

Key words: communication media, mass media, social management, information and communication environment, social computer networks

Kaira Yury Vladimirovich, PhD (Sociological Sciences), Associate Professor, doctoral candidate, [email protected], Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.